IV Актуализация опорных знаний Подготовка к восприятию 1. Воссоздание знаний, умений, жизненного опыта, необходимых для овладения новым материалом. | -Ребята, какое сейчас время года? -Что вы можете рассказать о зиме? Какая природа зимой? -Мы все знаем, что прекрасно рассказать о зиме может поэт. А кто же ещё может описать зиму? -Правильно Художник. -Рассмотрите репродукции картин «Зима в лесу» Ивана Ивановича Шишкина и «Зимний вечер» Гавриила Павловича Кондратенко. -Ребята, а кто ещё кроме художника может рассказать нам о завывании вьюги, о падающем снеге? -Правильно, композитор. -Я хочу, чтобы вы послушали музыку современного композитора Микаэля Таривердиева «Снег над Ленинградом» Под музыку Микаэля Таривердиева «Снег над Ленинградом» Вы слышите, как с неба посыпались снежинки. Полюбуйтесь их необычайным полётом. Они летят с небес бескрайних, кружатся в воздухе, как дети и плавно падают на землю, одна красивее другой. Подставьте ладошки, посмотрите, какие они замечательные. Нет ни одной одинаковой. Ловите, ловите! Любуйтесь, любуйтесь! Ой, посмотрите как много снежинок на земле. Зачерпните в ладошки горстку снега и подбросьте это чудо, улыбнитесь небу и загадайте желание. Оно обязательно сбудется! | -Зима. Высказывают своё мнение. -Зиму ещё может описать художник, т.е. нарисовать зимний пейзаж. Рассматривают репродукции картин. -Композитор |
V. Изучение нового материала Первичное восприятие произведения сформировать умение осознанно, прочувствованно воспринимать текст произведения и выражать своё отношение Проверка первичного восприятия текста Задачи: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного текста выяснить, какое впечатлениепроизвело на учащихся, обогатить речь учащихся словами, передающими чувства человека,заинтересовать детей в анализе текста, создать условия для активной работы на уроке. Вторичное чтение и анализ произведения Задачи: вызвать живой обмен мнениями формировать навык сознательного чтения, умения анализировать художественный текст учить отвечать на вопросы, используя текст установить последовательность событий, учить детей вдумчивому восприятию | -Ребята сегодня мы познакомимся с автором, который очень любил природу и русскую зиму. Это Александр Блок. - Блок Александр Александрович (1880 – 1921) – поэт, драматург. Родился в Петербурге в дворянской семье. Детские годы Блока прошли в семье деда, известного ботаника (изучает растения). Мальчик рос сосредоточенным, углубленным в себя. Всё лето проводил в подмосковном имении деда – Шахматове. Учился в гимназии, тайком писал стихи, показывая их только матери, которая на всю жизнь осталась для него самым близким человеком. Увлекался театром и мечтал о поступлении на сцену. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения. Им написано около 300 стихотворений. -Итак, давайте повторим: - Кто такой А.А. Блок? -Где родился Блок? -Где прошли детские года? -Кому тайком показывал стихи? -Кем для Блока была мама? -Чем он увлекался? -Сколько им написано стихотворений? -Послушайте некоторые стихи Блока, которые он написал в детстве: Зая серый, зая милый, Я тебя люблю. Для тебя – то в огороде Я капустку и коплю. Или: Жил на свете котик милый, Постоянно был унылый, - Отчего – никто не знал, Котя это не сказал. -Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. - И сегодня мы познакомимся с произведением А.Блока «Ветхая избушка». Оно связано со счастливой порой в жизни поэта – детством. -Откройте учебники на странице 50. Прочитайте название стихотворения про себя. -Как вы понимаете, что значит «ветхая избушка»? - Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? - Какие у вас любимые зимние забавы? - А сейчас послушайте стихотворение и постарайтесь почувствовать настроение автора и представить эту зиму. Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка-старушка Из окна глядит. Внукам-шалунишкам По колено снег. Весел ребятишкам Быстрых санок бег… Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом… В снежном доме будет Резвая игра… Пальчики застудят, — По домам пора! Завтра выпьют чаю, Глянут из окна — Ан уж дом растаял, На дворе — весна! - Понравилось ли вам стихотворение? - Какую картину вы представили, слушая его? -Какой вы представили зиму? - Как вы думаете, что хотел показать автор? -Каким настроением наполнено стихотворение? Анализ содержания стихотворения Игра «Рыбки» - Ещё раз прочитайте стихотворение про себя. -Прочтите первые четыре строчки стихотворения. -О чём говорится в этих строках? -Как избушка может вся стоять в снегу? -Что делает бабушка? -Какая она? -Прочтите следующие четыре строчки стихотворения: -Как вы понимаете фразу «внуки-шалунишки»? -Как вы понимаете выражение «быстрых санок бег»? -Как санки могут бегать? -Прочтите следующие строки: -Что делают ребятишки? -Что называют снежным домом? -Как вы понимаете слово раздаются? Подберите синонимы к этому слову. -Какую картинку вы представили при чтении этих строф? -Прочтите следующие четыре строки стихотворения: -Как вы понимаете слова резвая, застудят? -Прочтите последние строки стихотворения: -Что произойдёт завтра? -Как вы понимаете слово ан? -Почему растаял снежный дом? -Какой период зимы описан в этом стихотворении? -Какой автор показывает зиму, снег, детишек? -Как меняется ваше стихотворение с приходом весны? Работа по иллюстрации -Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению. -Кого художник изобразил на иллюстрации? -Какие краски он использовал? -Какое настроение они передают? -Опишите иллюстрацию, используя строки стихотворения. -Точен ли художник в изображениях, соответствуют ли они содержанию стихотворения? -Что вы изменили бы? -Хотели бы добавить? | -Александр Александрович Блок – поэт, драматург. -Блок родился в Петербурге в дворянской семье. -Детские года прошли в семье деда. -Александр Блок тайком показывал свои стихи маме. -Мама для Блока была самым близким человеком. -Увлекался театром и мечтал о поступлении на сцену. -А.Блок написал около 300 стихотворений. -Ветхая – разрушающаяся от старости, дряхлая. -В этом стихотворении пойдёт речь о зиме, оно о зимних забавах детей. Представляется вторая половина дня, ближе к вечеру. Зимой ведь темнеет рано! Но детям все мало, и домой они не спешат, находя все новые и новые забавы. Похоже, в этом стихотворении описан не один день, а вся пора зимних развлечений. Это и катание на санках, и устройство снежного дома, и игра в нем. -Зима снежная. -Автор хотел показать нам красоту природы России зимой. -Стихотворение наполнено радостным, счастливым настроением. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения про себя. -В этих строках говорится о избушке. -Т.е. снега выпало очень много и избушка была покрыта. -Бабушка смотрит из окна. - Бабушка старенькая -Внуки любят шалить, у них игривое настроение, делают всё играючи. -Это значит, что санки очень быстро едут. -Т.е. ехать. Если они едут с горки и /или их кто-то толкнёт. -Ребятишки бегают, смеются, лепят снежный дом. -Это сооружение из снега, которое ребята сами слепили. -Раздаются, т.е. слышатся. -Шумную компанию ребят, которые катаются на санях. На улице стоит тёплая снежная погода. -Резвая – подвижная, шаловливая, весёлая. Застудят, т.е. замёрзнут. -Завтра наступит весна! -Слово ан в этом случае показывает неожиданность. -Снежный дом растаял, потому что на улице стало теплее и наступила весна. -В этом стихотворении описан конец зимы, последний зимний денёк. -Автор показывает уходящую снежную зиму. Снег пушистый, такой, из которого можно слепить снежный дом. Детишки игривые, подвижные, жизнерадостные. Учащиеся высказывают свои мысли. -На иллюстрации художник изобразил избушку, покрытую снегом; бабушку-старушку, которая смотрит в окно; и резвящихся на улице ребят. -Он использовал яркие насыщенные краски. -Они передают настроение радости. -Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка-старушка Из окна глядит. Внукам-шалунишкам По колено снег. … Бегают, смеются, Лепят снежный дом. -Да или нет. |