Коробки передач
Тема урока:
Коробки передач
Цель урока:
Ознакомление с конструкцией и принципом действия механических ступенчатых коробок передач.
Задачи:
- Ознакомиться с типами и классификацией коробок передач.
- Понять принцип действия механических ступенчатых коробок передач по кинематическим схемам.
- Научиться определять передаточное число коробки на различных передачах.
- Ознакомиться с конструкцией двухвальной коробки передач.
Коробка передач является вторым звеном трансмиссии, устанавливается после сцепления и имеет прямую связь с её ведомым (и) диском (дисками).
Коробка передач выполняется в виде механического редуктора , который выполняет следующие функции:
- изменение передаточного числа трансмиссии;
- изменение направления движения (вперёд-назад) автотракторной техники;
- разъединение двигателя от трансмиссии на длительное время;
- использование заглушенного двигателя и трансмиссии как дополнительной стояночной тормозной системы.
По способу изменения передаточного числа коробки передач могут быть:
- ступенчатыми;
- бесступенчатыми;
- комбинированными.
Ступенчатые коробки передач имеют конкретный набор дискретных передаточных чисел (ступени), которые может реализовать водитель в зависимости от дорожных условий или рода выполняемой работы.
Бесступенчатые коробки передач позволяют плавно изменять передаточное число от минимального до максимального значения и наоборот.
Комбинированные коробки пе редач имеют несколько диапазонов передаточных чисел, построенных по ступенчатой схеме, а внутри каждого диапазона передаточное число может изменяться плавно.
По способу управления коробки передач бывают:
- неавтоматические – обязательно участие водителя;
- автоматические – без участия водителя;
- полуавтоматические – участие водителя при необходимости.
Конструктивно коробки передач выполняются в виде механического редуктора, изменяющего передаточное число трансмиссии ступенчато или бесступенчато по воле водителя или по команде электронного блока управления (бортового компьютера).
Механические ступенчатые коробки передач принято подразделять по следующим признакам:
- по числу передач : 4-хступенчатые, 5-ступенчатые, … , многоступенчатые ;
- по числу валов : 2-хвальные, 3-хвальные, многовальные .
Двухвальные коробки передач
Двухвальные коробки передач отличаются простотой конструкции, компактностью, высоким КПД, но не позволяют получить большие передаточные числа.
По этой причине они применяются преимущественно на переднеприводных легковых автомобилях .
Двухвальная коробка передач ВАЗ-2108
Коробка передач ВАЗ-2109
Коробка передач Ford
1 – первичный вал ;
2 – дифференциал ;
3 – вторичный вал .
Нейтраль
Первая передача
Вторая передача
Третья передача
Четвёртая передача
Пятая передача
Задний ход
Синхронизаторы
Синхронизаторы предназначены для выравнивания угловых скоростей вращения зубчатого колеса и вала.
Выравнивание угловых скоростей выполняется за счёт сил трения при соприкосновении ведущего и ведомого звеньев.
По конструкции синхронизаторы бывают:
- блочные;
- пальцевые;
- дисковые;
Блочный синхронизатор
1 – блокирующее кольцо ;
2 – ступица ;
3 – зубчатая муфта ;
4 – пружина ;
5 – сухарик ;
6 – шарик .
Блочный синхронизатор
Работа блочного синхронизатора
Дисковый синхронизатор
Пальцевый синхронизатор
Пальцевый синхронизатор
Трёхвальные коробки передач
Трёхвальные коробки передач имеют прямую передачу с высоким КПД, позволяют получать большие по сравнению с двухвальными коробками передаточные числа, поэтому они нашли применение на заднеприводных легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъёмности
Принцип работы трёхвальной КП
Схема 3-хвальной 3-хступенчатой КП
Сцепление и КП автомобиля ЗиЛ-431410
Многовальные коробки передач
Многовальные коробки передач находят применение на большегрузных автомобилях и тракторах большого тягового класса, так как они имеют более широкий спектр передач (до 20 и более), что позволяет выбирать оптимальный режим движения с точки зрения технологии выполнения транспортной работы или технологии выполнения агротехнических, дорожно-строительных и иных видов работ.
