СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедический проект «В гостях у сказки»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для развития связной речи мною был создан логопедический проект "В гостях у сказки" для учащихся начальных классов, обучающихся по программе ЗПР.  Сказка-это волшебный и увлекательный мир, который учит ребенка думать, оценивать поступки и действия героев, постигать мир человеческих взаимоотношений.

Просмотр содержимого документа
«Логопедический проект «В гостях у сказки»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми




















Логопедический проект

«В гостях у сказки»

















Автор-составитель:

Цыпуштанова Клавдия Степановна





Пермь. 2021 г.

1. Постановка проблемы.

Связная речь – это способность человека рассказать о чем-либо доходчиво, грамотно и с логической последовательностью. Связная речь – это самый сложный вид речевой деятельности человека, это «высший пилотаж» его речевых возможностей.

Способность хорошо рассказать оказывает прямо пропорциональное воздействие, как на успеваемость ребенка, так и на карьеру взрослого. Когда человек умеет четко формулировать свои мысли и комментировать происходящее, его положение в социуме становится наиболее полноценным и успешным.

Очень часто дети школьного возраста испытывают трудности в овладении навыка связной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально, на наш взгляд. Связную речь можно продуктивно развивать регулярными тренингами. Чем раньше формируется навык связной речи у ребенка, тем благоприятнее будет его речевое совершенствование.

Я задумалась над созданием системы работы по формированию навыков связной речью через сказки.

Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки и действия героев, постигать мир человеческих взаимоотношений.

Методика работы с детьми в рамках проекта «В гостях у сказки» разработана на основе интегрированного подхода.

В ходе работы дети рисуют, лепят, слушают музыку, знакомятся с героями сказок, выступают в роли артистов, фантазируют, сочиняют сказки.

Цель проекта:

Создание условий для духовно-нравственного развития ребенка, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. Совершенствование навыков связной речи. Развитие творческой самостоятельности в передаче образов, героев сказки.

Задачи проекта:

Образовательные: 1. Актуализация имеющихся умений и знаний. 2. Знакомство с произведениями русского народного творчества. 3. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. 4. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию навыков связной речи.

Воспитательные: 1. Воспитывать активный интерес к сказкам. 2. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, умения уступать, помогать друг другу. 3. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отклонений. 4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

Коррекционно-развивающие: 1. формировать интерес к литературным произведениям. 2. Расширение кругозора учащихся. 3. Развивать зрительное и слуховое восприятие. 4. Развивать воображение, творческую фантазию детей. 5. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. 6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Участники проекта: Учащиеся начальных классов, обучающиеся по программе ЗПР, родители, учитель-логопед.

Тип проекта: информационно-творческий, групповой. Продолжительность: 3 месяца 16.10.2020 г. -16.12.2020 г.

Результат: праздник «В гостях у сказки» для детей /1-4 кл./ «Красная шапочка» по мотивам одноименного произведения Ш.Перро «Красная шапочка».


Этапы работы: 1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. 2. Обсуждение проекта с творческой группой. 3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. 4. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами. 5. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата. 6. Инсценировка сказки. Праздник «В гостях у сказки».

Содержание работы и механизм реализации проекта

Основные виды деятельности

Сроки

Участники

1. Логопедические занятия по развитию речи на основе сказок. Использование сказок.

1 раз в неделю с 16.10.-16.12.20 г.

Учитель-логопед, ученики

2. Чтение сказок с родителями дома.

2 раза в неделю с 16.10.-14.12.20 г.

Родители, дети

3. Разучивание поговорок, пословиц, загадывание загадок о сказках, сказочных героях.

1раз в неделю с 03.11 -27.11.20 г.

Учитель-логопед, дети

4. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам.

10.10-30.10.20 г.

Родители, дети

5. Выполнение самостоятельно и совместно с родителями творческих работ (лепка, аппликация, ручной труд).

03.11 -21.11.20 г.

Дети, родители

6. Выставка поделок «Мой любимый сказочный герой»

24.11.20 г.

Дети, родители

7. Выставка книг «Наши любимые сказки»

25.11.20 г.

Дети, родители

8. Выставка рисунков «Моя любимая сказка». Иллюстрации к сказке «Репка».

