МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №31
имени Героя Советского Союза П.Т. Харитонова» г. Улан-Удэ
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________/Ю.Г.Петрова / Протокол № ___ от «____» __________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________/Е.А.Бельская / «____» ___________20___г. | «Утверждено» Директор МАОУ СОШ №31 им. П.Т.Харитонова __________/О.Е.Обросова/ Приказ №_____ от «___»______________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«География»
6 класс
Количество часов: 34
Ф.И.О педагога: Частова Мария Анатольевна
«Рассмотрено»
на педагогическом совете
________/____________/
Протокол № ___
от «____» ________20___г.
г. Улан-Удэ
2020 г
Рабочая программа по географии составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «География» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями основной образовательной программы МАОУ СОШ №31 имени П.Т Харитонова, обеспечена учебником Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского «География. 6 класс»
Исходными нормативными документами для составления рабочей программы учебного предмета «География» являются:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Учебный план общеобразовательного учреждения (МАОУ СОШ №31 им. П.Т. Харитонова)
7. Положение о рабочей программе педагога МАОУ СОШ №31 им. П.Т. Харитонова
Цели и задачи курса
Цель: сформировать систему знаний о Земле как планете, о земных оболочках, географических процессах и закономерностях их развития и на основе этих знаний развивать общую культуру личности, способствовать формированию здорового образа жизни, создать основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Задачи:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
• продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
• продолжить формирование умений использовать различные источники географической информации, прежде всего карты;
• формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
• продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) доглобальных.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС, согласно которым география входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. В основу содержания курса положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи в рабочую программу включены практические работы по изучению компонентов природы своей местности. Содержание предмета география основной школы структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», « Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России». Курс «Физическая география» направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы Земли на различных уровнях познания.
Личностными результатамиявляются:
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
• сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;социальные компетенции, правосознание;
• способность ставить цели и строить жизненные планы;
• способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
• знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегаюших технологий;
• реализация установок здорового образа жизни;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
Личностные УУД:
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Коммуникативные УУД:
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты
Осознание роли географии в познании окружающего мира:
Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
Понимание смысла собственной деятельности:
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Рекомендации по оцениванию результатов обучения по географии
Итогом проверки результативности учебной деятельности обучающихся является отметка. При определении уровня достижений обучающихся учителю необходимо обращать особое внимание на:
• тематическую грамотность, логичность и доказательность в процессе изложения материала при ответе на поставленный вопрос или решения учебной задачи;
• точность и целесообразность использования географической терминологии и знание номенклатуры;
• самостоятельность и осознанность ответа обучающегося, его речевую грамотность.
Устный ответ
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
• показывает глубокое, всестороннее знание и понимание тематического материала, а также сущности рассматриваемых терминов, понятий, географических закономерностей, теорий, событий;
• построит полный и тематически правильный ответ, опираясь на ранее изученный материал;
• выделяет существенные признаки географических объектов и явлений;
• использует примеры для подтверждения теоретических положений;
• аргументированно отстаивает свою точку зрения, делая анализ, формулируя обобщения и выводы:
• устанавливает межпредметные и внутри предметные связи между событиями, объектами и явлениями;
• применяет полученные знания в незнакомой учебной и жизненной ситуации;
•обоснованно и безошибочно излагает тематический материал, соблюдая последовательность его изложения, используя четкие и однозначные формулировки;
« строит логически связанный ответ, используя принятую географическую терминологию;
• делает обоснованные выводы;
• формулирует точные определения терминов и дает научное толкование основных понятий, законов;
• творчески перерабатывает текст, адаптируя его под конкретную учебную задачу;
• излагает тематический материал литературным языком;
• отвечает на дополнительные вопросы учителя, одноклассников;
• самостоятельно, рационально и адекватно ситуации использует средства обучения для достижения поставленных учебных целей;
• применяет в процессе ответа для демонстрации состояния объектов, протекания явлений общепринятую в географии знаково-символьную систему условных обозначений;
• при необходимости, в зависимости от условия учебной задачи, опирается на результаты наблюдений и опытов;
