Авторский элективный курс, в котором мы систематизируем знания учащихся по физике с помощью оптимизации их аналитических способностей, закрепим практические умения и навыки, по возможности, восполним пробелы в знаниях. На занятии предполагается уделить большое внимание развитию навыков и умений анализа задач различного уровня, особенно сложных, что позволит ученикам в дальнейшем системно заниматься самоподготовкой по курсу физики. Занятие рассчитано на 6 академических часов.
Просмотр содержимого документа
«Элективное занятие: Решать задачи по физике – это интересно!»
Электив
- По выполнению заданий ЕГЭ по физике (развернутая часть)
Разработала преподаватель физики
Соляник Стелла Равиловна.
2022г.
Рассмотрим обстановку, сложившуюся на ЕГЭ в России в 2022 году
Число участников основного периода ЕГЭ по физике в 2022 г. составило 105 244 человек1 (129 786 человек в 2021 г., 140 603 человек в 2020 г.). За последние пять лет численность участников экзамена по физике уменьшилась в 1,5 раза, при этом наибольшее снижение произошло в последние три года после изменения правил приема результатов ЕГЭ по физике и информатике в вузы на физико-технические специальности.
На графике представлено распределение результатов участников ЕГЭ по физике по первичным баллам.
В таблице приведены результаты выполнения заданий экзаменационной работы по содержательным разделам школьного курса физики.
Как видно из таблицы, результаты выполнения заданий по молекулярной физике и электродинамике сопоставимы с прошлым годом.
Некоторое снижение результатов по механике объясняется тем, что задачи высокого уровня, для которых предлагалось делать обоснование выбора физической модели, предлагались по механике. Результаты выполнения заданий по механике части 1 работы остались на уровне прошлого года.
По квантовой физике результаты повысились. Это связано с тем, что расчетная задача на позиции 26, в отличие от прошлого года, предлагалась в виде задания с развернутым ответом (в прошлом году эта задача была с кратким ответом). Перевод задания в другую форму повысил освоение элементов квантовой физики.
Общее распределение средних процентов выполнения по разделам курса в целом осталось без изменений: наиболее сложным традиционно остается электродинамика.
Сегодня я представлю несколько задач, рассмотрение которых позволит решать возникшие проблемы. Все изложенные далее задачи опубликованы в пособии, либо упоминались в анализе ФИПИ типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по ФИЗИКЕ. При разборе мы встретим еще ряд проблем, которые традиционно возникают у выпускников.
ФИПИ - « Ф е д е р а л ь н ы й и н с т и т у т п е д а г о г и ч е с к и х и з м е р е н и й »
Рекомендации ФИПИ
Механика. Теория.
Механика. Теория.
Механика. Теория.
Задача. Механика.
Блок массой m 1 находится сверху другого блока массой m 2 , который находится на горизонтальном столе. К нижнему блоку прикладывают силу , направленную вдоль плоскости стола. Коэффициенты трения покоя и скольжения между блоками и , соответственно. Найдите: 1) максимальную силу при которой верхний блок не будет соскальзывать с нижнего; 2) ускорение верхнего блока, когда он начинает соскальзывать с нижнего; 3) ускорение нижнего блока, когда сила, прикладываемая к нему больше предельной и верхний блок начинает скользить относительно нижнего.
m1
Механика. Решение задач. Анализ ошибок.
Задание 30 (2022)
Рекомендации ФИПИ
- В обосновании возможности использования законов в этих задачах необходимо было указать следующее:
- В обосновании возможности использования законов в этих задачах необходимо было указать следующее:
- выбор инерциальной системы отсчета; использование модели материальной точки (для случаев связанных тел – поступательное движение тел и возможность использовать второй закон Ньютона в привычной форме); рисунок с указанием сил, действующих на тела, с соответствующими обозначениями сил, которые затем используются при записи системы уравнений; условие равенства сил натяжения нитей (блок и нити невесомы, а трение отсутствует); условие равенства модулей ускорений тел (нить нерастяжима)
- выбор инерциальной системы отсчета;
- использование модели материальной точки (для случаев связанных тел – поступательное движение тел и возможность использовать второй закон Ньютона в привычной форме);
- рисунок с указанием сил, действующих на тела, с соответствующими обозначениями сил, которые затем используются при записи системы уравнений;
- условие равенства сил натяжения нитей (блок и нити невесомы, а трение отсутствует);
- условие равенства модулей ускорений тел (нить нерастяжима)
Y
Электродинамика. Теория.
Электродинамика. Теория.
Задача. Электродинамика.
Задача. Электродинамика.
Задача. Электродинамика.
Электродинамика. Решение задач. Анализ ошибок.
Электродинамика. Решение задач. Анализ ошибок.
Рефлексия.
Задача 1
Задача 2
Спасибо
за внимание!
Моя почта: [email protected]