20
Содержание
Основные цели и задачи ……………………………………………………..3
Планируемые результаты курса…………………………………………….. 3
Содержание курса внеурочной деятельности ……………………………... 7
Тематическое планирование …………………………………………………9
Календарно-тематическое планирование …………………………............. 9
Методическое и материально-техническое обеспечение …………………11
Рабочая программа «Занимательная биология» для 8 класса разработана на основе ООП ООО МОУ СОШ №32 и авторской программы внеурочной деятельности Севериной И. В. "Удивительный мир природы", : М. Просвещение, 2016
УМК
Денисова Г.А. Биология. Удивительный мир природы /под ред.
Г. А.Денисова. - М.: Просвещение, 2017.
В 8 классе на изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Основные цели: всестороннее развитие познавательных способностей обучающихся, формирование комплексных эколого-биологических знаний и их реализации в разных областях научной и практической деятельности.
Задачами изучения являются:
научить обучающихся работать с приборами и объектами исследования;
воспитание человечности, милосердия, ответственности, умения работать в
коллективе; необходимости здорового образа жизни;
формирование чувства ответственности за жизнь, а также сознание необходимости ее защиты;
привитие навыков здоровьесберегающего поведения в природе, формирование умения оценивать свои поступки и их последствия для окружающей среды.
развитие творческих способностей учащихся, эстетического чувства и художественной инициативы;
развитие коммуникативных навыков общения, наблюдательности и логического мышления,
развитие умения устанавливать причинно следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная биология»
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
уважительное отношение к товарищам;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства;
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
учиться планировать деятельность;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
целеполагание, как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
3. В эстетической сфере:
• умение видеть красоту в природе и соблюдать правила поддержания природной красоты растений.
Планируемы результаты обучения
Обучающийся научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Обучающийся получит возможность:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Занимательная биология» 8 класс
I.Введение. Наглядные пособия в биологии.– 5 часов
Правила поведения в кабинете биологии. Наглядные пособия, классификация, методика их изготовления.
Практическая работа: Сбор различных плодов и семян для изготовления наглядных пособий.
Практическая работа: Изготовление коллекций плодов и семян.
Практическая работа: Изготовление поделок из природного материала.
Формы организации и виды деятельности: беседа, практическая работа, декоративно – прикладное творчество.
II.Прокариоты. Протисты – 4 часа
Бактерии, их общая характеристика, разнообразие и значение. Изучение признаков бактериальных заболеваний растений (бактериоз). Протисты. Многообразие, значение в природе и для человека. Интересные факты из жизни протистов.
Викторина «В мире микроорганизмов».
Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, викторина, игровая деятельность.
Ш. Грибы. Лишайники- 5 часов
Грибы. Разнообразие и значение грибов. Грибы ядовитые и съедобные. Хищные грибы. Изучение грибов гименомицетов (шляпочные, трутовики), плесневых и одноклеточных грибов.
Лишайники — симбиотическая форма жизни. Многообразие и значение лишайников.
Внеклассное мероприятие «Суд над ядовитыми грибами».
Лабораторная работа: Разделение компонентов лишайников и их культивирование.
Лабораторная работа «Строение клеток плесневых грибов»
Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, имитационная игра, лабораторная работа.
IV. Растения – 11 часов.
Зелёные спутники человека. Классификация растений. Многообразие растительного мира. Приспособление к условиям обитания. Растения ксерофиты. Живые барометры. Растения – индикаторы. Декоративные растения. Роль красоты цветка в жизни растений. Растения - гиганты и карлики. Корень жизни. Лекарственные растения. Растения, поедающие насекомых. Растения – паразиты. Самый большой на свете цветок. Ряска - самое маленькое цветковое растение.
Викторина «Путешествие с комнатными растениями»
Устный журнал «По страницам Красной книги» (растения).
Круглый стол «Легенды о цветах»
Викторина «Час цветов»
Практическая работа: Как покрасить живые цветы?
Практическая работа: Наблюдение видимых изменений при постановке эксперимента по изучению корневого давления
Экскурсия в зимний сад. Изучение строения цветковых растений.
Формы организации и виды деятельности: беседа, практическая работа, устный журнал, экскурсия, круглый стол, викторина
V. Беспозвоночные животные – 4 часа.
Многообразие беспозвоночных животных. Интересные факты о беспозвоночных животных. Гельминты. Гельминтозы. Пути заражения. Симптомы инвазии. Роль паразитических червей в природе. Многочисленные и редкие виды моллюсков. Обитатели водных глубин как составная часть природы. Одомашненные насекомые.
Лабораторная работа «В мире насекомых»
Устный журнал «Музей фактов»
Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, лабораторная работа, устный журнал.
VI. Позвоночные животные – 5 часов.
Многообразие позвоночных животных. Интересные факты из жизни позвоночных.