• самостоятельно, безошибочно и адекватно ситуации выбора и принятия решения применяет полученные знания, умения и навыки учебной деятельности при рассмотрении учебных задач практической направленности;
• допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя;
• владеет сформированными навыками работы с приборами;
• умеет преобразовывать тематическую информацию из одного вида в другой;
• демонстрирует знание карты и использование ее при решении учебной задачи;
• показывает сформированность знаний, предметных и универсальных учебных действий.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
• демонстрирует знание изученного тематического материала;
• дает самостоятельный, полный и тематически правильный ответ, при этом допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении тематического материала; дает определения понятий и терминов, допуская небольшие неточности в формулировках или выводах и обобщениях на основе проведенных наблюдений и опытов или при использовании в ответе научной терминологии;
• материал излагает в правильной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов, которые может исправить самостоятельно по требованию учителя при его помощи или помощи других обучающихся;
• подтверждает теоретические высказывания примерами;
• осознанно и правильно отвечает на дополнительные и наводящие вопросы учителя или других обучающихся;
• умеет самостоятельно выделять основные положения в тематическом материале;
• обобщает тематический материал, используя результаты наблюдений и опытов;
• формулирует выводы;
• устанавливает внутри предметные и межпредметные связи;
• применяет полученные знания на практике в новой ситуации выбора и принятия решения, допуская неточности в содержании географического материала;
• соблюдает основные правила построения ответа, используя при этом литературную речь;
• составляет связное и логически последовательное изложение, восполняя допущенные пропуски в тематическом материале путем ответов на наводящие вопросы учителя или других обучающихся;
• имеет представления об элементарных реальных понятиях;
• понимает основные причинно-следственные взаимосвязи между изучаемыми объектами и явлениями;
• в основном знает содержание карты и умеет ею пользоваться при ответе на поставленный вопрос;
• при решении географических задач допускает ошибки, существенно не влияющие на результат деятельности;
• в основном показывает сформированность знаний, предметных и универсальных учебных действий.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
• усвоил основное тематическое содержание;
• имеет пробелы в усвоении программного материала, не влияющие на дальнейшее усвоение тематического содержания;
• материал излагает фрагментарно, отсутствует логика в изложении;
• показывает недостаточнуюсформированность знания тематического материала, предметных и универсальных учебных действий;
• допускает ошибки в формулировании выводов и обобщений;
• слабо аргументирует высказывания;
• допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии;
• определения понятий, терминов дает недостаточно четкие, путаясь в формулировках;
• не использует в качестве доказательства выводы и обобщения, сделанные на основе наблюдений, опытов, или допускает ошибки при их трактовке;
• имеет затруднения в использовании теоретических знаний, необходимых для решения практических задач, а также при применении конкретных примеров;
• отвечает неполно на наводящие вопросы учителя или других обучающихся или дает репродуктивный ответ, не понимая отдельных научных концепций, имеющих определяющее значение в данном тексте;
• отвечает неполно на вопросы учителя или других обучающихся, допуская одну-две грубые ошибки в изложении программного материала;
• слабо знает географическую номенклатуру;
• отсутствуют навыки инструментального определения количественных показателей, характеризующих состояние объекта или явления;
• имеет географические представления, сформированные на бытовом уровне;
• использует карту на недостаточном для демонстрации теоретических положений ответа уровне;
• устанавливает причинно-следственные связи только с помощью наводящих вопросов со стороны учителя или других обучающихся.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
• не усвоил и не раскрыл основное содержание тематического материала;
• не сформулировал выводы и не сделал обобщения;
• не знает и не понимает значительную часть (более половины) учебного материала в рамках поставленных вопросов;
• не имеет сформированных предметных и универсальных учебных действий;
• не умеет применять предметные и универсальные учебные действия к ответам на вопросы и решению задач по предлагаемому алгоритму;
• допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя или других обучающихся в процессе обсуждения ответа;
• допускает грубые ошибки при работе с картой;
• не владеет научной терминологией;
• не тает географическую номенклатуру.
Рекомендации учителю:
1) вопрос должен быть сформулирован на основе используемой научной терминологии;
2) необходимо дать анализ ответа обучающегося на основе заранее оговоренных критериев;
3) отметка должна быть обоснованной;
4) в процесс обсуждения ответа могут быть вовлечены другие обучающиеся.
Письменная работа
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
• выполнил работу без ошибок и недочетов;
• или допустил в работе не более одного недочета;
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
• выполнил работу полностью;
• или допустил в работе не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
• правильно выполнил не менее половины от полного объема работы;
• или допустил в работе не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
• допустил количество ошибок и (или) недочетов, превышающее норму для выставления отметки «3»;
• или если правильно выполнил менее половины объема работы.
