Министерство просвещения российской федерации
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
Открытый урок
Тема: «Устройство и принцип работы КПП»
Форма проведения: комбинированная
Подготовил и провел:
мастер п/о
В.А Дробышев
Дата проведения:
17.01.23г
г. Неман
2023 год.
Дисциплина «Устройство тракторов»
План урока №56
Тема урока: Устройство и принцип работы КПП.
Тип урока: комбинированный
Цели урока: ознакомить обучающихся с общим устройством КПП тракторов и принципом работы.
Учебно-наглядный комплекс: проектор, учебник «ТРАКТОРА»
ХОД УРОКА
№ п/п | Наименование структурного элемента урока | Деятельность мастера п/о | Деятельность обучающихся | Время (мин.) |
11. | Орг.мероприятия | Отмечаю посещаемость в журнале т/о. Раздаю письменные принадлежности | Занимают места, готовятся к занятиям | 2 |
22. | Постановка цели и задач урока | Вступительное слово. Постановка целей и задач урока | Слушают преподавателя. Записывают тему урока. | 3 |
33. | Проверка домашнего задания | Задаю вопросы по предшествующей теме: 1.Какое назначение имеет сцепление? 2.Для чего нужны демпферные пружины? 3. Назвать виды сцепления | Отвечают на вопросы устно | 5 |
44. | Изложение нового материала | Излагаю материал (показываю презентацию) по плану: 1.Назначение и общее устройство КПП 2.Виды зубчатых передач. Передаточное число 3. Классификация КПП 4. Устройство КПП | Слушают мастера п/о, делают записи в тетради | 15 |
55. | Закрепление нового материала | Задаю вопросы по теме урока (даю выполнить карточку задания) 1.Что называется передаточным числом. 2. Устройство КПП? 3. на каком валу находится коническая шестерня главной передачи? Показываю ролик. | Отвечают на вопросы устно, выполняют задание. Смотрят ролик | 10 |
66. | Подведение итогов | Проверяю задания. Подвожу итоги. | Слушают мастера | 4 |
67. | Задание на дом | В. А Родичев «Тракторы» стр.128 | Записывают задание на дом | 1 |
Мастер п/о___________
Профессия: «Тракторист».
Тема урока: «Устройство и принцип работы КПП».
Цель урока:
Образовательная: расширить, углубить знания обучающихся по изучению трансмиссии тракторов.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, развивать память, культуру речи. Активация мыслительной деятельности обучающихся с использованием наглядных средств обучения.
Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес
к предмету и профессии.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметная связь: техобслуживание и ремонт, слесарное дело, физика, производственное обучение.
Материально - дидактическое оснащение урока: плакаты, учебник, проектор, персональные компьютеры, карточки задания.
План урока
I. Организационная часть урока (подготовка учащихся к проведению урока) -2 мин:
- проверить наличие обучающихся;
- проверка их готовность к занятиям.
II. Подготовка к активной познавательной деятельности – 3мин.:
- сообщение темы и цели урока.
Укрепление положительных мотивов познавательной деятельности, возбуждение интереса и стремления к изучению нового материала.
Мотивационный момент. Введение в тему занятия
Преподаватель: на этом занятии, мы с вами познакомимся с устройством и работой КПП, узнаем из чего она состоит, как работает. Назначение КПП можно понять и прочувствовать ногами, когда мы едем на велосипеде по лесной тропинке. На подъёме мы включаем пониженные передачи что бы облегчить работу ног. На ровной дороге увеличиваем скорость. Всё происходит также, как и при движении трактора. Тракторист переключает передачи в зависимости от режима и вида выполняемых работ.
Обучающиеся; слушают, записывают тему урока.
III. Повторение пройденного материала (проверка, приобретённых ранее,
знаний и умений): - 5мин
Основные задачи:
-закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся;
;
-развитие навыков правильного воспроизведения и применения знаний;
-актуализация опорных знаний и логичный переход к изучению нового материала;
Преподаватель: на прошлом занятии мы изучили первый узел трансмиссии сцепление. Вспомним что входит в устройство трансмиссии?
Какое назначение имеет сцепление?
Для чего нужны демпферные пружины?
Назвать виды сцепления
Обучающиеся: отвечают на вопросы.
IV. Изложение нового материала (формирование новых знаний и умений):-15мин.
Основной задачей данного элемента занятия является формирование новых знаний.
Объяснение темы занятия
Лекция с наглядной демонстрацией презентации.
Изложение нового материала осуществляется с применением различных методов: основная часть знаний сообщается при помощи объяснения с элементами беседы, используются наглядные материалы: макет КПП МТЗ-80, презентация.
Преподаватель: введём понятие о назначении КПП. Слайд 1. Сцепление передаёт крутящий момент от двигателя КПП. Значит КПП служит:
1. Для передачи крутящего момента от КПП на главную передачу ведущего моста.
2. Для изменения силы тяги и скорости движения трактора в зависимости от условий работы. (пониженные передачи, повышенные передачи)
3. Для изменения направления движения (вперёд, назад)
4. Для отключения двигателя от трансмиссии при остановке.
Обучающиеся: слушают, делают записи.
Преподаватель:
В коробках передач, для передачи крутящего момента используются зубчатые передачи. Слайд 2.
Зубчатая передача – это пара зубчатых шестерён находящихся в зацеплении. Зубчатые передачи бывают цилиндрические, конические и червячные.
