СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока на тему: «Устройство и принцип работы механической КПП»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка окказывает практическую помощь преподавателю специальных дисциплин по МДК 01.02 Устройство и эксплуатация автомобиля, по профессии: 23.01.03 Автомеханик.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока на тему: «Устройство и принцип работы механической КПП»»

Коробки передач

Коробки передач

Тема урока: Коробки передач  Цель урока:  Ознакомление с конструкцией и принципом действия механических ступенчатых коробок передач. Задачи: Ознакомиться с типами и классификацией коробок передач. Понять принцип действия механических ступенчатых коробок передач по кинематическим схемам. Научиться определять передаточное число коробки на различных передачах. Ознакомиться с конструкцией двухвальной коробки передач.

Тема урока:

Коробки передач

Цель урока:

Ознакомление с конструкцией и принципом действия механических ступенчатых коробок передач.

Задачи:

  • Ознакомиться с типами и классификацией коробок передач.
  • Понять принцип действия механических ступенчатых коробок передач по кинематическим схемам.
  • Научиться определять передаточное число коробки на различных передачах.
  • Ознакомиться с конструкцией двухвальной коробки передач.
Коробка передач  является вторым звеном трансмиссии, устанавливается после сцепления и имеет прямую связь с её ведомым (и) диском (дисками). Коробка передач выполняется в виде механического редуктора , который выполняет следующие функции: изменение передаточного числа трансмиссии; изменение направления движения (вперёд-назад) автотракторной техники; разъединение двигателя от трансмиссии на длительное время; использование заглушенного двигателя и трансмиссии как дополнительной стояночной тормозной системы.

Коробка передач является вторым звеном трансмиссии, устанавливается после сцепления и имеет прямую связь с её ведомым (и) диском (дисками).

Коробка передач выполняется в виде механического редуктора , который выполняет следующие функции:

  • изменение передаточного числа трансмиссии;
  • изменение направления движения (вперёд-назад) автотракторной техники;
  • разъединение двигателя от трансмиссии на длительное время;
  • использование заглушенного двигателя и трансмиссии как дополнительной стояночной тормозной системы.

По способу изменения передаточного числа коробки передач могут быть: ступенчатыми; бесступенчатыми; комбинированными. Ступенчатые коробки передач имеют конкретный набор дискретных передаточных чисел (ступени), которые может реализовать водитель в зависимости от дорожных условий или рода выполняемой работы. Бесступенчатые коробки передач позволяют плавно изменять передаточное число от минимального до максимального значения и наоборот.

По способу изменения передаточного числа коробки передач могут быть:

  • ступенчатыми;
  • бесступенчатыми;
  • комбинированными.

Ступенчатые коробки передач имеют конкретный набор дискретных передаточных чисел (ступени), которые может реализовать водитель в зависимости от дорожных условий или рода выполняемой работы.

Бесступенчатые коробки передач позволяют плавно изменять передаточное число от минимального до максимального значения и наоборот.

Комбинированные коробки пе редач имеют несколько диапазонов передаточных чисел, построенных по ступенчатой схеме, а внутри каждого диапазона передаточное число может изменяться плавно. По способу управления коробки передач бывают: неавтоматические  – обязательно участие водителя; автоматические  – без участия водителя; полуавтоматические – участие водителя при необходимости.

Комбинированные коробки пе редач имеют несколько диапазонов передаточных чисел, построенных по ступенчатой схеме, а внутри каждого диапазона передаточное число может изменяться плавно.

По способу управления коробки передач бывают:

  • неавтоматические – обязательно участие водителя;
  • автоматические – без участия водителя;
  • полуавтоматические – участие водителя при необходимости.

Конструктивно коробки передач выполняются в виде механического редуктора, изменяющего передаточное число трансмиссии ступенчато или бесступенчато по воле водителя или по команде электронного блока управления (бортового компьютера). Механические ступенчатые коробки передач  принято подразделять по следующим признакам: по числу передач : 4-хступенчатые, 5-ступенчатые, … , многоступенчатые ; по числу валов : 2-хвальные, 3-хвальные, многовальные .