Содержание учебного предмета
Материал курса сгруппирован в семь разделов.
Материал первого раздела — «Земля как планета» — не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Второй раздел — «Географическая карта» — знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.
Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Последний раздел — «Почва и географическая оболочка» — призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.
Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Структура курса
№ | Модуль (глава) | Количество часов |
1 | Земля как планета | 5 |
2 | Географическая карта | 4 |
3 | Литосфера | 7 |
4 | Атмосфера | 7 |
5 | Гидросфера | 4 |
6 | Биосфера | 2 |
7 | Почва и географическая оболочка | 5 |
| Всего | 34 |
Рабочая программа 6 класспо ФГОС география(34 часа)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Целевая установка урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) -УУД | Дата проведения план/ факт | Дом.задание |
понятия, номенклатура и персоналии | предметные | метапредметные | личностные |
Тема 1. Земля как планета (5 часов) |
1 | Вводный урок. Земля и Вселенная | УИН | Формирование представлений о строении Солнечной системы, влиянии космоса на Землю | Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы | Умение объяснять влияние космоса на жизнь на Земле; географические следствия движений Земли | Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи | Понимание влияния космоса Землю | | § 1 |
2 | Система географических координат | К | Формирование представлений о системе координат, умения определять географическую широту | Система координат, экватор, параллель, географическая широта | Умение определять форму и размеры параллелей на глобусе и карте, определять географическую широту объекта на карте | Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание важности умения определять свои координаты | | § 2, подгот. к к/р |
3 | Входная контрольная работа | | Контроль знаний учащихся | | Умение анализировать, систематизировать полученные знания | | |
4 | Времена года | К | Формирование представлений о распределении тепла и света на поверхности Земли | Времена года, дни летнего и зимнего солнцестояния дни равноденствий | Умение объяснять и определять географические следствия движений Земли, особенности распределения света и тепла по поверхности Земли | Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи | Понимание влияния движений Земли для жизни человека | | § 3, ? сл.4, с.23 |
5 | Пояса освещенности | К | Формирование представлений о поясах освещенности | Пояс освещенности, тропики, Полярные круги, пояса освещенности | Умение объяснять и определять географические следствия движений Земли | Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность; выявлять причинно-следственные связи | Понимание влияния движений Земли на жизнь человека | | § 4, тест с.29-30 |
Тема 2. Географическая карта (4 часа) |
6 | Географическая карта и ее масштаб | УИН | Развитие представлений о географической карте, плане местности. Формирование представления о масштабе карты | Географическая карта, план местности, масштаб | Умение объяснять свойства географической карты и плана местности, масштаб карты; отличия видов масштаба, существенные признаки плана, карты и глобуса; классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус; умения определять расстояния по карте | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность; определять критерии для сравнения фактов, явлений | Понимание значения географических карт | | § 5, с.36 т.1-3 |
7 | Виды условных знаков. Ориентирование | УИН | Усвоить умение определять объекты местности на плане и сформировать приёмы работы по использованию условных знаков | Составление топографич диктанта с помощью усл. знаков.Изобразить в тетради топ.знаки | Умение объяснять и понимать условные знаки, составлять тексты с помощью знаков, умение ориентироваться в пространстве | Овладениеосновами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; | Способность к самост. приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своейпознават. деятельностью | | § 6, 7 с.46 т.2,3 |
8 | Изображение рельефа на карте | К | Формирование представления о способах изображения рельефа | Изолинии, бергштрихи, послойная окраска, абсолютная и относительная высота, шкала высот и глубин | Умение объяснять специфику способов картографического изображения; Умение определять абсолютную и относительную высоты | Ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя; | | | § 8, подгот. к к/р |
9 | Контрольная работа за 1 четверть | ОКЗ | Развитие навыков и умений обобщения, работы с различнымиКИМ | | Умение читать карту, определять азимут по плану, карте и на местности | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | | | |
Тема 3. Литосфера (7 часов) |
10 | Строение земного шара | УИН | Формирование представлений о внутреннем строении Земли | Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора | Умение объяснять особенности внутреннего строения Земли; умение определять отличие видов земной коры | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; | Осознание важности исследований Земли | | § 9, с. 61 изгото вить модель |
