СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль художественной литературы в развитии речи ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

описание слайдов

1      Сегодня мне хотелось бы остановиться на таком вопросе, как «Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой», поделиться нашим опытом работы в этом направлении .

2      В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. Уже в дошкольном возрасте, к сожалению, дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Нам, педагогам , важно  заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге.

3 4     Ведь художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

5     Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе, общение с людьми. В первую очередь это коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, пополнение словарного запаса, преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение.

6     Поэтому в своей педагогической деятельности мы с воспитателями считаем важным развитие речи детей речевой группы при ознакомлении с художественной литературой  и для достижения цели  поставили перед собой следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширить и активизировать словарный запас детей.

Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей.      

7     Мы используем следующие методы работы по приобщению детей к чтению:

Словесные:

Чтение художественных произведений.

• Беседы по прочитанному.

• Заучивание наизусть стихов, потешек ,чистоговорок ,пословиц

• Пересказ произведений.

• Выразительное чтение детьми.

Практические:

• Игры – драматизации.

• Дидактические игры.

• Элементы инсценирования.

• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).

• Театрализованная деятельность.

Использование мнемотаблиц , схем ,символов

Участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах

Наглядные:

• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

• Просмотр видеороликов, фильмов.

• Оформление тематических выставок, уголка книжки, театрального уголка

8      Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, мы с воспитателями группы определили основные направления деятельности:

• Создание предметно-развивающей среды.

• Работа с детьми.

• Работа с родителями.

9     В группе и логопедическом кабинете создана необходимая предметно-развивающая среда  для самостоятельной  и совместной с педагогами деятельности детей при ознакомлении с художественной литературой.

10     У нас  оформлен хороший театральный  уголок.  В нем есть разные виды театров: «Пальчиковый театр», «Деревянный театр», «Кукольный театр», маски с изображением героев сказок  для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей.

11  12    В речевой  и книжный  уголки вошли  книги отечественных писателей, сказки ,рассказы, потешки, скороговорки, поговорки, загадки, прибаутки, песенки, считалки.

13    Мы регулярно  с детьми оформляем  тематические  писательские выставки ( в подготовительной группе проводится неделя  писателя – например, Агнии Барто, Корнея Чуковского и т.д.)

14     В своей работе  я использую замечательную подборку книг «Уроки логопеда в детском саду» ,в основе которой лежат детские литературные произведения, поддерживая таким образом читательский интерес детей.

15     Так же нами подобраны и используются дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у наших воспитанников.

16    Во всех видах занятий, где от ребенка требуется связно пересказать прочитанное  или составить собственный рассказ, мы  используем  наглядный план - мнемотаблицы. Такой план попросту интересен , а так же помогает детям соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно  рассказывать в дальнейшем.

17    Для развития ммр и  соответственно  речи, я составила собственные комплексы пальчиковой гимнастики, состоящие из упражнений для пальцев и кисти руки , а так же в каждый комплекс включила  русскую народную потешку, что способствует  развитию фонематического слуха, развитию у детей общей и мелкой моторики, активизирует словарный запас .

18 19    Работа с детьми разнообразна ,но прежде всего включает в себя и на занятиях и в свободное время чтение художественной литературы, народных сказок, беседы на этические темы: «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др., умение задавать вопросы и отвечать на них ,пересказы по ролям.

20     Эта работа в нашей группе проводится и на индивидуальных и на подгрупповых занятиях по развитию речи.

21    Большую роль играет в развитии речи и приобщению к знакомству с литературными произведениями просмотр видеороликов, фильмов, снятых по литературным произведениям и затем их совместное обсуждение.

22   Неподдельный интерес всегда вызывает у детей создание иллюстраций к прочитанному и увиденному. Вот где простор для развития фантазии и способностей.

23    Как продолжение к прочитанному, очень любят ребята  изображать литературных героев с помощью геометрических фигур,(например, Заяц, Лиса, Колобок) и счетных палочек «Изобрази героев сказки».

24  25  26  27    Особенно популярны и  нравятся детям инсценировки литературных произведений , игры-драматизации во время занятий, развлечений,  в свободное время в группе и даже на прогулке.

28    Очень дети любят сочинять  собственные сказки и создавать иллюстрации к ним. Вот мы придумали в рамках совместного с родителями проекта «Артикуляционная гимнастика» свои сказки Веселого Язычка и сделали к ним иллюстрации.

29    Изготовление книжек-сказок своими руками всегда было делом увлекательным и полезным. Дети узнают  как рождается книга, какой это труд и ,кстати, очень сплочаются.

