СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логические функции EXCEL

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы использования логических функций в Excel

Просмотр содержимого документа
«Логические функции EXCEL»

Логические функции Excel Функция ЕСЛИ  Функции И, ИЛИ, НЕ  Вложенные функции ЕСЛИ  Функции ИСТИНА и ЛОЖЬ  Функция ЕПУСТО

Логические функции Excel

Функция ЕСЛИ

Функции И, ИЛИ, НЕ

Вложенные функции ЕСЛИ

Функции ИСТИНА и ЛОЖЬ

Функция ЕПУСТО

Больше Меньше = Больше или равно Меньше или равно Не равно Результатом логического выражения является логическое значение ИСТИНА (1) или логическое значение ЛОЖЬ (0). " width="640"

Любое логическое выражение должно содержать по крайней мере один оператор сравнения, который определяет отношение между элементами логического выражения.

Список операторов сравнения Excel

= Равно

Больше

Меньше

= Больше или равно

Меньше или равно

Не равно

Результатом логического выражения является логическое значение ИСТИНА (1) или логическое значение ЛОЖЬ (0).

 СИНТАКСИС ФУНКЦИИ ЕСЛИ С ОДНИМ УСЛОВИЕМ Оператор проверяет ячейку А1 и сравнивает ее с 20. Это «логическое_выражение». Когда содержимое графы больше 20, появляется истинная надпись «больше 20». Нет – «меньше или равно 20». Внимание! Слова в формуле необходимо брать в кавычки. Чтобы Excel понял, что нужно выводить текстовые значения.

СИНТАКСИС ФУНКЦИИ ЕСЛИ С ОДНИМ УСЛОВИЕМ

Оператор проверяет ячейку А1 и сравнивает ее с 20.

Это «логическое_выражение».

Когда содержимое графы больше 20, появляется истинная надпись «больше 20».

Нет – «меньше или равно 20».

Внимание! Слова в формуле необходимо брать в кавычки. Чтобы Excel понял, что нужно выводить текстовые значения.

 Еще один пример.   Чтобы получить допуск к экзамену, студенты группы должны успешно сдать зачет. Результаты занесем в таблицу с графами: список студентов, зачет, экзамен. Обратите внимание : оператор ЕСЛИ должен проверить не цифровой тип данных, а текстовый. Поэтому мы прописали в формуле В2= «зач.» . В кавычки берем, чтобы программа правильно распознала текст.

Еще один пример.  

Чтобы получить допуск к экзамену, студенты группы должны успешно сдать зачет. Результаты занесем в таблицу с графами: список студентов, зачет, экзамен.

Обратите внимание : оператор ЕСЛИ должен проверить не цифровой тип данных, а текстовый. Поэтому мы прописали в формуле В2= «зач.» . В кавычки берем, чтобы программа правильно распознала текст.

 ФУНКЦИЯ ЕСЛИ В EXCEL С НЕСКОЛЬКИМИ УСЛОВИЯМИ Здесь оператор проверяет два параметра. Если первое условие истинно, то формула возвращает первый аргумент – истину. Ложно – оператор проверяет второе условие. Таблица для анализа успеваемости. Ученик получил 5 баллов – «отлично». 4 – «хорошо». 3 – «удовлетворительно». Оператор ЕСЛИ проверяет 2 условия: равенство значения в ячейке 5 и 4.

ФУНКЦИЯ ЕСЛИ В EXCEL С НЕСКОЛЬКИМИ УСЛОВИЯМИ

Здесь оператор проверяет два параметра. Если первое условие истинно, то формула возвращает первый аргумент – истину. Ложно – оператор проверяет второе условие.

Таблица для анализа успеваемости.

Ученик получил 5 баллов – «отлично».

4 – «хорошо».

3 – «удовлетворительно».

Оператор ЕСЛИ проверяет 2 условия: равенство значения в ячейке 5 и 4.

В этом примере мы добавили третье условие, подразумевающее наличие в табеле успеваемости еще и «двоек». Принцип «срабатывания» оператора ЕСЛИ тот же.

В этом примере мы добавили третье условие, подразумевающее наличие в табеле успеваемости еще и «двоек».

Принцип «срабатывания» оператора ЕСЛИ тот же.

