ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Человек славен добрыми делами
(тема урока)
(учитель: Сотникова Елена Николаевна)
Предмет: Обществознание
Класс: 6
Тема и номер урока в теме: Добродетели, урок №1
Базовый учебник: Обществознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015
Цель урока:
Учебная - создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное,
Воспитательная - формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.
Развивающая - формирование УУД, с помощью которых он сможет управлять своей деятельностью.
Задачи:
Личностные:
Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей,
учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;
Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу
Метапредметные:
Развивать умение работать в группах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности. Развивать умение обобщать, делать выводы.
Предметные:
Выработать понимание терминов «Добро» и «зло», «Золотое правило морали»
Тип урока: открытия нового знания
Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: Учебник «Обществознание», 6 кл, компьютер, мультимедиапроектор, иллюстрации, раздаточный печатный материал
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | УУД | Время (в мин.) |
1 | Мотивации | Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. Учитель проверяет готовность детей к уроку. Эпиграфом к уроку послужат слова знаметой поэтэссы Л.Татьяничевой: -Достается недешево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? (слайд 1) | Приветствуют учителя и друг друга. Дежурный кадет докладывает об отсутствующих. (выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку) | Личностные, направленные на нравственно-этическую ориентацию Коммуникативные | 1 |
2 | Актуализация | Демонстрация театрализованной постановки: Притча про императора, который любил птиц. (Приложение №1+ песня соловья) Организует диалог с учащимися по вопросам: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок? Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока. | Демонстрация театрализованной постановки: Притча про императора, который любил птиц. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение и предположения | Познавательные, общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта, Коммуникативные слушают мнение др.учеников | 3 |
3 | Постановка цели, выявление затруднения | Что мы должны изучить сегодня на уроке? Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока. Цель:сформировать представление учащихся о добре и зле, добрых делах; Знакомимся с понятиями добра и зла. Кого называют добрым? Легко ли быть добрым и что для этого необходимо? (слайд 2) | Отвечают на вопросы, Слушают Осмысление, диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему, цель и задачи урока. формулируют проблему урока Записывают тему урока и проблемный вопрос в тетрадь «Человек славен добрыми делами» Проблемный вопрос: Легко ли быть добрым и что для этого необходимо? | Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, целеполагание, планирование, прогнозирование,) Коммуникативные Познавательные (общеучебные, формулирование проблемы) | 3 |
4 | Построение проекта и выхода из затруднения | Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос? На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? (слайд 3) | Определяют способ и средства построения нового знания Составляют план работы: Что такое «ДОБРО» и «ЗЛО» Почему люди ценят добро? Какие поступки можно назвать добрыми? Что необходимо для того, что бы быть добрым? | Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем) Регулятивные логические рассуждения планирование, прогнозирование Коммуникативные | 5 |
5 | Реализация построенного проекта | Работа над понятием «добро» Что для вас добро? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (По ходу ответов детей учитель вешает на доске на желтых листочках свои ассоциации). Почему я выбрала именно желтый цвет? У вас на столах лежат листочки с определениями понятия «ДОБРО» из различных словарей. Давайте их прочитаем. (Приложение № 2) Давайте сформулируем свое понятие добра (слайд 3) !!! Запишите в тетради свое определение понятия ДОБРО Работа над понятием ЗЛО Что такое зло?!!! Ассоциации детей. (По мере ответов учитель вешает синие листочки с ассоциациями). Почему эти ассоциации написаны на синих листках? Переворачиваем листочки. Читаем определения понятия «ЗЛО» Формулируем свое понятие. Запишите определение понятия ЗЛО. (слад 4) Почему люди ценят добро? - Организует чтение сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц» по ролям и дискуссию по вопросам к сказке, (учебник с. 86-87) | Читают определения отвечают ДОБРО- все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок Самостоятельно выполняют задние: ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать, нечто дурное, вредное, противоположное добру Читают текст по ролям и отвечают на вопросы | Познавательные общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию, Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, | 8 |
6 | Физ. минутка | (Ученики повторяют движения за учителем) Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся (повороты влево- вправо) И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо) Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук) | Физ. Минутка Ученики повторяют движения за учителем | Личностные Коммуникативные | 1 |
