СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация выступления на методическом объединении по теме "технологии развивающего обучения математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на «Методическом объединении»

 по теме «Технологии развивающего обучения математике» (Слайд 1).

    В современных условиях модернизации российского образования особую актуальность в изучении такого предмета, как математика, приобрело развивающее обучение. Наиболее важными, на мой взгляд, функциями развивающего обучения являются, во-первых, развитие творческих способностей учащихся и, во-вторых, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала.

        Моя цель -  применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться (Слайд 2). А как показывает практика, новые образовательные технологии могут быть освоены только в действии. К инновационным технологиям, в первую очередь, отношу технологию развивающего обучения, а также  проектную технологию, научно-исследовательскую деятельность, личностно-ориентированный подход, ИКТ – технологии, мониторинг (Слайд 3).

        Технологии развивающего обучения составляют: проблемное изложение учебного материала; частично - поисковая деятельность; самостоятельная проектная исследовательская деятельность (Слайд 4).

  Личностно - ориентированный подход в данной технологии предполагает: обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы; умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её;  какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д. (Слайд 5).

        Не стоит забывать также, что традиционное обучение – фундамент инноваций.   Однако смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно – деятельностную предопределяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук. Таким образом, новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов.

         В современной педагогике всё шире распространяется убеждение, что репродуктивная деятельность отрицательно влияет на возможность последующего творчества. К этому выводу приходят как теоретики, так и практики, как педагоги, так и психологи. Считается, что «именно недостаточность знаний часто является стимулом для появления творческих решений».

  Важнейшей функцией развивающего обучения,  является развитие у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала. Как показывает практика, практическое воспроизведение знаний и навыков, осуществляемое учащимися осознанно и в рамках проблемной ситуации, способствует значительно лучшему усвоению знаний, нежели лишь вербальное или практическое их воспроизведение при традиционном обучении. При таком подходе ЕГЭ становится доступным для большинства учащихся. Но знания сами по себе не имеют ценности, если учащийся не может применить их на практике, не может решать с их помощью конкретные задачи, которые ставит перед ним действительность. Именно поэтому в процессе обучения и воспитания приоритет должен отдаваться моделированию, воссозданию практических проблемных задач и их самостоятельному решению учащимися, что и реализуется в развивающем обучении. Итак, мы сосредотачиваем своё внимание на создании и решении учебных проблем, обеспечивающих эффективное воздействие развивающего обучения на воспитание личности школьника, и её подготовку к дальнейшему развитию за стенами школы.

Актуальность опыта основывается на разрешении с его помощью следующих проблем и противоречий:

  • активного и пассивного усвоения новых знаний;
  • глубокого и поверхностного уровня понимания изучаемого материала;
  • коллективного обучения и индивидуального развития личности учащегося;
  • живой и формальной связи между педагогом и учащимися.

Ведущей идеей своего педагогического опыта вижу развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через урок математики.

    Новизна опыта заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия методики развивающего обучения на личность ученика (Слайд 6).

             Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения исследовательских задач. Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно-исследовательской и проектной деятельности (Слайд 7). Ученик, в свою очередь, должен обладать не только определенным минимумом предметных знаний, но и  сформированными общенаучными  умениями и навыками.

             Основным показателем такой сформированности  в современном образовательном процессе считаю метапредметность.

             Метапредметные результаты освоения содержания учебных программ – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов  (универсальные учебные действия).

            Методическая компетентность педагога  на занятии прослеживается во взаимосвязи цели урока и содержания подобранного  материала.  Но нельзя  «увлекаться»  только детальной отработкой  изучаемого материала, нужно использовать  разнообразные приемы и средства для активизации деятельности учащихся. Эмоциональный настрой детей,  умение  педагога создавать и поддерживать высокий уровень мотивации   важнейшие показатели удачного урока. Опыт работы в школе убеждает меня в том, что при правильной организации в деятельность ученика может быть заложен творческий поиск, присущее ему умственное напряжение, увлеченность, целеустремленность.

