СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка  олимпиадных заданий по русскому языку, 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  олимпиадных заданий по русскому языку, 3 класс,  I и II  туры.

Просмотр содержимого документа
«1 тур»

Олимпиада по русскому языку (С ответами)

3 класс

I тур

  1. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков.

Группа, линия, судьба, съёжился, ясень, рябина

(группа, судьба)

(За каждое слово – 1 балл, всего 2 балла)


  1. Поставь в словах ударение:

Хвоя, пихта, положил, понял, договор, торты, звонит, форзац.

(За каждое правильное ударение в слове – 1 балл, всего 8 баллов)


  1. Из каждого слова каждой строки возьми один слог и составь новое слово.

  • сапоги, парашют, фантазия (сарафан)

  • косари, заморозки, лётчик (самолёт)

(За каждое слово – 1 балл, всего 2 балла)


  1. Составь слово, если в:

Корень – из слова моряк

Окончание – из слова зимний

Приставка – из слова прилететь

Суффикс – из слова русский (приморский)

(За правильное слово – 1 балл)


  1. Разгадай ребусы:

а) о5, а б) за1ка г) 1вилка

(опята, заколка, развилка)

(За каждое слово – 1 балл, всего 3 балла)


  1. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

(За каждое слово – 1 балл, всего 7 баллов)


  1. У каких существительных нет формы единственного числа?

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

(За каждое слово – 1 балл, всего 4 балла)


  1. Объедини слова в три группы по общему признаку и запиши в 3 столбика.

Ходить, бег, беговой, исхоженный, петь, песня, ходьба, бегать, песенный, запеть.

(За каждый столбик – 1 балл, всего 3 балла)


  1. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.

Кот наплакал- __________________

Бить баклуши- __________________

Спустя рукава- ___________

Зарубить на носу- ___________

(За каждое слово – 1 балл, всего 4 балла)



  1. Найди в каждой цепочке лишнее слово:

- ночь, соль, петь, рожь;

- рыбка, норка, дубок, горка;

- напевать, донести, рисовать, записать;

- от, у, а, около, за;

- дарить, подарить, подарочный, раздарить;

- грустный, весело, смешно, хмуро.

(За каждое слово – 1 балл, всего 6 баллов)



Олимпиада по русскому языку

3 класс

I тур

  1. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков.

Группа, линия, судьба, съёжился, ясень, рябина

(За каждое слово – 1 балл, всего 2 балла)


  1. Поставь в словах ударение:

Хвоя, пихта, положил, понял, договор, торты, звонит, форзац.

(За каждое правильное ударение в слове – 1 балл, всего 8 баллов)


  1. Из каждого слова каждой строки возьми один слог и составь новое слово.

  • сапоги, парашют, фантазия

  • косари, заморозки, лётчик

(За каждое слово – 1 балл, всего 2 балла)


  1. Составь слово и запиши, если в нём:

Корень – из слова моряк

Окончание – из слова зимний

Приставка – из слова прилететь

Суффикс – из слова русский

(За правильное слово – 1 балл)


  1. Разгадай ребусы и запиши слова:

а) о5, а б) за1ка г) 1вилка

(За каждое слово – 1 балл, всего 3 балла)


  1. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов и запиши их.

(За каждое слово – 1 балл, всего 7 баллов)


  1. У каких существительных нет формы единственного числа? Выпиши их.

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

(За каждое слово – 1 балл, всего 4 балла)


  1. Объедини слова в три группы по общему признаку и запиши в 3 столбика.

Ходить, бег, беговой, исхоженный, петь, песня, ходьба, бегать, песенный, запеть.

(За каждый столбик – 1 балл, всего 3 балла)


  1. Замени устойчивые сочетания слов одним словом и запиши их:

Кот наплакал- __________________

Бить баклуши- __________________

Спустя рукава- ___________

Зарубить на носу- ___________

(За каждое слово – 1 балл, всего 4 балла)



  1. Найди в каждой цепочке лишнее слово и выпиши их:

- ночь, соль, петь, рожь;

- рыбка, норка, дубок, горка;

- напевать, донести, рисовать, записать;

- от, у, а, около, за;

- дарить, подарить, подарочный, раздарить;

- грустный, весело, смешно, хмуро.

(За каждое слово – 1 балл, всего 6 баллов)









  1. Найди и зачеркни лишние пары слов.



Говорить – молчать бедный – убогий

Грубый – нежный идти – стоять

Любить – ненавидеть мерзнуть - зябнуть







4. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Найди ошибки в тексте, напиши его безошибочно.

Я шол полестной дарошке в диревну. Месносьть была мене знакома В чяше леса слышался галасок малинофки.

У апушки милкали голубые колоколчики и белые рамашки на высокой ношке. Ат апушки к диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька Около речьки паслос стадо.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Задание 8.

Исправь ошибки.

Ноступила поздняя осинь. Листя на диревях опали.Ветир качяет голые сучья. Дожть лёт как из видра. Сыро осиню. 12 баллов





8. Уч-ся исправляют ошибка в следующих словах:

Наступила поздняя осень. Листья на деревьях опали. Ветер качает голые сучья. Дождь льёт как из ведра. Сыро осенью.