04.12 -07.12.20 г.

Дети, воспитатели родители,

9. Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка.

октябрь-декабрь

Дети, родители

10. Игры-драматизации по любимым сказкам в самостоятельной деятельности.

ноябрь

Дети, родители

11. Сказочный КВН «В гости к сказке»

26.11.20 г.

Родители, учитель-логопед, дети

12. Самостоятельное сочинение сказок.

03.12 -07.12.20 г.

Дети, родители

13. Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, викторина «Путешествие в сказку»

03.12.20 г.

Дети, учитель-логопед

14. Подготовка к театральному представлению по сказке «Репка» (Разучивание слов, обыгрывание характера героев, изготовление декораций).

октябрь-декабрь

Дети, родители, учитель-логопед

15. Театрализованное представление сказки «Репка» детьми.

07.12.20 г.

Дети, учитель-логопед

Праздник «В гостях у сказки»

по мотивам одноименного произведения Ш.Перро «Красная шапочка»

11.05.20 г.


Ожидаемые результаты:

Инсценировка кукольного театра сказки «Репка». Праздник «В гостях у сказки».

Дальнейшее развитие проекта:

Логопедический проект «В гостях у сказки», направленный на развитие связной речи школьников приведет к нравственно-здоровой, социально-адаптированной личности.

Приложение №1.

Конспект занятия «Репка»

Тема: Русская народная сказка «Репка» Цель: Драматизация сказки – отработка диалога и интонационной стороны речи, формирование простого распространенного предложения, практическое усвоение Дательного падежа без предлога, дифференциация именительного и дательного падежей, развитие зрительного восприятия и мышления. Предшествующая работа: подробный пересказ костюмов (масок), подбор аксессуаров для персонажей сказки с помощью родителей и воспитателей.

Ход занятия. Организационный момент.

Вступительная беседа. Примерные вопросы, обращения. «Вспомните, как называется сказка, которую мы недавно рассказывали и рисовали к ней картинки. Сегодня необычное занятие. Вы будете артистами, и сами будете изображать персонажей сказки. Но сначала давайте вспомним ее… Ой, все фигурки перепутались, они смешались с фигурками из другой сказки…»

Задание детям: разобрать фигурки для двух сказок «Репка» и Красная Шапочка».

1.Восстановление порядка появления фигур сказки, припоминание ее сюжета.

- Кто тянул репку? Кого позвал дед?

Дети поочередно называют персонажей в порядке их появления в сказке и выставляют фигурки.

2.Упражнения на составление простого распространенного предложения.

Практическое усвоение Д. п. без предлога.

Ответить на вопросы: Кто кому предлагал? Кому помогала бабка? (Деду.) скажем все про бабку: Бабка помогала Деду. (Хоровое и индивидуальное проговаривание.) Кому помогала внучка? Скажем все про внучку: Внучка помогала бабке…) и т.д.

Вывод обобщающего характера: Все помогали друг другу и поэтому вытянули такую большую репку.

Беседа обиходно-бытового характера воспитательного характера: «А кому ты помогаешь, Саша?» (Обращение ко всем детям, они дают полные распространенные ответы: «Я помогаю маме. Вова помогает папе…»)

Дифференциация Им.п и В. п. женского рода: Жучка-Жучку, бабка-бабку…

1. Работа над интонацией.

Вспомним, как дед звал бабку: Бабка, иди репку тянуть!» А как бабка звала внучку? – «Внучка, иди репку тянуть!» и т.д. Дети сопряжено-отраженно, а затем самостоятельно воспроизводят интонационно-голосовые особенности персонажей сказки: Как кричала кошка? Как звала кошку собака? И т.д. Воспроизводится интонация побуждения к действию.

2. Драматизация сказки.

Распределение ролей, одевание костюмов. Рассказывание сказки «От автора» поручается одному из детей – он ведущий. Называются поочередно роли: Дедом будет Миша, Жучкой будет Галя…

По ходу рассказа появляются персонажи и зовут следующего : «Внучка, иди репку тянуть!» Фразу «Тянут-потянут-вытянуть не могут» проговаривают все, кто «тянет», и остальные дети. Играющие изображают мимикой и движениями усилия.

