на Тему: Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора
«Пеструшки – Говорушки»
Паспорт проекта
Возростная категория: 2-3 года
Продолжительность проекта: долгосрочный
Наименование проекта
Пестушки-говорушки
Основные разработчики
Воспитатель: Тесленко М.В.
Цель проекта
Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи проекта
1. Воспитывать интерес к художественной литературе.
2. Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной
деятельности в режимных моментах;
3. Объединять усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития средствами
фольклора.
4. Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для
формирования у малышей речевой активности.
5. Подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора.
6. Составить перспективный план, интегрируя произведения малого фольклорного жанра в
образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Продолжительность
проекта
долгосрочный
Участники проекта
- Воспитатель,
- Дети группы,
- Музыкальный руководитель,
- Родители.
Ожидаемые результаты от проекта
1. Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
2. Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
3. Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста;
4. Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам,
потешкам, пестушкам;
5. Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
6. Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки,
пестушки, загадки и объяснять им их смысл.
Продукты проекта:
1. Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье”
2. Фотовыставка “Мамины помощники”.
3. “Огород на подоконнике”.
4. Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»
5. Изготовление альбома «Любимые потешки», книжек–самоделок «Пестушки-говорушки».
6. Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куклу Катю спать”,
“Чьи детки” и др.
7. Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с малышом» и др.
8. Презентация проекта.
9. Перспективное планирование по данной теме.
Этапы проекта
Вводный
Цели: знакомство с семьей ребенка для
установления контакта.
Содержание
1. Анкетирование родителей.
2. Подбор методической литературы.
3. Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках.
4. Оформление информационного стенда в родительском уголке на темы: “«Любимые книги наших малышей»”, «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни ребека» и др.
5. Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, кукольного театра, игровые зоны).
2. Основной
Цели: реализация проекта согласно плану.
Содержание:
1. Игровая деятельность (русские народные подвижные игры)
2. НОД (речевые игры)
3. Заучивание потешек, закличек, поговорок.
4. Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.
5. Прослушивание и просмотр русских народных сказок.
6. Участие детей в развлечении на эту тему.
3. Заключительный
Цели: подведение результатов проекта.
Содержание:
1. Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.
2. Участие детей в фольклорных праздниках и развлечениях.
Актуальность
Художественное слово – детская литература и фольклор играют существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Именно фольклорные произведения передают богатство, наполненность, яркость речи, интонационную выразительность. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Ведь уже с младенчества мы поем детям колыбельные песни, играем с пальчикам. Через русские народные сказки знакомим с такими понятиями как добро и зло, взаимовыручка.
Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает овладению разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), ребенок получает первоначальные навыки самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Устное народное творчество это и прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Проблема
Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Нравственные качества личности можно и нужно развить с помощью детского фольклора. Длительное время, работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, а также определить уровень речевого развития ребенка. Ранний возраст - фундамент общего развития ребёнка, в том числе и речевого. Речь становится для него необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками.
Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем. Провела анкетирование, которое показало, что большинство родителей не придают большого значения использованию устного народного творчества в жизни ребенка. Именно поэтому был выбран этот проект.
Для решения задач речевого развития был разработан проект «Пестушки-говорушки».
Для осуществления тесного сотрудничества ДОУ и семьи была создана страница в социальных сетях. На странице размещен весь материал по проекту: консультации, подборка пальчиковых игр, потешек, музыкальный материал, видео НОД и режимных моментов.
Совместная деятельность с детьми:
1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
2. Беседы по содержанию потешек.
3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
4. Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и
собери», развивающее лото «Животные и птицы».
5. Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду
к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки»,
«Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь»...
6. Изготовление руками детей оладушек и крендельков из соленого теста, миски для
киски, улитки из пластилина; рисование пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снег кружится") и
ладошками («Курочка и цыплята»).
7. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.
Совместная деятельность с родителями
1. Чтение потешек детям дома.
2. Заучивание потешек вместе с детьми.
3. Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки». “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и
Обратить внимание детей на характер исполнения колыбельных песен ( нежно, ласково).
Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности.
Развлечение
« Мы потешки распеваем и немножко поиграем».
Использование колыбельных печсен в сюжетно- ролевых играх и режимных моментах.
Загадки:
« Квохчет, квохчет»,
« С хозяином жружит..»,
« Мягкие лапки, а в лапках царапки»
Познакомить детей с загадками о домашних животных.
Учить детей отгадывать загадки.
Использование загадок.
Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.
Рассматривание Домашних животных «На скотном дворе».
Потешки:
« Ай, лады, лады, лады..»,
« Ты не плачь, не плачь»,
« Этот пальчик дедушка..»,
« Сидит белка на тележке»,
« Идёт коза рогатая..»,
Познакомить детей с новыми потешками.
Привлекать детей к рассказыванию потешек.
Беседа о потешках.
Рисование орешков для белочки.
Физкультминутка.
Дидактическая игра
« Чьи детки».
Использование потешек в режимных моментах.
Перспективный план по ознакомлению
с фольклорными произведениями в группе раннего возраста
Март, апрель
Задачи:
Формировать понимание назначения и основного содержания колыбельной песни.
Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни.
Фольклорный
материал
Задачи
Совместная деятельность взрослого и детей
Образовательная деятельность в режимных моментах
Интеграция образовательных областей
Колыбельные:
« Баю,баю- баиньки»,
« Баю, баю, баю, бай»,
« Уж котенька- коток»,
« Ветер, солнце и орел»
Продолжать знакомить с жанром колыбельной песни.
Развлечение
« В гостях у бабушки Варварушки».
Использование колыбельных песен в сюжетно- ролевой игре « Семья».
Использование колыбельных песен при подготовки кео сну.
Потешки:
« Этот пальчик..»,
« Ладушки, ладушки, испекли оладушки»,
« Водичка, водичка»,
« Киска, киска, киска брысь..»
Знакомство с новыми потешками.
Закрепить умение использовать потешки в определённой ситуации.
Вызвать положительный, эмоциональный отклик на чтение потешек.
Аппликация
« Миска для киски» ( в потешке « Мама чашку молока Маше налила..»).
Подвижные игры
« Пёс барбос»,
« Кот и мыши».
Пальчикавая игра
«Этот пальчик..».
Использование потешек в процессе умывания.
Игра-драмотизация
« Купание куклы Кати».
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”.
2. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре.
3. Тарланов З.К. “Русские пословицы: синтаксис и поэтика”. Петрозаводск, 2001.
4. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.
5. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 2000, №4.
6. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004.
7. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание,№9
8. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, №9.
9. Новицкая М. “Фольклорная школа” Дошкольное воспитание, №9.
10. Никитина М.А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников”, Минск, 2002.
11. Мартынова А.Н. “Детский поэтический фольклор” №608
12. Лопухина И.С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 2000.
13. Грухих В.М. “Словопроизводство в пословицах и поговорках” Русский язык в школе, 1997.
14. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 2000.
15. Бахтин В.С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре .
16. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология.
17. Усова А.П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение.
18. Флерина Е.А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 2004.
Приложение А
1 этап подготовительный:
Выставка «Мои любимые книжки».
Приложение Б
2 этап основной:
С родителями была проведена беседа
и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Подвижные игры:
«Зайка серенький сидит»
«Бурый мишка»
«Курочка и цыплята
Совместно с музыкальным руководителем
«Веселый оркестр»
«Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка, ты со мной»
«Чики-чики-кички»
«Звонкие горошки»
Читаем дома
Книжка – это не игрушка,
Это – лучшая подружка!
Береги её, малышка:
Обо всём расскажет книжка!
(Т. Прокушева)
«Мамины помощники»
Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки.
На окно поставили,
Остывать заставили.
Воробьи прилетели-
Все оладушки съели
Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ на Тему: Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора»
ПРОЕКТ
на Тему: Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора
«Пеструшки – Говорушки»
Выполнила: Тесленко Мария Владимировна
Паспорт проекта
Возростная категория: 2-3 года
Продолжительность проекта: долгосрочный
Наименование проекта
Пестушки-говорушки
Основные разработчики
Воспитатель: Тесленко М.В.
Цель проекта
Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи проекта
1. Воспитывать интерес к художественной литературе. 2. Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах; 3. Объединять усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития средствами фольклора. 4. Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности. 5. Подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора. 6. Составить перспективный план, интегрируя произведения малого фольклорного жанра в образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Продолжительность
проекта
долгосрочный
Участники проекта
- Воспитатель,
- Дети группы,
- Музыкальный руководитель,
- Родители.
Ожидаемые результаты от проекта
1. Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
2. Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
3. Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста; 4. Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам;
5. Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
6. Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки, загадки и объяснять им их смысл.
Продукты проекта:
1. Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье”
2. Фотовыставка “Мамины помощники”. 3. “Огород на подоконнике”. 4. Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»
5. Изготовление альбома «Любимые потешки», книжек–самоделок «Пестушки-говорушки».
6. Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и др.
7. Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с малышом» и др.
8. Презентация проекта.
9. Перспективное планирование по данной теме.
Этапы проекта
Вводный
Цели: знакомство с семьей ребенка для
установления контакта. Содержание
1. Анкетирование родителей.
2. Подбор методической литературы.
3. Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках.
4. Оформление информационного стенда в родительском уголке на темы: “«Любимые книги наших малышей»”, «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни ребека» и др. 5. Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, кукольного театра, игровые зоны).
2. Основной
Цели: реализация проекта согласно плану.
Содержание: 1. Игровая деятельность (русские народные подвижные игры)
2. НОД (речевые игры) 3. Заучивание потешек, закличек, поговорок. 4. Прослушивание аудиозаписей русских народных песен. 5. Прослушивание и просмотр русских народных сказок. 6. Участие детей в развлечении на эту тему.
3. Заключительный
Цели: подведение результатов проекта. Содержание: 1. Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.
2. Участие детей в фольклорных праздниках и развлечениях.
