СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лес - наше богатство

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лес - наше богатство»

Конспект занятия « Лес - наше богатство»


Цель: Расширить представления детей о лесе, приблизить детей к природе, лесу и его обитателей.

Формировать у детей представления о взаимосвязи леса и человека, растений и животных.

Воспитывать у детей интерес, любознательность, бережное отношение и ответственность за лес и его обитателей.

Развивать творческие способности детей.

Задачи:

Способствовать формированию знаний воспитанников по экологии.

Познакомить воспитанников с разнообразием растительного мира в лесу, ярусами леса.

Закрепить знания о типах леса, правилах поведения в лесу.

Оборудование: Музыкальный центр, монитор, плакаты, таблички с экологическими знаками, картинки с изображением: животных, деревьев, растений.

Прослушивание муз. композиций: музыка леса, пение птиц.

Слайды с изображением природы( лес).

Костюмы: ( ландыша, ромашки, жабы, совы, березы, липы).


ХОД ЗАНЯТИЯ.

Здравствуйте ребята!

Сейчас я вам загадаю загадку, отгадав её вы узнаете о чём мы сегодня будем разговаривать.


Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

( лес)

Догадайтесь, ребята, что это за чудо? Правильно это лес. Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в лес.

Во время путешествия мы с вами услышим, вспомним много интересного о природе, растительном и животном мире.

Сейчас я вам покажу царство лесное.


Ребята, объясните, что такое лес?

( ответы детей)

Лес называют зелёным океаном земли, бесценным даром природы.

Лес – настоящие лёгкие нашей планеты: они помогают дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ.

Леса кормят, обогревают, дают материал для строительства. Плоды , цветы, листья, ветки и корни – источник пищи для животных. Мощные деревья с густой кроной служат хорошей защитой от транспортных шумов, сильных ветров. Леса сберегают воду и почву. Летом смягчают жару, зимой – холод.

Лес издавна служит людям: из древесины изготовляют почти 20000 видов продуктов и изделий. Каждый день мы соприкасаемся с изделиями изготовленными из древесины. Это тетради, книги, парты, столы и множество других предметов. Сочетание лесных растений образуют пейзажи не повторимой красоты.

Входишь в лес – и как будто открываешь невидимую дверь.

А вы знаете на что похож лес? Он похож на многоэтажный дом.

Лесные этажи – ярусы леса.

Первый ярус – почва со всеми населяющими её живыми организмами.

Второй ярус – травы, грибы, мхи.

Третий ярус – кустарники.

Четвёртый ярус – деревья.

( показ слайда№2)

Лес – это наше богатство! Здесь очень много деревьев.

( шум деревьев, слайд № 3).

Растения, особенно деревья, растут долго, для его роста требуется не менее 100 лет.

Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, о каких деревьях идёт речь?


Загадки:

• Прямо в небо рвутся ввысь

Ты внимательно всмотрись:

Не берёзки , не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки.

( ель)

Показ слайда№4

Ребята, а что вы знаете о красавице ёлки?

Из древесины изготавливают бумагу, мебель, муз.инструменты.

Хвоя ели богата витаминами. В лесах еловых много грибов и ягод.

• Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло.

( ива)

Показ слайда№5

• У меня длинней иголки,

Чем у самой рослой ёлки.

Подо мной полно соседей –

Кабанов , волков , медведей.

( сосна )

Сосна – красивое дерево. Осенью созревают шишки сосны, в которых находятся семена. Семенами питаются белки, дятлы, клесты.

Сосна применяется в кораблестроении, из сосны строят дома. Из древесины делают мебель, а также изящные скрипки. Сосна дает нам душистую желтую смолу, из которой на химических заводах вырабатывают лекарство. В хвое сосны содержится много витаминов.

В сосновом лесу растут самые ценные грибы: белые.

• Осень тихая настанет.

Дивным дерево то станет:

Листья – звёзды яркие,

Золотые, жаркие.

Слайд №6 ( клён)

• Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег лежит трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней.

( рябина)

Показ слайда№7

• Стоит красавица

Косы зелёные

Платье белое.

( берёза)

Показ слайда №8


Ребята, послушайте какую грустную историю расскажет нам берёзка.

Сценка « Милосердие»


Автор : Утирая слёзы на лесной опушке

Плакала берёзка липоньке- подружке

Тихо у берёзки липонька спросила:

Липа: От чего льёшь слёзы?

От чего тосклива?

Берёза: Каждый год весною

Ходят ко мне люди…

Не польют водою,

А нещадно губят.

Веточки ломают

И режут берёзу

В банки собирают

Сок мой – мои слёзы.

Где найти защиту

От такой напасти?

Рвётся ретивое

У меня на части.

Автор: Но один мальчонка

Пожалел берёзку,

Видно его сердце

Не выносит слёзы.

Подошёл к берёзки,

Веточки поправил,

Привязал потуже,

Словно в гипс их вправил.

Радостно берёзке:

Прижилися ветки!

Если б все такими

Были наши детки!

Я надеюсь, ребята, что вы будите любить и беречь нашу родную природу и разумно пользоваться её дарами.

Лесов на Земле очень много, и каждый лес имеет своё название.

Давайте проверим знаете ли вы их:

• Где растут только ели и сосны?

( хвойный)

• Лес, где много берёз, осин, рябины?

( лиственный)

• Лес, где растут и хвойные и лиственные деревья?

( смешанный)

• Труднопроходимые хвойные леса?

( тайга)

Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение А . Родинского. « В лесу»

Хорошо в лесу зелёном!

Травы стелются ковром,

А резные листья клёнов

Укрывают нас шатром.

Мы идём лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам –

Пахнет травами и хвоей,

Блики бродят по стволам.

Хорошее стихотворение, правда?

А сейчас мы с вами поиграем.

Физкультминутка « Здравствуй лес»

Здравствуй лес, прекрасный лес

( Широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!

( Повороты вправо – влево с вытянутыми руками)

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою.

( Руки подняты вверх. Выполнять покачивание направо – налево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

( Дети всматриваются в даль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)

Всё открой, не утаи.

( Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)

Ты же видишь – Мы свои!


Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир!

Как удивительны и уникальны животные нашего края!

Ребята я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы будите отгадывать. Если ответ правильный вы его увидите на экране и найдёте его у меня на столе и приклейте на рисунок, где нарисован лес.


Загадки о животных:

• На ветке не птичка

Зверёк – невеличка.

Мех теплый, как грелка

Кто же это?

( белка)

• Он бежит оскалив пасть,

На овец готов напасть.

( волк )

• Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки ни одной. ( ёж)

• Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

( заяц )

• Хитрая плутовка

Рыжая воровка,

Пушистый хвост – краса!

Кто это?

( лиса)

• Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

( Лось )


Молодцы!

Ребята в лесу живут не только животные и растут деревья, но очень много растений ,трав и цветов, которые являются и лекарственными.

Давайте с вами вспомним какие растения растут в лесу.

Я буду задавать вопросы, а вы мне ответы будите приклеивать на рисунок , где нарисован лес. И так внимание вопрос.

• Носит этот мальчик жёлтый сарафанчик,

Подрастёт нарядится,

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

( одуванчик )

• Я - капелька лета,

На тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

( земляника )

• Путнику он верный друг –

Лечит ранки ног и рук.

Маленький, но сил в нем много.

Всем растёт он на подмогу.

( подорожник)

• Синий маленький цветок

Он зовётся ….( Василёк)

• Его яркий жёлтый глаз

Смотрит ласково на нас

( ромашка)

• То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Название уму очень звонкое дали.

Но только звенеть он сумеет едва ли.

( колокольчик)

Лес – это не только травы и цветы, а ещё и насекомые – большие друзья цветов.

Теперь про них я буду загадывать загадки.

Внимание вопрос:

• Не мычит коровка та,

Нет рогов , копыт , хвоста

Молока нам не даёт,

Под листочками живёт.

( божья коровка)

• Полетала над цветами, полетала над полями,

Весело жужжала.

Набрала нектара,

И добычу понесла

Прямо в дом к себе… ( пчела)

• Шевелится у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.

( бабочка)

• Большеглазый самолёт.

Длинный тоненький живот

Над лугом летает,

Мошкару хватает.

( стрекоза)

• Во фраке зелёном маэстро,

Взлетает над лугом в цвету

Он – гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

( кузнечик)

• Кто нектар цветочный пьёт,

Полосатый, а не крот.

( шмель)

• Летела птица не крылата,

Не перната, носик долгий, голос тонкий,

Кто её убьёт, человечью кровь прольёт.

( комар)

Молодцы!


В лесу живут братья наши меньшие:

Птицы. Среди них множество наших верных друзей.

Птицы – защитники лесов, полей, лугов.

Они охраняют леса, уничтожают в день огромное количество вредных насекомых. Давайте послушаем голоса птиц. ( дети слушают голоса птиц и отгадывают).

  1. Дятел.

  2. Воробей.

  3. Галка.

  4. Жаворонок.

  5. Ворона

  6. Кукушка.

  7. Скворец.

  8. Соловей.

  9. Сорока.

Видите, какие разнообразные существа обитают в лесу.

Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.

Давайте беречь нашу природу и не допустим, чтобы она была в опасности.

Вашему вниманию я предлагаю сценку: «Жалобы природы»

Ландыш : « Мы росли на полянке в лесу, а пробежали девчонки, сорвали все цветы.

Я за берёзку спрятался, только так и остался жив.

Ромашка: « Тебе ещё повезло, а на нашем лугу мальчишки играли в футбол, так бегали, так резвились: всех моих сестричек помяли, поломали, а у меня и сейчас голова болит»

Жаба: «Сижу, слушаю вас, думаю, что вам повезло.