 Вложенные функции ЕСЛИ Иногда бывает очень трудно решить логическую задачу только с помощью операторов сравнения и функций И, ИЛИ, НЕ. В этих случаях можно использовать вложенные функции ЕСЛИ. Например, в следующей формуле используются три функции ЕСЛИ: = ЕСЛИ(А1=100;=80;А1 "Обычно";ЕСЛИ(И(А1=60;А1 "Никогда"))) Если значение в ячейке А1 является целым числом, формула читается следующим образом: "Если значение в ячейке А1 равно 100, возвратить строку "Всегда". В противном случае, если значение в ячейке А1 находится между 80 и 100, возвратить "Обычно". В противном случае, если значение в ячейке А1 находится между 60 и 80, возвратить строку "Иногда". И, если ни одно из этих условий не выполняется, возвратить строку "Никогда". Всего допускается до 7 уровней вложения функций ЕСЛИ. " width="640"

Вложенные функции ЕСЛИ

Иногда бывает очень трудно решить логическую задачу только с помощью операторов сравнения и функций И, ИЛИ, НЕ. В этих случаях можно использовать вложенные функции ЕСЛИ. Например, в следующей формуле используются три функции ЕСЛИ:

= ЕСЛИ(А1=100;"Всегда";ЕСЛИ(И(А1=80;А1

"Обычно";ЕСЛИ(И(А1=60;А1

"Никогда")))

Если значение в ячейке А1 является целым числом, формула читается следующим образом: "Если значение в ячейке А1 равно 100, возвратить строку "Всегда". В противном случае, если значение в ячейке А1 находится между 80 и 100, возвратить "Обычно". В противном случае, если значение в ячейке А1 находится между 60 и 80, возвратить строку "Иногда". И, если ни одно из этих условий не выполняется, возвратить строку "Никогда". Всего допускается до 7 уровней вложения функций ЕСЛИ.

 РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛА С ПОМОЩЬЮ ОПЕРАТОРОВ « И » и « ИЛИ » Когда нужно проверить несколько истинных условий, используется функция И . Суть такова : ЕСЛИ а = 1 И а = 2 ТОГДА значение X ИНАЧЕ значение Y. Функция ИЛИ проверяет условие 1 или условие 2. Как только хотя бы одно условие истинно, то результат будет истинным. Суть такова : ЕСЛИ а = 1 ИЛИ а = 2 ТОГДА значение X ИНАЧЕ значение Y. Функции И и ИЛИ могут проверить до 30 условий.

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛА С ПОМОЩЬЮ ОПЕРАТОРОВ « И » и « ИЛИ »

Когда нужно проверить несколько истинных условий, используется функция И .

Суть такова : ЕСЛИ а = 1 И а = 2 ТОГДА значение X ИНАЧЕ значение Y.

Функция ИЛИ проверяет условие 1 или условие 2.

Как только хотя бы одно условие истинно, то результат будет истинным.

Суть такова : ЕСЛИ а = 1 ИЛИ а = 2 ТОГДА значение X ИНАЧЕ значение Y.

Функции И и ИЛИ могут проверить до 30 условий.

Аргументы функций И, ИЛИ, НЕ могут быть логическими выражениями, массивами или ссылками на ячейки, содержащие логические значения. Приведем пример.

Аргументы функций И, ИЛИ, НЕ могут быть логическими выражениями, массивами или ссылками на ячейки, содержащие логические значения.

Приведем пример.

 Функции ИСТИНА и ЛОЖЬ Функции ИСТИНА (TRUE) и ЛОЖЬ (FALSE) предоставляют альтернативный способ записи логических значений ИСТИНА и ЛОЖЬ. Эти функции не имеют аргументов и выглядят следующим образом: =ИСТИНА()  =ЛОЖЬ() Например, ячейка А1 содержит логическое выражение. Тогда следующая функция возвратить значение

Функции ИСТИНА и ЛОЖЬ

Функции ИСТИНА (TRUE) и ЛОЖЬ (FALSE) предоставляют альтернативный способ записи логических значений ИСТИНА и ЛОЖЬ. Эти функции не имеют аргументов и выглядят следующим образом:

=ИСТИНА() =ЛОЖЬ()

Например, ячейка А1 содержит логическое выражение. Тогда следующая функция возвратить значение "Проходите", если выражение в ячейке А1 имеет значение ИСТИНА:

=ЕСЛИ(А1=ИСТИНА();"Проходите";"Стоп")

В противном случае формула возвратит "Стоп".

