Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
Биология | 5 | Лишайники |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
Биология. Бактерии, грибы, растения. | 5 | В.В. Пасечник |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Учащиеся знакомятся со строением лишайников, их произрастанием, значением для человека и в природе. Узнают почему лишайники относятся к растениям -симбионтам, почему их называют индикаторами природы.
| Познавательные УУД Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.). Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). -умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. | Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
ИД, компьютер, проектор, экран | Презентация, ресурсы сети интернет |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Содержание учебного материала. Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 1 минута Цель этапа: мотивация учащихсяк работе на уроке, создание ситуации успеха. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | СЛАЙД 1 Радуюсь утру, радуюсь дню Здравствуйте дети – я вам говорю. С доброго слова начнём мы урок К знаниям новым всегда будь готов! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Слайд 2 Ребята перед вами оценочный лист. Возьмите и подпишите его, и отметьте свое настроение рисунком. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | 2 мин. |
2. Актуализация опорных знаний и умений, фиксация затруднений. Цельэтапа: активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: ориентируются в карте урока; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | Для того, чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке, я предлагаю вам совершить путешествие на сверхзвуковом лайнере. Все готовы к путешествию? Да. Итак отправляемся в путешествие. Уважаемые пассажиры, мы вылетаем из аэропорта МБОУ КСОШ №2 и через несколько секунд приземлимся в первом аэропорту «Сказочный лес» .)Посмотрите внимательно на экран.(Слайд 3) -Ребята, с природой какой климатической зоны мы познакомились?(природа северного леса). -Отличается ли фауна и флора северного леса от нашего региона? Чем?(черника, морошка растет, олени, хвойные растения). Хорошо.А что вам показалось необычным ( Ученик: изучили особенности растений. Животных. Грибов, бактерий, а на последнем слайде мы увидели организм, с которым еще незнакомы.) -А вы хотели бы узнать , что это за организмы? да | Активизирует знания обучающихся: демонстрация видеоролика о лишайнике на слайде | Включаются в работу, устно отвечают на поставленные вопросы | 5 мин. |
3. Постановка учебной задачи. Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. А поможет нам узнать больше о лишайнике багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие. Для этого сейчас мы отправляемся в аэропорт «Легенда».(Слайд№4) Послушайте внимательно о чем пойдет речь. Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. (СЛАЙД№5 ) – Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки. -Что же спасло народ от голодной смерти в пустыне? -Для этого поработаем с дополнительной литературой (на столах у вас лежит) найдите объяснение термину «Манна небесная». Какую информацию вы узнали? - Что же бросились собирать люди?( лишайники) | Постановка учебной задачи | Обсуждая затруднения, выдвигают предположения о теме урока. Запись учащимися числа, темы урока.
| 3 мин. |
4.Формулирование проблемы, планирование деятельности Цель этапа: обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. | Регулятивные УУД умения самостоятельно обнаруживать и формулиро-вать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. | ПРОБЛЕМА : Посмотрите : Перед вами находятся термины, которые характеризуют лишайники, и именно они помогут нам изучить эти организмы. На эти вопросы мы с вами будем искать ответы во время урока. Поставим основные задачи урока. (Учитель совместно с учащимися определяет задачи урока) СЛАЙД 6 1. Строение лишайников 2.Размножение, рост, лишайников 3. Питание лишайников, значение Итак, вы уже догадались, что нам нужно еще много узнать на уроке. | Выдвигает проблему | Учащиеся конкретизируют цель урока | 3 мин. |
5.Открытие нового знания 18 минут Цель этапа: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить связи в объекте изучения, формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал | Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; умеют извлечь существенную информацию из разных источников (материала учебника, электронного приложения) Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю вам поработать в группах.Работа в группах по заданию учителя. 1 группа – строение лишайника,
2 группа – питание лишайника, значение
3 группа – размножение и рост лишайника.
| Организуется для учащихся ситуации успешности. Выполняют под музыку | учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. читают, заполняют таблицу в тетради Отчет представителей каждой группы. | 18 мин |
6. Физкультминут-ка Цель этапа: пауза релаксации Слайд 7 | | | | | 1 мин. |
7.Первичная проверка понимания Цель этапа: формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. | Познавательные УУД формировать умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему ). | Заполнить таблицу в технологической карте урока. Поменяйтесь с соседом по парте, проверьте друг друга | Учитель координирует работу групп, проводит коррекцию | Находят необходимую информацию читают, заполняют таблицу в технологической карте урока, сверяют с эталоном на слайде, исправляют ошибки, отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение | 3 мин. |
8. Закрепление изученного материала Цель этапа: применить знания в новой ситуации | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность | Мы отправляемся в аэропорт “Проверочный”, предлагаю вам выполнить тест “Лишайники”(Слайд8) – А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или «–». Верно ли суждение? (задание на слайде) Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. (Слайд 14) 1) – 2) + 3) + 4) + 5) + 6) + Поставьте себе оценку за выполненную работу: если все задания выполнены верно – «5»; если 1 ошибка – «4»; если 2 ошибки – «3»; если 3 и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал. Объявление своих результатов учащимися | Объясняет правила проверки задания | Самооценка знаний обучающихся . Выполняют тест. Самоконтроль. Взаимоконтроль. | 5 мин. |
9.Рефлексия деятельности. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Регулятивные УУД умения в диалоге с учителем обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Личностные УУД: Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Предметные УУД: формировать умение объяснять, как строение лишайников связано с их жизнедеятельностью | Итак, урок подходит к концу Достигли ли мы цели урока? СЛАЙД 9 1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________ 2.Сегодня на уроке я научился (лась) (чему)_________ 3. Мне было бы интересно еще узнать_______________ 4. Урок дал мне для жизни _______________________ Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать. | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. | 3 мин. |
10.Информация о домашнем задании Цель этапа: выбор учащимися задания с учётом индивидуальных возможностей | | Демонстрирует слайд №10 с дифференцированным домашним заданием. Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке, было с вами приятно полетать. Наше путешествие подошло к концу. (СЛАЙД №11 ) Спасибо всем за внимание. | Предлагает домашнее задание на выбор | Выбирают задания из предложен-ных учителем с учётом индивидуальных возможностей | 2 мин. |