30  31   Большую роль в побуждении у детей интереса к литературным произведениям, привитии любви к художественному слову, уважения к книге играет сотрудничество с районной детской библиотекой. Мы приглашаем  к себе в гости сотрудников библиотеки, а так же посещаем библиотеку, где дети с удовольствием знакомятся с книгами, участвуют в викторинах, конкурсах, инсценировках.

32    Участие наших детей в литературных конкурсах  является результатом успешной работы по развитию речи и приобщению к литературному наследию. Наши воспитанники  принимают активное участие в традиционных конкурсах в детском саду «Алло, мы ищем таланты». Вот это наши чтецы Элизбарова София и Позоян Валера.

33    А так же наши дети участвуют   в литературных интернет-конкурсах, викторинах, олимпиадах. В прошлом учебном году нас порадовала Логвинова Даша , занявшая 2- е место в интернет-викторине по творчеству А.С. Пушкина, а Оганджанян Алексан стал победителем всероссийской интернет-олимпиады по логопедии «Раз словечко, два словечко».

34    Принимают участие наши воспитанники и  в районных литературных конкурсах .  Кулешов Кирилл и Петросян Маша были участниками конкурса чтецов к 9 мая «Если птицы поют и не слышно войны». Кирилл получил диплом призера, а Маша –победителя.

35     Успешным фактором работы с детьми для побуждения у детей интереса к литературным произведениям, любви к художественному слову, является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей.

36    Мы регулярно проводим  тематические родительские собрания, даем индивидуальные консультации , советы, например : «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи», «Родители-книга-ребенок»  и т.д.

37    Оформляем наглядную информацию :уголки,  папки-передвижки, памятки   на тему воспитания культуры чтения, развития речи и приобщения к знакомству с литературными произведениями. Родители  наших выпускников Петросян Маши и Гречко Степы с большим интересом приняли участие в апрельском краевом конкурсе «Читающая мама- читающая страна».

  1.   Подводя итоги нашей работы , можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказ художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
  2.    Литературные произведения, как правило, лишены прямого нравоучения. Через чтение художественной литературы постепенно, не навязчиво мы, педагоги, вырабатываем и формируем художественный вкус у ребёнка, улучшаем его речь, прививаем любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитываем чувство родного языка.

Просмотр содержимого документа
«Роль художественной литературы в развитии речи ребенка»

 Развитие речи детей  дошкольного  возраста через знакомство с  художественной литературой.          Учитель-логопед МБДОУ № 5  Кузнецова Е.А.

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой. Учитель-логопед МБДОУ № 5 Кузнецова Е.А.

В век новых информационных технологий  отношение к книгам изменилось…

В век новых информационных технологий отношение к книгам изменилось…

 Обратите свое сердце к книгам…  «Какое богатство мудрость и доброта  рассыпано по книгам всех времен и народов!»    Л.Н.Толстой

Обратите свое сердце к книгам… «Какое богатство мудрость и доброта рассыпано по книгам всех времен и народов!» Л.Н.Толстой

Функции художественной литературы Познавательно- нравственная и эстетическая. Развитие и активизация воображения. Приобщение к словесному искусству образного мышления . Развитие хорошей разговорной речи. Расширение представлений, осведомлённости о мире, Ориентация ребёнка на установление временных и причинно-следственных связей о мире Собственное словесное творчество Воспитание культуры чувств Освоение моделей человеческого поведения в переживаний разных обстоятельствах Формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к природному и рукотворному миру

Функции художественной литературы

  • Познавательно- нравственная и эстетическая.
  • Развитие и активизация воображения.
  • Приобщение к словесному искусству образного мышления .
  • Развитие хорошей разговорной речи.
  • Расширение представлений, осведомлённости о мире,
  • Ориентация ребёнка на установление временных и причинно-следственных связей о мире
  • Собственное словесное творчество
  • Воспитание культуры чувств
  • Освоение моделей человеческого поведения в переживаний разных обстоятельствах
  • Формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к природному и рукотворному миру

    Роль художественной литературы в развитии речи ребенка:   -коррекция звукопроизношения,  -пополнение словарного запаса  -преодоление грамматических  нарушений и развитие связной речи .

Роль художественной литературы в развитии речи ребенка: -коррекция звукопроизношения, -пополнение словарного запаса -преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи .

  Задачи развития речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой:   • Сформировать интерес к художественной литературе.  • Расширять и активизировать словарный запас детей.  • Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.  • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;  • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.  • Развивать творческие способности у детей.