 Функция ЕПУСТО Если нужно определить, является ли ячейка пустой, можно использовать функцию ЕПУСТО (ISBLANK), которая имеет следующий синтаксис: =ЕПУСТО(значение) Аргумент значение может быть ссылкой на ячейку или диапазон. Если значение ссылается на пустую ячейку или диапазон, функция возвращает логическое значение ИСТИНА , в противном случае ЛОЖЬ.

Функция ЕПУСТО

Если нужно определить, является ли ячейка пустой, можно использовать функцию ЕПУСТО (ISBLANK), которая имеет следующий синтаксис:

=ЕПУСТО(значение)

Аргумент значение может быть ссылкой на ячейку или диапазон. Если значение ссылается на пустую ячейку или диапазон, функция возвращает логическое значение ИСТИНА , в противном случае ЛОЖЬ.

В элек­трон­ную таб­ли­цу за­нес­ли дан­ные о те­сти­ро­ва­нии учеников. Ниже при­ве­де­ны пер­вые пять строк таблицы: 1 A B округ 2 C C 3 фамилия 4 предмет Ученик 1 D В Ю 5 Ученик 2 балл обществознание немецкий язык СВ Ученик 3 246 русский язык 530 Ученик 4 576 обществознание 304 В столб­це А за­пи­сан округ, в ко­то­ром учит­ся ученик; в столб­це В — фамилия; в столб­це С — любимый предмет; в столб­це D — тестовый балл. Всего в элек­трон­ную таб­ли­цу были за­не­се­ны дан­ные по 1000 ученикам.   Выполните задание. Сколько уче­ни­ков в Во­сточ­ном окру­ге (В) вы­бра­ли в ка­че­стве лю­би­мо­го пред­ме­та информатику ?  2. Каков сред­ний те­сто­вый балл у уче­ни­ков Се­вер­но­го окру­га (С)?

В элек­трон­ную таб­ли­цу за­нес­ли дан­ные о те­сти­ро­ва­нии учеников. Ниже при­ве­де­ны пер­вые пять строк таблицы:

1

A

B

округ

2

C

C

3

фамилия

4

предмет

Ученик 1

D

В

Ю

5

Ученик 2

балл

обществознание

немецкий язык

СВ

Ученик 3

246

русский язык

530

Ученик 4

576

обществознание

304

В столб­це А за­пи­сан округ, в ко­то­ром учит­ся ученик; в столб­це В — фамилия; в столб­це С — любимый предмет; в столб­це D — тестовый балл. Всего в элек­трон­ную таб­ли­цу были за­не­се­ны дан­ные по 1000 ученикам.

  Выполните задание.

  • Сколько уче­ни­ков в Во­сточ­ном окру­ге (В) вы­бра­ли в ка­че­стве лю­би­мо­го пред­ме­та информатику ?

2. Каков сред­ний те­сто­вый балл у уче­ни­ков Се­вер­но­го окру­га (С)?

 Пояснение. За­пи­шем в ячей­ку E2 сле­ду­ю­щую фор­му­лу  =ЕСЛИ(A2=

Пояснение.

  • За­пи­шем в ячей­ку E2 сле­ду­ю­щую фор­му­лу  =ЕСЛИ(A2="В";C2;0)  и ско­пи­ру­ем ее в диа­па­зон E3:E1001.
  • В ячей­ку столб­ца E будет за­пи­сы­вать­ся на­зва­ние предмета, если уче­ник из Во­сточ­но­го окру­га и «0», если это не так.
  • При­ме­нив опе­ра­цию  =ЕСЛИ(E2="информатика";1;0), по­лу­чим стол­бец (F) : с еди­ни­ца­ми и нулями.
  • Далее, ис­поль­зу­ем опе­ра­цию  =СУММ(F2:F1001). По­лу­чим ко­ли­че­ство учеников, ко­то­рые счи­та­ют своим лю­би­мым пред­ме­том информатику.
  • Для от­ве­та на вто­рой во­прос ис­поль­зу­ем опе­ра­цию «ЕСЛИ».
  • За­пи­шем в ячей­ку G2 сле­ду­ю­щее выражение:  =ЕСЛИ(A2="С";D2;0), в ре­зуль­та­те при­ме­не­ния дан­ной опе­ра­ции к диа­па­зо­ну ячеек G2:G1001 , по­лу­чим столбец, в ко­то­ром за­пи­са­ны баллы толь­ко уче­ни­ков Се­вер­но­го округа.
  • Сло­жив зна­че­ния в ячейках , по­лу­чим сумму бал­лов учеников: 56 737.
  • Найдём ко­ли­че­ство уче­ни­ков Се­вер­но­го окру­га с по­мо­щью ко­ман­ды  =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001;"С"), по­лу­чим 105.
  • Раз­де­лив сумму бал­лов на ко­ли­че­ство учеников , получим: 540,352 —  ис­ко­мый сред­ний балл.

