Урок 10
анализ входной контрольной работы.
краткая запись задачи
Цели: учить выполнять краткую запись к арифметической задаче; совершенствовать навык решения задач; повторить составные части текстовой задачи; развивать умение анализировать и выделять главное.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Прочитайте числа и назовите «лишнее» число в каждом ряду:
а) 90, 30, 40, 51, 60;
б) 88, 64, 55, 11, 77, 33;
в) 47, 27, 87, 74, 97, 17.
2. Заполните цепочки примеров:
3. Назовите числа по порядку:
а) от 20 до 30;
б) от 46 до 57;
в) от 75 до 84.
4. У кого масса меньше – у собаки или у кошки?
5. Посчитайте, сколько треугольников изображено на рисунке. (5.)
Ответ: 5.
III. Анализ контрольной работы.
Учитель сообщает о результатах контрольной работы, указывает на ошибки, допущенные учащимися.
Работа над ошибками осуществляется по каждой их категории.
– Запишите под диктовку числа: 11, 16, 13, 19, 20. Расположите их в порядке возрастания.
– Восстановите отрезок натурального ряда чисел: 10, … , … , … , … , 15, … , 17, … , … .
– Представьте в виде разрядных слагаемых числа: 12, 13, 16.
– Найдите значения выражений:
3 + 8 6 + 7 9 + 5
7 + 8 4 + 7 5 + 6
– Запишите все разности, которые можно найти с помощью получившихся равенств.
– Из чего может состоять ломаная линия?
– Какое наименьшее количество звеньев может содержать ломаная линия?
– Постройте ломаную линию, состоящую из четырех звеньев, равных друг другу по своей длине.
– Найдите длину всей ломаной.
– Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено?
– Составьте математический рассказ к рисунку.
– Какие вопросы можно задать к рисунку?
– Какие выражения помогут на них ответить?
– Запишите их.
Запись:
1. Сколько всего фигур?
6 + 8 = 14 (ф.)
2. На сколько звездочек больше, чем цветов?
8 – 6 = 2 (зв.)
IV. Сообщение темы урока.
Учащиеся читают диалог Миши и Маши.
– Что помогает Маше быстро решать задачи?
– Сегодня на уроке будем учиться выполнять краткую запись задачи.
V. Работа по теме урока.
1. Фронтальная работа.
– Из каких частей состоит задача?
– Составьте схему.
– Назовите отличие задачи от загадки.
– Назовите отличие задачи от математического рассказа.
2. Работа в группах.
Группам раздаются конверты с заданием. Необходимо выбрать среди текстов задачу и решить ее.
Тексты:
Лена нарисовала 6 кружочков, а Катя – 5. Всего девочки нарисовали 11 кружочков.
В вазе лежало 3 яблока, а на столе еще 7. На столе лежало на 4 яблока больше.
На одной полке стояло 8 книг, на другой полке – 7. Сколько книг стояло на двух полках?
В куске было 9 метров ткани. Отрезали на платье 3 метра ткани. Осталось 6 метров ткани.
3. Задание 1.
– Прочитайте текст задачи и посмотрите на краткую запись, которую выполнила Маша.
– Красным карандашом подчеркните условие задачи, а синим – требование.
– Решите задачу, пользуясь краткой записью.
Запись:
Сидело – 20 ласт.
Улетело – 5 ласт.
Осталось – ?
Решение:
20 – 5 = 15 (ласт.) – осталось.
Ответ: 15 ласт.
4. Задание 2.
– Прочитайте текст задачи.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Выберите краткую запись, которая соответствует данной задаче.
– Решите задачу.
Запись:
Было – ? гус.
Приплыло – 5 гус.
Стало – 12 гус.
Решение:
12 – 5 = 7 (гус.) – было.
Ответ: 7 гусей.
Физкультминутка
5. Задание 3.
– Рассмотрите рисунок. Что делают Миша и Маша?
– Дополните краткую запись так, чтобы по ней можно было решить задачу.
– Запишите разные варианты.
а) Росло – 6 д. б) Росло – ? д.
Посадили – 5 д. Посадили – 5 д.
Стало – ? д. Стало – 11 д.
Решение: Решение:
6 + 5 = 11 (д.) – стало. 11 – 5 = 6 (д.) – росло.
Ответ: 11 д. Ответ: 6 д.
в) Росло – 6 д.
Посадили – ? д.
Стало – 11 д.
Решение:
11 – 6 = 5 (д.) – посадили.
Ответ: 5 д.
6. Задание 4. Работа в парах.
– Придумайте задачу по краткой записи.
– Обсудите свой вариант с соседом по парте.
Задача. В магазине было несколько арбузов. Продали 8 арбузов, 9 арбузов осталось. Сколько арбузов было в магазине?
7. Задание 5.
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Дополните краткую запись к задаче.
– Решите задачу.
Запись:
1-й автобус – 20 п.
2-й автобус – 30 п.
Всего – ? п.
Решение:
20 + 30 = 50 (п.) – всего.
Ответ: 50 п.
8. Задание 6.
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Рассмотрите схему к задаче.
– Что обозначает весь отрезок? (Это общее количество пирожков.)
– Как узнать, сколько пирожков с капустой испекла бабушка?
Решение: 40 – 25 = 15 (п.) – с капустой.
Ответ: 15 п.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что помогает нам быстрее решить задачу?
Домашнее задание: составить задачу по выражению 12 – 8, выполнить краткую запись задачи.