Задачи развития речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой: • Сформировать интерес к художественной литературе. • Расширять и активизировать словарный запас детей. • Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. • Развивать творческие способности у детей.

 Методы работы по приобщению  детей к чтению:   - словесные  -практические  -наглядные  Формы работы :   • Занятия  • Культурно – досуговая деятельность  • Свободная от занятий деятельность

Методы работы по приобщению детей к чтению: - словесные -практические -наглядные Формы работы : • Занятия • Культурно – досуговая деятельность • Свободная от занятий деятельность

Основные направления деятельности:   • Создание предметно-развивающей среды. • Работа с детьми. • Работа с родителями.

Основные направления деятельности:

Создание предметно-развивающей среды.

Работа с детьми.

Работа с родителями.

 Предметно-развивающая среда для самостоятельной и совместной деятельности детей.   кабинет группа

Предметно-развивающая среда для самостоятельной и совместной деятельности детей. кабинет группа

Т еатральная студия  Центр «Речевичок»

Т еатральная студия Центр «Речевичок»

Уголок книжки

Уголок книжки

Литература

Литература

Тематические писательские выставки

Тематические писательские выставки

«Уроки логопеда  в детском саду»

«Уроки логопеда в детском саду»

Дидактические игры для обогащения словарного запаса и развития связной речи

Дидактические игры для обогащения словарного запаса и развития связной речи

Мнемотаблицы, схемы

Мнемотаблицы, схемы

Пальчиковая гимнастика с потешками

Пальчиковая гимнастика с потешками

Работа с детьми

Работа с детьми

Чтение художественной литературы, беседы, пересказы

Чтение художественной литературы, беседы, пересказы

 Занятия по развитию речи

Занятия по развитию речи

Просмотр видеороликов, фильмов, снятых по литературным произведениям

Просмотр видеороликов, фильмов, снятых по литературным произведениям

Создание иллюстраций к прочитанному

Создание иллюстраций к прочитанному

Изображение литературных героев с помощью геометрических фигур, счетных палочек

Изображение литературных героев с помощью геометрических фигур, счетных палочек

Инсценировки литературных произведений

Инсценировки литературных произведений

Игры-драматизации  на занятиях

Игры-драматизации на занятиях

Театрализованная деятельность  в свободное время

Театрализованная деятельность в свободное время

Театрализованная деятельность  на прогулке

Театрализованная деятельность на прогулке

Сочинение собственных сказок и создание иллюстраций к ним

Сочинение собственных сказок и создание иллюстраций к ним

Изготовление книжек-сказок  своими руками

Изготовление книжек-сказок своими руками

Сотрудничество с районной детской библиотекой.  Приглашение в гости сотрудников библиотеки

Сотрудничество с районной детской библиотекой. Приглашение в гости сотрудников библиотеки

Сотрудничество с районной детской библиотекой. Экскурсии.

Сотрудничество с районной детской библиотекой. Экскурсии.

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ЛИТЕРАТУРНЫХ КОНКУРСАХ  В ДЕТСКОМ САДУ

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ЛИТЕРАТУРНЫХ КОНКУРСАХ В ДЕТСКОМ САДУ

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ИНТЕРНЕТ- КОНКУРСАХ, ВИКТОРИНАХ, ОЛИМПИАДАХ

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ИНТЕРНЕТ- КОНКУРСАХ, ВИКТОРИНАХ, ОЛИМПИАДАХ

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В РАЙОННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ КОНКУРСАХ

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В РАЙОННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ КОНКУРСАХ

Работа с родителями

Работа с родителями

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, КОНСУЛЬТАЦИИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, КОНСУЛЬТАЦИИ

ОФОРМЛЕНИЕ УГОЛКОВ НА ТЕМУ  ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ

ОФОРМЛЕНИЕ УГОЛКОВ НА ТЕМУ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ

      Результаты работы:    - у детей развивается связная речь,  активизируется словарь.  - развивается образная речь,  диалогическая и монологическая речь,  -дети пересказывают небольшие тексты,сказки,  драматизируют небольшие, знакомые произведения,  -дети умеют работать с мнемотаблицами  индивидуально и сообща.

Результаты работы: - у детей развивается связная речь, активизируется словарь. - развивается образная речь, диалогическая и монологическая речь, -дети пересказывают небольшие тексты,сказки, драматизируют небольшие, знакомые произведения, -дети умеют работать с мнемотаблицами индивидуально и сообща.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!