 

В элек­трон­ную таб­ли­цу за­нес­ли дан­ные о ка­ло­рий­но­сти продуктов. Ниже при­ве­де­ны пер­вые пять строк таблицы: A 1 B Продукт 2 3 C Жиры, г Арахис D Белки, г 4 45,2 Арахис жареный 52 Горох отварной 5 26,3 Углеводы, г E 0,8 Горошек зелёный 26 9,9 Калорийность, Ккал 0,2 10,5 13,4 552 5 20,4 626 8,3 130 55 В столб­це А за­пи­сан продукт; в столб­це В — содержание в нём жиров; в столб­це С — содержание белков; в столб­це D — содержание уг­ле­во­дов и в столб­це Е — калорийность этого продукта.   Выполните задание . 1. Сколь­ко про­дук­тов в таб­ли­це со­дер­жат мень­ше 5 г жиров и мень­ше 5 г белков? За­пи­ши­те число этих про­дук­тов в ячей­ку Н2 таблицы.  2. Ка­ко­ва сред­няя ка­ло­рий­ность про­дук­тов с со­дер­жа­ни­ем жиров 0 г? Ответ на этот во­прос за­пи­ши­те в ячей­ку НЗ таб­ли­цы с точ­но­стью не менее двух зна­ков после запятой.  

В элек­трон­ную таб­ли­цу за­нес­ли дан­ные о ка­ло­рий­но­сти продуктов. Ниже при­ве­де­ны пер­вые пять строк таблицы:

A

1

B

Продукт

2

3

C

Жиры, г

Арахис

D

Белки, г

4

45,2

Арахис жареный

52

Горох отварной

5

26,3

Углеводы, г

E

0,8

Горошек зелёный

26

9,9

Калорийность, Ккал

0,2

10,5

13,4

552

5

20,4

626

8,3

130

55

В столб­це А за­пи­сан продукт; в столб­це В — содержание в нём жиров; в столб­це С — содержание белков; в столб­це D — содержание уг­ле­во­дов и в столб­це Е — калорийность этого продукта.

  Выполните задание .

1. Сколь­ко про­дук­тов в таб­ли­це со­дер­жат мень­ше 5 г жиров и мень­ше 5 г белков? За­пи­ши­те число этих про­дук­тов в ячей­ку Н2 таблицы.

2. Ка­ко­ва сред­няя ка­ло­рий­ность про­дук­тов с со­дер­жа­ни­ем жиров 0 г? Ответ на этот во­прос за­пи­ши­те в ячей­ку НЗ таб­ли­цы с точ­но­стью не менее двух зна­ков после запятой.

 

 Пояснение.   1. За­пи­шем в ячей­ку G2 сле­ду­ю­щую формулу  =ЕСЛИ(И(B2  и ско­пи­ру­ем ее в диа­па­зон G3:G1001. В таком случае, в ячей­ку столб­ца G будет за­пи­сы­вать­ся единица, если про­дукт со­дер­жит мень­ше 5 г жиров и мень­ше 5 г белков. 2. При­ме­нив опе­ра­цию  =СУММ(G2:G1001) , по­лу­чим ответ: 394.   За­пи­шем в ячей­ку J2 сле­ду­ю­щее выражение:  =СУММЕСЛИ(B2:B1001;0;E2:E1001) , в ре­зуль­та­те по­лу­чим сумму ка­ло­рий с ну­ле­вым со­дер­жа­ни­ем жиров: 10 628. При­ме­нив опе­ра­цию  =СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;0 ), по­лу­чим ко­ли­че­ство про­дук­тов с ну­ле­вым со­дер­жа­ни­ем жиров: 113. Разделив, по­лу­чим сред­нее зна­че­ние про­дук­тов с со­дер­жа­ни­ем жиров 0 г: 94,05.

