IV Муниципальная конференция педагогических работников Краснокамского городского округа «Педагогические находки, открытия, исследования, проблемы»
Формирование ключевых компетенций обучающихся
через учебно-исследовательскую деятельность
Кузнецова Е.И.
учитель химии
МАОУ «Школа-гимназия № 1»
г. Краснокамск
2021
Жизнь человека — это движение по пути познания и каждый из нас — изначально, по своей природе — исследователь. Мы можем эту способность человека подавить, а можем развить, освоив наработанные в культуре способы организации исследования. И важно в условиях все большей неопределенности мира не сужать мировозрение обучающихся, а развивать в них способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь. В связи с этим особенно актуальна задача приобщения учащихся к исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность формирует не только способность к продуктивной деятельности, но и такие творческие качества личности как самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность, системность мышления, что необходимо специалисту в любой области. То есть исследовательская деятельность формирует ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования — как результат современного образования.
Компетентностный подход в образовании является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Основная идея компетентностного подхода — способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности. Только в деятельность ребенок развивается, в деятельности познает себя и окружающий мир, обретает жизненный опыт и нравственные ценности, учится защищать и отстаивать свое человеческое достоинство, утверждает и реализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться жизни. Такой взгляд на деятельность соответствует природе человека.
Перед учителем всегда стояла проблема поиска эффективных технологий, форм и способов деятельности учащихся на уроке. В этом смысле исследовательская деятельность на уроке — универсальный способ усвоения действительности, изучение нового материала. Химия — наука экспериментальная, уроки исследования я провожу в 8-11 классах. В 8 классе, изучая основные классы неорганических соединений, мы исследуем свойства кислот, оснований, солей. В 9 классе исследуем химический свойства металлов и неметаллов. В 10 классе — свойства углеводородов, кислородсодержащих соединений, углеводов, белков. В 11 классе — скорость химических реакций, гидролиз, генетическую связь между классами. Использую такие исследовательские методы на уроке: наблюдение, описание, эксперимент, лабораторные опыты и практические работы. Для уроков исследоваия нужно создать условия: необходимый уровень оборудования, реактивов, соответствующие приборы. Урок исследования ограничен временными рамками. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой в подавляющем большинстве случаев известно, но не обучающимся. Итог урока — новые знания.
Исследовательская деятельность продолжается во внеурочное время. Внеурочная деятельность становится обязательным компонентом образовательной програмы, направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, склонностей и потребностей каждого ученика. Внеурочная деятельность дополняет и развивает возможности базовых курсов. Мною разработаны и реализуются программы кружков, элективных курсов, спецкурс «Основы исследовательской деятельности» в каждой параллели с 8 по 11 класс. В 7 классе пропедевтический курс «Введение в химию». Внеурочная деятельность является выжным средством мобилизации познавательной активности обучающихся. Ее основная задача -привитие интереса к химии, развитие и совершенствование навыков химического эксперимента, развитие творческой активности.
Если обратиться к истории школы, то исследовательской деятельностью педагогический коллектив занимается с 1995 года, тогда и было создано НОУ под руководством ученых ПГПУ, которые выступали консультантами, вдохновителями и организаторами исследовательской деятельности.
Процесс реализации творческих идей представлен в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать свои задачи. Структура естественно-научной исследовательской деятельности.
Постаановка проблемы и выдвижение гипотезы.
Разработка программы эксперимента: анализ гипотезы, постановка задач эксперимента, разработка методики эксперимента, мысленое проведение эксперимента.
Создание материальной бызы эксперимента.
Проведение эксперимента.
Обработка результатов.
Оформление резудьтатов работы в виде развернутого доклада и тезисов.
Представление исследовательской работы на школьной и окружной научно-исследовательской конференции.
В своей работе с детьми мы руководствуемся выше изложенной структурой и по настоящее время.