Цилиндрические Конические Червячные
Зубчатая передача характеризуется величиной передаточного числа i
i = Z2 / Z1 = n1/ n2
Передаточное число зубчатой передачи это -отношение числа зубьев Z2 ведомой шестерни к числу зубьев Z1 ведущей шестерни. Оно показывает, во сколько раз изменяется крутящий момент на ведомом валу или его частота вращения (n).
Обучающиеся: слушают, делают записи.
Преподаватель: давайте попробуем рассчитать передаточное число зубчатой передачи
Обучающиеся: считают по формуле i = Z2 / Z1 и отвечают.
Преподаватель: существует несколько разновидностей КПП. Слайд 3. Они различаются по количеству и расположению валов. Разные виды КПП имеют соответствующие преимущества и недостатки. На- МТЗ-80 – КПП с механическим переключением передач, а на современных тракторах КПП управляется электроникой.
Классификация коробок передач:
- одноступенчатые;
- многоступенчатые;
- с продольным расположением валов;
- с поперечным расположением валов.
Обучающиеся: слушают, делают записи.
Преподаватель: разберём устройство простейшей коробки передач слайд 4:
1. Двойная шестерня заднего хода. 2. Ведомый вал 3. Ведущий вал. 4. Корпус. 5. Вилки 6. Кулиса 7. Рычаг переключения передач. 8. Фиксатор. 9. Ползуны.
.
Рис. 37
Действие КП основано на том, что вращение от коленчатого вала двигателя передаётся на ведущий мост через зубчатые шестерни с определённым передаточным числом на каждой передаче. На рисунке 37 показана простейшая коробка передач с тремя передачами переднего хода и одной задней. При введении в зацепление самой малой шестерни, расположенной на ведущем валу 3, с самой большой шестерней на ведомом валу 2, включается первая (низшая) передача. Частота вращения ведомого вала будет наименьшей по сравнению с частотой его вращения при зацеплении других пар шестерён, а крутящий момент – наибольший.
Подвижные шестерни (каретки) ведущего вала передвигаются рычагом 7 переключения передач через вилки 5, которые перемещаются вместе с ползунами 9 или по ним как по направляющим. Для фиксации передачи и для того, чтобы не было самопроизвольного переключения, предусмотрены фиксаторы 8. Чтобы исключить одновременное включение двух передач, в КП расположена направляющая пластина – кулиса 6.
Обучающиеся: слушают, смотрят презентацию делают записи.
Преподаватель: для примера рассмотрим устройство КП с продольным (слайд5) и поперечным (слайд 6) расположением валов.
1-первичный вал; 2-каретка шестерён 4.5.7.8; 3-каретка шестерён 3.6.9; 4-крышка; 5-ползун с вилкой; 6-замковая пластина; 7-ведомая шестерня 1 ступени; 8-фиксатор; 9-сапун; 10-рычаг переключения; 11-рамка блокировки пускового двигателя; 12-регулировочные прокладки; 13-коническая шестерня; 14-вторичный вал; 15-регулировачная шайба; 16-ведущая шестерня второй ступени; 17-каретка переключения диапазонов; 18-шестерня с двумя венцами; 19-промежуточный вал; 20-вал независимого привода ВОМ; 21-корпус; 22-блок промежуточных шестерён понижающего редуктора; 23-ведомая шестерня редуктора; 24-зубчатая муфта; 25-ведущая шестерня понижающего редуктора; 26-рычаг включения редуктора
Закрепление нового материала - 10 мин.
приложение 1
Обучающиеся: выполняют задание, смотрят видео
IV. Заключительная часть - 5 мин.
1. Подведение итогов урока.
Преподаватель подводит итоги, обобщает, что было сделано на уроке. Отмечает отдельных обучающихся, наиболее и наименее активных, выставляет им оценки, обязательно комментируя их. Это необходимо для того, чтобы учащиеся видели результаты своей работы, что нужно исправить, что подкорректировать. Преподаватель выясняет, нет ли у обучающихся каких-либо вопросов. Рассказывает, чем будут заниматься на следующем уроке.
2. Задание на дом.
Приложение 1
Задание к уроку 1-56
По дисциплине: «Устройство тракторов»
Тема: Устройство и принцип работы КПП
Обучающийся группы «Тракторист» ФИ__________________________
Коробка передач (КП) предназначена для ______________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
В коробках передач, для передачи крутящего момента используются
___________________________.
Зубчатая передача это______________________________________________
__________________________________________________________________.
Написать названия зубчатых передач
_____________________ ____________________ ____________________
Передаточное число зубчатой передачи это ____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Классификация коробок передач:
- ____________________________________;
- _____________________________________;
- с __________________________________________________;
- с __________________________________________________.
Состав простейшей коробки передач:
1
. __________________________. 2. _____________________ 3. _______________________. 4. _________________. 5. _____________ 6. ______ 7. _______________________________. 8. _________________. 9. __________.
Поставить цифры
____первичный вал; ____каретка шестерён 4.5.7.8; ____каретка шестерён 3.6.9; ___ползун с вилкой; ____замковая пластина; ___ведомая шестерня 1 ступени; ___фиксатор; ___рычаг переключения; ___коническая шестерня; ____вторичный вал; ____ регулировочная шайба; ___ведущая шестерня второй ступени; ____ каретка переключения диапазонов; ____шестерня с двумя венцами; ___ промежуточный вал; ____ вал независимого привода ВОМ; ___-корпус;