Утверждаю
Директор МОКУ «Китаевская сош»
__________/Газаева Л. О. /
Приказ № _____
От «_____» ______________ 2019
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №1 от «_____» __________2019
Согласовано на МС школы
Протокол №1 от «______» _____________ 2019
Руководитель МС __________/Трубинова Е.Л/
Рассмотрено на МО учителей
гуманитарного цикла
Протокол №___ от «____» ___________2019
Руководитель МО ________/Айтуганова Л.И./
МОКУ «Китаевская средняя
общеобразовательная школа»
рабочая программа
по внеурочной деятельности «ЮИД»
(наименование учебного предмета)
10-12 лет
Год разработки: 2019
Срок реализации программы: 2019-2020 учебные года
Программу составила: Катунина Л.Г.
Пояснительная записка
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения на основе «Примерных программ внеурочной деятельности». Начальное и основное образование / В. А.Горский, А.А.Тимофеев и др. – М. : Просвещение, 2014. ISBN978-5-09-021779-8 и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой.
Место занятий в учебном плане.
Год | Количество | Длительность | Всего | Всего |
обучения | занятий в | занятия | часов в | часов в |
| неделю | | неделю | год |
1 | 1 | 45 мин | 1 | 34 |
Цель занятий по программе - создание условий для приобретения обучающимися знаний и навыков поведения на улице и проезжей части, воспитание культуры пешехода.
Задачи программы:
• обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
Результаты освоения программы «ЮИД»
Личностные:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научаться:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательная УУД:
Обучающиеся научатся:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научаться:
работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
формулировать свои затруднения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению;
осуществлять взаимный контроль;
формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения.
овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.
В конце изучения курса ребёнок:
будет знать:
историю возникновения ПДД;
безопасный путь из дома до школы;
дорожные знаки; сигналы светофора;
виды транспорта;
причины ДТП;
В результате реализации программы получит возможность научиться:
применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;
выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; -оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
получат навыки:
- дисциплины, осторожности;
- предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и
страха.
Содержание курса
1. Понятие об участниках дорожного движения.
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ
велосипеда.
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения. рактическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и
автотранспорта.
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
Практическая работа: сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД
6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
7. Профилактика детского дорожного травматизма.
Разработка маршрутов по схеме безопасного движения по наиболее часто встречающимся маршрутам движения. Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий.
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда «педального автомобиля», участие в сюжетно-ролевой игре на тему «ПДД».
8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД.
Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по ПДД. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД.
Практическая работа: проведение смотров, викторин, конкур
Учебно - тематическое планирование
В рабочую программу внесены изменения в количестве часов практики и теории в связи с тем, что часть практических работ целесообразно провести в соответствии с погодными условиями местности (практические занятия на велосипеде).
№ п/п | Темы | Количество часов рабочей программы |
| | Всего | Теория | Практ ика |
1 | Понятие об участниках дорожного движения | 1 | 1 | |
2 | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах | 3 | 1 | 2 |
3 | Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста | 8 | 3 | 5 |
4 | Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда | 3 | 2 | 1 |
5 | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта | 5 | 2 | 3 |
6 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП | 4 | 1 | 3 |
7 | Профилактика детского дорожного травматизма | 5 | | 5 |
8 | Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» | 3 | 2 | 1 |
9 | Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения Итого | 2 34 | 12 | 2 |
| | | | |
Тематическое планирование
№ п/ п | Тема занятия | ч | Содержание деятельности | Воспитательная работа | Дата план | Дата факт |
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
| 1. Понятие об участниках дорожного движения 1 часа |
1 | Элементы улиц и дорог | 1 1 | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. | Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. | Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах; | | |
2.Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда 3 часов |
2 | Особенности устройства велосипеда | 1 | Особенности устройства велосипеда | | Развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения; логического и пространственного мышления, воображения, памяти | | |
3 | Основы маневрирования на велосипеде | 1 | | Основы маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда | | |
| |
| |
4 | Освоение приемов безопасного падения | 1 | | Освоение приемов безопасного падения | | |
| 3. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах 8 часов. |
5 | Правила для пешеходов и водителей транспортных средств | 1 | Правила для пешеходов и водителей транспортных средств | | Формирование культуры участника ДД | | |
6 | Виды перекрестков и правила разъезда на них. | 1 | Виды перекрестков и правила разъезда на них. | | | |
8, 9 10, 11 12 | Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретной ситуации | 5 | | Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретной ситуации | | |
| 4. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста 3 часов |
13 14 | Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрестках. | 2 | Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрестках. | Разбор движения пешеходов ир а водителей транспортных средств на сложных перекрестках. | Развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения; | | |
| |
15 | Правила движения для велосипедистов | 1 | Правила движения для велосипедистов | | | |
| 5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта 5 часов |
16 17 | Изучение правил дорожного движения. | 2 | Изучение правил дорожного движения. | | Воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения | | |
| |
18 19 20 | Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения | 3 | | Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения | | |
| |
| |
| 6.Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП 4 часов |
21 | Состав и назначение автоаптечки | 1 | Состав и назначение автоаптечки | | Воспитание самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения, воспитание человеколюбия | | |
22 | Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП | 1 | Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП | | | |
23 | Обработка ран и способы остановки кровотечения | 1 | | Обработка ран и способы остановки кровотечения | | |
24 | Виды перевязочных средств и правила наложения повязок Транспортировка пострадавших | 1 | | Виды перевязочных средств и правила наложения повязок Транспортировка пострадавших | | |
| 7. Профилактика детского дорожного травматизма 5 часов |
25 26 27 28 29 | Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда, участие в настольной игре на тему правил дорожного движения | 5 | | Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда, участие в настольной игре на тему правил дорожного движения | | | |
| |
| |
| |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |
| 8. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» 3 часов |
30 31 | Подготовка соревнований «Безопасное колесо» | 2 | | | Профессиональная ориентация детей на выбор профессии водителя ТС или сотрудника ГИБДД | | |
| |
32 | Практическая работа: проведение соревнований | 1 | | | | |
| 9.Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения 2 часа |
33 | Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов ДД | 1 | Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов ДД | | | | |
34 | Практическая работа: проведение выступлений агитбригады | 1 | | | | |
34