| | Организует работу с главным правилом доброго поведения: Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать о «золотом правиле морали». (слайд 5) Подводим итог выступлениям одноклассников (слайд 6). У кадетов есть свой Кодекс чести. В чем его суть? (Приложение №3) Формулируем главное правило (слайд 7) | Три ученика получили опережающее домашнее задание узнать изречения мудрецов и религиозных деятелей о главном правиле нравственности. (Выступают перед классом). Работа с Кодексом чести кадета. Отвечают на вопросы. | | 2 |
7 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Беседа по Вопросам: - Чему учит нас золотое правило? - Почему главное правило морали называют золотым? - Почему это правило живет много тысяч лет? - Считаешь ли ты себя добрым? Приведи примеры из своей жизни или твоих близких. | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, определяют правила доброго поведения Записывают «золотое правило» в тетрадь | Познавательные общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта и прочитанного текста Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию, Регулятивные (смысловое слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, Коммуникативные | 4 |
8 | Включение в систему знаний и повторения | На столах лежит листок с таблицей, которую необходимо заполнить, чтобы ответить на проблемный вопрос: Легко ли быть добрым человеком? (слайд 8) . Почему? Что для этого необходимо? Работаем парах. (Приложение №4) (необходимо преодолеть себя, работать над недостатками, не лениться ….) | Работают в парах, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, делают выводы Подводят итог урока | Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, планирование, прогнозирование,) коммуникативные (участие в продуктивном диалоге, самовыражение: монологические высказывания разного типа.) Познавательные общеучебные Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию | 6 |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности. Оценка учебной деятельности | Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми Демонстрация клипа «Делай добро и оно к тебе вернется» (Приложение №5) -Выразите свое ощущение на уроке? На столах разноцветные сердечки из бумаги на которых написан список добрых на сегодня, завтра и ближайшее время. Если вы считаете себя добрым человеком выберете красное сердце. Если считаете, что вы еще должны поработать над своими поступками, то выберете розовое сердце. Если вы не разобрались еще в своих чувствах, не поняли тему сегодняшнего урока, то возьмите голубое сердце. Напишите свой список добрых дел. Поднимите вверх выбранные сердца. - Хотите ли вы продолжить разговор на следующем уроке? Выставление оценок. | Смотрят клип, Выбират сердечки | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию | 8 |
10 | Домашнее задание | домашнее задание (слайд 9): §10, читать, задания на выбор: - написать сочинение «Как быть добрым» - начать работу над проектом «Мои добрые поступки» - Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ. - рабочая тетерадь стр. 48-49, зад. №1,2 | Выбор д/з | | 4 |
Приложение №1
Добро без ума
китайская притча
Когда-то жил-был император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в птиц из рогаток, и объявил:
— Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять в птиц. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились звонкими переливами голосов.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего царства. Он увидел во дворце голубей и спросил:
— Зачем вам столько птиц?
Император ответил:
— У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют птиц, а приносят их мне живыми.
— Кто же кормит птенцов? — поинтересовался мудрец.
— Каких птенцов? — спросил император.
— У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
— Об этом я не думал, — признался император.
Тогда мудрец сказал:
— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот птиц, но погубили в пять раз больше!
— Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил: — И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо, но и добро без ума — не лучше.
Приложение №2
ДОБРО
Словарь Ожегова:
Добро- это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый
поступок.
Философский словарь:
Добро - одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики.
Словарь Ушакова:
Добро - положительная оценка состояния чего-либо или действий кого-либо, оценка духовного, сверхприродного характера. Добром чаще всего называют идеальное состояние.
__________________________________________________________________
Словарь Брокгауза и Эфрона:
Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей.
ЗЛО
Словарь Ожегова:
Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Педагогический словарь:
Зло – это категория этики, обозначающая все отрицательные нравственные значения общественной и личной жизни человека.
Толковый словарь Дмитриева:
Злом называют всё плохое, опасное, вредное, жестокое.
Рабочий лист №3
Легко ли быть добрым?
Какие плохие поступки я совершил? | Что нужно делать, чтобы это не повторялось? | Легко ли быть добрым? |
| | |
Рабочий лист №3
Легко ли быть добрым?
Какие плохие поступки я совершил? | Что нужно делать, чтобы это не повторялось? | Легко ли быть добрым? |
| | |
Рабочий лист №3
Легко ли быть добрым?
Какие плохие поступки я совершил? | Что нужно делать, чтобы это не повторялось? | Легко ли быть добрым? |
| | |