СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметный урок по русскому языку "Частица как часть речи", 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Метапредметный урок по русскому языку "Частица как часть речи", 7 класс»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА ГОРЛОВКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 52»






Антоненко Людмила Игоревна

Учитель украинского языка и литературы


Предмет Русский язык


7 класс



Тема урока: «Частица как часть речи»















2020 г.

План-конспект метапредметного урока

Дата: 17.04.2020 г.

Класс: 7 – А

Урок: № 114

Тема: Частица как часть речи.

Тип: урок изучения нового материала

Цели: Познакомить учащихся с новой частью речи – частицей, с ее лексическими и грамматическими особенностями;
развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте, определять оттенки значения, вносимые каждой частицей в речь; воспитывать любовь к художественной литературе.

Задачи:

1. Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.

2. Развивать познавательный интерес.

3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.

4. Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.

5. Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.

6. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Формируемые УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Методы и приемы: объяснения учителя, беседа, работа в группах, исследовательская работа, составление кластера.

Планируемые результаты:

  1. знают функции частицы как служебной части речи

  2. выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

  3. осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

Оборудование: учебник 7 класс (под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской),

иллюстрации к произведениям И.С. Тургенева, карточки с заданиями, материал к кластеру.


Ход урока

I.Организационный момент.

Слово учителя.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль  на месте?
Всё ль  в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Желаю вам хорошего настроения и отличной работы! Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

II. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя.

- Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает? (Морфология – раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.)

– На какие группы делятся части речи?

– Почему одни части речи называются служебными, другие — самостоятельными?

– Какие части речи относятся к самостоятельным частям речи?

– Какие служебные части речи мы с вами изучали?

– Что такое предлог? Союз?

– Чем предлог отличается от союза?

III. Мотивация учебной деятельности.

Эпиграф к уроку (на доске)

Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна.

Михаил Пришвин.

1. Беседа.

- Любите ли вы весну? Почему? (ответы детей)

- А еще весна вдохновляла многих писателей, художников, музыкантов на создание произведений искусств!

- Сегодня нам будет помогать русский писатель И. С. Тургенев. Какие его произведения вам запомнились и почему? (ответы детей «Бежин луг», «Муму», «Ася» и др.)

- Иллюстрации к каким произведениям здесь представлены? («Бежин луг», «Муму»). (Учитель показывает детям иллюстрации). (Приложение 2.)

- Чем нам дорог писатель? (Мастерством в изображении жизни, природы, мира детства, безграничной любовью к русскому языку).

2. Чтение текста. Слово учителя.

- Виссарион Григорьевич Белинский (русский публицист) говорил о творчестве И. Тургенева:

Картины природы, созданные И. С. Тургеневым, поражают воображение и возвышают душу. Писатель видел свое предназначение в том, чтобы вносить в мир гармонию. Это и сделало его творчество близким сердцу любого человека.

- Давайте проведем лингвистическое исследование этого текста: найдем все служебные части речи. (Текст лежит у детей на партах). (Приложение 1).

  • Вспомните, какие части речи мы относим к служебным?

  • Чем отличаются союзы от предлогов?

3. Формулирование проблемы.

Слово учителя (создание проблемной ситуации).

- Определите морфологическую принадлежность слова «и» из последнего предложения. (Союз или иная часть речи?)

  1. Слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.

  2. Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.

Учащиеся выясняют, что «и» в данном предложении выполняет функцию усиления, а значит, является частицей.

Слово учителя.

- Мы должны будем выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи.

IV. Изучение нового материала. Формулировка темы и цели урока.

1. Слово учителя. (Формирование УУД)

-Теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Частица как часть речи). Запишем ее в тетрадь.

-Какова, по-вашему, цель нашего урока? (Научиться отличать частицу от других служебных частей речи).

-А что нам поможет в этом? (Знание функций частиц).

- На какие вопросы вы должны получить ответы при изучении темы урока?

(учащиеся ставят вопросы самостоятельно)

- Что такое частица?

- Какова роль частиц в предложении и в речи?

- Важны ли частицы в речи?

- Имеет ли частица грамматические признаки?

- Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?

- Какие разряды частиц бывают?

2. Работа с учебником. (Чтение правил)

Чтение правила на стр. 164.

3. Составление кластера к понятию «Частица как часть речи». (запись в тетради). (Приложение 3).

Слово учителя.

- Ребята, мы сейчас с вами составим кластер к понятию «Частица как часть речи». Обратите внимание, что на парте перед вами не только верные утверждения, но и ошибочные. (Учащиеся по очереди выходят к доске и вешают карточки на доску с верными утверждениями)

Итог:

1.Служебная часть речи.

2.Образовалось от слова «часть».

3. Не имеет грамматического значения

4. Не изменяется

5.Не является членом предложения

6. Придаёт различные оттенки значения членам предложения или всему предложению в целом.

4. Физминутка.

Слово учителя.

- Ребята, давайте немного отдохнем,

но не забудем поработать умом.

Мы сделаем зарядку

и найдем частицы по порядку.

Что за трудный наш урок,

 Он пойдет едва ли впрок

 Уж пора бы всем нам встать,

 Ножки, ручки поразмять.

 Разве трудно нам нагнуться,

 Распрямиться, потянуться?

 Неужели не устали?

 Вот присели. Вот все встали.

 Как нужна нам физзарядка!

 Вряд ли это для порядка!

 Глазками перемигнемся и

 И друг другу улыбнемся!

- Какие частицы вы услышали, выполняя упражнения? (ответы детей). А сейчас мы проведём самостоятельную исследовательскую работу, чтобы увидеть  роль частиц в речи.

5. Работа в группах. Исследовательская деятельность.

– Итак, давайте вновь вернёмся к частицам и поработаем в группах: на листочках задания для каждого участника группы.

I группа. Отрывок из повести И. С. Тургенева «Лес и степь». (Приложение 1).

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце… Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью; вон березовый лесок на горе…

Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны!.

Задание для исследования.

1. Выразительно прочитайте текст. Какое настроение выражено в тексте?

2. Найдите в тексте частицы, выпишите их.

3. Определите функции частиц (какие оттенки значения они выражают)

4. Попробуйте прочитать текст без частиц. Как он изменился?


II группа. Отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». (Приложение 1).

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Задание для исследования.

1.Выразительно прочитайте текст. Какое настроение выражено в тексте?

2.Найдите в тексте частицы, выпишите их.

3.Определите функции частиц (какие оттенки значения они выражают)

4.Найдите в тексте союзы. Чем они отличаются от частиц?


III группа – стихотворение И. С. Тургенева «Вариации». (Приложение 1).

День весенний, пленительный день!

Так приветно журчали ручьи.

А в лесу в полусветную тень

Так светло западали лучи;

Как роскошно струилась река!

Как легко трепетали листы!

Как блаженно неслись облака!

Как светло улыбалася ты.

Задание для исследования.

1.Выразительно прочитайте текст. Какое настроение выражено в тексте?

2.Найдите в тексте частицы, выпишите их.

3.Определите функции частиц (какие оттенки значения они выражают)

4.Найдите в тексте союзы. Чем они отличаются от частиц?


После выступления групп – подведение итогов исследовательской деятельности.

  1. Что общего в текстах? (Тема природы, идея восхищения гармонией мира и человека).

  2. Какова же роль частиц в данных текстах?

Выводы.

1. Частицы выполняют различные функции, выражая

- указание (вон, вот);

- восклицание (как);

- усиление (же);

- выделение (почти);

- отрицание (не),

что служит средством усиления эмоционального фона текста, экспрессивности речи.

  1. Без частиц текст теряет часть своих красок, становится невыразительным.

  2. Частицы помогли И. С. Тургеневу нарисовать светлый, радостный, гармоничный мир природы.

6. Постановка проблемного вопроса.

Слово учителя.

- Как вы думаете, а где употребляются частицы чаще: в разговорной речи или в книжной?

Учащиеся проводят исследовательскую работу «Употребление частиц в книжной речи» (учащиеся работают с учебниками «Геометрия», «Биология», «История»).

Задание для исследования.