           Учитель должен дать школьнику необходимый инструментарий, который позволит проникнуть ему в сущность предмета, поможет включиться в активную практическую и мыслительную деятельность.

            Основа деятельности учителя математики – это не простое накопление учащимися математических знаний и отработка умения решать задачи повышенного уровня, а сотрудничество учителя с учениками по исследованию каждой математической задачи.  При обучении учитель должен вооружить учащихся научными методами познания такими как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, обобщение, специализация и т.д. и развить творческие, исследовательские способности ученика.

Одной из наиболее активных форм обучения является проектно-исследовательский метод. Он значительно оживляет процесс восприятия нового, через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Универсальность проектного метода позволяет применять его, работая с разными возрастными категориями учащихся, на любых этапах обучения и при изучении материала различной степени сложности (Слайд 8).

Качество образования складывается из качества обучения и качества воспитания. Качество обучения может быть достигнуто только в результате обеспечения эффективности на каждой ступени обучения. То есть, весь процесс обучения строится по схеме: воспринять – осмыслить – запомнить - применить – проверить (Слайд 9). Чтобы добиться качества обучения, необходимо последовательно пройти через все эти ступени познавательной деятельности. Использование разнообразных форм и методов в процессе обучения способствует повышению качества обучения.

           Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Поэтому обычно я сопровождаю урок вопросами «Как вы думаете?», «Почему?», «Для чего?», «Докажите…», «Помогите вспомнить…» и т.п. На вопросы требую полных ответов.

            Информационные технологии – это инструмент развивающего обучения, который обретает силу лишь при условии правильного подхода к нему, и последнее слово всегда остается за личностью, его творческим мышлением (Слайд 10).  Информационные технологии можно использовать и для изучения теоретического материала, тренинга, в качестве средства моделирования и визуализации и т.д.  В президентской инициативе «Наша новая школа» сказано, что «модернизация и инновационное развитие – единственный путь воспитать личность, способную творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь и готовый обучаться в течение всей жизни». Поэтому считаю, что именно применение в преподавании современных развивающих технологий способствует решению данной задачи. Решая главные задачи современной школы мы, воспитываем личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

             Преимущества включения ИКТ на уроках, по сравнению с традиционными методами, многообразны. К ним, кроме возможности более наглядного представления материала, что способствует развитию и образного, и логического мышления и т.д., можно отнести и многообразие организационных форм работы учащихся, методических приемов.

Урок, с использованием ИКТ обогащает обратную связь между всеми участниками педагогического процесса и взаимодействие всех его компонентов, способствует дифференциации и индивидуализации обучения, мотивирует учебную деятельность учащихся, способствует развитию самообразования, делает учебный материал более доступным, облегчает решение многих дидактических задач на уроке.

             Заслуга математики состоит в том, что она является весьма действенным инструментом к самопознанию человеческого разума. И хотя человек не всегда имеет возможности для создания чего-то нового в той или иной сфере деятельности, но будучи личностью, он, тем не менее, не может не быть готовым к творческому самовыражению. Математика помогает ему, пробуждая творческие потенции.

        Только в развивающем обучении вырабатываются навыки критического мышления (способность ставить новые вопросы, делать выводы, принимать независимые продуманные решения). Приучать детей к критическому мышлению нужно с самого начала обучения,  следует работать с детьми над выработкой умения выделить из потока информации главное, осмыслить это и проявить желание глубже проникнуть в его суть. Практика доказывает, что учащиеся, у которых выработана такая установка, легко преодолевают трудности в сфере усвоения информации, они не принимают ничего слепо, подходят к вопросу творчески.

       Обучение математике  в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям (Слайд 11).

Просмотр содержимого документа
«Презентация выступления на методическом объединении по теме "технологии развивающего обучения математике"»

«Технологии развивающего обучения математике».   Выступление учителя математики и физики МОУ «Мало – Шелемишевская СОШ» Ларионовой Е.Ю.

