Конспект урока литературного чтения Класс:3
Тема: А. П. Платонов. «Еще мама» (1 урок)
Цель: познакомить детей с новым произведением; учить понимать прочитанное, размышлять, делать выводы; работать с текстом; обогащать и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию устной речи.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе в парах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (книга 2, часть 2), (авторы М.С.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова)М: Просвещение;
сигнальные карточки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сели тихо, замолчали,
Всё, что нужно вы достали,
Приготовились к уроку
В нём иначе нету проку,
Уже больше не вертитесь
Слушайте внимательно
Поймёте обязательно
2.Повторение:
- Как называется раздел? («Собирай по ягодке, наберёшь кузовок»)
- Литературные произведения какого жанра включены в этот раздел? (рассказы)
- Какая тема объединяет рассказы? (необходимость учиться труду, взаимоотношениям с другими людьми, доброте)
- Какие это рассказы? (поучительные, добрые, заставляют размышлять)
3.Проверка домашнего задания:
- Какой рассказ мы читали? ( «Цветок на земле» А. Платонова)
- Кто его главные герои?
- Понравился ли Афоня?
- Выберите слова, характеризующие Афоню: добрый
внимательный
вдумчивый
капризный
упорный
ленивый
любознательный
настойчивый
Прочитайте: - О чём задумался Афоня среди трав и цветов? (стр. 134)
Расскажите: - что сделал мальчик?
Проверка работы у доски: докажите почему выбрали эти слова?
- Чему учит этот рассказ? (доброте, любознательности).
- Есть хорошие слова о замечательном человеческом качестве: доброте. Послушайте стихотворение:
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети…
- А что значит быть добрым? ( уметь прийти на помощь, заботиться о других, быть внимательным к людям, уметь сопереживать)
4. Работа над новым материалом.
А) Об авторе:
- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Андрея Платонова.
- Давайте вспомним, что знаем об авторе. (портрет)
Рассказ ученика: Настоящая фамилия Андрея Платоновича – Климентов. Родился в многодетной семье в 1899г. С 14 лет пошёл работать. Осваивал профессии слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза. Активно занимался журналистикой. Одновременно учился в Воронежском политехническом институте и работал на железной дороге. В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда».
Б) Эмоциональный настрой:
- Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них.
- Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства, прочитав рассказ Андрея Платоновича «Еще мама». Прочитав это произведение, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.
-Посмотрите, какое интересное название у произведения.
-Как вы думаете почему оно так называется?
-Как еще можно назвать маму?
Мама
Мамочка
Мамуля
Маменька
Матушка
Родимая
-На какое слово похоже слово родимая? (Родина)
В) Какие цели поставим себе на урок:
Г) Словарная работа:
Оробел
Аполлинария
Изгородь
Горевать
Спозаранку
Ступай
Чтение слов по слогам и целиком. – Объясните, как понимаете смысл слов?
- Послушаем, как объясняется значение слова в толковом словаре.
ГОРЕВАТЬ – сокрушаться, кручиниться, тосковать, печалиться, грустить.
Ступать – шагать, ходить, идти.
Д) Чтение рассказа учителем и детьми.
Е) Проверка эмоционального восприятия:
Что скажете? – Что почувствовали?
- Созвучны ли ваши переживания переживаниям Артёма?
- Какие чувства мальчик испытывал?
Вопрос № 1 стр. 143.
- Почему Артём твёрдо решил, что в школу ходить не будет? (боялся, что мама заскучает)
- Какие отношения были между мальчиком и мамой? ( любили, заботились друг о друге)
5.Физ. Минутка.
6.Самостоятельное чтение.
- Прочитайте самостоятельно начало рассказа, найдите слова, подтверждающие, что мать и сын любили друг друга.
- Прочитайте эпизод, в котором описывается путь мальчика от дома до школы.
- Какие слова помогают понять, что мальчику было страшно идти одному?
_ какие чувства вызывает у вас этот мальчик?
- Прочитайте, как Артём появился в классе.
- Что его беспокоило?
- Чему учился мальчик в первый школьный день?
- Почему на следующее утро Артём спозаранку начал собираться в школу?
- Что можете сказать об Артёме?
- вопрос № 8.
7.Составление плана.
План.
1.Мама провожает сына в школу.
2. По дороге в школу.
3. Первое впечатление.
4. Знакомство с учительницей.
5. Первый урок в жизни Артёма.
6.Урок продолжается.
7. Пора снова в школу.
8.Итоги урока.
- Подводя итог нашего урока, я хочу спросить у вас, ребята: понравились ли вам рассказы А. П. Платонова?
-Как вы думаете, как мальчик относился к матери?
-Любил ли он её?
-А как относилась к Артёму мама? Почему вы так думаете?
-Можно ли назвать их отношения тёплыми и любящими?
-Чему научило вас это произведение?
-Задайте друг другу вопросы по тексту.
9.Домашнее задание: с.137-143
1 в. приготовить чтение отрывков по ролям;
2в. составить словесный портрет героя.