Конспект урока биологии в 10 классе.
Нуклеиновые кислоты.
Цель урока: познакомить учащихся с нуклеиновыми кислотами.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
развивать общеучебные умения;
развивать интеллектуальные умения (поиск ответов на вопросы творческого характера, задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи;
развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание);
развивать умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий;
воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, видеофрагмент, таблица «Строение белка», лоток с реактивами ( белок, кислота, щелочь, спирт, спиртовка, держатель, пробирки., спички), раздаточный материал,
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация ранее изученного материала
- Какую тему мы изучаем на последних уроках? (химический состав клетки)
- Какие органические вещества изучили на последнем уроке?
Чтобы продолжить изучать эту важную тему, мы оперативно повторим изученное.
Задание для всех: из списка веществ выбрать углеводы, липиды и белки.
Вода, фруктоза, витамин А, крахмал, гемоглобин, холестерин, рибоза, рыбий жир, актин, коллаген, воск, карбонат кальция, поваренная соль, льняное масло, хитин, инсулин.
На столах список веществ и чистый лист. Внесите названия веществ в соответствующие колонки.
На доске это задание выполняет..
Индивидуальный опрос:
В1 - Рассказать о составе и строении белков.
В 2 - Объяснить значение терминов денатурация и ренатурация. Выбрать из реактивов на лотке денатурирующие реагенты и продемонстрировать их действие на белок (одного из них). ТБ!!!
Проверка работы на доске и самопроверка (критерии оценивания 14-15 б «5»; 13-11 – «4»; 10- 7 – «3»). Оценить и сдать листочки.
Доп.- - Какое биологические функции выполняют белки?
3. Переход к новой теме.
О каких веществах ученый Френсис Крик воскликнул: «Это слишком красиво, чтобы не быть правдой!»
Наша тема: Нуклеиновые кислоты.
- Какие поставим цели? Что должны узнать о Н.К.?
3. Изложение нового материала
Нуклеиновые кислоты – природные высокомолекулярные органические соединения.
Нуклеиновые кислоты были открыты последними из органических веществ. Почему?
«Из истории открытия нуклеиновых кислот» сообщение учащейся.
1869 год открыты швейцарским химиком И.Ф. Мишером в ядрах лейкоцитов
1950г М. Уилкинс, Роз. Франклин рентгеноструктурный анализ
1951г Э. Чаргафф колич. соотношение азотистых оснований
1953г структура ДНК была смоделирована в США, учеными Ф.Криком и Д. Уотсоном, механизм редупликации ДНК.
Таким образом, история открытия НК растянулась почти на 100 лет. Сегодня каждый школьник знает о существовании н.к.
- Что нам уже известно? Сколько видов НК? Как они называются? В каких частях клетки их можно обнаружить? Что является мономером НК? (нуклеотид)
Сравнение ДНК и РНК
параметр | ДНК | РНК |
Место нахождения | Ядро, митохондрии, хлоропласт | Цитоплазма, рибосомы, ядрышко |
Структура | Двухцепочная правозакрученная спираль | Одноцепочечная линейная или компактная |
Состав нуклеотида сахар азотистое основание фосфат | Дезоксирибоза Аденин, гуанин, цитозин, тимин + | Рибоза Аденин, гуанин, цитозин, урацил + |
Биологическая роль (работа с учебником стр.50, .52) | Хранение наследственной информации Передача наследственной информации следующим поколениям Передача наследственной информации из ядра к месту синтеза | и-РНК перенос информацию с о первичной структуре белка с ДНК на рибосомы т-РНК переносит аминокислоты к месту синтеза белка – рибосомам р-РНК входит в состав рибосом. |
Просмотр видеофрагмента о строении НК.
Заполнение таблицы.
Физминутка для глаз.
Работа с учебником стр. 50-52 (вариант 1 и 2) Биологическая роль ДНК и РНК. Внесение в таблицу.
Закрепление
Решение задачи на комплементарность. Учащиеся дают определение «комплементарность», им предлагается
достроить по принципу комплементарности вторую цепь ДНК, зная последовательность нуклеотидов в первой цепи.
1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т…
2-я цепь ДНК: Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А…
- Какими связями объединяются цепи ДНК в двойную спираль? (водородными)
Азотистое основание А (аденин) одной цепочки всегда связано двумя водородными связями с Т (тимином), а Г (гуанин) – тремя водордными связями с Ц (цитозином) противоположной цепочки.
2.Посчитать сколько двойных и тройных связей образуется на данном участке ДНК.
