СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лесная прогулка

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- знакомство с основными правилами экологического поведения в лесу. 

Просмотр содержимого документа
«Лесная прогулка»

Лесная прогулка. Экологическое путешествие для 1 класса.

Цель: знакомство с правилами поведения в природе.

Задачи: познакомить с понятием «экология»; развивать познавательный интерес к миру природы; воспитывать ответственное отношение к жителям леса.

Ход игры

Учитель: Приглашаю вас сегодня, ребята, в путешествие по лесу, идти мы будем по экологическим тропинкам. Они будут нас учить правильно вести себя в природе.

Поскольку наша игра посвящена экологии, надо выяснить, что же означает это слово?

Это слово происходит от слов «ойкос» – дом и «логос» – наука, т.е. изучение дома. Дом для человека – чаще всего стены, крыша, для зверя лес, поле, горы, для рыб вода. Значит, у всего живого – свой дом, а для всех вместе – наша планета Земля.

Природа – это дом, в котором мы живем.

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

А кто еще, кроме нас, живет в этом доме?

Ребята, в природе все живое, не только звери, но и трава, цветы, деревья и кустарники. Растения, как и животные, тоже дышат, растут, радуются солнцу и дождю.

БЕРЕЗКА: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости из леса. Лес - это легкие нашей планеты. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды — 5 дней, то без кислорода — не более 3 минут. Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей: дома, мебель, бумагу, карандаши, ткани. Вот почему так важен для человечества лес. Вот почему его надо охранять и беречь. А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.

Учитель: Начинаем наш путь.

В лесу мы видим бугорок,

А в нем – городок.

Летним днем построен он,

А жильцов в нем миллион.

На доске крепится картинка муравейника.



Это муравейник. Можно ли его потревожить? Перенести? Какая польза от муравья? Чем питаются муравьи? Можно ли их назвать хищниками? Почему их называют санитарами леса?

Ребята слушают сообщения, подготовленные одноклассниками о муравьях.

На теле многих птиц: дроздов, скворцов, соек – живут паразиты. Это такие насекомые, которые сосут у них кровь. Садиться птица на муравейник расправляет крылья, а муравьи расползаются по телу птицы и быстро поедают паразитов. Получается взаимная выгода: муравьям – обед, а птицам – лечение. Значит муравьи – лекари!

Вы знаете самое сильное животное на Земле? Это муравей. Обычный рыжий лесной муравей способен тащить груз, который намного тяжелее его собственной массы. Ни одно другое животное груз в таком соотношении перетащить не может.

Дети читают стихи.

Разорить муравейник – не труд,

Но вредители лес весь сожрут.

Запомни и мал, и стар,

Муравей – лесной санитар.

Будь бережлив и зорок.

Мал муравей, да дорог.

Учитель: Продолжаем наше путешествие. Собираем грибы.

Проводится физкультминутка под музыку.

Я шел, шел, шел (ходьба на месте)

И грибок нашел.(наклоны вперед)

Раз грибок, два грибок,

Полезай-ка в кузовок.(выпрямиться)

Учитель: Ребята, какие грибы вы знаете? Можно ли одним собирать грибы? Будем ли рвать и сшибать ногами те грибы, которые не берем?



Проводится игра «Отгадай гриб»: учитель достает из корзинки картинку изображением грибов, а дети говорят название гриба.

Учитель: Послушайте загадку:

Без рук, без топоренка,

Построена избенка. (Гнездо)

На доске появляется картинка птенцы в гнезде.



Учитель: Можно ли гнезда трогать руками? Брать птичьи яйца в руки?

Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощей буря злится.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Учитель: А мы движемся дальше по лесу.

Вот перед нами сито,

Не руками свито.

Муха охнула сперва:

«Ах, какие кружева!»

А попала в кружева

И пропала голова.

Бедняжка, словно в тине, завязла…(в паутине)

На доске паук в паутине, вырезанный из бумаги.



Учитель: Можно ли порвать паутину? Что делает паук паутиной? А как пройти по лесу, если на пути висит паутина? Покажем.

Дети встают из-за парт и делают наклоны в стороны, в право и влево. Приседают.

Учитель: Тропинка ведет нас дальше по лесу. Но что мы видим? Горит костер, и никого вокруг нет!

Как погасить костер? (Засыпать землей)

Почему нельзя разжигать в лесу костры?



На доске плакат «Не разводи костер в лесу». Выслушиваются ответы учащихся.

Березка. Ребята, каждый из вас был в лесу. Давайте сейчас вспомним какие правила мы должны с вами соблюдать, попадая в лес.



Выходят дети, поочередно называют правила.


• Не руби в лесу деревья, не ломай сучья и кусты. Помни, что воздух в лесу содержит в 300 раз меньше бактерий, чем в городе.


• Не рви лесные и полевые цветы. Помни: ландыш зацветает на 6-й год, а венерин башмачок — на 18-м году.


• Не разоряй муравейники. Знай, что 3—4 муравейника надежно охраняют 1 га леса от вредителей.


• Будь осторожен с огнем в лесу. Помни: 97% пожаров возникает по вине человека.


• Не включай громко в лесу радиоприемники, магнитофоны, так как это тревожит птиц и зверей.


• Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниет через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, полиэтилен — несколько десятилетий.

• Не оставляй надписей на деревьях и камнях. Они вызовут лишь досаду и сожаление у тех, кто придет после тебя.

Ведущий 1: Дорогие ребята! Очень хотелось бы, чтобы вы все запомнили эти правила поведения в природе и требовали выполнения их от своих знакомых и друзей. А теперь давайте с вами поиграем в игру:



«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ»



Если верно скажу – кричите «да-да-да»


Если не верно – кричите «нет-нет-нет»


• Ветки не ломайте, листья зря не рвите «да-да-да»


• Цветки срывайте, в венки плетите «нет-нет-нет»


• Шумите, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте «нет-нет-нет»


• Лягушек, гусениц, ужей, из леса надо гнать взашей. «нет-нет-нет»


• Чтоб узнать лесные тайны, постарайтесь не шуметь «да-да-да»


• Все животные и растения нужны лесу «да-да-да»


• В лес возьми с собой топор, сможешь там разжечь костер «нет-нет-нет»


• Мусор в лесу не бросай, все за собой убирай «да-да-да»


Какие вы молодцы! Все правила знаете!!! Лес вам скажет большое спасибо!





ДОПОЛНЕНИЕ (см по времени) Ну а кто из вас ответит: (ЗАГАДКИ)


Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (СОЛНЦЕ)



Нет ног, а идут,

Глаз нет, а плачут. (ТУЧКИ)



Землю пробуравил, корешок оставил,

Сам на свет явился, шапочкой накрылся. (ГРИБ)



Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают

Мёдом угощают. (ЦВЕТЫ)



В ярком платье модница –

Полетать охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает. (БАБОЧКА)



В дупле живет

Да орешки грызет. (БЕЛКА)




Учитель: Иногда человек причиняет вред природе неумением вести себя на прогулках. Проведем игру «Найди ошибку».

Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы, собрали большие букеты ландышей. На поляне разожгли костер, пообедали и оставили после себя много мусора. По дороге домой поймали ежа и взяли его домой.

Учитель: Какие ошибки вы заметили в поведении детей?

Наше путешествие подходит к концу. Давайте подведем итоги и уточним правила поведения в природе.

Выслушиваются ответы детей. Учащиеся читают стихи.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.



Ветки деревьев не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять.

Ты пришел не убивать!



Бабочки пускай порхают,

Ну, кому они мешают!

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.



Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа.

Давайте же всегда ее беречь!



Природа – наш дом.

Храните этот дом, в котором мы живем!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!