СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика и здоровье

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике

Просмотр содержимого документа
«Физика и здоровье»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области





Принято педагогическим советом Утверждено приказом МКОУ Протокол №________ «Большеанненковская средняя от _____________20__г. общеобразовательная школа»

Зам.директора по УВР _______Е.Ю.Гуракова №______от ___________20__г Директор школы _______А.В.Зимина





Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Физика и здоровье»

для 7 – 9 классов







Рассмотрено на заседании ШМО

учителей естественно-математического цикла

Протокол №_____от ____20__г.

Руководитель ШМО________ /Кирсанова С.Е./




Составила:

Коклина Л.А, учитель высшей

квалификационной категории

стаж работы в должности 38 лет



Большое Анненково


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Физика и здоровье» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Образовательный стандарт основного общего образования по физике (приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего основного и среднего ( полного) общего образования» от 05.03.2004г № 1089).

  • Приказ Министерства образования и науки России № 1994 от 09. 06. 2011г « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г № 1312»

  • «Санитарно-эпидемиологические требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача от 29.12.2010 №189)

  • Примерная программа основного общего образования по физике (7 - 9 классы)

  • Учебный план МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»;

  • Календарный учебный график;

  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»;

  • Положение о рабочей программе учителя;

  • Расписание уроков на 2019 – 2020 учебный год.


Назначение программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Физика и здоровье» предназначена для учащихся 7 - 9 классов, изучающих физику на базовом уровне общеобразовательной школы. Целесообразность данного курса обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса, а оснований для этого достаточно. Физика в большей мере, чем любая из естественных наук, расширила границы человеческого познания. Физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человек - элемент физического мира природы.

Актуальность и перспективность курса, направленность

Программа внеурочной деятельности  «Физика и здоровье» общеинтеллектуальной направленности для учащихся 7 - 9 класса  поможет создать здоровую поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни школьников необходима совместная работа всех учителей - предметников.

Программа учебного курса «Физика и здоровье» составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования, в соответствии с нормативно- правовой базой, на основе изучения интересов, запросов детей и родителей. При разработке программы был проведен анализ предметных программ по биологии, природоведению, астрономии, химии, основам безопасности и жизнедеятельности, физической культуре.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия

Программа внеурочной деятельности «Физика и здоровье» предназначена для учащихся 7 - 9 классов.

Объём часов, отпущенных на занятия

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, по 35 часов годовых в 7 - 9 классах.

Продолжительность одного занятия – 40 минут.


Цели и задачи реализации программы :

Цели: создание благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;

развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно – познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие - компетенций личностного самосовершенствования.

Задачи:

формирование здорового образа жизни, основанного на знаниях физических процессов, происходящих в организме человека;

формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни;

формирование гуманистического отношения к окружающему миру, воспитание духовности и нравственных основ личности.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов


7 класс

  1. Физические величины(5ч)

Измерение физических величин. Антропология человека. Измерение размеров макротел. Хронометраж работы сердца с помощью секундомера. Измерение температуры тела, давления.

  1. Сведения о строении вещества(5ч)

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. Значение явлений диффузии и броуновского движения для природы и человека. Испарение и конденсация , их роль в жизни человека. Физика и народные приметы.

  1. Взаимодействие тел.(5ч)

Механическое движение. Скорость. Инерция .ПДД. Сила. Сила трения. Трение в природе. Трение скольжения. Гололёд и ТБ. Способы изменения трения в быту.

  1. Давление.(6ч)

Давление. Способы изменения давления в быту и технике. Давление в жидкости. Атмосферное давление. Кровяное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Звуковое давление и его действие на слух.

  1. Работа. Мощность.(5ч)

Механическая работа. Механическая мощность. Средняя мощность семиклассника. Рычаги в организме человека и их функции.

  1. Проектная деятельность

Выбор тем. Оформление проектной папки. Выбор продукта проектной деятельности. Работа над проектом. Защита проекта.


8 класс 

    1. Атмосферные явления (8ч).

Ураганы, смерчи, их физическая природа. Техника безопасности при ураганах и смерчах. Атмосферное давление, его влияние на состояние человека. Использование атмосферного давления человеком в медицине. Как мы дышим и пьем. Молния, её природа. Правила поведения во время грозы. Влажность , её значение для здоровья человека. Способы изменения влажности. Гололедные явления и сила трения.