Конструктивно коробки передач выполняются в виде механического редуктора, изменяющего передаточное число трансмиссии ступенчато или бесступенчато по воле водителя или по команде электронного блока управления (бортового компьютера).

Механические ступенчатые коробки передач принято подразделять по следующим признакам:

  • по числу передач : 4-хступенчатые, 5-ступенчатые, … , многоступенчатые ;
  • по числу валов : 2-хвальные, 3-хвальные, многовальные .

Двухвальные коробки передач Двухвальные коробки передач  отличаются простотой конструкции, компактностью, высоким КПД, но не позволяют получить большие передаточные числа. По этой причине они применяются преимущественно на переднеприводных легковых автомобилях .

Двухвальные коробки передач

Двухвальные коробки передач отличаются простотой конструкции, компактностью, высоким КПД, но не позволяют получить большие передаточные числа.

По этой причине они применяются преимущественно на переднеприводных легковых автомобилях .

Двухвальная коробка передач ВАЗ-2108

Двухвальная коробка передач ВАЗ-2108

Коробка передач ВАЗ-2109

Коробка передач ВАЗ-2109

Коробка передач Ford 1 – первичный вал ; 2 – дифференциал ; 3 – вторичный вал .

Коробка передач Ford

1 – первичный вал ;

2 – дифференциал ;

3 – вторичный вал .

Нейтраль

Нейтраль

Первая передача

Первая передача

Вторая передача

Вторая передача

Третья передача

Третья передача

Четвёртая передача

Четвёртая передача

Пятая передача

Пятая передача

Задний ход

Задний ход

Синхронизаторы Синхронизаторы предназначены для выравнивания угловых скоростей вращения зубчатого колеса и вала. Выравнивание угловых скоростей выполняется за счёт сил трения при соприкосновении ведущего и ведомого звеньев. По конструкции синхронизаторы бывают: блочные; пальцевые; дисковые;

Синхронизаторы

Синхронизаторы предназначены для выравнивания угловых скоростей вращения зубчатого колеса и вала.

Выравнивание угловых скоростей выполняется за счёт сил трения при соприкосновении ведущего и ведомого звеньев.

По конструкции синхронизаторы бывают:

  • блочные;
  • пальцевые;
  • дисковые;

Блочный синхронизатор 1 – блокирующее кольцо ; 2 – ступица ; 3 – зубчатая муфта ; 4 – пружина ; 5 – сухарик ; 6 – шарик .

Блочный синхронизатор

1 – блокирующее кольцо ;

2 – ступица ;

3 – зубчатая муфта ;

4 – пружина ;

5 – сухарик ;

6 – шарик .

Блочный синхронизатор

Блочный синхронизатор

Работа блочного синхронизатора

Работа блочного синхронизатора

Дисковый синхронизатор

Дисковый синхронизатор

Пальцевый синхронизатор

Пальцевый синхронизатор

Пальцевый синхронизатор

Пальцевый синхронизатор

Трёхвальные коробки передач Трёхвальные коробки передач  имеют прямую передачу с высоким КПД, позволяют получать большие по сравнению с двухвальными коробками передаточные числа, поэтому они нашли применение на заднеприводных легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъёмности

Трёхвальные коробки передач

Трёхвальные коробки передач имеют прямую передачу с высоким КПД, позволяют получать большие по сравнению с двухвальными коробками передаточные числа, поэтому они нашли применение на заднеприводных легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъёмности

Принцип работы трёхвальной КП

Принцип работы трёхвальной КП

Схема 3-хвальной 3-хступенчатой КП

Схема 3-хвальной 3-хступенчатой КП

Сцепление и КП автомобиля ЗиЛ-431410

Сцепление и КП автомобиля ЗиЛ-431410

Многовальные коробки передач Многовальные коробки передач  находят применение на большегрузных автомобилях и тракторах большого тягового класса, так как они имеют более широкий спектр передач (до 20 и более), что позволяет выбирать оптимальный режим движения с точки зрения технологии выполнения транспортной работы или технологии выполнения агротехнических, дорожно-строительных и иных видов работ.

