УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…
Сборник материалов для подготовки к ЕГЭ по литературе.
Автор-составитель: Болдырева Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №13» г. Пскова.
Былины
Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества.
М. Горький
Искусство народных мастеров стало легендой, его власть простёрлась и на наше время.
В. Аникин
НАРОДНОЕ НАЗВАНИЕ БЫЛИН - СТАРИНА, СТАРИНУШКА, СТАРИНКА.
Именно это слово использовали сказители, исполнявшие их под аккомпанемент гуслей. Слог былин музыкален (они изначально создавались, чтобы их пели). Старинушки наполнены устаревшими эпитетами, частыми повторами, в них отсутствует привычная рифма.
Первый сборник былин Кирши Данилова был издан в Москве в 1804г.
Впервые термин «былина»
был введен Иваном Сахаровым
в сборнике «Песни русского народа» в 1839г.
Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину – поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным опытом. В Древней Руси сказители пользовались почетом и уважением, их мастерство в исполнении былин часто передавалось от родителей к детям и было достоянием семьи. Перенять от отца дар рассказчика, запомнить сюжеты былин и придумать что-нибудь свое, новое было большим счастьем для молодых. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало затишье. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом. Песня звучала медленно, плавно, нараспев.
Речитатив – это напевная речь в вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев
Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя
ударениями.
Впервые термин «былины»
введён Иваном Сахаровым
в сборнике «Песни
русского народа» в 1839
году, он предложил его исходя
из выражения «по
былинам» в «Слове о полку
Игореве»,
что значило «согласно фактам».
Долгое время былины не были записанными, пока ими не заинтересовались известные учёные Павел Николаевич Рыбников (1832—1885) и Александр Фёдорович Гильфердинг (1831—1872). Более 200 былинных текстов вошли в четырёхтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин .
Гильфердинг, Александр Фёдорович
Образы русских богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля — декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова — «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет).
Михаил Врубель. Богатырь. 1898.
Виктор Васнецов. Богатыри на конях. 1896.
Былина:
Былина - жанр русского фольклора, героико – патриотическая песня – сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси 9 – 13 вв.
Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например: картина В.М.Васнецова «Богатыри».
ВИДЫ БЫЛИН
1.ГЕРОИЧЕСКИЕ (В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКОНВЕНИЕ, СХВАТКА БОГАТЫРЯ С ВРАГОМ).
2. СОЦИАЛЬНО- БЫТОВЫЕ ( НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР, СОПЕРНИЧЕСТВО)
МИР БЫЛИНЫ.
- Пространство и время условные, необычные.
- Герои одни и те же, борются с фантастическими существами.
- Место действия - Киев – столица русской земли.
- Время действия - правление князя Владимира (10 -12 в.в.)
Разделяляют былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Миките Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы. Крещение Руси и эпоха святого равноапостольного князя Владимира стали ядром обширного христианского былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности.
Андрей Рябушкин. Пир богатырей у ласкового князя Владимира. 1888.
Классификация былин
по содержанию
Былины героического содержания (былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.)
Социально-бытовые былины (былины о Садко, о Василии Буслаеве и др.)
Былины волшебно-сказочного содержания (их немного «Подсолнечное царство», «Нерассказанный сон»)
Былины, близкие к историческим песням
Былины пародийного характера
Группу богатырей, связанных с князем Владимиром и городом Киевом, делят на старших и младших.
Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1878.
К старшим богатырям причисляют только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича. Богатыри олицетворяют различных явлений природы: старшие богатыри - явления грозные, враждебные людям, происходящие во время зимы; так, напр., в образе Святогора олицетворяются исполинские, залёгшие всё небо тучи; младшие богатыри тоже явления природы, но благотворные для человека, происходящие летом; калики перехожие — это бродячие тучи, проливающие дождь; первоначально и те и другие представлялись божествами, но одни — старшим их поколением, титанами, разрушителями, а другие — оберегателями людей.
«Святогор». 1942
Николай Константинович Рерих
Младшие богатыри
Младшие богатыри делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович , Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др.
Некоторые учёные делят богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе они причисляют Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича. Кроме того, делят богатырей по ютолько самого Владимира, Добрыню, а также Вольгу Святославича, Ставра Годиновича, Ивана Даниловича, Чурилу Пленковича и отчасти Ивана Годиновича.
Периоды развития былин
Киевский 10-11 века
Владимиро-
Алёша Попович
Суздальский
и Добрыня Никитич
Илья Муромец
Новгородский
Садко,
Микула Селянинович
Былины разделяют на два цикла:
- Сюжеты о Садке и Василии Буслаеве.
- «Старшие богатыри»:
- Святогор
- Вольга
- Микула Селянинович
- События приурочены стольному граду Киеву и двору князя Владимира.
- Герои этих старин («младшие богатыри»):
- Илья Муромец
- Добрыня Никитич
- Алеша Попович
- Михайло Потык
- Ставр Годинович
- Чурило Пленкович
На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до 18 века не были записаны.