    1. Механическое движение (4ч)

Средние скорости передвижения земных объектов. Скорость света. Тормозной путь и способы его определения. ПДД. Архимедова сила и плавание. Правила поведения на воде. Сила трения: польза и вред.

    1. Тепловые явления (7ч)

Солнце. Активные дни солнца и их влияние на организм человека. Правила приема солнечных ванн. Тепловой и солнечный удары, первая помощь при этих явлениях. Луна. Влияние луны на жизнь человека и растений. Виды теплопередачи, их роль в жизнедеятельности человека. Примеры теплопередач в организме человека. Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи. Источники энергии, энергетическая ценность питания.

    1. Электрические явления (4ч)

Электризация, борьба с этим явлением в быту. Электрический ток. Безопасные сила тока и напряжение для человека. Электрическая цепь. Соблюдение техники безопасности при работе с электрическими приборами. Электрическое поле, его влияние на организм человека.

    1. Магнитные явления (3ч)

Магнитное поле Земли. Влияние земного магнетизма на земные процессы и человека. Использование магнитного поля в медицине.

    1. Оптические явления (3ч)

Свет. Источники света. Глаз. Очки. Коррекция зрения. Защита глаз в солнечный день. Гимнастика для глаз.

    1. Взаимосвязь человека и природы (4ч)

Источники загрязнения атмосферы. Влияние озона на жизнь на Земле. Охрана окружающей среды. Аромотерапия. Преодоление страха перед природными явлениями.


9 класс


  1. Механические явления.(8ч)

Скорость. Относительность движения. Тормозной путь. Правила дорожного движения. Сила трения. Закон сохранения механической энергии. Как избежать механических травм при торможении транспорта. Закон всемирного тяготения. Сход лавин. Зависимость атмосферного давления от высоты. Техника безопасности и альпинизм.

  1. Звуковые явления(6ч)

Источники звука. Высота, тембр громкость звука. Распространение звука. Шумы, их вред здоровью. Звукоизоляция . Звуковой резонанс, его отражение на здоровье человека. Влияние инфразвука и ультразвука на человека.

  1. Электромагнитное поле.(6ч)

Магнитное поле и его характеристики. Электрическое поле и его характеристики. Получение электромагнитных колебаний. Использование электромагнитных колебаний человеком. Польза и вред здоровью от электромагнитных колебаний. Влияние мобильных устройств на организм человека.

4. Использование энергии атомных ядер(6ч)

Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Биологическое действие радиации. Меры защиты от радиоактивных излучений. Радиоактивная загрязненность окружающей среды. Дозиметры .

5.Проектная деятельность.(9ч)

Паспорт проектной работы. Оформление проектной папки. Выбор формы продукта проектной деятельности. Подготовка и защита мини- проекта.

Формы и методы работы:

поисковые исследования, постановка и решение проблемных вопросов, практические работы, творческие работы, мини-проекты, наблюдения.


Результат освоения курса внеурочной деятельности

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:


1.Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:

умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.

2.Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

умение донести свою позицию до других относительно здорового образа жизни , слушать и понимать  позицию других;

осознательное отношение учащихся к собственному здоровью во всем его проявлениях;

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

3.Приобретение опыта самостоятельного социального действия:

уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

уметь перерабатывать полученную информацию о ЖОЗ, делать выводы ;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке или в других источниках.

В результате реализации программы курса «Физика и здоровье» по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

Формы подведения итогов:

круглый стол, диспут, мини-проект.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Средства обучения:

учебно-лабораторное оборудование и приборы из кабинета физики, учебные таблицы по физике.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника [Текст]/М.В.Антропова, Л.М.Кузнецова.- М.: Центр «Вентана-граф», 2002.- 205 с.

  2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса[Текст ] / Н.В.Бабкина // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 5-9 классы [Текст] / Н.И.Дереклеева – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.


Перечень ЦОР и ЭОР:

- http://www.univetv.ru/vidto/fizika/

- http://www.skilopedia.ru/

- http://www.nkj.ru

- http://www/drevoznanij.info/nkde/146


Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе: Power Point



Учебные пособия:

  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы):

  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации: «Мое тело», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз»,

  • схемы: профилактика инфекционных заболеваний и др.;

  • учебные таблицы по физике;

  • измерительные приборы: весы, часы, тонометр, химическое и физическое оборудование.

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

8



Скачать

© 2021 726 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!