Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1
городского округа город Нововоронеж»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На заседании ППк Заместитель директора по УР Директор МБОУ
Заместитель председателя МБОУ Новововронежская Новововронежская
ППк СОШ №1 СОШ № 1
________________ ________________ ______________
/Л.Н. Весельева/ /Е.С. Чернятина/ /Н.В. Бокарева/
Протокол № 3 «27» августа 2021 г. Приказ № 51п.1 о. д.
от «27 » августа 2021 г. от «30» августа 2021г.
Адаптированная рабочая программа
по коррекции устной и письменной речи
Гасс Анастасии 9 класс
Учитель – логопед:
Весельева Людмила Николаевна, ВКК
Нововоронеж
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) диктует внедрение новых подходов к созданию системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования. Отдельный раздел ФГОС содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на их социальную адаптацию.
Настоящая программа разработана на основе:
Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ. С проектом Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и проектом примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред.
А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
В ней заложены возможности предусмотренного Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, формирования у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Цель: Стимулирование речевой и мыслительной деятельности детей с умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи.
Адресат: учащиеся с умственной отсталостью (с недоразвитием звуковой стороны речи: дефектами произношения; нарушением фонематических представлений (дифференциацией оппозиционных звуков); несформированностью анализа и синтеза звукового состава слова).
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие.
Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей.
Формировать связную грамматически правильную речь: работать над структурой фразы, ее оформлением и распространением
до сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
уточнить понимание простых и сложных предлогов, их практическое усвоение;
учить диалогической речи.
Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики через специальные игры, упражнения, занятия.
Развивать психические процессы (внимание, память, воображение и т. д.).
Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль.
Обучать основам грамоты.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой. Учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.
Программа рассчитана на 68 ч в год (2 ч в неделю).
Рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителей-логопедов:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. M., 2001;
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. M., 2002;
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. M., 1997. Дополнительная литература:
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Вып. 1). M., 2008;
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Вып. 2, часть 2). M., 2005;
Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006;
Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.
Учебно – методическое пособие в 2 – х частях «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду». Пермь 2010г.
Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» Методическое пособие для учителя –логопеда. –М.,2001.
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь по развитию речи и речевой практике 9 класс. М., «Просвещение», 2020 г.
Планируемые результаты
Обучающийся должен знать:
- структуру и грамматические признаки простых распространенных предложений;
- характеристику частей речи, их формы, возможности употребления в предложениях;
- признаки однокоренных слов, синтаксическая роль разных морфемных частей слова;
- одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;
- различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу содержание;
- запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь;
- грамматические средства изменения существительных, прилагательных, глаголов;
- связь частей речи и значения формы каждой части речи для выполнения синтаксической роли.
Обучающийся должен уметь:
- включать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, в состав предложений разных структур;
- определять синтаксическую роль слова по той или иной его части /окончанию, суффиксу, приставке/;
- различать существительные мужеского, женского и среднего рода по их связям с другими словами в предложении;
- определять значение наиболее употребляемых существительных с мягким знаком;
- изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе предложения;
- составлять простые и сложные предложения и ситуативной речи;
- пользоваться приемами словообразования и словоизменения для выражения отношений между словами;
- определять тему рассказа по содержанию.
Учитывая, что у детей с ОВЗ остаются несформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.
Содержание учебного предмета.
Логопедическое сопровождение данных учащихся осуществляется на протяжении всего периода обучения с целью привития коммуникативных навыков. Структура логопедической работы соответствует традиционной: работа может осуществляться как индивидуально, так и подгруппами, в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности.
Основное внимание уделяется накоплению пассивного словаря, развитию мелкой моторики. Параллельно идет работа по обучению ребенка с умственной отсталостью основам грамоты. Усложнение слоговой структуры происходит постепенно и только после того, как ученик усвоил предыдущий материал.
Логопедические занятия с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей группы. Диагностирование детей проводиться в сентябре и в мае.
Рекомендуемое соотношение:
9 классы – 30-40 минут обучение, 5 минут игра.