А вот мне? Сама знаю, что я не красавица, многие от меня шарахаются в сторону, а то ещё хуже камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Я выделяю пахучую жидкость, но никаких бородавок от нее не бывает. Просто так я спасаюсь от врагов. Я не красивая, но польза людям от меня большая.

Сова: «Спорить с тобой не буду. Да только и меня люди не любят. Голос мой не нравится им, и глаза говорят не красивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы многим сидеть без хлеба. А вот умные люди меня ценят, символом мудрости называют».

Вот и скажите, дети , какая от нас польза? И очень вас просим: не губите, а берегите природу.

Какую пользу они приносят?

( ответы детей)

Ромашка - лекарственное растение.

Ландыш – исчезающее, лекарственное растение.

Живет около 21 года, на 7 году первый раз цветёт, цветоносы образуются раз в 2-3 года, за всю свою жизнь цветёт 2-3 раза.

Жаба – всю ночь ловит на участке насекомых.

Сова – спасает в год 1 тонну хлеба, т.к .поедает в год 1000 мышей, а каждая мышь съедает 1 кг хлеба.

Запомните ребята, что природа мудра. Мир устроен так, что ничего лишнего в ней нет.

Некрасивые , а иногда и внешне не очень приятные обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе своё важное дело. Будьте к ним терпимы, уважайте и берегите их.

Они могут исчезнуть навсегда. Многие из них занесены в Красную книгу.

( показываю Красную книгу) слайд- показ на экране « растения занесённые в Красную книгу.»

Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: « Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.»

Человек многим обязан природе. Лес – это наше богатство, это зелёный наряд Земли. Там , где лес, всегда чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес наш друг, наша здравница. Лесной воздух имеет целебные свойства, поэтому детские лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. В лесу у нас всегда хорошее настроение, но вот умеем ли мы правильно вести себя в нём?

Я предлагаю посмотреть сценку по рассказу Сухомлинского:

« Стыдно перед соловушкой»

( участвуют 2 ученика)

Дети идут из школы по лесной тропинке.

1 ученик: Сегодня был такой трудный день в школе, давай отдохнём немного, посидим.

2 ученик: Давай. Давай поедим.

( Звучит голос соловья)

1 ученик: Слушай, слушай, как красиво поёт. Это соловей.

( Слушают)

2 ученик: Как хорошо мы с тобой отдохнули, подышали лесным воздухом, послушали соловья.

1 ученик: Пойдём домой.

( Одна собирает фантики и бумажки в ранец).

( Вторая раскидывает белые смятые бумажки вокруг и встаёт).

1 ученик: Что ты делаешь? Зачем мусоришь в лесу?

2 ученик: Ну и что никто же не видит, никто не узнает, что мы раскидали ( закидывает ногой бумажки ногой под дерево)

1 ученик: Но ведь это не наш дом, мы пришли в гости, отдохнули, а во – вторых стыдно перед соловушкой, ведь он нас так радостно встретил. Мы пойдем сейчас домой и выбросим мусор в мусорный бак.

2 ученик: Собирает бумажки и они уходят.

Вот видите ребята, как встречает нас лес, птицы поют, лес даёт нам свои дары: ягоды, грибы, орехи. Мы в лесу гости. А ПТИЦЫ, ЗВЕРИ,НАСЕКОМЫЕ – ЭТО ХОЗЯЕВА ЛЕСА.

Поэтому давайте беречь нашу природу.

Человек изменил Землю. Он сделал её во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей. Помните ребята, что убивая природу, мы убиваем себя и своё будущее!

Внимание на экран.

(Слайд) береги природу.

Ребята, а что же можем сделать мы для того, чтобы спасти нашу планету, сохранить природу?

(На плакате правила поведения в лесу, знаки.)

• Не ловить бабочек и стрекоз.

• Нельзя разорять муравейники.

• Не шумите в лесу, нельзя громко кричать, чтобы не напугать лесных жителей.

• Не повреждайте кору деревьев.

• Нельзя брать яйца из гнезд.

• Не разводите костёр в лесу.

• Не оставляйте мусор в лесу.

• Не бей стекло в лесу.

• Не забирай из леса домой животных.

Люди придумали очень много пословиц о важности бережного отношения к природе.

Ребята , а вы знаете такие пословицы?

Давайте вместе прочитаем их. ( на плакате ).

• « Враг природе тот, кто её не бережёт»

• «Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу»

• « Птиц . зверей оберегай, - никогда не обижай»

• «Лес – богатство и краса. Береги наши леса!»


Наше путешествие подходит к концу и я хочу вам прочесть стихотворение « Береги».

Взгляни на глобус – шар земной-

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

« Ты береги нас , береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

« Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

« Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!»

В тебя мы верим не солги,

«Ты береги нас, береги!»

Надеюсь, вы не забудете то, о чём мы сегодня говорили и будете настоящими друзьями и защитниками природы. Давайте беречь нашу природу и не допустим, чтобы она была в опасности. Спасибо за внимание.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!