«Технологии развивающего обучения математике».

Выступление учителя

математики и физики

МОУ «Мало – Шелемишевская СОШ»

Ларионовой Е.Ю.

Цель :  применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться. 

Цель :  применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться. 

К инновационным технологиям, в первую очередь, отношу технологию развивающего обучения, а также проектную технологию, научно-исследовательскую деятельность, личностно-ориентированный подход, ИКТ – технологии, мониторинг.

К инновационным технологиям, в первую очередь, отношу технологию развивающего обучения, а также проектную технологию, научно-исследовательскую деятельность, личностно-ориентированный подход, ИКТ – технологии, мониторинг.

Технологии развивающего обучения составляют: проблемное изложение учебного материала; частично - поисковая деятельность; самостоятельная проектная исследовательская деятельность.

Технологии развивающего обучения составляют: проблемное изложение учебного материала; частично - поисковая деятельность; самостоятельная проектная исследовательская деятельность.

  Личностно - ориентированный подход в данной технологии предполагает : обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы; умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её;  какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.

Личностно - ориентированный подход в данной технологии предполагает : обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы; умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её;  какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.

Актуальность опыта   основывается на разрешении с его помощью следующих проблем и противоречий:  - активного и пассивного усвоения новых знаний;  - глубокого и поверхностного уровня понимания изучаемого материала;  - коллективного обучения и индивидуального развития личности учащегося;  - живой и формальной связи между педагогом и учащимися.  Ведущей идеей   своего педагогического опыта вижу развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через урок математики.  Новизна опыта   заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия методики развивающего обучения на личность ученика.

Актуальность опыта   основывается на разрешении с его помощью следующих проблем и противоречий: - активного и пассивного усвоения новых знаний; - глубокого и поверхностного уровня понимания изучаемого материала; - коллективного обучения и индивидуального развития личности учащегося; - живой и формальной связи между педагогом и учащимися. Ведущей идеей   своего педагогического опыта вижу развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через урок математики. Новизна опыта   заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия методики развивающего обучения на личность ученика.

Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно-исследовательской и проектной деятельности. 

Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно-исследовательской и проектной деятельности. 

Одной из наиболее активных форм обучения является проектно-исследовательский метод. Он значительно оживляет процесс восприятия нового, через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Универсальность проектного метода позволяет применять его, работая с разными возрастными категориями учащихся, на любых этапах обучения и при изучении материала различной степени сложности Фрагмент метапредметного занятия по теме «Порядок и хаос».

Одной из наиболее активных форм обучения является проектно-исследовательский метод. Он значительно оживляет процесс восприятия нового, через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Универсальность проектного метода позволяет применять его, работая с разными возрастными категориями учащихся, на любых этапах обучения и при изучении материала различной степени сложности

Фрагмент метапредметного занятия по теме «Порядок и хаос».

воспринять –   осмыслить –   запомнить –   применить –   проверить.

воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить.

информационные технологии – это инструмент развивающего обучения, который обретает силу лишь при условии правильного подхода к нему, и последнее слово всегда остается за личностью, его творческим мышлением.

информационные технологии – это инструмент развивающего обучения, который обретает силу лишь при условии правильного подхода к нему, и последнее слово всегда остается за личностью, его творческим мышлением.

 Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

Результативность развивающего обучения Качество знаний по Районные алгебре 55% показатели  Качество знаний по Показатели 69% МОУ «Мало – 52% за 2910-2011 Качество результатов геометрии учебный год ГИА 56%  Шелемишевская СОШ» 76%  64%

Результативность развивающего обучения

Качество знаний по

Районные

алгебре

55%

показатели

Качество знаний по

Показатели

69%

МОУ «Мало –

52%

за 2910-2011

Качество результатов

геометрии

учебный год

ГИА

56%

Шелемишевская СОШ»

76%

64%


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!