Пояснение.

  1. За­пи­шем в ячей­ку G2 сле­ду­ю­щую формулу  =ЕСЛИ(И(B2  и ско­пи­ру­ем ее в диа­па­зон G3:G1001. В таком случае, в ячей­ку столб­ца G будет за­пи­сы­вать­ся единица, если про­дукт со­дер­жит мень­ше 5 г жиров и мень­ше 5 г белков.

2. При­ме­нив опе­ра­цию  =СУММ(G2:G1001) , по­лу­чим ответ: 394.

  • За­пи­шем в ячей­ку J2 сле­ду­ю­щее выражение:  =СУММЕСЛИ(B2:B1001;0;E2:E1001) , в ре­зуль­та­те по­лу­чим сумму ка­ло­рий с ну­ле­вым со­дер­жа­ни­ем жиров: 10 628.
  • При­ме­нив опе­ра­цию  =СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;0 ), по­лу­чим ко­ли­че­ство про­дук­тов с ну­ле­вым со­дер­жа­ни­ем жиров: 113.
  • Разделив, по­лу­чим сред­нее зна­че­ние про­дук­тов с со­дер­жа­ни­ем жиров 0 г: 94,05.
№ 19 На основании данных, содержащихся в таблице, ответьте на 2 вопроса: Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50г углеводов и меньше 50г белков? Запишите число этих продуктов в ячейку Н2 таблицы. A 1 Продукт B 2 Арахис 3 Жиры, г C Белки, г Арахис жареный 45,2 4 D E 52 Горох отварной Углеводы, г 5 26,3 Горошек зелёный Калорийность, Ккал 26 9,9 0,8 13,4 552 10,5 0,2 5 626 20,4 130 8,3 55 F2: =ЕСЛИ(И(C2H2: =СУММ(F2:F1001)

19

На основании данных, содержащихся в таблице, ответьте на 2 вопроса:

  • Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50г углеводов и меньше 50г белков? Запишите число этих продуктов в ячейку Н2 таблицы.

A

1

Продукт

B

2

Арахис

3

Жиры, г

C

Белки, г

Арахис жареный

45,2

4

D

E

52

Горох отварной

Углеводы, г

5

26,3

Горошек зелёный

Калорийность, Ккал

26

9,9

0,8

13,4

552

10,5

0,2

5

626

20,4

130

8,3

55

F2: =ЕСЛИ(И(C2

H2: =СУММ(F2:F1001)

№ 19 2) Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жира менее 1г? Ответ запишите в ячейку Н3 с точностью менее менее двух знаков после запятой. A 1 Продукт 2 B C 3 Жиры, г Арахис Арахис жареный Белки, г 4 45,2 D Горох отварной 26,3 5 E 52 Углеводы, г Горошек зелёный Калорийность, Ккал 26 0,8 9,9 13,4 10,5 552 0,2 626 5 20,4 130 8,3 55 = СУММЕСЛИ (диапазон; критерий; диапазон_суммирования) - суммирует ячейки, заданные указанным условием = СЧЁТЕСЛИ (диапазон; критерий)  – подсчитывает количество непустых ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному условию H3: = СУММЕСЛИ (B2:B1001;”СЧЁТЕСЛИ (В2:В1001;”

19

2) Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жира менее 1г? Ответ запишите в ячейку Н3 с точностью менее менее двух знаков после запятой.

A

1

Продукт

2

B

C

3

Жиры, г

Арахис

Арахис жареный

Белки, г

4

45,2

D

Горох отварной

26,3

5

E

52

Углеводы, г

Горошек зелёный

Калорийность, Ккал

26

0,8

9,9

13,4

10,5

552

0,2

626

5

20,4

130

8,3

55

= СУММЕСЛИ (диапазон; критерий; диапазон_суммирования) - суммирует ячейки, заданные указанным условием

= СЧЁТЕСЛИ (диапазон; критерий) – подсчитывает количество непустых ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному условию

H3: = СУММЕСЛИ (B2:B1001;”СЧЁТЕСЛИ (В2:В1001;”


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!