На большегрузных автомобилях многовальная коробка передач получается путём соединения обычной трёхвальной коробки с одной или двумя дополнительными двухступенчатыми коробками.
Так, например, коробка передач автомобиля КамАЗ-5350 состоит из основной трёхвальной пятиступенчатой коробки А и дополнительной двухступенчатой коробки (делителя) Б , установленной перед основной коробкой
Простой планетарный механизм
А – солнечное колесо
В – эпицикл (коронное колесо)
С – сателлиты
D - водило
Простой планетарный механизм
Особенность планетарных механизмов заключается в том, что комбинируя разные варианты выбора ведущего и ведомого звеньев и затормаживая третий элемент механизма можно получить разные передаточные числа и разные направления вращения ведомого звена .
В планетарных механизмах должно соблюдаться следующее кинематическое соотношение между числами зубьев:
Передаточное число механизма:
Солнечное колесо – ведущее, а водило – ведомое. Коронное колесо заторможено.
Передаточное число:
Водило – ведущее звено, коронное колесо – ведомое, а солнечное колесо заторможено.
Передаточное число:
Водило – ведущее звено, солнечное колесо – ведомое, коронное колесо заторможено.
Передаточное число:
Солнечное колесо – ведущее звено, коронное колесо – ведомое, а водило заторможено.
Передаточное число:
Коронное колесо – ведущее звено, солнечное колесо – ведомое, а водило заторможено.
Передаточное число:
Конечной частью демультипликатора выступает водило 11 , к которому через фланец 12 присоединяется карданный вал.
Демультипликатор снабжён синхронизатором, состоящим из корпуса (ступицы) 13 , соединённого жёстко со ступицей коронной шестерни 7 , двух конических колец 9 и зубчатой муфты 14.
При перемещении зубчатой муфты 14 назад до зацепления её зубьев с зубчатым венцом муфты блокировки 10 происходит жёсткое соединение коронной шестерни 6 с водилом 11 , что приводит к блокировке всего планетарного механизма – все детали механизма вращаются как одно целое. В этом случае передаточное число демультипликатора:
При перемещении зубчатой муфты 1 4 вперёд до зацепления её зубьев с зубчатым венцом муфты блокировки 8 происходит жёсткое соединение коронной шестерни 6 с картером демультипликатора, что приводит к блокировке (остановке ) коронной шестерни 6 . В этом случае крутящий момент, поступающий от вторичного вала 2 , передаётся через солнечную шестерню 3 на сателлиты 5 , которые, обкатываясь относительно неподвижной коронной шестерни 6 , приводят во вращение водило 11 . Передаточное число демультипликатора:
где: – число зубьев сателлита;
- число зубьев солнечной шестерни.
Механизм переключения передач
Механизм переключения передач предназначен для:
- выбора необходимой передачи;
- включения выбранной передачи;
- выключения текущей передачи.
Механизм монтируется в крышке коробки передач и включает в себя:
- штоки;
- вилки;
- фиксаторы штоков;
- замковое устройство;
- предохранитель включения заднего хода.
Механизм переключения передач
Предохранитель, фиксатор, замковое устройство
Механизм переключения передач
Привод коробок передач
Привод предназначен для управления переключением передач .
Привод может быть:
- непосредственным;
- дистанционным.
Непосредственный привод применяется на грузовых автомобилях капотной компоновки и легковых заднеприводных автомобилях с передним расположением двигателя .
Дистанционный привод применяется на грузовых автомобилях бескапотной компоновки и легковых переднеприводных автомобилях .
Непосредственный привод КП ИЖ-2126
Непосредственный привод
Дистанционный привод КП КамАЗ-5320 и МАЗ-5335
Пневмопривод делителя КП КамАЗ