Изучая химию, мои ученики активно занимаются индивидуальной исследовательской деятельностью. Первая работа «Количественное определение нитратов в овощах и методы снижения их содержания». Для обнаружения нитратов мы использовали ионометрический метод как наиболее простой и экспрессный, работа проводилась на базе СЭС. Исследование в ноябре показало, что содержание нитратов в моркови и свекле соответствует норме, а в картофеле превышает ПДК в 15 раз. Повторное исследование, проводимое в марте, показало, что содержание нитратов соответствует ПДК, произошло снижение нитратов в процессе хранения. Данная работа заняла первое место на городском конкурсе и стала дипломантом краевого конкурса учебно-исследовательских работ.
Следующая работа «Использование древесных отходов КЦБК в качестве органического удобрения» была посвящена актуальному вопросу современности — утилизация отходов промышленных производств. Для Краснокамска важность этой проблемы неоспорима. В работе использовали вегетационный метод исследования. Опыты проводились на базе школьной теплицы. На основании эксперимента рекомендовано использовать древесные отходы для приготовления удобрений как экологически наиболее приемлемый способ возвращения их в биологический круговорот веществ.
Исследовательскую работу «Оценка состояния окружающей среды в микрорайоне школы» мы проводили совместно с учителем физики Новиковой З.Ю. Предмет исследования — степень физического и химического загрязнения в микрорайоне. На основании исследования установлено, что основным источником химического и шумового загрязнения микрорайона является автотранспорт.
Выполнение последующих исследовательских работ стало возможно благодаря сотрудничеству с учеными ПГПУ. Экспериментальная часть выполнялась на базе биохимической лаборатории под руководством кандидата химических наук Пьянковой В.И. Темы работ:
«Изучение действия тяжелых металлов — компонентов табачного дыма на амилолитическую активность слюны человека».
«Изучение влияния региональных экологических и бытовых химических факторов риска здоровью человека».
«Биохимическое тестирование природных объектов как метод контроля и мониторинга химического загрязнения окружающей среды».
«Биотестирование как индикаторный метод оценки безопасности действия бытовых и пищевых химических факторов риска».
Все работы представлены на городских и региональных научно - практических конференциях. Результаты исследований использовались для экологического информирования обучающихся, для профилактики социально — значимых заболеваний и фоормирование навыков здорового образа жизни.
С 2019 года занимаюсь исследовательской деятельностью с обучающимися начальной школы. Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается в систематической, направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное вселить ребенку уверенность в свои силы, а так же привлечь родителей к участию в школьной жизни. Вместе с учителем начальных классов Шипковой Т.Ф. начали работу на тему «Смеси. Способы разделения смесей». Вместе с учеником прошли все этапы исследования: подготовительный, основной, заключительный. Экспериментальная часть проводилась в кабинете химии. К исследовательской работе был подключен весь класс, ученики заполняли анкеты, обрабатывали результаты анкетирования, подготовили презентацию. Работа была представлена перед учениками начальных классов, заняла призовое место в городском и региональном конкурсах.
Я убедилась в том, что исследовательская деятельность значительно расширяет кругозор школьников, вооружает их универсальными способами учебной деятельности, позволяет достичь максимального эффекта. Роль учителя- помочь детям в этом.
Следующая работа проводилась с учащимися 4 класса. Тема работы: «Откуда в снежках берется грязь», исследовали источники загрязнения снежного покрова на 4 участках Краснокамского городского округа. Гипотеза исследования подтвердилась. Самый грязный снег в местах интенсивного движения транспорта.
Главное, занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок учится планировать и прогнозировать ее результаты, представляет и защищант свою работу на разных уровнях, отстаивает свою точку зрения. Самостоятельно найденные ответы — маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции. Ученик самоутверждается как личность.
Анализируя опыт свой педагогической деятельности, я убеждена в том, что учебно-исследовательская деятельность в школе нацеливает обучающихся на серьезную, систематическую работу, формирует ключевые компетенции, обеспечивает конкурентноспособность и самоопределение. Мои ученики выбирают экзамен по химии, учавствуют в олимпиадах и конкурсах, занимая призовые места, посупают и успешно обучаются в вузах химической направленности, вкючая химический факультет ПГНИУ.