Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Ушарбайская средняя общеобразовательная школа"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Руководитель МО | Заместитель директора по УВР | Директор |
| ______________Батожалсанова Д.Б. | ______________Ванжилова Б.Ч. |
Нимаева Н.Ч.______________ |
Протокол № | Приказ № |
Протокол № | от "31" августа 2023 г. | от "31" августа2023 г. |
от "31" августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предметного кружка
«Трудные вопросы ОГЭ. Русский язык»
для 9 класса среднего общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Батомункуева Сэсэгма Эрдынижаповна учитель русского языка и литературы
с. Ушарбай 2023
Пояснительная записка.
Рабочая программа предметного кружка по русскому языку «Трудные вопросы ОГЭ. Русский язык» в 9 классе составлена на о основе следующих нормативно правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (изменения 31.03.2015 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержденные Приказом Минобразования от 17.12.2010 г. №1897 (изменения 31.05.2015 г.)
Примерной программы основного общего образования по русскому языку (авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А.).
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных учреждениях(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных, реализующих программы общего образования на 2023-2024 учебный год.
Письмо Департамента государственной политики в сфере основного общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15).
7. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №180, с изменениями от 29.06. 2011 г, 25.12.2013г., 24.11.2015 г.).
8. Положение о рабочей программе МАОУ «Ушарбайская СОШ»
9. Основная образовательная программа общего образования МАОУ «Ушарбайская СОШ»
10. Учебный план МАОУ «Ушарбайская СОШ» на 2023-2024 учебный год
Программа рассчитана на 1 год, количество часов- 34 (1 ч. в неделю)
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные:
Знать трудные случаи правописания.
Понимать их роль в общекультурном развитии человека.
Объяснять языковое явление.
Уметь применять знания при тестировании.
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала. Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами:
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
определять синтаксические конструкции.
Содержание курса
Модуль 1. Работа над частью № 1. Изложение исходного текста (7 часов)
Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов. Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типа В, С. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку. Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С 1).
Работа над частью 1. Изложение исходного текста. Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац - это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение); б) обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением,
замена сложноподчинённого предложения простым); в) сочетание исключения и обобщения (например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).
Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).
Контроль знаний (часть 1). Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.
Модуль 2. Работа над частью № 2 Обобщение и систематизация знаний по русскому языку. Работа с тестами (21 час)
Задания этой части связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания, с грамматическими нормами (морфологическими и синтаксическими).
Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е, ё, я, ю.
Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный).
Повторение морфологии. Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.
Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.
Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.
Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.
Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи. Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.
Лексика и фразеология. Анализ текста. Лексическое значение слова.
Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения). Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости.
Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка втексте, их толкование.
Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения. Соблюдение композиции сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.
Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.
Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выражения подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.
Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).
Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть В)
Модуль 3. Работа над частью 3. Сочинение-рассуждение (6 часов)
Работа над сочинением-рассуждением.
Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату); 3 часть - заключение (либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.
Контроль знаний (часть 2) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (задание 13).
Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.
Формы занятий: практикумы, работа в группах, мини-лекции,
Тематическое планирование
№ | Тематический раздел | Количество часов |
1 | Модуль 1. Работа над частью № 1. Изложение исходного текста. | 7 |
2 | Модуль 2. Работа над частью 2 Обобщение и систематизация знаний по русскому языку. Работа с тестами. | 21 |
3 | Модуль 3. Работа над частью 3. Сочинение- рассуждение | 6 |
Итого | 34 |
Программа состоит из 3-х модулей, соответствующих трём частям экзаменационной работы.
Модуль 1. Работа над частью № 1. Изложение исходного текста.
Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
Речеведческий анализ текста.
Составление плана. Приёмы компрессии текста.
Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).
Модуль 2. Работа над частью 2 Обобщение и систематизация знаний по русскому языку. Работа с тестами.
Повторение фонетики, морфемики и орфографии.
Повторение морфологии.
Повторение синтаксиса и пунктуации.
Развитие речи. Лексика. Фразеология.
Модуль 3. Работа над частью 3. Сочинение-рассуждение
Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.
Композиционные особенности построения текста-рассуждения.
Реализация коммуникативного замысла.
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.
Учебно-тематический план
Программа внеурочной деятельности «Трудные вопросы ОГЭ. Русский язык.» разработана для учащихся 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю (34 недели в году), итого 34 ч.
№ п/п | Раздел, тема. | Кол.часов |
I. | Работа над частью № 1. Изложение исходного текста. | |
1 | Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов. | 1 |
2 | Типы и стили речи. Текст и его строение. Речеведческий анализ текста. Композиция текста. Основная мысль исходного текста. | 1 |
3 | Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию. Прием компрессии текста. | 1 |
4 | Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения | 1 |
5 | Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками. | 5 |
II. | Работа над частью 2. Обобщение и систематизация знаний по русскому языку. Работа с тестами | |
1 | Повторение фонетики и орфографии. Способы словообразования. | 1 |
2 | Повторение морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
3 | Лексика. Фразеология. | 1 |
4 | Работа с текстом. Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 |
5 | Контроль знаний. Написание сочинения о роли изобразительно-выразительных средств в тексте. | 1 |
6 | Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание, виды связи. Синонимичные словосочетания. | 1 |
7 | Простое предложение и его виды. | 1 |
8 | Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. | 2 |
9 | Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть 2) | 6 |
III. | Работа над частью 3. Сочинение-рассуждение. | |
1 | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, проблема текста. | 1 |
2 | Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. | 1 |
3 | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления, концовки сочинения. | 1 |
4 | Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (часть 3) | 5 |
5 | Итоговое занятие. | 2 |
| Итого | 34 |
Календарно – тематический план разработан на основе рабочей программы
по внеурочной деятельности «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
КТП составлено по учебному плану из расчета 1 час в неделю.
Четверть | Теоретические занятия | Практические занятия |
1ч | 3 | 5 |
2ч | 2 | 7 |
3ч | | 9 |
4ч | 1 | 6 |
Итого | 7 | 27 |