Педагогическая практика в номинации
«Моя педагогическая инициатива»
Цикл просветительских встреч с учениками средней и старшей школы «Про детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзию и не только…»
Подготовила:
Педагог-логопед
Игнотас Юлия Игоревна
Московская область
Одинцовский район
Рабочий поселок Заречье
МАОУ Зареченская школа
2022 г.
Структурированная аннотация:
Постановка задачи:
Проведен обзор категорий детей с ОВЗ. Сформировано целостное представление учащихся о профессиях, значимых для людей с ОВЗ. Проанализировано взаимодействие между обычным ребенком и ребенком с ограниченными возможностями здоровья, как эффективный механизм социальной адаптации последнего и социального роста первого.
Цель работы:
Привлечение внимания школьников к проблеме социального взаимодействия с детьми с ОВЗ. Повышение значимости инклюзии в МОУ (массовых образовательных учреждениях). Профпросвещение старших школьников в профессиях, в которых страна и общество испытывают недостаток.
Используемые методы:
Предложена модель просвещения старших школьников об инклюзии, детях с ОВЗ и профессиях в виде лекций.
Новизна:
Элементом новизны представленной лекции, является задумка проведения этих встреч именно со старшими школьниками. Так как именно в этом возрасте закладываются модели поведения в отношениях с окружающими и первые предпосылки в выборе професси.
Результат:
Проведение встреч со старшими школьниками позволяет снизить негативное отношение к детям с ОВЗ. Увеличить интерес к новым профессиям. Задуматься о вреде пагубных привычек на организм.
Практическая значимость:
Снижается неопределенность в выборе профессии. Возрастает дух гуманности и толерантности. Появляется бОльшая уверенность в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность проблемы:
С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику.
Вместо вступления
Цель моих встреч - приоткрыть завесу над таким непривычным словом «инклюзия». Напомнить ребятам, что особенные дети требуют ещё большего сопереживания, внимания, поддержки и толерантности, чем обычные сверстники. Встречи предупредят, что невинное любопытство и злоупотребление вредными привычками могут иметь колоссальные последствия для собственного здоровья и нормального развития будущих детей. А также, ребята узнают об интересных и важных профессиях, которые могут стать для них делом всей жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. То есть это дети – инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и(или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. На основе педагогики и медицины Министерство Просвещения разработало классификацию и соответствующие ей адаптивные программы обучения.
Различают следующие категории детей с ОВЗ:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, ранооглохшие, позднооглохшие)
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
Дети с нарушением речи
Дети с нарушением интеллекта (дети с умственной отсталостью разной степени)
Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы (расстройство аутистического спектра)
Дети с множественными нарушениями (сочетание двух и более нарушений: дети с умственной отсталостью и ДЦП)
По характеру воздействия факторы различаются на:
Эндогенные (внутренние)
Экзогенные (внешние)
По времени воздействия патогенных факторов:
В результате действия наследственных факторов (мутации, хромосомные поломки)
В пренатальный период (в утробе матери)
В постнатальный период (послеродовой)
Эндогенные:
Хромосомные аномалии (изменение структуры или числа хромосом (синдром Дауна)
Генные нарушения
Мутации, являются причиной умственной отсталости, они происходят в течении всей жизни под влиянием физических воздействий (радиация, электромагнитные излучения, рентгеновские лучи); химические воздействия (противоопухолевые средства); биологические факторы (вирусы гепатита, гриппа, краснухи, кори)
Экзогенные:
Алкогольный синдром (8% всех случаев умственной отсталости обусловлено алкоголизмом родителей. Выраженность синдрома зависит от тяжести материнского алкоголизма и срока воздействия алкоголя на плод
Заболевания в раннем возрасте (нейроинфекции, детские инфекционные заболевания)
Черепно-мозговые травмы
Эмоциональная и социальная депривация (личный опыт, условия, семейное окружение)
Инклюзия
Инклюзия – это совместное пребывание + образование
Инклюзивное образование – это тенденции развития современной системы образования детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в режиме очного образования, становится всё более распространенным явлением.
«Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью. Прошу подготовить комплексную программу обновления кадров для школ. Знаю, что Министерство образования этим уже занимается, включая развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей. Нужно завершать эту работу по подготовке этой программы».
2013 год.
Послание В.В. Путина
Федеральному собранию.
Хочу обратить внимание, что инклюзия важна и для здоровых детей. Так как дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми. Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимся от него. Встречая человека на коляске, он не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Инклюзия - это не история про жалость, это история про то, как можно находить сильные стороны в каждом и не вешать «ярлыки». Общаясь с ребенком с ОВЗ, обычный сверстник научится больше понимать действительность и проявлять искреннюю заботу и дружбу, увеличит социальную сознательность.
Теперь поговорим о профессиях. Я надеюсь, что какая-то откликнется вам, и вы в дальнейшем выберете именно её.
Сурдопедагог – специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих
Тифлопедагог – специалист по обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения
Логопед – это специалист, который занимается устранением и коррекцией речевых нарушений
Дефектолог – это специалист, работающий с людьми, имеющими речевые и психические отклонения
Юрист
Тьютер – это специалист, сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка
Физиолог – специалист физиологии, науке о закономерностях функционирования организмов
Нейрофизиолог – изучает функции нервной системы
Патопсихолог – исследует психические функции личностных и эмоциональных особенностей больных
Психолог (семейный, нейропсихолог, клинический, специальный)
Олигофренопедагог - обучает и воспитывает детей с нарушениями интеллекта
Специалисты ЛФК ( лечебная физкультура)
Врач
Невролог
Ортопед
Реабилитолог – врач,занимающийся восстановительной терапией.
Педиатр
Психиатр
Музыкант
Художник
Вместо заключения
Дорогие ребята, вы в начале своего жизненного пути. За вами наше будущее. Вы новое поколение родителей. Новое поколение прекрасных специалистов, высоких профессионалов своего дела. Перед вами открыты все двери. И может быть, именно вы станете будущими гениями медицины или образования. Дерзайте, творите, мечтайте!
Человек состоит из всех людей.
Он равен им всем, и все они равны ему.
Жан-Поль Сартр