План-конспект урока литературы в 11 классе
Любовная лирика русских поэтов
1. Соларева Елена Игоревна
2. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Курска
3. Учитель русского языка и литературы
4. Литература
5. 11 класс
6. Любовная лирика русских поэтов, урок №42
.7. Цель урока: активизация художественного восприятия лирического произведения
8. Задачи:
- Формирование умения анализировать и оценивать звуковой образ
- Расширить представление учеников о творчестве поэтов
- Пробудить потребность обращаться к поэзии в трудную минуту жизни, нравственное обогащение.
9. Тип урока: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
10. Фронтальная, самостоятельная.
11. Проектор, экран, компьютер, бумбокс.
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Организационная часть. | | Организация мотивирования к учебной деятельности | Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке | 1-2мин. |
2 | Актуализация знаний. | | 1. Подготовка школьников к восприятию новой информации. 2. Выявление затруднений 3.Словарная работа: происхождение и значение слова лирика. | Рассказывание Составление кластера: ключевое слово- любовь Обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») | 5 мин. |
3 | Сообщение нового материала. | 1.Первая страница «Книги о любви»- век 19.История создания стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» 2.История любви А.Фета и М. Лазич. 3.Вторая страница «Книги о любви» - век 20. 4.Любовь в жизни В. Маяковского. 5.Тема любви в творчестве М. Цветаевой. 6.Какую роль сыграло стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне» в годы Великой Отечественной войны. 7.Н.Заболоцкий «Признание» 8.Третья страница «Книги о любви»- век 21. 9.Любимые лирические произведения о любви. 10.Выставка книг. 11.Песня «Лебединая верность» | 1.Индивидуальное исследовательское задание 2. Театрализованное представление 3. Демонстрация видеопрезентации 3.Индивидуально-исследовательское задание. Звучит стихотворение «Нет, я не изменил». 4.Звучит стихотворение «Погибнет все…» 5.Стихотворение «Вчера еще в глаза глядел…» 6.Романс «Мне нравится..» в исполнении учителя. 7.Демонстрация видеофрагмента. 8 .Звучит стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне» на два голоса. 9.Звучит романс «Признание» 10.Видеопрезентация «Сегодня я люблю…»Лауреат премии «Поэт 14 года» Давид Гордон. 11.Сообщение о выставке книг о любви. 12. С.Щипачев «Строки любви» в исполнении учителя. | 1.Слушанье 2.Просмотр 3. Просмотр 4.Слушанье 5.Выразительное чтение наизусть. 6.Просмотр. 7.Слушанье 8. Выразительное чтение наизусть. 9.Просмотр 10. Слушанье 11. Выразительное чтение любимых стихотворений наизусть. 12.Просмотр и слушанье. | 25 мин. |
4 | Закрепление изученного материала. | | Контроль | Составление синквейна | 5 мин. |
5 | Подведение итогов. | | Заключительное слово. Выставление оценок | Самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | 5мин. |
6 | Домашнее задание. | Дифференцированное домашнее задание:1)Любимые стихи о любви,2)эссе «Любовь- это счастье или страдание, 3)мини-исследование о любви в творчестве современных поэтов. | Объяснение домашнего задания | Фиксирование домашнего задания | 1-2 мин. |
Таблица 2.
Эпиграф
Любовь, Любовь, Любовь!
Я у тебя учусь и верить, и любить,
И чудный гимн любви- один из гимнов рая-
В слова стараюсь перелить.
Семен Надсон.
Вступительное слово учителя.
Поэзия и любовь! Любовь и поэзия! Понятия эти вряд ли можно отделить друг от друга. Строки любви вечны, как сама жизнь, нет и не будет им конца, пока жив человек на земле. Тысячу раз прав Горький, сказавший, что « любовь- это желание жить.
2. Определение темы урока, обращение к эпиграфу, составление кластера с ключевым словом любовь.
3. Слово преподавателя (продолжение)
Вот почему лирика в главной, лучшей своей части- это Гимн Любви, поющийся во славу жизни. Это протест живого трепетного сердца против всего того, что сулит человеку и человечеству гибель. Лирика. Что же мы вкладываем в понятие этого слова?
4. Словарная работа Происхождение и значение слова лирика.
5. Слово преподавателя (продолжение)
Без сомнения, лирика- это самая выразительная форма переживаний поэта как личности. Чтобы любовь, без которой не стало бы и рода человеческого, совершалась на Земле во всей своей красоте, людям нужна лирика. Это то бесценное, что люди хранят и будут хранить всегда. Это «золотой» фонд человечества. Именно в лирической поэзии мы часто узнаем самих себя. И это особенно важно для вас т.к. вы только начинаете жить чувствами .Ваши молодые сердца нуждаются в лирической поэзии, потому что именно они часто обуреваемы страстями и любовными томлениями.
