Просмотр содержимого документа
«Включение вопросов функциональной грамотности на уроках физики»
« Функциональная грамотность – это умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний».
Функциональная грамотность на уроке физики включает:
- Читательскую грамотность
- Математическую грамотность
- Естественнонаучную грамотность
Естественнонаучная грамотность – способность:
• использовать естественнонаучные знания, •выявлять проблемы,
• делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Ситуационные задачи позволяют приблизить обучающегося к реальной жизненной ситуации в отличие от решения типовой задачи.
Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Задача
« Кухня народов мира»
Приготовление мяса на открытом огне принято в кулинарии практически всех народов, проживающих в горах и занимающихся скотоводством. Сегодня такое мясо, приготовленное на древесных углях, называют шашлыком.
Вопросы.
1. Жители Кавказа очень любят готовить и кушать шашлык. Как вы думаете, почему?
2. Чем отличаются условия приготовления пищи на Кавказе и в кафе на берегу Черного моря?
3. Мясо – это белок. При какой температуре сваривается белок?
4. Что вы знаете об атмосферном давлении в горах? Отличаются ли значения давления в горах от давления в шахтах, низинах?
5. Как зависит температура кипения воды от атмосферного давления?
6. Дайте советы по приготовлению пищи тем, кто собирается в горы.
Задача «Линия риска».
Использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет большую опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электрической энергией.
Задание : определите «Риск высокий» или «Риск отсутствует» в соответствии с правилами электробезопасности.
- Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.
- Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.
- – Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.
- Валя мыла посуду и вспомнила, что уже начинается её любимая передача. Бегом побежала она вставлять вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.