Просмотр содержимого документа
«Метапредметные приемы обучения на уроке математики»
Метапредметные приемы обучения на уроке математики
Учитель математики
МОУ «СОШ №42 г. Магнитогорска»
Васильева Е.В.
Что такое метапредмет ?
Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий, таких как, например «Развивающее обучение Эльконина-Давыдова ;
“ Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки предмета, над предметом.
Метапредметная деятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".
«Надпредметная» (но не межпредметная) деятельность на уроке.
Какой в этом смысл
Метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов .
-Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию. Это требования второго поколения образовательных стандартов.
- Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову)
Включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия
познавательные,
регулятивные
коммуникативные
-Универсальные учебные действия- это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
-Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности.
Метапредметные приемы на уроках математики
Проблемная ситуация
Работа в группах
Применение приемов ТРИЗ
КОЗ
Проблемная ситуация
- Перед изучением темы «Описанные треугольники» (геометрия 8 класс) была предложена задача «Участок леса имеет треугольную форму. Нужно было выбрать место для палатки, которая была бы на одинаковом расстоянии от границ участка леса».
- Предлагалось идти от середины сторон лесса, из углов участка. Но искомое место получалось в разных точках. Возникло неожиданное затруднение.
- Так, ещё до начала изучения новой темы была создана проблемная ситуация, которая помогла учащимся увидеть проблему, почувствовать необходимость её решения, выдвинуть предположения (гипотезы) и убедиться в их ошибочности.
- Данная проблемная ситуация возникла при имеющемся противоречии между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
Работа в группах
- Класс делится на группы по 4 человека и выбирает тип задания по желанию
- Теоретики(составляют памятки,лэпбуки)
- Исследователи(проверка гипотезы)
- Практики(решение задач ТРИЗ)
Приемы ТРИЗ
- ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.
- Цель ТРИЗ: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.
- Примеры:
- Усовершенствовать рабу велосипеда(диагональ)
- Например, автобус должен быть коротким, чтобы иметь высокую маневренность на узких улицах. С другой стороны, автобус должен быть длинным, чтобы вмещать больше пассажиров. Это простой пример противоречия — автобус одновременно должен быть длинным и коротким.
- Прорывное решение — автобус с гармошкой или двухэтажный автобус: одновременно и длинный и короткий.
Компетентостно-ориентированные задания
- Компетенции
- Умение ставить задачи, в соответствии поставленной цели.
- Умение ставить цели, согласно заданной проблеме.
- Умение выбрать технологию деятельности (способ решения задачи).
- Прогнозировать результат.
- Оценить продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом .
- Пример:
Стимул: Лечебная сила моря известна с глубокой древности. В морской соли содержится огромное количество необходимых для здоровья микроэлементов.
- Задачная формулировка: Самое соленое из всех морей земного шара Мертвое море содержит до 300г соли на 1кг воды. Выясни, сколько граммов соли содержится в 200г морской воды. Узнай о пользе морской воды для здоровья человека.
- Источник: 1 кг = 1000 г. Основное свойство пропорции: если а:b = c:d , то a*d = b*c.
- Х = (300*200):1000 = 60 (г)
- В 200 г морской воды содержится 60 г соли.
Новые профессии
Рефлексия
Баллы
Чему я научился
Что вызвало наибольшие трудности(над чем нужно поработать)
Цели и задачи выполнены
(полностью,частично,нет)
Домашнее задание
- 1. Базовый уровень: решить задачи №
- 2. Продвинутый уровень: составить и решить задачу по алгоритму, сделанному на уроке
- 3.Творческий уровень: узнать, что такое «задача на квадрирование квадрата» и попробовать ее решить.
УДАЧИ!!!
« Cogito ergo sum » (лат.)
«Я мыслю,следовательно,существую»
Рене Декарт