Актуальность Художественное слово – детская литература и фольклор играют существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Именно фольклорные произведения передают богатство, наполненность, яркость речи, интонационную выразительность. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Ведь уже с младенчества мы поем детям колыбельные песни, играем с пальчикам. Через русские народные сказки знакомим с такими понятиями как добро и зло, взаимовыручка. Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает овладению разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), ребенок получает первоначальные навыки самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Устное народное творчество это и прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Проблема Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Нравственные качества личности можно и нужно развить с помощью детского фольклора. Длительное время, работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, а также определить уровень речевого развития ребенка. Ранний возраст - фундамент общего развития ребёнка, в том числе и речевого. Речь становится для него необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками. Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем. Провела анкетирование, которое показало, что большинство родителей не придают большого значения использованию устного народного творчества в жизни ребенка. Именно поэтому был выбран этот проект. Для решения задач речевого развития был разработан проект «Пестушки-говорушки». Для осуществления тесного сотрудничества ДОУ и семьи была создана страница в социальных сетях. На странице размещен весь материал по проекту: консультации, подборка пальчиковых игр, потешек, музыкальный материал, видео НОД и режимных моментов.
Совместная деятельность с детьми:
1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
2. Беседы по содержанию потешек.
3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
4. Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и
собери», развивающее лото «Животные и птицы».
5. Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду
к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки»,
«Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь»...
6. Изготовление руками детей оладушек и крендельков из соленого теста, миски для
киски, улитки из пластилина; рисование пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снег кружится") и
ладошками («Курочка и цыплята»).
7. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.
Совместная деятельность с родителями
1. Чтение потешек детям дома.
2. Заучивание потешек вместе с детьми.
3. Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки». “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и
Обратить внимание детей на характер исполнения колыбельных песен ( нежно, ласково).
Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности.
Развлечение
« Мы потешки распеваем и немножко поиграем».
Использование колыбельных печсен в сюжетно- ролевых играх и режимных моментах.
Загадки:
« Квохчет, квохчет»,
« С хозяином жружит..»,
« Мягкие лапки, а в лапках царапки»
Познакомить детей с загадками о домашних животных.
Учить детей отгадывать загадки.
Использование загадок.
Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.
Рассматривание Домашних животных «На скотном дворе».
Потешки:
« Ай, лады, лады, лады..»,
« Ты не плачь, не плачь»,
« Этот пальчик дедушка..»,
« Сидит белка на тележке»,
« Идёт коза рогатая..»,
Познакомить детей с новыми потешками.
Привлекать детей к рассказыванию потешек.
Беседа о потешках.
Рисование орешков для белочки.
Физкультминутка.
Дидактическая игра
« Чьи детки».
Использование потешек в режимных моментах.
Перспективный план по ознакомлению
с фольклорными произведениями в группе раннего возраста
Март, апрель
Задачи:
Формировать понимание назначения и основного содержания колыбельной песни.
Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни.
Фольклорный
материал
Задачи
Совместная деятельность взрослого и детей
Образовательная деятельность в режимных моментах
Интеграция образовательных областей
Колыбельные:
« Баю,баю- баиньки»,
« Баю, баю, баю, бай»,
« Уж котенька- коток»,
« Ветер, солнце и орел»
Продолжать знакомить с жанром колыбельной песни.
Развлечение
« В гостях у бабушки Варварушки».
Использование колыбельных песен в сюжетно- ролевой игре « Семья».
Использование колыбельных песен при подготовки кео сну.
Потешки:
« Этот пальчик..»,
« Ладушки, ладушки, испекли оладушки»,
« Водичка, водичка»,
« Киска, киска, киска брысь..»
Знакомство с новыми потешками.
Закрепить умение использовать потешки в определённой ситуации.
Вызвать положительный, эмоциональный отклик на чтение потешек.
Аппликация
« Миска для киски» ( в потешке « Мама чашку молока Маше налила..»).
Подвижные игры
« Пёс барбос»,
« Кот и мыши».
Пальчикавая игра
«Этот пальчик..».
Использование потешек в процессе умывания.
Игра-драмотизация
« Купание куклы Кати».
Список использованной литературы 1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”. 2. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре. 3. Тарланов З.К. “Русские пословицы: синтаксис и поэтика”. Петрозаводск, 2001. 4. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998. 5. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 2000, №4. 6. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004. 7. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание,№9 8. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, №9. 9. Новицкая М. “Фольклорная школа” Дошкольное воспитание, №9. 10. Никитина М.А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников”, Минск, 2002. 11. Мартынова А.Н. “Детский поэтический фольклор” №608 12. Лопухина И.С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 2000. 13. Грухих В.М. “Словопроизводство в пословицах и поговорках” Русский язык в школе, 1997. 14. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 2000. 15. Бахтин В.С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре . 16. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология. 17. Усова А.П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение. 18. Флерина Е.А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 2004.
Приложение А
1 этап подготовительный:
Выставка «Мои любимые книжки».
Приложение Б
2 этап основной: С родителями была проведена беседа
на тему «Почитай мне сказку мама».
Консультации для родителей
«Читаем вместе с малышом».
Приложение В
Консультации
« Игры-потешки с малышом»
Приложение Г
“Пальчиковые игры с потешками”
Приложение Д
Работа с детьми в режимных моментах:
Каша вкусная дымится, Леша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, Ели понемножку