11 | Виды горных пород | К | Формирование представлений о видах горных пород | горные породы (магматические, осадочные, химические, биологическиеметаморфические) | Умение определять существенные признаки понятий, по заданным признакам определять горные породы и минералы | Определять критерии для сравнения фактов, явлений; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | | | § 10, с. 66 схема |
12 | Полезные ископаемые | К | Формирование представлений о видах и принципах размещения полезных ископаемых | полезные ископаемые (топливные, рудные, нерудные), геологическая разведка | Умение объяснять виды, размещение, применение полезных ископаемых | Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Осознание важности полезных ископаемых для человека | | § 11, с. 71 ? (1-3) |
13 | Движения земной коры | К | Формирование представлений о видах и причинах движений земной коры | Землетрясения сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части | Умение объяснять причины и следствия движения земной коры; умение определять районы землетрясений и вулканизма | Ставить учебную задачу под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи | | | § 12, с. 81 сообщение |
14 | Выветривание горных пород | К | Формирование представлений о внешних силах, формирующих рельеф | Выветривание (физическое, химическое, биогенное, антропогенное | Умение объяснять действие внешних сил на формирование рельефа | Ставить учебную задачу под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи | Осознание роли человека в изменении поверхности Земли | | § 13, с. 88 схема |
15 | Рельеф суши и дна Мирового океана | К | Формирование представлений о формах рельефа суши и дна Мирового океана | Рельеф, горы, равнины, виды равнин, виды гор, Гималаи, Эверест, Анды, острова т.д. | Умение объяснять особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах; Умение определять виды форм рельефа | Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание влияния рельефа на особенности природы и жизни людей | | § 14, подгот. к к/р |
16 | Контрольная работа за 2 четверть | | Развитие навыков и умений обобщения, работы с различнымиКИМ | | | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | | | |
Тема 4. Атмосфера (7 часов) |
17 | Строение атмосферы | УИН | Формирование представлений о строении и составе атмосферы | Атмосфера тропосферастратосфера, верхние слои атмосферы | Умение объяснять вертикальное строение атмосферы; умение определять существенные признаки понятий | Планировать свою деятельность под руководством учителя | Осознание важности атмосферы для жизни на Земле | | § 15, с. 106 диаграмма |
18 | Температура воздуха | К | Формирование представлений о причинах изменения температуры воздуха | Температура, виды температур (максимальная и т.д., суточная и т.д.), амплитуда t0 | Умение объяснять изменение температуры воздуха, средние температуры, амплитуду температур | Планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | | | § 16, с. 112 т.2-4 |
19 | Атмосферное давление | К | Формирование представлений об атмосферном давлении | Торричелли, атмосферное давление, барометр, виды барометров | Умение объяснять атмосферное давление, его изменение; умение определять атмосферное давление с помощью барометра | Планировать свою деятельность под руководством учителя; выслушивать и объективно оценивать другого | Влияние атмосферного давления на здоровье человека | | § 17, с. 118-т |
20 | Движение воздуха | К | Формирование представлений о причинах возникновения ветра, свойствах и способах изучения. | Ветер, бриз, флюгер, сила ветра, роза ветров | Умение объяснять причины возникновения ветра; умение определять направление, силу ветра | Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого | Влияние ветра на погоду в нашей местности | | § 18, с. 123 построить розу ветров |
21 | Вода в атмосфере | К | Формирование представлений о влажности воздуха и атмосферных осадках | Влажность воздуха, испарение, конденсация, облако, виды облаков, атмосферные осадки и их виды | Умение объяснять образование облаков и атмосферных осадков, | Определять критерии для сравнения фактов, явлений | | | § 19, с. 131 т.2-3 |
22 | Погода | К | Формирование представлений о погоде и причинах её изменения | Погода, метеорология, воздушная масса, синоптические карты | Умение объяснять причины изменения погоды, умение определять основные показатели погоды | Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Осознание важности метеорологических наблюдений | | § 20, с. 136 ? (1-4) |
23 | Климат | К | Формирование представлений о климате и климатообразующих факторах | Климат, климатообразующие факторы, адаптация, Руал Амундсен | Умение различать понятия климат и погода, умение объяснять зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря | Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений | Осознание влияния климата на жизнь и здоровье человека | | § 21, с. 142-144 тест |
Тема 5. Гидросфера (4 часа) |
24 | Единство гидросферы | УИН | Формирование представлений о составе и значении гидросферы | Гидросфера, круговорот воды, гидрология | Умение объяснять состав и единство гидросферы, значение гидросферы в жизни планеты, выделение существенных признаков частей Мирового океана | Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого | Осознание важности воды как основы жизни | | § 22, подгот. к к/р |