3. Развитие моторики.

Игра «По движению узнай, кто это». Дети в кругу, в середине репка. Все хором: «Ой, какая большая!», затем по очереди воспроизводят возглас-удивление (с соответствующими жестами). Затем сначала все вместе, а потом по очереди, по одному воспроизводят движения: как ходит дед, бабка (медленно, вперевалочку), как тихо бегает мышка, как виляет хвостиком собака, на мягких лапках идет кошка и т.д.

4. Итог занятия.

Приложение №2. Сценарии праздника «В гостях у сказки» для детей /1-4кл./ по мотивам одноименного произведения Ш.Перро «Красная шапочка»

Цели:

Коррекционно-развивающие:

  • формировать интерес к литературным произведениям;

  • расширение кругозора учащихся;

  • развивать зрительное и слуховое восприятие;

  • развивать воображение, творческую фантазию детей;

  • формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев;

  • увидеть творческие возможности команд;

  • способствовать сплочению коллектива;


Образовательные:

  • актуализация имеющихся умений и знаний;

  • совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и музыкальным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам;

  • активизировать в речи детей: название сказок, имена сказочных героев;

  • корригировать память, внимание, слуховое восприятие;


Воспитательные:

  • воспитывать активный интерес к сказкам;

  • воспитывать коллективизм, уважение к друг другу;

  • воспитывать взаимопонимание, дружелюбие;

  • воспитывать положительные нравственные качества (заботливое отношение к животным, дружелюбие, умение общаться в коллективе);

  • помощь в становлении нравственной культуры учащихся, а также самовыражению личности учащихся;

Предварительная подготовка:

  1. Костюмы для Красной Шапочки, Волка, бабушки и мамы;

  2. Мешочек (золотой ключик, монетка, самовар, горшочек меда, стрела, красная шапочка, яйцо, репка, рыбка, колобок, рукавичка);

  3. Дерево;

  4. Цветы из цветной бумаги, для оформления полянки;

  5. Музыкальное сопровождение («В гостях у сказки», «В Африке реки вот такой ширины…», Песня Бармалея, Буратино, «От улыбки», Песня черепахи и львенка, «Голубой Вагон», Песня Винни-Пуха, Песня козы, «Ох, рано, встает охрана», Песня мамонтенка, Песня разбойников)

  6. Презентация:

Оборудование: компьютер, проектор, экран.


Ход праздника

Звучит мелодия «В гостях у сказки». Входит ведущая


Ведущая: У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

Народ-хитрец, народ-мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Сказка родилась давно, прежде чем люди научились читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям. Так шагала сказка из уст в уста.

Раскроем занавес-вуаль

И перед нами на мгновенье

Раздвинул ветки чудный лес

И, задержав слегка волненье,

Войдем в мир сказок и чудес.

Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну сказок.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут бабушка …. Хотите, я вам почитаю сказку, но сказку не простую, а волшебную? А почему она волшебная, вы поймете сами.


Садится, открывает книжку и начинает читать


«Жила-была в деревне одна женщина. У нее была маленькая дочка. Ко дню рождения подарила ей мама красную шапочку. Девочке красная шапочка так понравилась, что она никогда не снимала ее. Все так и называли ее – Красная шапочка.

Однажды мать испекла пирожки и сказала:

Мама: Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла, да узнай, как у нее здоровье. Но помни! Когда пойдешь через лес, с незнакомыми людьми и зверьми не разговаривай, и никуда с тропинки не сворачивай. Если незнакомый человек дает тебе конфетку или щенка – быстро уходи от этого человека»

Красная Шапочка сейчас же оправилась к бабушке.


Включается музыка и Красная Шапочка бежит по дорожке.


Ведущая: Остановилась Красная Шапочка, увидела ребят и спрашивает:

Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Красная Шапочка. А вы знаете, куда я иду? Правильно я иду в гости к бабушке. А что лежит у меня в корзинке? Пирожки для бабушки.

Помогите ребята, пожалуйста, дойти мне до домика бабушки, ведь идти надо через темный лес! А всем вместе идти веселее и не страшно.