Многовальные коробки передач

Многовальные коробки передач находят применение на большегрузных автомобилях и тракторах большого тягового класса, так как они имеют более широкий спектр передач (до 20 и более), что позволяет выбирать оптимальный режим движения с точки зрения технологии выполнения транспортной работы или технологии выполнения агротехнических, дорожно-строительных и иных видов работ.

На большегрузных автомобилях многовальная коробка передач получается путём соединения обычной трёхвальной коробки с одной или двумя дополнительными двухступенчатыми коробками. Так, например, коробка передач автомобиля КамАЗ-5350 состоит из основной трёхвальной пятиступенчатой коробки А и дополнительной двухступенчатой коробки (делителя) Б , установленной перед основной коробкой

На большегрузных автомобилях многовальная коробка передач получается путём соединения обычной трёхвальной коробки с одной или двумя дополнительными двухступенчатыми коробками.

Так, например, коробка передач автомобиля КамАЗ-5350 состоит из основной трёхвальной пятиступенчатой коробки А и дополнительной двухступенчатой коробки (делителя) Б , установленной перед основной коробкой

Простой планетарный механизм А – солнечное колесо В – эпицикл (коронное колесо) С – сателлиты D - водило

Простой планетарный механизм

А – солнечное колесо

В – эпицикл (коронное колесо)

С – сателлиты

D - водило

Простой планетарный механизм

Простой планетарный механизм

Особенность планетарных механизмов заключается в том, что комбинируя разные варианты выбора ведущего и ведомого звеньев и затормаживая третий элемент механизма можно получить разные передаточные числа и разные направления вращения ведомого звена . В планетарных механизмах должно соблюдаться следующее кинематическое соотношение между числами зубьев: Передаточное число механизма:

Особенность планетарных механизмов заключается в том, что комбинируя разные варианты выбора ведущего и ведомого звеньев и затормаживая третий элемент механизма можно получить разные передаточные числа и разные направления вращения ведомого звена .

В планетарных механизмах должно соблюдаться следующее кинематическое соотношение между числами зубьев:

Передаточное число механизма:

Солнечное колесо – ведущее, а водило – ведомое. Коронное колесо заторможено. Передаточное число:

Солнечное колесо – ведущее, а водило – ведомое. Коронное колесо заторможено.

Передаточное число:

Водило – ведущее звено, коронное колесо – ведомое, а солнечное колесо заторможено. Передаточное число:

Водило – ведущее звено, коронное колесо – ведомое, а солнечное колесо заторможено.

Передаточное число:

Водило – ведущее звено, солнечное колесо – ведомое, коронное колесо заторможено. Передаточное число:

Водило – ведущее звено, солнечное колесо – ведомое, коронное колесо заторможено.

Передаточное число:

Солнечное колесо – ведущее звено, коронное колесо – ведомое, а водило заторможено. Передаточное число:

Солнечное колесо – ведущее звено, коронное колесо – ведомое, а водило заторможено.

Передаточное число:

Коронное колесо – ведущее звено, солнечное колесо – ведомое, а водило заторможено. Передаточное число:

Коронное колесо – ведущее звено, солнечное колесо – ведомое, а водило заторможено.

Передаточное число:

Конечной частью демультипликатора выступает водило 11 , к которому через фланец 12 присоединяется карданный вал. Демультипликатор снабжён синхронизатором, состоящим из корпуса (ступицы) 13 , соединённого жёстко со ступицей коронной шестерни 7 , двух конических колец 9 и зубчатой муфты 14. При перемещении зубчатой муфты 14 назад до зацепления её зубьев с зубчатым венцом муфты блокировки 10 происходит жёсткое соединение коронной шестерни 6 с водилом 11 , что приводит к блокировке всего планетарного механизма – все детали механизма вращаются как одно целое. В этом случае передаточное число демультипликатора:

Конечной частью демультипликатора выступает водило 11 , к которому через фланец 12 присоединяется карданный вал.