25 | Контрольная работа за 3 четверть | | Развитие навыков и умений обобщения, работы с различнымиКИМ | | Умение объяснять закономерности географической оболочки на примере атмосферы; Умение определять существенные признаки понятий | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание значения атмосферы для человека | | |
26 | Воды суши: реки и озера | К | Развитие представлений о реках и озёрах, о различиях между разными реками и озёрами | Речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера и т.д. | Умение объяснять образование, строение рек и озёр, объяснять различия; умение определять вид рек, озер, природных льдов, определять по карте крупнейшие реки и озера | Определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого | | | § 23, с. 155 т. 2 |
27 | Воды суши: подземные воды и природные льды | УИН | Формирование представления о подземных водах и ледниках | Подземные воды, виды подземных вод, ледник, виды ледников, многолетняя мерзлота, Гренландия, Антарктида, Сев.Лед. океан | Умение объяснять условия залегания и использования подземных вод, условия образования природных льдов; умение определять вид природных льдов | Выявлять причинно-следственные связи; | | | § 24, с. 162-165 тест |
Тема 6. Биосфера (2 часа) |
28 | Царства живой природы | УИН | Формирование представления о биосфере, ее разнообразии и значении | Биосфера, царства живых организмов круговорот веществ | Умение объяснять роль царств природы; Умение определять причины разнообразия растений и животных | Ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя | Понимание исключительного места Земли в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов | | § 25, с. 170-т |
29 | Биосфера и охрана природы | К | Развитие представлений о круговороте веществ и охране природе | В.И.Вернадский, биосфера, заповедник, национальный парк, всеобщий круговорот вещества и энергии, Красная книга | Умение объяснять особенности приспособления организмов к среде обитания, необходимость охраны органического мира; умение определять сущность экологических проблем, характер взаимного влияния живого и неживого мира | выявлять причинно-следственные связи; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание важности охраны природы для сохранения жизни на Земле | | § 26, с. 176-178 тест |
Тема 7. Почва и географическая оболочка (5 часов) |
30 | Почва | УИН | Формирование представления о почве и условиях ее формирования | Почва, гумус, плодородие, В.В.Докучаев | Умение объяснять закономерности образования почвы; умение определять условия образования почв | Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого | | | § 27 |
31 | Природный комплекс. ПК Бурятии | К | Формирование представления о природном комплексе | Природный комплекс, компоненты природы, географическая оболочка. ПЗ и ПК Бурятии | Умение объяснять особенности строения и состава географической оболочки, законы развития географической оболочки, взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки | Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого | | | § 28, ? сл.2 Сообщения |
32 | Природные зоны | Комбинированный урок | Развитие представлений о природных зонах | Природная зона, виды природных зон, закон географической зональности, экологическая угроза | Умение объяснять взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки, сущность влияния человека на географическую оболочку; Умение определять характер размещения ПЗ Земли | Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого | Осознание роли человека как одной из главных факторов в изменении природы Земли | | § 29, с. 196-198 тест |
33 | Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела | ОКЗ | Развитие навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | | Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять географические следствия вращений Земли. Определять географические координаты и местонахождение предмета по геогр. Координатам | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли и значения географических знаний | | подгот. к к/р |
34 | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса | КЗ | Проверка знаний за период курса 6 класса | | Актуализировать, выполнять задания по географии, осуществлять коррекцию знаний | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Состав УМК
1. Программа курса «География. 5—9 классы» /авт.-сост. Е.М. Домогацких.
2. Домогацких Е.М., Алексеевский И. И. География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
3. Болотникова Н.В., Банников С.В. Рабочая программа к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевского И. И. География. Физическая география. 6 класс.
4. Атлас. «География. Введение в географию. Физическая география. 5—6 классы».
5. Контурные карты. «География. Физическая география. 6 класс».
Дополнительная литература
100 великих географических открытий / Р. К. Баландин, В. А. Маркин. – Москва: Вече, 2015. – 318 с.
Короновский, Н. В. Земля: метеориты, вулканы, землетрясения / Н. В. Короновский. –Фрязино: Век 2, 2014. – 172 с.
Тарасов, Л. В. Атмосфера нашей планеты: [учебное пособие] / Л. В. Тарасов. – Москва: ФИЗМАТЛИТ, 2012. - 420 с.
Интернет-ресурсы