Включается музыка, девочка бежит по дорожке + включается еще одна музыка


Красная Шапочка: Вы слышите, кто-то поет? А давайте подойдем поближе и посмотрим, кто там на полянке.

Здравствуйте, ребята! Давайте с вами знакомится. Меня зовут Красная Шапочка. А вы кто? (паук, муха, божья коровка, таракан, пчела, кузнечик, комар, бабочка)

Я слышала вашу песенку. А можете спеть ее еще раз?


Песня «Муха во поле жила» в исполнении учащихся 3 А класса.


Красная Шапочка: Спасибо! Очень красивая песня и поете вы ее очень дружно. До свидания. Мне пора идти дальше.

Ведущая: И пошла Красная Шапочка дальше. Идет она лесом, а навстречу ей – Серый Волк.

Волк: Я сегодня сытый, я хорошо пообедал. Я сегодня добрый (идет, поглаживая живот). Куда ты идешь Красная Шапочка?

Ведущая: Поздоровалась Красная Шапочка вежливо с Волком.


Выходит мама Красной шапочки


Мама: Забыла ты Красная шапочка, как это опасно останавливаться в лесу и разговаривать с волками! Это очень опасно!


Мама уходит.

Красная шапочка: Я иду к бабушке и несу ей пирожок да горшочек масла.

Волк: А далеко ли живет твоя бабушка?

Красная Шапочка: Очень далеко.

Волк: Красная Шапочка помоги мне старому и серому. Нашел я сегодня в нашем лесу мешок, а в мешке том много предметов из разных сказок. Подскажи, кому мне их отдать. А я тебе покажу короткую дорогу к дому твоей бабушки.

Красная Шапочка: Хорошо Волк. Только мне помогать будут ребята. Ребята вы ведь поможете мне?

Конкурс «Чья вещь?» («Волшебный мешочек»)

Красная Шапочка: Молодцы! Как хорошо вы знаете героев сказок.

Волк: Спасибо вам ребята. И тебе Красная Шапочка за вашу помощь. Как и обещал, покажу я тебе короткую дорогу к дому твоей бабушки (показывает).

Ведущая: И пошла девочка дальше по дорожке. А давайте прогуляемся вместе с ней, а то мы совсем засиделись.

Физкультминутка

Ведущая: Бежит Шапочка по дорожке. По пути она собирает орехи, рвет цветы. И вдруг увидела она веселых ребят.

Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! А что это у вас в руках? Музыкальные инструменты? А умеете ли вы на них играть? Здорово. Ребята, давайте послушаем этот необычный оркестр.

Шумовой оркестр в исполнении учеников 1 Д класса.

Красная шапочка: Молодцы! Спасибо за хорошую музыку. А вы знаете ребята, что у нас в лесу есть необычное дерево? Про это дерево нам сейчас расскажут учащиеся 4А класса.

Отрывок из сказки А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый»

учащиеся 4А класса

Красная Шапочка: Спасибо, ребята! А вы запомнили, кто сидел на дереве? Отлично! Пойду я, а то бабушка меня уже заждалась.

Бежит Красная Шапочка по дорожке дальше.

Ведущая: Дошла Красная Шапочка до бабушкиного домика. Постучала девочка в дверь, а бабушка ей и говорит: «Кто там?»

Красная Шапочка: Это я, твоя внучка, Красная Шапочка.

Ведущая (она же бабушка): Дверь у меня волшебная. Отгадай, из какого мультфильма мелодия, дверь и откроется.

Красная Шапочка: Помогите ребята, отгадать из какой сказки песенка.

Конкурс «Угадай-ка»

Ведущая (она же бабушка): Молодцы! Вы справились с этим заданием. Спасибо, ребята, что проводили мою внученьку до моего дома.

Ведущая и Красная Шапочка (хором): Вот и сказочки конец, а кто слушал, молодец!

Красная Шапочка: Мой юный друг!

Бери с собой в дорогу

Своих любимых сказочных друзей.

В заветный час они тебе помогут.

Найти мечту и сделать жизнь светлей.

Вот момент настал прощанья,

Говорим вам: «До свиданья»

Ведущая: Наш праздник подошел к концу. До новой встречи!


Звучит музыка




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!