Оценивается 12 б (по кол-ву найденных и исправленных орфограмм).



















Ответы

Конкурсные задания по русскому языку для III класса



Рекомендуемое время для выполнения работы – 50 минут.

Максимальное количество баллов – 42 балла.



1. Всего - 3 балла.

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все прекрасные пловцы. (Аквариум) [а] – 16 раз; [о] - 8 раз.



2.

Шампунь

Пустышка

Локон

Дециметр

Прогул

Морозильник

Метро

Юла

Рюкзак

Рафинад

Всего – 10 баллов (каждое правильно названное слово – 1 балл).

За орфографическую ошибку в слове – минус 0,5 балла.

3. Опята, заколка, развилка.

Всего - 3 балла (если отгаданы все 3 слова и написаны без ошибок). За каждое неправильно расшифрованное слово – минус 1 балл; за орфографическую ошибку – минус 0, 5 балла.

Б) Одинаковое к-во слогов, ударение приходится на один слог, кол-во звуков и букв одинаковое, одна часть речи, наличие одинаковой орфограммы можно изобразить на бумаге (вылепить и т.п.), и т.д.

За найденные три признака – 3 балла, за каждый дополнительный самостоятельно найденный признак – плюс 0,5 балла.

4. Я шёл по лесной дорожке в деревню. Местность была мне знакома. В чаще леса слышался голосок малиновки.

У опушки мелькали голубые колокольчики и белые ромашки на высокой ножке. От опушки к деревне тянулась поляна. За поляной синела речка. Около реки паслось стадо.

Всего – 10 баллов. За каждую не найденную или вновь допущенную, уже учеником, ошибку – 0,5 балла (соответствие с программой обучения).



5. Не ударить в грязь лицом. - Показать себя с лучшей стороны.

Игра не стоит свеч. - Занятие, которое себя не оправдывает.

Держать себя в руках. - Сохранить самообладание.

Мелькнуть, как молния. - Очень быстро.

Стрелять без промаха. - Точно в цель.

Во что бы то ни стало. - Обязательно.

Вешать голову. - Огорчаться.

Не находить себе места. - Быть в состоянии большого волнения.

Всего – 8 баллов (Оцениваем правильно составленные пары).

5. В деревне все дома покрыты толем.

Щенок утащил дедушкину туфлю, и мы долго искали её.

Надя любит мыть волосы шампунем.

Всего – 3 балла. За каждое ошибочное предложение – минус 1 балл.



Просмотр содержимого документа
«2 тур»

Олимпиада по русскому языку (С ответами)

3 класс

II тур

  1. Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в ней встречаются звуки [а] и [о].


Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все прекрасные пловцы. (______________________________ )

Ответ: [а] - _15____ раз; [о] - __8__ раз.

(За каждое слово – 1 балл, всего 2 балла)


  1. Даны слова в звуковой одежде. Выбери для них буквенный костюм.

[М ' А Т '] - ____________________________________________

' О С ] - ____________________________________________

' Э С ] - ____________________________________________

Получатся слова: «мять», «вёз», «лес» и «лез»

(За каждое слово – 1 балл, всего 3 балла)


  1. Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их.

Найди лишнее слово и подчеркни его.

ПАШАК - ____________; ОЖИВТ -_____________, ААЗЛГ-_____________;

КАМАЙ - ____________ ; КЮАБ - _____________.

(За каждое слово – 1 балл, всего 3 балла)

( шапка, живот, глаза, майка, юбка)

Лишнее слово – юбка (по кол-ву букв) или глаза (мн.ч.)


  1. Образуй от имён существительных мужского рода имена существительные женского рода:

Ткач - ____________________

Голубь -___________________

Заяц - ____________________

Ученик - __________________

Медведь - _________________

Осёл - ____________________

Учитель - _________________

Волк -_____________________

Гусь - _____________________

(За каждое слово – 1 балл, всего 9 баллов)


  1. Образуй от каждого имени существительного по 2 имени прилагательного с различными суффиксами. Суффиксы выдели.

Вода - ____________________________________________________________

Камень - __________________________________________________________

Кость - ___________________________________________________________

(За каждое слово – 1 балл, всего 6 баллов)


  1. Замени словосочетания, одним словом с удвоенной согласной в корне слова.


Группа людей, которые вместе работают или учатся-______________________

Вид городского транспорта - ____________________________________

Бег на длинную дистанцию - ____________________________________

Комната для занятий в школе- __________________________________

Шестой день недели - __________________________________________

(За каждое слово – 1 балл, всего 5 баллов)

  1. Какими синонимами (то есть словми, обозначающими одно и тоже из четырёх букв) можно заменить такие слова?

Приятель - _________________ Работа - __________________

Противник - ________________ Дорога - ___________________

Солдат - ___________________ Шагать - __________________

Печаль - ____________________ Красный - __________________

(друг, враг, воин, горе, дело, путь, идти, алый)

(За каждое слово – 1 балл, всего 8 баллов)


  1. Запиши слова в три столбика в соответствии со схемой его состава.

