Проект
« Я и моя семья »
( старшая группа )
Тип проекта: Познавательный, творческий, игровой.
Участники: Дети коррекционной группы, воспитатели и родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок исполнения проекта: с 18 марта по 26 марта 2024г.
Цель: Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям – маме, папе, уважение к бабушке, дедушке.
Задачи:
Формировать у детей представление о семье, нравственное отношение к семейным традициям, показать ценность семьи для каждого человека, расширять знания о ближнем окружении, побуждать разбираться в родственных связях;
Развивать познавательную, речевую активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
Способствовать развитию физических качеств: сила, быстрота, равновесие, глазомер, координация движений.
Актуальность:
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Каждая семья интересна по-своему; у каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать труд и отдых, проводить семейные торжества. Семьи отличаются друг от друга привычками, укладом, обычаями, атмосферой. Там, где родители в семье уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых.
Проблема:
У детей недостаточно сформированы духовно – нравственные представления и знания о своей семье, ее членах, традициях семьи. Родители воспитанников проявляют малый интерес по привитию детям духовно – нравственных чувств, моральных правил и норм поведения в семье.
Ожидаемые результаты и продукты:
1. Выставка рисунков «Моя семья».
2. Повышение уровня знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
3. Дети умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
4. Между педагогами и родителями налажено успешное взаимодействие, которое позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка.
5. Родители активно принимают участие в совместных с детьми и педагогами мероприятиях.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап:
1. Разработать план реализации проекта.
2. Изучить методическую и художественную литературу по теме проекта.
3. Сбор, анализ и обобщение информации о понятии «семья».
4. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
5. Подбор наглядно - иллюстративного материала.
6. Совместно с родителями обсуждение возможностей реализации проекта, определение его содержания, составление плана мероприятий, предполагаемых результатов.
Основной этап:
Реализация проекта.
Заключительный этап:
Подведение итогов проекта. Отчёт о реализации проекта. Сбор всей информации и материалов по проекту. Анализ выполнения поставленных целей и задач.
Понедельник 18.03.2024 | Беседа: «Моя семья». Дидактическая игра «Клубочек волшебных дел», «Похож- не похож». Чтение произведений о семье: сказка «Алёнушка и братец Иванушка», Н. Григорьева «Мама заболела». Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Как у нас семья». Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье. Подвижные игры : «Соберу букет ромашек», «Мы- весёлые ребята». |
Вторник 19.03.2024 | Беседа: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет». Конструирование из строительного материала: «Мой дом- моя крепость». Выкладывание из геометрических фигур членов своей семьи. Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «В путешествие с семьёй». Словесная игра «Моя семья», «Кто главный». Консультация для родителей «Духовно- нравственное воспитание» |
Среда 20.03.2024 | Беседа: «На кого ты хочешь быть похож». Загадывание загадок на тему «Семья», «Родной дом», «Детский сад». Дидактическая игра «Домашний труд», «Заботимся о родителях». Заучивание пословиц: «В хорошей семье- хорошие дети растут», «Дружную семью горе не берёт». Художественное творчество: раскрашивание раскрасок на тему «Моя семья». Просмотр мультфильмов «Каникулы в Простоквашино». |
Четверг 21.03.2024 | Беседа: «Мы разные». Пальчиковая гимнастика: «Пальцы- дружная семья», «Дом». Чтение художественной литературы: В.Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья». Сюжетно- ролевая игра «Маленькие помощники», «Дочки- матери». Продуктивная деятельность: изготовление подарка родителям- поздравительной открытки для своей семьи. |
Пятница 22.03.2024 | Беседа «Что означают наши имена?». Дидактическая игра «Составь семью из фигурок», «Разложи по порядку», «Кто у вас в доме что делает?» Показ презентации «День семьи, любви и верности». Заучивание стихотворения к празднику «Наша дружная семья». |
Понедельник 25.03.2024 | Беседа: «В какой сказке встречаются семьи». Составление рассказа: «Выходной день в моей семье». Чтение художественной литературы: Р. Гамзатов «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой». Сюжетно- ролевые игры: «Детский сад», «Бабушка заболела». Рисование мелками на асфальте «Дом, в котором я живу». |
Вторник 26.03.2024 | Беседа: «Выходной день в моей семье». Чтение художественной литературы С. Баруздин «Мамина работа». Словесная игра: «Назови ласково», «Растущие имена». Рисование совместное с родителями «Наша семья. Традиции. Отдых в кругу семьи». |
Итог проекта:
Дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
Сформированы представления о счастливой, дружной семье; у родителей возникло стремление больше уделять внимания своим близким, детям и другим членам семьи, появилось желание иметь дружную, крепкую семью.
Дети и родители с удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли интерес, творчество и активность.
Оценка эффективности проекта:
Проект оказался интересным и познавательным для всех его участников.
В процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину.
Семья для каждого должна быть опорой, поддержкой, и тем местом, куда всегда хочется вернуться. Семья помогает нам закалиться, преодолеть трудности, развивать навыки общения, даёт нам уроки любви.
В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.
Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться друг к другу.
За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.
Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.
Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психическом.
Литература
Т.В. Шипошина, Н.В. Иванова Сказки-подсказки. Семейные сказки. Беседы с детьми о семье и семейных ценностях.
Комплект тематических наглядных материалов "Семья".
Т. Шорыгина. «Моя Семья»
Т.Ф. Бабынина, Л.В. Гильманова , В.Э. Головенко Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи.