СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лоскутная мозаика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Открытия нового знания" по теме "Лоскутная мозаика" предназначен для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы. В рамках урока ребята познакомятся и историей появления лоскутного шитья и современным творчеством. Расширят понятие "швейное изделие" за счет включения в него работы с узорами и схемами.

Просмотр содержимого документа
«"Лоскутная мозаика"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Переяславка

муниципального района имени Лазо Хабаровского края















Сценарий открытого урока по теме:

«ЛОСКУТНАЯ МОЗАИКА»





Автор:

учитель технологии

Маслова Вера Федоровна











р.п. Переяславка

2019 год



Имя урока: Лоскутная мозаика

Предмет: технология

Тема урока: Технология изготовления лоскутного изделия

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Деятельностная цель: формирование действий учащихся по освоению технологии изготовления лоскутного изделия.

Образовательная цель: расширение понятия «швейное изделие» за счет включения в него работы с узорами и схемами.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение при выборе схемы действий.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование поставленной задачи, прогнозирование результатов работы, самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Ход урока:

  1. Организационный

(Приветствует уч-ся, пожелание успехов и удачи в работе на уроке)

Выбор бригадиров команд. Выдача бейджей бригадирам и оценочных листов

  1. Изучение нового

Слайд 1: Постановка темы урока

-Ребята, у меня есть волшебный сундучок. Как вы думаете что там? Давайте откроем и посмотрим, какую тайну хранит сундучок.

(Включаю обучающихся в диалог)

-Что это ребята? (Достаю лоскуты, ребята отвечают, вывожу слово на доску)

-А это? (достаю мозаику, ребята отвечают, вывожу слово на доске)

-А теперь попробуем составить из этих слов тему урока (уч-ся составляют «Лоскутная мозаика»)

(Подвожу итог беседы)

Слайд 2: -Тема нашего урока «Лоскутная мозаика».

Постановка проблемной ситуации

(Предлагаю уч-ся решить проблемную ситуацию)

-У меня за время моей работы, осталась целая гора лоскутов. Очень жалко выбрасывать. Ребята что можно сделать с этими лоскутками?

Слайд 3: - (Уч-ся называют предметы сшитые из лоскутков: лоскутное одеяло, прихватка, подушка, сумка, куклы и т.д.).

-А вы знаете историю лоскутного шитья? Откуда пришел этот промысел? Когда он появился в России? В какой среде зародился?

(Прошу выдвинуть идеи на поставленные вопросы. Стимулирую высказывание знаний о лоскутном шитье. Подвожу итог беседы, поощряю правильные предложения)

  1. Совсем не страшно, что вы этого не знаете, потому что на уроке мы обязательно найдем ответы на все вопросы.

  2. Я очень рада, что пришла к интересующимся и знающим детям. А значит, вы очень поможете мне в течение урока

Постановка целей урока:

(Ставлю цели урока:)

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей лоскутного шитья, проанализируем и обобщим опыт мастеров, научимся работать по алгоритму и создавать законченный художественный образ при изготовлении кухонной прихватки.

3. Открытие новых знаний:

Слайд 4: Истоки создания лоскутных изделий можно найти на Востоке. Так, в Египте, в окрестностях Каира, были найдены изделия, выполненные в этой технике шитья свыше 3000 лет назад. Эта техника шитья практиковалась в разных уголках мира.

Давние традиции сохранились у североамериканцев. На протяжении многих поколений у американок было принято шить для своей семьи лоскутные стёганые изделия.

Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Слайд 5: Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

Слайд 6: Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется.

Слайд 7: Лоскутное шитьё - зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла, пёстрые покрывала, их называли “ляпачиха”, коврики-кругляши, дорожки - народ называл их “дерюжки”, сотканные из полосок ткани, куклы-обереги, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.

Слайд 8: -Сегодня изделия народных мастериц по праву хранятся в коллекциях музеев, а ремесло продолжает жить и привлекать всё большее количество поклонников.

Лоскутные изделия, столь полюбившиеся народу, впитали в себя дух и непосредственность, присущее традиционным многовековым произведениям национального искусства.

Слайд 9: Не только домашние рукодельницы, но и профессиональные художники создают в этой технике панно, ковры, модели одежды.

Сейчас лоскутное шитье переживает новое рождение, оно стало для многих любимым занятием. Из разноцветных лоскутов можно получить оригинальные вещи и сделать подарок своими руками. Сейчас такое рукоделие становится всё более распространённым и в молодёжной среде. Слайд 10: Девочки украшают свои комнаты ковриками, мягкими игрушками, панно, сделанными из лоскутов.

Слайд 11: Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.

Печворк. «Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.

Квилт. «Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо)». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет.

Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.

Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.

Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!

Слайд 12-21: Несложный лоскутный узор способен превратить простой кусок ткани в прекрасную скатерть, способную украсить любой интерьер жилого дома

Используя приложение составьте эскизы из предложенных узоров. Но прежде, чем мы перейдем к практической части урока – предлагаю провести физкультминутку.


Практическая работа №1: «Составление эскиза прихватки»

Изученный материал закрепляется практической работой. Учащиеся, пользуясь миллиметровой бумагой и шаблонами, составляют эскиз прихватки, который состоит из квадратов (треугольников), полос, ромбов. Работа индивидуальная, на нее отводится до 10 минут. Оцениваете свою работу каждый самостоятельно, согласно критериям:

-завершенность,

-аккуратность.


Практическая работа №2

Определить в группе наиболее удачно выполненный эскиз практической работы № 1.

Разрезать на фрагменты (шаблоны) данный эскиз. Выбрать цветовую гамму эскиза прихватки и нанести шаблоны на цветную бумагу, вырезав фрагменты из цветной бумаги соединить их на листе белой бумаги. Время на выполнение до 10 минут. По завершении работы бригадир команды оценивает работу каждого участника второй практической работы. Далее каждая команда защищает свою работу.


4. Итог занятия. Рефлексия.

(Организую рефлексию)

-Вы получили удовлетворение от своей работы?

Продолжите любую фразу:

Я сегодня узнал…

Я научился…

У меня сегодня не все получилось

(Организую коллективную демонстрацию работ обучающихся)

Ребята, большое спасибо вам за урок.

Домашнее задание на экране.




















Оценочный лист практической работы № 1

Фамилия Имя

Критерий завершенность максимально

2,5 балла

Критерий аккуратность максимально

2,5 балла

Итоговая отметка




























Оценочный лист практической работы №2

Фамилия Имя

Умение работать в команде

до 2 баллов

Трудолюбие

до 1,5 баллов

Аккуратность

до 1,5 баллов

Итоговая отметка











































8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!