Номер задания | 1. Отличие антициклона. |
Содержательная область | Науки о земле |
Компетенция | научное объяснение явлений |
Контекст и концепт | национальный окружающая среда |
Когнитивный уровень | низкий |
Формат ответа | закрытый, задание с выбором одного верного ответа. |
Объект оценки | распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления. |
Задания для проверки естественнонаучной грамотности.
1. Шестиклассники, изучая тему: Атмосфера» обратились к ученикам восьмого класса с просьбой объяснить воздействие циклонов и антициклонов на погоду и климат и попросили ответить на несколько вопросов.
Выбрать признак, который не относится к антициклону?
а) пониженное давление в центре вихря
б) погода ясная, без осадков
в) воздух в вихре движется от центра к периферии
г) вихрь закручивается по часовой стрелке
Система оценивания каждого задания
Код / баллы | Содержание критерия |
1 | а) пониженное давление в центре вихря. |
0 | Другие варианты. |
2. Также ребятам было интересно, что такое синоптическая карта.
Номер задания | 2. Синоптическая карта. |
Содержательная область | Науки о земле |
Компетенция | научное объяснение явлений |
Контекст и концепт | национальный окружающая среда |
Когнитивный уровень | низкий |
Формат ответа | закрытый, задание с выбором одного верного ответа. |
Объект оценки | распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления. |
Какой из перечисленных населённых пунктов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона? 1) Воронеж 2) Тикси 3) Хабаровск 4) Якутск
Система оценивания каждого задания
Код / баллы | Содержание критерия |
1 | 3. Хабаровск |
0 | Другие варианты. |
3. И, конечно, чем отличаются циклоны от антициклонов?
Номер задания | 3. Отличия циклона и антициклона? |
Содержательная область | Науки о земле |
Компетенция | интерпретация данных для получения выводов. |
Контекст и концепт | национальный окружающая среда |
Когнитивный уровень | средний |
Формат ответа | закрытый развернутый |
Объект оценки | анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. |
1. Определить, где циклон, где антициклон?
2. Объяснить различия циклона и антициклона.
Система оценивания каждого задания
Код / балл | Содержание критерия |
2 | 1. Правильно определены: а - циклон, б - антициклон 2.Циклон Антициклон Давление в центре Н В Токи воздуха восходящие нисходящие Направление ветра: Против часовой стрелки. По часовой стрелке. |
1 | 1. Правильно определены: а - циклон, б - антициклон 2. Допущены ошибки в сравнении. |
0 | 1. Ошибки в определении 2.Объяснения нет, в нем просто повторяется вопрос или объяснение неверное. |
4. Тема урока у шестиклассников: « Погода и климат» и они хотели узнать, какая погода будет при похождении циклона, а какая при - антициклоне?
Номер задания | 4. Циклональная и антициклональная погода. |
Содержательная область | Науки о земле |
Компетенция | применение методов естественнонаучного исследования. |
Контекст и концепт | личностный окружающая среда |
Когнитивный уровень | высокий |
Формат ответа | развернутый |
Объект оценки | Предлагать способ научного исследования данного вопроса. |
Рассмотреть рисунки, предположить какая погода формируется при прохождении циклона и антициклона. Ответ обосновать.
Система оценивания каждого задания
Код / баллы | Содержание критерия |
2 | 1. Особенности погоды: Циклон Антициклон Зимой: снег, ветер, облачно, потепление Летом: дождь, ветер, облачно, похолодание Зимой: морозно, ясно, без осадков; Летом: жарко, ясно, без осадков 2. При подъеме воздух охлаждается, происходит конденсация влаги, возникают облака, и выпадают осадки. Опускаясь, воздух прогревается и удаляется от состояния насыщения. Погода в антициклоне стоит ясная, безоблачная, с большими суточными колебаниями. |
1 | 1. Особенности погоды: Циклон Антициклон Зимой: снег, ветер, облачно, потепление Летом: дождь, ветер, облачно, похолодание Зимой: морозно, ясно, без осадков; Летом: жарко, ясно, без осадков или 2. Ошибки в объяснении. |
0 | 1. Ошибки в сравнении. 2..Объяснения нет, в нем просто повторяется вопрос или объяснение неверное. |
5. А поскольку ребята живут в России, то им нужно было, узнать на какой территории действуют циклоны и антициклоны.
Номер задания | 5. Как действуют циклоны и антициклоны на территории России? |
Содержательная область | Науки о земле |
Компетенция | интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. |
Контекст и концепт | национальный окружающая среда |
Когнитивный уровень | высокий |
Формат ответа | развернутый |
Объект оценки | анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. |
Опираясь на информацию в тексте и используя карту объяснить, как перемещаются и где на территории России действуют циклоны и антициклоны?