Демультипликатор снабжён синхронизатором, состоящим из корпуса (ступицы) 13 , соединённого жёстко со ступицей коронной шестерни 7 , двух конических колец 9 и зубчатой муфты 14.

При перемещении зубчатой муфты 14 назад до зацепления её зубьев с зубчатым венцом муфты блокировки 10 происходит жёсткое соединение коронной шестерни 6 с водилом 11 , что приводит к блокировке всего планетарного механизма – все детали механизма вращаются как одно целое. В этом случае передаточное число демультипликатора:

При перемещении зубчатой муфты 1 4 вперёд до зацепления её зубьев с зубчатым венцом муфты блокировки 8 происходит жёсткое соединение коронной шестерни 6 с картером демультипликатора, что приводит к блокировке (остановке ) коронной шестерни 6 . В этом случае крутящий момент, поступающий от вторичного вала 2 , передаётся через солнечную шестерню 3 на сателлиты 5 , которые, обкатываясь относительно неподвижной коронной шестерни 6 , приводят во вращение водило 11 . Передаточное число демультипликатора:  где:  – число зубьев сателлита;   - число зубьев солнечной шестерни.

При перемещении зубчатой муфты 1 4 вперёд до зацепления её зубьев с зубчатым венцом муфты блокировки 8 происходит жёсткое соединение коронной шестерни 6 с картером демультипликатора, что приводит к блокировке (остановке ) коронной шестерни 6 . В этом случае крутящий момент, поступающий от вторичного вала 2 , передаётся через солнечную шестерню 3 на сателлиты 5 , которые, обкатываясь относительно неподвижной коронной шестерни 6 , приводят во вращение водило 11 . Передаточное число демультипликатора:

где: – число зубьев сателлита;

- число зубьев солнечной шестерни.

Механизм переключения передач Механизм переключения передач предназначен для: выбора необходимой передачи; включения выбранной передачи; выключения текущей передачи. Механизм монтируется в крышке коробки передач и включает в себя: штоки; вилки; фиксаторы штоков; замковое устройство; предохранитель включения заднего хода.

Механизм переключения передач

Механизм переключения передач предназначен для:

  • выбора необходимой передачи;
  • включения выбранной передачи;
  • выключения текущей передачи.

Механизм монтируется в крышке коробки передач и включает в себя:

  • штоки;
  • вилки;
  • фиксаторы штоков;
  • замковое устройство;
  • предохранитель включения заднего хода.
Механизм переключения передач

Механизм переключения передач

Предохранитель, фиксатор,  замковое устройство

Предохранитель, фиксатор, замковое устройство

Механизм переключения передач

Механизм переключения передач

Привод коробок передач Привод предназначен для управления переключением передач . Привод может быть: непосредственным; дистанционным.

Привод коробок передач

Привод предназначен для управления переключением передач .

Привод может быть:

  • непосредственным;
  • дистанционным.
Непосредственный привод применяется на грузовых автомобилях капотной компоновки и легковых заднеприводных автомобилях с передним расположением двигателя . Дистанционный привод применяется на грузовых автомобилях бескапотной компоновки и легковых переднеприводных автомобилях .

Непосредственный привод применяется на грузовых автомобилях капотной компоновки и легковых заднеприводных автомобилях с передним расположением двигателя .

Дистанционный привод применяется на грузовых автомобилях бескапотной компоновки и легковых переднеприводных автомобилях .

Непосредственный привод КП ИЖ-2126

Непосредственный привод КП ИЖ-2126

Непосредственный привод

Непосредственный привод

Дистанционный привод КП КамАЗ-5320 и МАЗ-5335

Дистанционный привод КП КамАЗ-5320 и МАЗ-5335

Пневмопривод делителя КП КамАЗ

Пневмопривод делителя КП КамАЗ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!