А.Ф.Грязнов. Социально-психологический портрет.
Выполнил: Панков иван
студент 4 курса, группа и-41
Личность и деятельность Алексея Флегонтовича связана с историей Ярославской Большой Мануфактуры. Алексей Грязнов – человек, сыгравший огромную роль в жизни фабрики на протяжении двух десятилетий, а именно с 1898 по 1918 год , - время, когда он был управляющим предприятия.
Источники и литература
«Воспоминания» А.Ф. Грязнова
Московкин В.Ф. «Потомок седьмой тысячи». Ярославль, 1976
Шильникова И.В. «Как фабриками нужно управлять» // Экономическая история. Обозрение. – Вып. 12. – МГУ, 2006. – С. 56–70
Социальный портрет А.Ф.Грязнова
(Воспитание)
Ранний уход из жизни отца в момент, когда Алексею не было ещё и года – формирование комплекса неполноценности ( согласно концепции индивидуальной теории личности Альфреда Адлера)
- Алексей скрупулёзно изучает свою родословную, пытаясь составить внешний и психологический портрет своего отца
- Начинает проторять путь к человеческому обществу, ведя себя довольно-таки опосредованно и независимо независимость и опосредованность не из-за силы характера или особенностей воспитания, а из-за влияния фактора «безотцовщины» - вырос без отца, без мужской опоры и поддержки, при этом стараясь «играть по правилам игры» того самого общества, в котором он пребывал.
фактор раннего ухода из жизни отца стал для Грязнова мотивационным
Фактор раннего ухода из жизни отца стал для Грязнова мотивационным .
Социальный портрет А.Ф.Грязнова
(Воспитание)
Возвращаясь к теме скрупулёзного изучения своей родословной, Алексей Флегонтович задался двумя вопросами:
- Почему князь и княгиня Волконские обещали позаботиться об образовании маленького на тот момент Алексея
- Каким образом его отец, Флегонт, будучи крепостным человеком, смог получить по тому времени хорошее землемерно-сельскохозяйственное образование
Из «Воспоминаний» А.Ф.Грязнова : «Я попросил мать объяснить это мне… Из её слов выходило, что отец мой – был родным – по отцу – братом князя, и что именно это и было причиною обещания озаботиться о моём образовании».
Социальный портрет А.Ф.Грязнова
(Воспитание)
Из «Воспоминаний А.Ф. Грязнова : «Заканчивая этим рассказ матери о прошлом отца, упомяну, что по мнению, отец мой был похож на прилагаемый портрет одного из рода Волконских, напечатанный в
№ 267 журнала «Солцне России» за март 1915 года»
Фотография А.Ф.Грязнова, сделанная после назначения его на пост управляющего ЯБМ в 1898 году
Социальный портрет А.Ф.Грязнова
(Обучение и получение образования)
«Вскоре же после нашего приезда было решено начать меня учить. За дело это взялись одновременно две особы: г. Похвиснева , начавшая по-старому «аз, буки, веди..» и её внучка , начавшая учить по-новому «звуковому» способу: «а, бе, ве» . Дело не пошло: в голове у меня получался сумбур. Как и почему – я не знаю, но только вскоре г. Похвиснева учебные занятия со мной прекратила и моё обучение всецело перешло в руки внучки. Дело пошло на лад: я быстро научился читать, пристрастился к чтению, а потом мне стали давать заучивать наизусть стихи и басни…»
Социальный портрет А.Ф.Грязнова
(Обучение и получение образования)
После преодоления «внутреннего конфликта» от «аз-буки-веди к а-б-в» , Алексей Флегонтович рассказывает о дальнейших успехах в своём обучении и образовании:
- О поступлении в одно из городских начальных училищ, помещавшееся в конце Тверского бульвара у Никитских ворот во главе коего стоял старичок – учитель Ганимедов, превосходный преподаватель арифметики (там же Грязнов занимался в «Воскресных классах технического рисования», а потом – в «Строгановском училище» на Тверском против Страстного монастыря, благодаря чему научился прилично – для своих лет – рисовать).
- В августе 1879 года – принят в 1-й класс Комисаровского Технического учили ща - закрытое учебное заведение с 5 - летним курсом, имевшее целью подготовлять средних техников – рабочих для разных отраслей промышленности.
- В 1886 году с 3 раза поступает в Императорское Московское техническое училище на механическое отделение
Социальный портрет А.Ф.Грязнова
(Обучение и получение образования)
Комиссаровское Техническое
училище
Императорское Московское техническое училище
Социальный портрет А.Ф.Грязнова
(Обучение и получение образования)
Очень многое удалось успеть освоить и сделать, учась в И.Т.У. Алексею Флегонтовичу, но судьбоносной стала его встреча с профессором С.А.Фёдоровым , который сделал Грязнову такое предложение, от которого он не смог отказаться…
Алексей Флегонтович прибыл на ЯБМ 19 июня 1892 года – именно с этого момента началась его деятельность в должности технического секретаря. Всего же Грязнов проработал на мануфактуре более 26 лет, 19 из которых – в должности директора ЯБМ
Психологический портрет А.Ф.Грязнова
Психологический портрет личности - это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. Психологический портрет — это в большей степени качественное, а не количественное описание данных — это текстовая интерпретация – попытка объяснения благодаря научной методологии сведений ненаучного (эмпирического) характера.
Как возможно составить психологический портрет человека, которого уже почти 60 лет нет в живых?
Для воспроизведения психологического портрета А.Ф.Грязнова стоит обратиться к:
- Такой науке как психоистория – науке, изучающей психологическую мотивацию поступков в прошлом
- «Воспоминаниям» Грязнова и исследовательской литературе советских и постсоветских историков
Всё это вкупе создаёт понимание эмоциональной природы социального поведения - считаю целесообразным создать психологический портрет Грязнова , опираясь, в первую очередь, на его деятельность во время пребывания на Ярославской Большой мануфактуре.
Психологический портрет А.Ф.Грязнова
Говоря о периоде, когда Грязнов находился в должности директора ЯБМ с июня 1898 года по январь 1905 года, он сам признавался, что наиболее важным событием была его женитьба на Александре Дмитриевне Чистяковой
Алексею Флегонтовичу очень непросто далось решение жениться и подтолкнули его к этому:
- Член правления «Товарищества Ярославской Большой мануфактуры» Скобеев
- Постоянные «закулисные» разговоры про повышенное женское внимание , которое Грязнов испытывал особенно после назначения его на директорский пост в 1898 году, и которое очень мешало ему сосредоточиться на «делах производственных»
- Мама и бабушка А.Ф.Грязнова
Из «Воспоминаний» А.Ф.Грязнова : «Немало на меня повлияла в этом направлении бабушка, видя, как к нам «на минуточку» забегали дамы и девицы из семей сослуживцев, бабушка очень остроумно их охарактеризовала: «Ох уж эти «минуточки»…забегут – говоря – на минуточку, а сами сидят часами, поджидая прихода Лёши!»
Психологический портрет А.Ф.Грязнова
Несмотря на повышенное женское внимание, Грязнов был примерным семьянином и любящим отцом ,
хотя в своих «Воспоминаниях» при описании «наиболее важных событий, с ним произошедших» за тот или иной период прежде всего ставил на первое место в своих описаниях вопросы производства и после этого – события из его личной жизни , - например, - рождение детей . Из «Воспоминаний» А.Ф. Грязнова : « Что же касается до событий того периода, то более важными из них были:
• Организация управления мануфактурой на новых началах;
• Пуск в ход «Пристройки 1898 года»;
• Составление записки о проекте гавани в Ярославле;
• Организация участия Товарищества ЯБМ на Парижской Всемирной выставке 1900 года;
• Моя поездка на выставку и по Европе;
• Сокращение продолжительности рабочего дня служащим;
• Рождение Мити;
• Рождение Коли;
• Получение звания потомственного гражданства;
• Проявления Революции 1905 года».
Психологический портрет А.Ф.Грязнова
Не менее интересен тот факт, как подавался психологический портрет А.Ф.Грязнова в советской и постсоветской литературе посредством рассмотрения его деятельности на посту управляющего.
Книга Московкина «Потомок седьмой тысячи»:
- Образ Грязнова подан двойственно-противоречиво , с оттенком марксистко-ленинской идеологии, – действия управляющего рассматриваются с точки зрения теории общественно-экономических формаций, как «сына своего класса», - Алексей Флегонтович «награждается» такими громогласными эпитетами как «ревностный слуга капитала».
- В то же время слабость всего класса, а не отдельно взятой личности , – Алексея Грязнова, – как один из основополагающих выводов прослеживается к концу романа, а образ самого Алексея Флегонтовича получился одним из наиболее близких к документальной основе . Герой романа – это и социальный тип, и действительное лицо , наделённое «сочувственными» в человеческих положениях характеристиками: «недюжинный ум, глубокие технические и экономические знания, против засилья иностранцев, безжалостный критик чиновничьего аппарата»
Психологический портрет А.Ф.Грязнова
Шильникова И.В. «Как фабриками нужно управлять» // Экономическая история. Обозрение. – Вып. 12. – МГУ, 2006. – С. 56–70
«В большей степени внимание обращалось на попытки Грязнова в период революционных событий 1905 г. путем некоторых уступок предотвратить забастовки. И, соответственно, деятельность управляющего расценивалась как фактор, тормозивший выступления рабочих на одном из крупнейших ярославских предприятий. В последнем издании, вышедшем к 280-летию комбината «Красный Перекоп» (бывшей ЯБМ), знак поменялся с «–» на «+», в частности, автором подчеркивается большая роль Грязнова в создании культурно-образовательных учреждений для рабочих и служащих мануфактуры.
… Как нам представляется… мы вводим в сферу изучения трудовых отношений в дореволюционной российской промышленности институт управляющих, деятельность которых в советской историографии если и затрагивалась, то характеризовалась однозначно негативно. В действительности же на целом ряде крупных предприятий управляющими служили опытные специалисты, стремившиеся обеспечить оптимальный производственный режим и отдававшие себе отчет в том, что для этого необходимо создать приемлемые условия труда и быта рабочих».
Заключение
В качестве заключения, для формирования комплексного социально-психологического портрета А.Ф.Грязнова, обратимся к эпигенетической теории развития личности Э.Эриксона
Суть концепции - психология отдельной личности и психология эпохи, в которой эта личность живёт и действует, должны рассматриваться в единстве и взаимодействии
Алексей Флегонтович, судя по тому времени, в которое он жил и по тем поступкам и действиям, которые он совершал – не «дитя своего времени», а скорее «человек – компромисс», выработавший собственную концепцию «кнута и пряника». На выработку данной концепции повлияли:
• Фактор «безотцовщины»
• Фактор «бывшего крепостного»
Но несмотря на всё это, стоит отметить тот факт, что Алексей Флегонтович Грязнов всё же всегда оставался верен себе и своим принципам до последнего дня своей жизни.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!