Ветерок, загадка, ручеёк, подорожник, дошкольник, подружка


⌢ ^ □ ¬ ⌢ ^ □ ¬ ⌢ ^ а

_________________ ___________________ _________________

_________________ ___________________ _________________

(За каждый столбик – 1 балл, всего 3 балла)


  1. Вставь пропущенные буквы.

Шарик рану зал…зал, с костью в будку зал…зал.

Грязной тряпкой окна тру…, бесполезный это тру….

Кот под снегом пос…дел, и мгновенно пос…дел.

(За каждую букву– 1 балл, всего 6 баллов)


  1. Подчеркни главные члены предложения.


Белое покрывало землю покрывало.


Ночное светило на спящую землю светило.

(За правильную основу предложеия – 1 балл, всего 2балла)


  1. Замени устойчивые сочетания другими словами.

Вешать голову (Огорчаться)

Во что бы то ни стало(Обязательно)

Мелькнуть, как молния(Очень быстро)

Не находить себе места(Волноваться)

(За каждое слово – 1 балл, всего 4 балла)


  1. Распространи предложение так, чтобы каждое новое предложение увеличивалось на одно слово. Продолжай сочинять новые предложения, пока у тебя не кончится фантазия.


Димарисует._______________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


(За каждое предложение – 1 балл)


№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итого

Кол-во баллов















Ф.И._______________________________________класс__________

Олимпиада по русскому языку

3 класс

II тур

  1. Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в ней встречаются звуки [а] и [о].


Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все прекрасные пловцы. (______________________________ )

Ответ: [а] -_____раз; [о] - _____ раз.

(За каждое слово – 1 балл, всего 2 балла)


  1. Даны слова в звуковой одежде. Выбери для них буквенный костюм.

[М ' А Т '] - ____________________________________________

' О С ] - ____________________________________________

' Э С ] - ____________________________________________

(За каждое слово – 1 балл, всего 3 балла)


  1. Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их.

Найди лишнее слово и подчеркни его.

ПАШАК - ____________; ОЖИВТ -_____________, ААЗЛГ-_____________;

КАМАЙ - ____________ ; КЮАБ - _____________.

(За каждое слово – 1 балл, всего 3 балла)


  1. Образуй от имён существительных мужского рода имена существительные женского рода:

Ткач - ____________________

Голубь -___________________

Заяц - ____________________

Ученик - __________________

Медведь - _________________

Осёл - ____________________

Учитель - _________________

Волк -_____________________

Гусь - _____________________

(За каждое слово – 1 балл, всего 9 баллов)



  1. Образуй от каждого имени существительного по 2 имени прилагательного с различными суффиксами. Суффиксы выдели.

Вода - ____________________________________________________________

Камень - __________________________________________________________

Кость - ___________________________________________________________

(За каждое слово – 1 балл, всего 6 баллов)


  1. Замени словосочетания, одним словом с удвоенной согласной в корне слова.


Группа людей, которые вместе работают или учатся-______________________

Вид городского транспорта - ____________________________________

Бег на длинную дистанцию - ____________________________________

Комната для занятий в школе- __________________________________

Шестой день недели - __________________________________________

(За каждое слово – 1 балл, всего 5 баллов)

  1. Какими синонимами (то есть словми, обозначающими одно и тоже из четырёх букв) можно заменить такие слова?

Приятель - _________________ Работа - __________________

Противник - ________________ Дорога - ___________________

Солдат - ___________________ Шагать - __________________

Печаль - ____________________ Красный - __________________

(За каждое слово – 1 балл, всего 8 баллов)


  1. Запиши слова в три столбика в соответствии со схемой его состава.

Ветерок, загадка, ручеёк, подорожник, дошкольник, подружка


⌢ ^ □ ¬ ⌢ ^ □ ¬ ⌢ ^ а

_________________ ___________________ _________________

_________________ ___________________ _________________

(За каждый столбик – 1 балл, всего 3 балла)


  1. Вставь пропущенные буквы.


Шарик рану зал…зал, с костью в будку зал…зал.

Грязной тряпкой окна тру…, бесполезный это тру….

Кот под снегом пос…дел, и мгновенно пос…дел.

(За каждую букву– 1 балл, всего 6 баллов)


  1. Подчеркни главные члены предложения.


Белое покрывало землю покрывало.


Ночное светило на спящую землю светило.


(За правильную основу предложеия – 1 балл, всего 2балла)


  1. Замени устойчивые сочетания другими словами.

Вешать голову ____________________

Во что бы то ни стало______________

Мелькнуть, как молния________________

Не находить себе места________________

(За каждое слово – 1 балл, всего 4 балла)


  1. Распространи предложение так, чтобы каждое новое предложение увеличивалось на одно слово. Продолжай сочинять новые предложения, пока у тебя не кончится фантазия.


Дима рисует._______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________


(За каждое предложение – 1 балл)

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итого

Кол-во баллов
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!