С вами сегодня будут говорить о любви поэты 19, 20, 21 веков. Перед вами пройдет чистая, светлая любовь Пушкина, немыслимая любовь Маяковского, необыкновенная, колдовская любовь Цветаевой, полная глубоких чувств любовь Кочеткова и Заболоцкого, а так же мы услышим строки любви поэта 21века Давида Гордона.
Давайте откроем первую страницу «Книги о любви»- век 19.
6. Сообщение ученицы.
В жизни каждого человека, как солнце утром, восходит в душе любовь. Трепетная, светлая, чистая, таинственная, особенно стала она заметна в поэзии 19 века. Поэты этого века идеализировали женщину, воспевали ее красоту, изящество, нежность, человечность. Многие поэты скрывали имя своей возлюбленной за собирательными именами «Прекрасной дамы», «Незнакомки», а то и просто ее, обращаясь к ней, как к своей музе.
7. Театрализованное инсценирование стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
8. Видеопрезентация об Анне Петровне Керн.
9. Сообщение ученика.
Быть музой поэта- особый талант. Музой Афанасия Фета была его возлюбленная- Мария Лазич. Они любили друг друга страстно, но их любовная история закончилась трагично. Мария погибла от несчастного случая. Фет очень сильно переживал смерть своей возлюбленной.
Звучит стихотворение «Нет, я не изменил» на фоне слайдов с изображением А. Фета и М. Лазич.
10. Сообщение ученика.
Перевернем еще одну страницу «Книги о любви»- век 20.
Владимир Маяковский в конце поэмы «Человек» говорил о своей любви, как о чем-то немыслимом.
Звучат стихи «Погибнет все…». Слайд с изображением В. Маяковского.
Этот несгораемый костер греет многих людей. Еще в 1922 году в автобиографии «Я сам» Маяковский упоминает о замысле поэмы «Про это». «…Задумано о любви. Громадная тема». Эта громадная тема никогда не умрет.
11. Сообщение ученицы.
Ее продолжает Марина Цветаева. По характеру своего темперамента она была сродни Маяковскому. Любовная лирика Цветаевой – это непрерывное объяснение любви. С необыкновенной силой выразила она всю боль и все вековые страдания женщины. О чем бы ни писала, ни говорила поэтесса- все дышит любовной радостью или любовной тоской . А голос ее приобретает колдовскую силу.
Звучит стихотворение «Вчера еще в глаза глядел…»
Любовная лирика, в высшей степени страстная, «цыганская», по ее определению, была вместе с тем и глубоко трагической от постоянно возникавшего в ней чувства одиночества. Ее стихи по-своему выразили силу и красоту женской любви.
Звучит романс «Мне нравится…» в исполнении учителя.
12. Слово преподавателя.
Каждый новый поэт будет вписывать в «Книгу о любви» все новые и новые страницы, оставляя потомкам свои пронзительные слова о великом таинстве любви.
13. Сообщение ученицы.
«С любимыми не расставайтесь»,- умоляет поэт Александр Кочетков в своей знаменитой «Балладе о прокуренном вагоне». С этим стихотворением на полях Великой Отечественной войны не расставались многие солдаты. А они не знали даже имени автора. «Баллада…» переписывалась печаталась в миллионных солдатских треугольниках.
Звучит стихотворение « Баллада о прокуренном вагоне» (на два голоса)
14. Слово преподавателя.
Я думаю, что вы согласитесь со мной в том, что лирика- удивительный жанр литературы. Кажется, что поэт высказывается очень лично, а мы находим в его словах сотни своих мыслей, чувств, переживаний,
15. «Признание»- так называется стихотворение Николая Заболоцкого .Читая его, хочется верить, что именно тебе признаются в любви, что именно ты- та единственная и драгоценная.
Звучит песня «Признание».
Сейчас прозвучал прекрасный романс на стихи Н. Заболоцкого. Сколько в нем нежности, изящества и красоты.
16. Перевернем следующую страницу «Книги о любви» - век 21.
Видеопрезентация «Сегодня я люблю» .Звучат стихи о любви лауреата «Поэт года 2014» Давида Гордона.
17. Слово преподавателя.
Да, о любви написано много (обращение к выставке книг)
Но, о любви написано мало. Мало, потому что чувство – неисчерпаемо, как сама жизнь. Вот почему «Книгу о любви» поэты продолжают писать и сегодня. И она будет дописываться всегда.
Есть книга вечная любви.
Одни едва в ней несколько страниц перелистали,
Другие, все забыв, ее читали,
Слезами полили слова.
Ее читают много тысяч лет,
От строк ее и мне покоя нет.
Степан Щипачев «Строки любви»
18. Рефлексия. Составление синквейна. (ученики работают в тетрадях)
19. Слово преподавателя.
Мне бы очень хотелось, чтобы и вам не было покоя от прекрасных строк любви.
20. Подведение итогов, оценки.
21. Дифференцированное домашнее задание.1.Любимые стихи о любви.2.Эссе «Любовь- это счастье или страдание».3.Мини-исследование о любви в творчестве современных поэтов.
22.Звучит песня «Лебединая верность» .
.
.