Рассмотрите тексты учебников и ответьте на вопросы:

1. Какие частицы используются в текстах учебников?

2. Как часто они употребляются? Подумайте почему?

3. Сделайте вывод, в какой речи: разговорной или книжной частицы употребляются чаще? Почему?

Вывод: Роль частиц в художественном произведении очень велика. Они придают тексту экспрессивность, ёмкость, выразительность. Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить своё отношение к ней. Эту роль хорошо исполняют частицы.

7. Работа с учебником.

Выполнение упражнения 401.

V. Итог урока.

Проверка изученного материала. Слово учителя.

- А теперь проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Я вам читаю утверждения. Если верно, то поднимаете правую руку, если неверно – левую.

1.Частицы – самостоятельная часть речи. (нет)

2.Частицы не называют явлений действительности. (нет)

3.Частицы выражают различные смысловые отношения между словами в предложении. (да)

4.Частицы служат для связи слов в предложении. (нет)

5.Частицы обычно придают дополнительный смысловой оттенок словам и предложениям.(да)

6.Частицы НЕ-НИ - отрицательные. (да)

7.Частицы являются членами предложения. (нет)

8. Частицы не изменяются (да).

VI. Рефлексия.

-Выполнили ли мы поставленные цели и задачи? (Да.)

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

Мне понравилось…

-Ваш самый большой успех сегодня?

Мой успех состоял в том…

-Какие трудности встретились? (Было трудно находить частицы в тексте, делать выводы и т. п.)

Мне было трудно (легко)…

-Смогли ли вы их преодолеть? (Да.)

-Что помогло (помешало) это сделать?

VII. Домашнее задание.

По выбору

1. упр. из учебника

2. Используя восклицательные частицы: как, вот так, что за, ну и напишите мини-сочинение или составьте предложения о весеннем дне за окном.

VIII. Выставление оценок.

Спасибо за урок!

Пусть этот урок останется в вашей памяти. Пусть частицы не будут для вас сложной и незапоминающейся частью речи.

Пусть этот урок ещё раз напомнит вам о том, что русский язык – это ваш родной язык, и его надо любить так, как любил его И.С.Тургенев.










Приложение 1.


Картины природы, созданные И. С. Тургеневым, поражают воображение и возвышают душу. Писатель видел свое предназначение в том, чтобы вносить в мир гармонию. Это и сделало его творчество близким сердцу любого человека. (В.Г. Белинский).


I группа. Отрывок из повести И. С. Тургенева «Лес и степь».

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце… Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью; вон березовый лесок на горе…

Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны!.

Задание для исследования.

1. Выразительно прочитайте текст. Какое настроение выражено в тексте?

2. Найдите в тексте частицы, выпишите их.

3. Определите функции частиц (какие оттенки значения они выражают)

4. Попробуйте прочитать текст без частиц. Как он изменился?


II группа. Отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Задание для исследования.

1.Выразительно прочитайте текст. Какое настроение выражено в тексте?

2.Найдите в тексте частицы, выпишите их.

3.Определите функции частиц (какие оттенки значения они выражают)

4.Найдите в тексте союзы. Чем они отличаются от частиц?


III группа – стихотворение И. С. Тургенева «Вариации».

День весенний, пленительный день!

Так приветно журчали ручьи.

А в лесу в полусветную тень

Так светло западали лучи;

Как роскошно струилась река!

Как легко трепетали листы!

Как блаженно неслись облака!

Как светло улыбалася ты.

Задание для исследования.

1.Выразительно прочитайте текст. Какое настроение выражено в тексте?

2.Найдите в тексте частицы, выпишите их.

3.Определите функции частиц (какие оттенки значения они выражают)

4.Найдите в тексте союзы. Чем они отличаются от частиц?





























Приложение 2. (В оригинале – 1 картинка на А4).
























Приложение 3. (В оригинале – 1 кружок на А4)

Служебная часть речи

Образова

лось от слова «часть»

Не имеет грамматического значения



Не изменяется



Не является членом предлож.



Придает оттенки значения


































Самостоятельная часть речи



Является членом предложения



Служит для связи слов в предлож.



ЧАСТИЦА






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!