25-30 минут обучение, 5-10 минут игра
Учебный план:
класс | Колич-во часов в неделю | Колич-во часов в год |
9 | 2 | 68 |
1 | Обследование устной и письменной речи | 6 |
2 | Фонетика. | 6 |
3 | Лексика | 6 |
4 | Грамматика | 22 |
5 | Связная речь | 24 |
6 | Обследование устной и письменной речи | 4 |
| Итого | 68 |
Тематический план коррекционно-развивающей работы. 9 класс
Календарно – тематическое планирование
по коррекции устной и письменной речи
9 класс
№ П/П | Тема раздела, урок | Кол-во часов | План | Факт |
I четв. Обследование 3ч. |
| Обследование импрессивной речи (понимание слов, предложений, грамматических форм текста.). | 1 | | |
| Обследование связной речи (степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания). | 1 | | |
| Обследование словарного запаса (количественный и качественный состав словаря). | 1 | | |
| Обследование грамматического строя речи (правильность построения грамматической структуры предложения). | 1 | | |
| Фонетико – фонологическая компетенция (фонематический слух, просодика, слоговая структура слова, навыки звукового анализа и синтеза). | 1 | | |
| Обследование чтения и письма. | 1 | | |
| Предложение. Уточнение представлений о предложении. | 1 | | |
| Виды предложений по интонации. | 1 | | |
| Знаки препинания при однородных членах с союзом и, без союза. | 1 | | |
| Знаки препинания при однородных членах с союзом и, без союза. | 1 | | |
| Знаки препинания при обращении. | 1 | | |
| Знаки препинания при обращении. | 1 | | |
| Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 | | |
| Безударные гласные в корне слова. | 1 | | |
| Безударные гласные в корне слова. | 1 | | |
| Безударные гласные в корне слова. | 1 | | |
| Контрольные упражнения с безударными гласными в корне слова. | 1 | | |
II четв. |
| Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | | |
| Мягкий знак на конце слова. | 1 | | |
| Мягкий знак на конце слова. | 1 | | |
| Мягкий знак в середине слова. | 1 | | |
| Мягкий знак в середине слова. | 1 | | |
| Контрольные упражнения с мягким знаком в конце и середине слова. | 1 | | |
| Звонкие и глухие согласные. | 1 | | |
| Сомнительные согласные в корне слова. | 1 | | |
| Сомнительные согласные в корне слова. | 1 | | |
| Сомнительные согласные в корне слова. | 1 | | |
| Сомнительные согласные в корне слова. | 1 | | |
| Контрольные упражнения на проверку сомнительных согласных в корне слова. | 1 | | |
| Повторение. | 1 | | |
| Повторение. | 1 | | |
III четв. |
| Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | | |
| Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | | |
| Изменение имен существительных по числам. | 1 | | |
| Изменение имен существительных по числам. | 1 | | |
| Изменение имен существительных по числам. | 1 | | |
| Женский род имен существительных. | 1 | | |
| Склонение имен существительных женского рода. | 1 | | |
| Мужской род имен существительных. | 1 | | |
| Склонение имен существительных мужского рода. | 1 | | |
| Средний род имен существительных. | 1 | | |
| Склонение имен существительных среднего рода. | 1 | | |
| Существительные с шипящей на конце. | 1 | | |
| Существительные с шипящей на конце. | 1 | | |
| Имена существительные, состоящие из двух и более корней. | 1 | | |
| Имена существительные, состоящие из двух и более корней. | 1 | | |
| Контрольные упражнения по теме «Имя существительное». | 1 | | |
| Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными в числе и роде. | 1 | | |
| Согласование прилагательных с существительными в числе и роде. | 1 | | |
| Образование прилагательных от существительных. | 1 | | |
| Образование прилагательных от существительных. | 1 | | |
IV четв. |
| Прилагательные на –ий, -ье, -ья, -ьи. | 1 | | |
| Прилагательные на –ий, -ье, -ья, -ьи. | 1 | | |
| Контрольные упражнения по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
| Глагол. Неопределённая форма глагола. | 1 | | |
| Неопределённая форма глагола. | 1 | | |
| Глаголы с – ся на конце. | 1 | | |
| Повелительная форма глагола. | 1 | | |
| Закрепление пройденного материала по теме «Глагол». | 1 | | |
| Имя числительное. Правописание числительных. | 1 | | |
| Согласование числительных и существительных. | 1 | | |
| Согласование числительных и существительных. | 1 | | |
| Согласование числительных и существительных. | 1 | | |
| Закрепление пройденного материала по теме «Числительное» | 1 | | |
| Мониторинг. Списывание. | 1 | | |
| Диктант. | 1 | | |
| Изложение по данному плану. | 1 | | |
| Чтение. | 1 | | |