В течение года в тропосфере возникают многие сотни циклонов и антициклонов; каждый день их насчитывают десятки. В северном полушарии они перемещаются, в общем, с запада на восток со средними скоростями 30 – 40 км в час. Почти каждый день любая местность нашей страны находится под воздействием или циклона, или антициклона.
В России циклоны и антициклоны приурочены к основным климатическим фронтам: полярному и арктическому. А также формируются на границе между морскими и континентальными воздушными массами умеренных широт
Система оценивания каждого задания
Код / баллы | Содержание критерия |
2 | На западе России циклоны и антициклоны возникают и перемещаются в направлении общего переноса воздуха с запада на восток. На Дальнем Востоке в соответствии с направлением муссонов. При движении с западным переносом на востоке циклоны отклоняются к северу, а антициклоны – к югу. |
1 | Допущены ошибки в направлении или территории воздействия. |
0 | правильного ответа нет. |
6. А самое главное, узнать, как определить, что приближается циклон и как нужно действовать.
Номер задания | 6. Признаки приближения циклона и меры предупреждения населения. |
Содержательная область | Науки о земле |
Компетенция | интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. |
Контекст и концепт | личностный глобальный здоровье опасности и риски |
Когнитивный уровень | высокий |
Формат ответа | развернутый |
Объект оценки | Предлагать способ научного исследования данного вопроса. |
Прочитайте текст, предложите признаки приближения и меры предупреждения населения при воздействии циклона.
В тропиках над тёплой океанической поверхностью формируются тропические циклоны. Они отличаются разрушительным штормовым ветром, мощной грозой и обильными осадками. Тропические циклоны также могут вызвать большие волны на поверхности моря, приливы и торнадо. Больше всего от них страдают прибрежные территории и острова.
В Австралии тропический циклон называют вилли-вилли, в Атлантическом океане — ураганом, в Тихом океане — тайфуном.
Система оценивания каждого задания
Код / баллы | Содержание критерия |
2 | 1. признаки приближения: усиление скорости ветра и резкое падение атмосферного давления; ливневые дожди и штормовой нагон воды с моря; бурное выпадение снега. 2. укрепление зданий и сооружений; подготовка к действиям в условиях стихийного бедствия (Избегать побережья, удалиться от пути прохождения циклона, закрыть окна и двери и тд) |
1 | 1.Предложены меры или признаки, ответ неполный. |
0 | правильного ответа нет. |
Восьмиклассники совершают виртуальное путешествие по России с запада на восток, зная, характеристики климата и используя, данные таблицы они определили причины и привели доказательства континентальности климата.
Номер задания | 7. Назвать причины и привести доказательства континентальности климата. |
Содержательная область | Науки о земле |
Компетенция | применение методов естественнонаучного исследования. |
Контекст и концепт | национальный окружающая среда |
Когнитивный уровень | высокий |
Формат ответа | развернутый |
Объект оценки | выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки. |
Пункт наблюдения | Географические координаты пункта наблюдения | Высота над уровнем моря, м | Средняя температура воздуха, °С | Среднегодовое количество осадков, мм |
июль | январь |
А | 58° с.ш. 27° в.д. | 53 | +17,2 | –7,0 | 629 |
Б | 58° с.ш. 39° в.д. | 119 | +18,2 | –9,6 | 609 |
В | 58° с.ш. 42° в.д. | 67 | +19,1 | –11,7 | 548 |
Г | 58° с.ш. 51° в.д. | 153 | +18,6 | –13,9 | 531 |
Код / баллы | Содержание критерия |
2 | 1. К востоку ослабевает влияние Атлантического океана; Уральские горы не пропускают воздушные массы с запада; Центральные территории России удалены от теплых морей 2. При движении с запада на восток увеличивается годовая амплитуда температуры воздуха, уменьшается годовое количество осадков, понижается среднемесячная температура января и июня. |
1 | Ответ неполный |
0 | правильного ответа нет. |
Семья Ивановых собирается в отпуск на остров, находящийся в Атлантическом океане у западных берегов Евразии на параллели 45°с.ш. Родители просят сына, который знает особенности климата, объяснить, где будет, выпадает больше атмосферных осадков, чтобы исключить это место при выборе отеля.
Номер задания | 8. В каком пункте и почему выпадает больше осадков? |
Содержательная область | Науки о земле |
Компетенция | научное объяснение явлений |
Контекст и концепт | национальный окружающая среда |
Когнитивный уровень | высокий |
Формат ответа | развернутый |
Объект оценки | делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления |
В каких пунктах и почему выпадает больше осадков?
Система оценивания каждого задания
Код / баллы | Содержание критерия |
2 | 1. В умеренных широтах у западных берегов Евразии преобладают западные ветры, осадков больше выпадает на наветренных склонах, поэтому в пункте Б осадков будет больше, чем в пункте В. 2. В горах выпадает больше осадков, чем у их подножья, поэтому в пункте Б осадков будет больше, чем в пункте А. |
1 | Указанна одна причина. |
0 | правильного ответа нет. |