Иван Билибин. Илья Муромец и Соловей-разбойник
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Герои былин.
ИМЕНА
ОБЩЕЕ
ОТЛИЧИЯ
ПРЯМОТА, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, СТРЕМЛЕНИЕ К СПЛОЧЁННОСТИ, БОЛЬШОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, НЕТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ,
ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ
Памятник
Илье Муромцу
в г. Муроме
Андрей Рябушкин. Алёша Попович. 1895.
АЛЁША ПОПОВИЧ
Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.
Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913—1918
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Герои былин.
ИМЕНА
ОБЩЕЕ
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
ОТЛИЧИЯ
ОДАРЁННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, УМНЫЙ, ХОРОШО СТРЕЛЯЕТ ИЗ ЛУКА, ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ, ПОЁТ, ИГРАЕТ НА ГУСЛЯХ
ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ,
ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ
КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН.
- Запев (для привлечения внимания).
- Завязка действия ( поручение).
- Развитие действия.
- Кульминация (подвиг богатыря).
- Развязка действия (расправа с врагом).
- Исход.
Художественные особенности былин
В тексте былины находим приметы реальной русской старины.
В былинах немного описаний, но они выполняют важные художественные функции: придают достоверность повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ богатыря.
Повествование в былинах перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть.
«Сказывание» (напевная интонация)
Гиперболизация - преувеличение основных черт, качеств героев, явлений жизни, связанных с ними (палица богатыря весит сорок, а иногда и девяносто пудов, конь несет богатыря «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» и др.)
Повторы
Постоянные эпитеты (красна девица, чисто поле, добрый конь и др.)
Синонимы
Сравнения
Уменьшительные и увеличительные суффиксы
Приемы контраста (богатырь и враг-чудовище) и антитеза (герой действует вопреки советам, предупреждениям).
Использование речетативов
Отсутствие рифмы
ОСОБЕННОСТИ БЫЛИННОГО СТИХА.
- Речитатив (полупение).
- 12-14 слогов, три ударения в строке, интервалы безударные от1-го до 3 –х слогов.
- Последнее ударение на третьем слоге от конца.
- Повторение предлогов, междометий.
Изобразительно-выразительные средства былин
Эпитеты: травушка-муравушка, лазоревы лепесточки, темны лесушки, сыра земля…
Повторы: а и черно-черная, черно-черная, как перо ворона; нагнано-то темной силушки тьма тьмущая…
Гипербола: скачет конь богатырский выше лесов дремучих; чуть ниже облака ходячего; мелки реченьки; озерца перескакивает…
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, батюшка, удаленький, сторонушка, травушки…
Параллелизм: Не проехать тут пехотою,
На коне не проехать тут.
Не пролетывал тут ворон черный,
Серый зверь тут не прорыскивал.
Из истории былины «Вольга и Микула
Селянинович»
Былина о Вольге и Микуле – новгородская.
Исследователи относят её возникновение к XIV – XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.
Герои Былины «вольга и микула селянинович»
Князь Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) – охотник, богатырь и оборотень, рожденный от княжны Марфы Всеславьевны и змея.
Чудесное рождение героя несет на себе следы тотемистических представлений наших далеких предков. Его имя, Волх, созвучное слову «волхв», указывает на то, что родился великий кудесник и волшебник. В момент его появления на свет содрогается земля, звери, рыбы и птицы прячутся в великом страхе.
Военная победа достается былинному Волху благодаря не физической силе, а магическому умению. Одержав верх над врагом, он со своей дружиной остается в захваченной земле, становясь там правителем. Эти черты не свойственны былинам о других богатырях.
С Вольгой связано три сюжета:
1) Его рождение.
2) Поход на Индию (согласно некоторым вариантам на Турцию).
3) Поездка Вольги за данью в города Гурчевец, Крестьяновец и Ореховец и встреча с Микулой Селяниновичем.
Герои Былины «вольга и микула селянинович»
Микула Селянинович – оратай, пахарь, обладающий недюжинной силой.
Огромная сила, способность с легкостью поднять тягу земную (что оказалось не под силу могучему Святогору), сближают его с так называемыми «старшими» богатырями – наиболее древними персонажами русского эпоса.
Личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Время сложения дошедшей до нас редакции былины, выводимое из сопоставления вариантов, не может быть слишком отдаленное. Хронологической датой могут служить серебряные гроши, на которые Микула покупает соль - указание на эпоху не ранее начала XV в., когда у новгородцев на место кунной старой системы пошли в ход иноземные деньги: артиги, лобки и гроши литовские.
В одних вариантах: узнав от Вольги, что он едет за получкой дани, Микула говорит, что и сам недавно столкнулся с мужиками ореховцами, когда ездил за солью, и называет их разбойниками.
В других вариантах очень кратко говорится о помощи, оказанной Микулой Вольге при получении дани с непокорных горожан, которые хотели погубить дружину Вольги, подпилив мосты через реку Волхов.