3. определить последовательность азотистых оснований в молекуле и-РНК, которая синтезируется на этом участке ДНК в результате транскрипции.
4. В составе двухцепочечной молекулы ДНК 15% аденина. Сколько гуанина, тимина и цитозина содержит эта молекула.
5. В молекуле ДНК азотистые основания, соединенные двойной водородной связью составляют 40%, соединенные тройной – 60%. Определите количество А,Т,Г,Ц,
Решение:
А =Т соеденены двойной чвязью, поэтому 40% : 2= 20%
Г= Ц соедененытройной связью, поэтому 60% : 2 = 30%
6. Участок молекулы ДНК содержит 50 гуанина ( Г). Определите количество цитозина (Ц) на этом участке, а также их число в каждой из дочерних молекул ДНК, образующихся в процессе репликации этого участка.
Решение:
1)По правилу Э.Чаргаффа в молекуле ДНК количество ( Г) равно количеству ( Ц),т.к. они комплементарны друг другу и соединены тройной водородной связью, т.е.(Ц)50.
2)Репликация ДНК идет по принципу полуконсервативности и дочерние ДНК идентичны материнской, поэтому количество нуклеотидов будет такое же: 50Г и 50Ц.
Всегда: при репликации ДНК новых нуклеотидов требуется столько же, сколько и было в материнской!!!
6.иРНК содержит А -14, Г – 35, Ц – 21, У – 30. Определите число нуклеотидов в двуцепочной ДНК, с цепи которой была списана данная иРНК.
14 30 35 21
А У Г Ц иРНК
Т А Ц Г ДНК
А Т Г Ц
14 30 35 21
т.о. А – 14+30 = 44, Т –14 +30= 44, Г – 35+21=56, Ц – 35+21=56
7. В трансляции участвовало 50 молекул тРНК. Определите, во сколько раз молекула белка легче участка молекулы иРНК, на которой он синтезируется. Средняя молекулярная масса аминокислоты 110, нуклеотида - 300. Ответ поясните.
Решение:
1) ОднатРНК транспортирует одну аминокислоту, поэтому аминокислот в белке будет 50. Нуклеотидов в иРНК будет 50х3= 150, т.к. одна амнокислота кодируется тремя нуклеотидами.
2)Масса белка равна 50 х110= 5500, масса гена равна 150 х 300= 45000.
3) 45000 : 5500= 8раз
Домашнее задание .п. 2.6 повторить 2.4, 2.5.
сфотографировать задачи и решить дома
*написать оду одному из веществ клетки.
Рефлексия.
– Что показалось интересным?
- Чему научились?
Написать синквейн «Нуклеиновые кислоты».
Итог урока. Оценки.
Приложение
Задание:
из списка веществ выбрать углеводы, липиды и белки, внести в соответствующие колонки: вода, фруктоза, витамин А, крахмал, гемоглобин, холестерин, рибоза, рыбий жир, актин, коллаген, воск, карбонат кальция, поваренная соль, льняное масло, хитин, инсулин, казеин, глюкоза.
Органические вещества
Критерии оценивания:
«5» - 15-14 б
«4» - 13-11б
«3» - 10-7 б
Задачи по молекулярной биологии.
1.Достроить по принципу комплиментарности вторую цепь ДНК, зная последовательность нуклеотидов в первой цепи.
1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т…
2-я цепь ДНК:
2.Подсчитать, сколько двойных и тройных связей образуется на данном участке ДНК.
3. Определить последовательность азотистых оснований в молекуле и-РНК, которая синтезируется на этом участке ДНК в результате транскрипции.
4. В составе двухцепочечной молекулы ДНК 15% аденина. Сколько гуанина, тимина и цитозина содержит эта молекула.
5. В молекуле ДНК азотистые основания, соединенные двойной водородной связью составляют 40%, соединенные тройной – 60%. Определите количество А,Т,Г,Ц.
6. Участок молекулы ДНК содержит 50 гуанина ( Г). Определите количество цитозина (Ц) на этом участке, а также их число в каждой из дочерних молекул ДНК, образующихся в процессе репликации этого участка.
7. иРНК содержит А -14, Г – 35, Ц – 21, У – 30. Определите число нуклеотидов в двуцепочной ДНК, с цепи которой была списана данная иРНК.
8. В трансляции участвовало 50 молекул тРНК. Определите, во сколько раз молекула белка легче участка молекулы иРНК, на которой он синтезируется. Средняя молекулярная масса аминокислоты 110, нуклеотида - 300. Ответ поясните.
Ф.И. -----------------------------------
Органические вещества
Ф.И. -----------------------------------
Органические вещества