Оформление коллажа «Братья наши меньшие»
Виртуальное путешествие «В стране динозавров»
Виртуальная экскурсия в археологический музей-заповедник «Танаис»
Биологическая викторина: «К тайнам природы»
Формы организации и виды деятельности: беседа, виртуальное путешествие, виртуальная экскурсия, викторина, художественное творчество.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | |
Количество часов |
1. | Введение. Наглядные пособия в биологии. | 5 |
2 | Прокариоты. Протисты. | 4 |
3. | Грибы. Лишайники. | 5 |
4. | Растения | 11 |
5 | Беспозвоночные животные | 4 |
6. | Позвоночные животные. | 5 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Дата |
План | Факт |
Введение. Наглядные пособия в биологии– 5 часов |
1 | Правила поведения в кабинете биологии. Наглядные пособия, их классификация. | 03.09.19 | |
2 | Методика изготовления наглядных пособий. | 10.09.19 | |
3 | Практическая работа: Сбор различных плодов и семян для изготовления наглядных пособий. | 17.09.19 | |
4 | Практическая работа: Изготовление коллекций плодов и семян. | 24.09.19 | |
5 | Практическая работа: Изготовление поделок из природного материала. | 01.10.19 | |
II. Прокариоты. Протисты – 4 часа |
6 | Бактерии, их общая характеристика, разнообразие и значение. | 08.10.19 | |
7 | Изучение признаков бактериальных заболеваний растений (бактериоз). | 15.10.19 | |
8 | Протисты. Многообразие, значение в природе и для человека. Интересные факты из жизни протистов –игра. | 22.10.19 | |
9 | Викторина «В мире микроорганизмов». | 05.11.19 | |
IV. Грибы. Лишайники- 5 часов |
10 | Грибы. Многообразие. Грибы ядовитые и съедобные. Хищные грибы. | 12.11.19 | |
11 | Лишайники — симбиотическая форма жизни. Многообразие и значение лишайников. | 19.11.19 | |
12 | Внеклассное мероприятие «Суд над ядовитыми грибами». | 26.11.19 | |
13 | Лабораторная работа Разделение компонентов лишайников и их культивирование. | 03.12.19 | |
14 | Лабораторная работа «Строение клеток плесневых грибов» | 10.12.19 | |
V. Растения – 11 часов. |
15 | Классификация растений. Приспособление к условиям обитания. Многообразие растительного мира. | 17.12.19 | |
16 | Декоративные растения. Роль красоты цветка в жизни растений. Растения - рекордсмены. Растения, поедающие насекомых. Растения –паразиты. | 24.12.19 | |
17 | Лабораторная работа: «Овладение методикой геоботанических описаний. Составление геоботанических описаний участков леса». | 14.01.20 | |
18 | Подготовка материала к фотоконкурсу: «Зеркало природы» | 21.01.20 | |
19 | Устный журнал «По страницам Красной книги» (растения). | 28.01.20 | |
20 | Круглый стол «Легенды о цветах» | 04.02.20 | |
21 | Викторина «Час цветов» | 11.02.20 | |
22 | Практическая работа: Как покрасить живые цветы? | 18.02.20 | |
23 | Практическая работа: Наблюдение видимых изменений при постановке эксперимента по изучению корневого давления | 25.02.20 | |
24 | Практическая работа: Работа устьиц. Изучение механизмов испарения воды листьями. | 03.03.20 | |
25 | Экскурсия в зимний сад. Изучение строения цветковых растений. | 10.03.20 | |
VI. Беспозвоночные животные –4 часа. |
26 | Многообразие беспозвоночных животных. Интересные факты о беспозвоночных животных. | 17.03.20 | |
27 | Гельминты. Гельминтозы. Пути заражения. Симптомы инвазии. Роль паразитических червей в природе. | 31.03.20 | |
28 | Лабораторная работа «В мире насекомых» | 07.04.20 | |
29 | Устный журнал «Музей фактов» | 14.04.20 | |
VII. Позвоночные животные – 5 часов. |
30 | Многообразие позвоночных животных. Интересные факты из жизни позвоночных. | 21.04.20 | |
31 | Оформление коллажа «Братья наши меньшие» | 28.04.20 | |
32 | Виртуальное путешествие «В стране динозавров» | 05.05.20 | |
33 | Виртуальная экскурсия в археологический музей-заповедник «Танаис» | 12.05.20 | |
34 | Биологическая викторина: «К тайнам природы» | 19.05.20 | |
Методическое и материально-техническое обеспечение
Артамонов, В. И. Занимательная физиология растений / В. И.Артамонов. - М.: Просвещение, 2009.
Занимательная ботаника / под ред. В. Рохлов, А. Терешов, Р. Петросова. - М.: Аст -Пресс, 2010.
Удивительный мир природы / под ред. Г. А.Денисова. - М.: Просвещение, 2014.
Модульный актив-курс по биологии. В.С.Рохлов- М.: Национальное образование, 2010 год.
натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии);
приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);
средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);
муляжи и модели (объемные, рельефные);
экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);
технические средства обучения — проекционная аппаратура (мультимедийный проектор, компьютер);