СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметные приемы обучения на уроке математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации показан общий подход к метапредметности

Просмотр содержимого документа
«Метапредметные приемы обучения на уроке математики»

Метапредметные приемы обучения на уроке математики Учитель математики МОУ «СОШ №42 г. Магнитогорска» Васильева Е.В.

Метапредметные приемы обучения на уроке математики

Учитель математики

МОУ «СОШ №42 г. Магнитогорска»

Васильева Е.В.

Что такое метапредмет ? Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий, таких как, например «Развивающее обучение Эльконина-Давыдова ;  “ Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки предмета, над предметом. Метапредметная деятельность - универсальная деятельность, которая является

Что такое метапредмет ?

Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий, таких как, например «Развивающее обучение Эльконина-Давыдова ; 

“ Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки предмета, над предметом.

Метапредметная деятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".

«Надпредметная» (но не межпредметная) деятельность на уроке.

Какой в этом смысл Метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов . -Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию. Это требования второго поколения образовательных стандартов.

Какой в этом смысл

Метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов .

-Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию. Это требования второго поколения образовательных стандартов.

- Метапредметные результаты  (по А.Г. Асмолову) Включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия познавательные,  регулятивные коммуникативные -Универсальные учебные действия- это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. -Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности.

- Метапредметные результаты  (по А.Г. Асмолову)

Включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия

познавательные,

регулятивные

коммуникативные

-Универсальные учебные действия- это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

-Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности.

Метапредметные приемы  на уроках математики Проблемная ситуация Работа в группах Применение приемов ТРИЗ КОЗ

Метапредметные приемы на уроках математики

Проблемная ситуация

Работа в группах

Применение приемов ТРИЗ

КОЗ

Проблемная ситуация   Перед изучением темы  «Описанные треугольники» (геометрия 8 класс)  была предложена задача «Участок леса имеет треугольную форму. Нужно было выбрать место для палатки, которая была бы на одинаковом расстоянии от границ участка леса».       Предлагалось идти от середины сторон лесса, из углов участка. Но искомое место получалось в разных точках. Возникло неожиданное затруднение.       Так, ещё до начала изучения новой темы была создана проблемная ситуация, которая помогла учащимся увидеть проблему, почувствовать необходимость её решения, выдвинуть предположения (гипотезы) и убедиться в их ошибочности.       Данная проблемная ситуация возникла при имеющемся противоречии между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

Проблемная ситуация

  •   Перед изучением темы  «Описанные треугольники» (геометрия 8 класс)  была предложена задача «Участок леса имеет треугольную форму. Нужно было выбрать место для палатки, которая была бы на одинаковом расстоянии от границ участка леса».
  •       Предлагалось идти от середины сторон лесса, из углов участка. Но искомое место получалось в разных точках. Возникло неожиданное затруднение.
  •       Так, ещё до начала изучения новой темы была создана проблемная ситуация, которая помогла учащимся увидеть проблему, почувствовать необходимость её решения, выдвинуть предположения (гипотезы) и убедиться в их ошибочности.
  •       Данная проблемная ситуация возникла при имеющемся противоречии между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
Работа в группах Класс делится на группы по 4 человека и выбирает тип задания по желанию Теоретики(составляют памятки,лэпбуки) Исследователи(проверка гипотезы) Практики(решение задач ТРИЗ)

Работа в группах

  • Класс делится на группы по 4 человека и выбирает тип задания по желанию
  • Теоретики(составляют памятки,лэпбуки)
  • Исследователи(проверка гипотезы)
  • Практики(решение задач ТРИЗ)
Приемы ТРИЗ ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа. Цель ТРИЗ: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами. Примеры: Усовершенствовать рабу велосипеда(диагональ) Например, автобус должен быть коротким, чтобы иметь высокую маневренность на узких улицах. С другой стороны, автобус должен быть длинным, чтобы вмещать больше пассажиров. Это простой пример противоречия — автобус одновременно должен быть длинным и коротким. Прорывное решение — автобус с гармошкой или двухэтажный автобус: одновременно и длинный и короткий.

Приемы ТРИЗ

  • ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.
  • Цель ТРИЗ: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.
  • Примеры:
  • Усовершенствовать рабу велосипеда(диагональ)
  • Например, автобус должен быть коротким, чтобы иметь высокую маневренность на узких улицах. С другой стороны, автобус должен быть длинным, чтобы вмещать больше пассажиров. Это простой пример противоречия — автобус одновременно должен быть длинным и коротким.
  • Прорывное решение — автобус с гармошкой или двухэтажный автобус: одновременно и длинный и короткий.
Компетентостно-ориентированные задания Компетенции Умение ставить задачи, в соответствии поставленной цели. Умение ставить цели, согласно заданной проблеме. Умение выбрать технологию деятельности (способ решения задачи). Прогнозировать результат. Оценить продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом . Пример:  Стимул:  Лечебная сила моря известна с глубокой древности. В морской соли содержится огромное количество необходимых для здоровья микроэлементов. Задачная формулировка:  Самое соленое из всех морей земного шара Мертвое море содержит до 300г соли на 1кг воды. Выясни, сколько граммов соли содержится в 200г морской воды. Узнай о пользе морской воды для здоровья человека. Источник:  1 кг = 1000 г. Основное свойство пропорции: если  а:b = c:d , то  a*d = b*c. Х = (300*200):1000 = 60 (г) В 200 г морской воды содержится 60 г соли.

Компетентостно-ориентированные задания

  • Компетенции
  • Умение ставить задачи, в соответствии поставленной цели.
  • Умение ставить цели, согласно заданной проблеме.
  • Умение выбрать технологию деятельности (способ решения задачи).
  • Прогнозировать результат.
  • Оценить продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом .
  • Пример:

Стимул:  Лечебная сила моря известна с глубокой древности. В морской соли содержится огромное количество необходимых для здоровья микроэлементов.

  • Задачная формулировка:  Самое соленое из всех морей земного шара Мертвое море содержит до 300г соли на 1кг воды. Выясни, сколько граммов соли содержится в 200г морской воды. Узнай о пользе морской воды для здоровья человека.
  • Источник:  1 кг = 1000 г. Основное свойство пропорции: если  а:b = c:d , то  a*d = b*c.
  • Х = (300*200):1000 = 60 (г)
  • В 200 г морской воды содержится 60 г соли.
Новые профессии

Новые профессии

Рефлексия Баллы Чему я научился Что вызвало наибольшие трудности(над чем нужно поработать) Цели и задачи выполнены (полностью,частично,нет)

Рефлексия

Баллы

Чему я научился

Что вызвало наибольшие трудности(над чем нужно поработать)

Цели и задачи выполнены

(полностью,частично,нет)

Домашнее задание 1. Базовый уровень: решить задачи № 2. Продвинутый уровень: составить и решить задачу по алгоритму, сделанному на уроке 3.Творческий уровень: узнать, что такое «задача на квадрирование квадрата» и попробовать ее решить.

Домашнее задание

  • 1. Базовый уровень: решить задачи №
  • 2. Продвинутый уровень: составить и решить задачу по алгоритму, сделанному на уроке
  • 3.Творческий уровень: узнать, что такое «задача на квадрирование квадрата» и попробовать ее решить.
УДАЧИ!!! « Cogito ergo sum » (лат.) «Я мыслю,следовательно,существую» Рене Декарт

УДАЧИ!!!

« Cogito ergo sum » (лат.)

«Я мыслю,следовательно,существую»

Рене Декарт


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!