Микула — по-современному Николай,
а Селянинович означает, что он
селянин , т. е. живет в селе.
Он это как раз и подчеркивает:
де, я простой мужик-пахарь
( оратай ), не князь, не дружинник
и не богатырь).
Село от слова селиться на земле,
определенной территории.
В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин.
«У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата.
«Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати» - высокий и тонкий каблук – как шило; острый, высоко загнутый носок
Эпический герой –
герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
Какова основная мысль былины?
( Главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь . Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.)
Новгородская Былина «садко»
Садко - герой новгородских былин , гусляр, разбогатевший благодаря помощи морского царя. Бился об заклад с другими новгородскими купцами, что сможет скупить все товары в городе (как правило, герой этот спор проигрывает). Затем попал в царство к морскому владыке, где потешал его своей игрой на гуслях. По совету Николы Можайского выбрал себе в жены Чернавушку - воплощение новгородской реки, благодаря чему смог вернуться домой из волшебного подводного мира.
В Новгородской летописи под 1167 г. упоминается некий Сотко Сытинич , построивший в Детинце церковь Бориса и Глеба, причем церковь он возвел будто бы в благодарность за свое чудесное спасение на море.
Во всем русском эпосе существует всего две былины, сохранившие старинную форму повествования, когда все сюжеты, связанные с одним героем, исполняются последовательно в одной песне, - это былины о Садко и о Михайло Потыке.
- Михайло Потык ( Михайло Иванович Потык или Поток ) — богатырь новгородского цикла; известен только в северно-русских былинах как красавец и змееборец.
былинный богатырь
Мифология
Местность
Русь
Пол
мужской
Занятие
Былинный богатырь
Отец
Иван
Супруга
Авдотья Лебедь Белая
Связанные персонажи
Змей , добрая Ведьма , Илья Муромец
Характерные черты
единственный богатырь из былин, бывший в царстве мёртвых и вернувшийся
Упоминания
«Михайло Потык»
На охоте Михайло Иванович встречает лебедя, который превращается в девушку — Авдотью Лебедь Белую, Лиховидевну (или дочь Вахрамея). Он женится на ней и оба дают зарок: если кто раньше умрёт, то оставшемуся в живых быть похороненным вместе с умершим, в одной могиле.
Умирает Авдотья. Потока вместе с её трупом спускают в могилу, на коне, в полном вооружении и с запасом пищи. В могилу является змей. Поток убивает его и кровью убитого оживляет жену. После смерти Потока его жену опускают с ним в могилу.
По другим былинам, жена опоила Потока и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем . Товарищи (Илья, Алёша и другие) спасают Потока и мстят за него, убив Кощея и четвертовав конями неверную Лебедь Белую.
На сказочный характер былин о Потоке указано было не раз Ф. И. Буслаевым , О. Миллером, А. Н. Веселовским , Всеволодом Миллером и М. Г. Халанским с приведением многих параллелей из сказок почти всех европейских народов.
Оборотничество Лебеди Белой — черта, коренящаяся в области языческих воззрений и, наряду с опусканием Потока живьём в могилу, отклик давно прошедшего времени. Воскрешение, а равно и исцеление с помощью змеиной и вообще чьей-либо крови — мотив очень развитый в средневековой легендарной литературе .
Имя Потока пытались объяснить влиянием или заимствованием из болгарской житийной литературы (Михаил из Потуки — святой воин из XI века, в фольклоре боровшийся с драконом)) сопоставляют его с древнерусским именем «Пътка» — птица. В общем, вся былина о Потоке имеет гораздо большее сходство с западноевропейскими (смотрите Вальтер ), чем с азиатскими сказками, хотя в ней не лишены интереса некоторые совпадения русских былин о Потоке с эпизодами поэмы о Гессер Хане , монгольском богатыре.
Но есть мнение, где Поток является Потоком, Потыком — то есть от слова птица, из-за того что в сказке о Медведко его выносит птица в свой край, тогда Михайло полностью соответствует богатырю сказки и они с Медведком одно лицо [ источник не указан 1759 дней ] .
В балладе Алексея Константиновича Толстого «Поток-богатырь» [1] выведен неожиданный образ Потока как путешественника во времени: богатырь засыпает и оказывается в XVI веке, во временах Ивана Грозного, затем засыпает снова и оказывается в современном автору XIX веке, а в конце стихотворения засыпает в третий раз.
Былины — это память народа о своем прошлом, художественно переосмысленная, дополненная сказителями.
Былины — это легендарный эпос русского народа, в котором причудливо сплелись реальная история с политическими и военными конфликтами, реальные исторические лица, политические деятели и воины, мифологические существа (Волх Всеславьевич, Святогор), вымышленные герои, обобщенные фольклорные образы.
Весь богатырский эпос глубоко патриотичен : главная его идея — защита и единство русской земли, православной веры .