СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лепка "Стрекоза"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лепка "Стрекоза"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






«Чтение как вид речевой деятельности дошкольника»

Реферат





Исполнитель
Жернакова
Виктория Александровна
Специальность 44.02.01
Дошкольное образование
Группа 23А
Руководитель
Суворкова
Эльвира Анатольевна







Каменск Уральский
2021





Содержание


Введение. 3

1.Сущность речевой деятельности как вида деятельности……………………4

2. Чтение как вид речевой деятельности. 6

3. Особенности чтения на занятиях с детьми дошкольного возраста. 10

Список использованных источников. 12





































Введение.

Чтение - это вид речевой деятельности. Оно обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир, тем самым чтение занимает значительное место в жизни человека.

Чтение принадлежит к одной из высших интеллектуальных функций человека. Сформированное чтение как действие входит в состав его познавательной деятельности. Сущностью процесса является смысловой анализ знакового материала, цель которого - восприятие и осмысление содержащейся в тексте информации. Но люди современного общества перестают много читать, в этом заключается проблематика нашего общества.

Чем больше мы читаем, тем больше расширяем запас слов, эрудицию, укрепляем навыки письма и способность правильно говорить. Поэтому так важно с детских лет вооружить ребенка умением читать - соответствующим уровнем технических навыков, осмысленным чтением вслух и молча и умением работать с разными видами текстов и детской книгой.[11]

В требованиях к структуре образовательной программы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) указано, что содержание Программы должно обеспечить развитие детей в различных видах деятельности, в том числе – и в речевом развитии. [1,с.7]

В Примерной основной общеобразовательной программе дошкольной организации в образовательной области «Речевое развитие» по художественной литературе определены следующие задачи:

  1. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

  2. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия [2,с.160].

Данная тема актуальна в наши дни, потому что важно с детских лет привить любовь к чтению, интерес к книге и показать ее роль в жизни человека.

В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована тема реферата «Чтение как вид речевой деятельности дошкольника.

Цель реферата - определение особенности чтения на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Задачи реферата:

1. Раскрыть сущность речевой деятельности.

2. Охарактеризовать чтение как вид речевой деятельности.

3. Описать особенности чтения на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Методы исследования: отбор материала, изучение литературы и других источников, метод обобщения, метод сравнения.

Теоретической основой исследования являются работы следующих авторов:

  • О понятии речевая деятельность писали Выготский Л.С. и Леонтьев А.А..

  • О речи и речевом развитии писала Арушанова А.Г..

  • О работе с текстом на занятиях с дошкольниками писала Бунеева Е.В..












1.Сущность речевой деятельности как вида деятельности.

В процессе изучения основных понятий необходимо остановиться на понятии деятельности вообще, как оно выступает в работах Л. С. Выготского. Деятельность, по мнению Л.С. Выготского, определяется как «сложная совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т. е. тем, в чем конкретизуется та или иная потребность субъекта». Из этого определения ясен целенаправленный характер деятельности: она предполагает некую заранее поставленную цель (она же при успешности акта деятельности является ее результатом) и мотив, обусловливающий постановку и достижение данной цели.[4]

Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам. Речевая деятельность изучается различными науками. Речевая деятельность есть объект, изучаемый лингвистикой и другими науками: язык есть специфический предмет лингвистики, реально существующий как составная часть объекта (речевой деятельности) и моделируемый лингвистами в виде особой системы для тех или иных теоретических или практических целей.[12]

Выготский Л.С. пишет, что речевая деятельность – это вид деятельности, который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля.

По мнению А.А.Леонтьева автора, речевая деятельность – это некоторая абстракция, не соотносимая непосредственно с “классическими” видами деятельности (познавательной, игровой, учебной), не могущая быть сопоставленной с трудом или игрой.

Речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Например, типичное речевое высказывание — это высказывание, так или иначе регулирующее поведение другого человека. Но это означает, что деятельность можно считать законченной лишь в том случае, когда такое регулирование окажется успешным.

Различают четыре вида речевой деятельности: два из них производят текст – говорение, письмо, а другие – слушание (аудирование) и чтение – осуществляют восприятие.[3]

Таким образом, речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия).



















2. Чтение как вид речевой деятельности.

В современной педагогике чтение рассматривают как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения.

Следовательно, речь – это язык в действии, общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда передаем сообщения, мы говорим или пишем. Таким образом, существует четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение, говорение и письмо.[4]

Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе чтении текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность.

Прежде чем приступить к работе над текстом, рекомендуется определить, с какой целью данный текст может быть использован:

  • для ознакомления с общим содержанием текста (ознакомительное чтение);

  • для выборочного ознакомления с определенными положениями текста (просмотровое чтение);

  • для подробного изучения содержания прочитанного материала (изучающее чтение).

Чтение складывается из двух основных этапов:

  1. зрительное восприятие (расшифровка графических символов, т.е букв)

  2. интерпретация (осмысление увиденного - перевод в мыслительный образ)

Чтение более тесно связано со слушанием, так как в обоих процессах принимается сообщение. Чтение относится к письменным видам общения (как и письмо).

Чтение имеет определенную структуру, предметное содержание, речевые механизмы. В структуре чтения выделяется три уровня.

Первый – мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. У читателя такие мотивы – желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книги, понять, о чем в ней говорится, получить удовольствие от чтения.

Второй уровень – ориентировочно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания. Читатель рассматривает структуру текста и пытается предугадать события.

Третий уровень – исполнительский. При чтении человек производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает текст, подчеркивает важные мысли, определяет личностное отношение к событиям, героям. Результатом работы с текстом становится его понимание.

Чтение выполняет следующие функции:

- познавательная, которая реализуется в процессе получения информации (читаю, чтобы знать);

- регулятивная, которая направлена на управление практической деятельностью (читаю, чтобы уметь);

- ценностно-ориентационная, которая связана с эмоциональной сферой жизни человека (читаю, чтобы наслаждаться). [9]

Итак, предмет речевой деятельности – мысль, а результат – ее понимание. Чтение может осуществляться с разной целью, поэтому существуют разные виды чтения:

1. Изучающее чтение предполагает детальное знакомство с содержанием текста и стремление подробно получить информацию. Оно требует стопроцентного понимания читаемого текста.

2. Поисковое чтение предполагает найти ответ на какой-либо вопрос.

3. Просмотровое (ознакомительное) чтение предполагает знакомство с содержанием текста в целом, не вникая в детали.

Итак, важно сформировать изучающее чтение в двух формах – вслух и молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, т. е. это четкое, внятное, безошибочное чтение целыми словами, в нормальном темпе. Оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия. Кроме того данный вид чтения позволяет проверить правильность и беглость чтения.[9]

Чтение про себя – это чтение глазами, без внешних речедвижений. Наличие шевеления губами не является чтением про себя. Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Овладение этим видом чтения имеет практическое значение, так как люди обычно читают именно молча, про себя.

Чтение про себя развивается постепенно, оно должно быть хорошо и качественно сформировано. Переход от чтения вслух к чтению про себя тесно связан с этапом «жужжащего», тихого чтения, который является следующей ступенью к формированию этого сложного навыка обучения чтению от чтения про себя к чтению вслух.

Овладение основами техники чтения молча должно происходить параллельно с обучением чтению вслух. При этом соотношение этих форм должно постепенно изменяться в пользу первого (молча).

На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит чтению вслух, с которым чтение молча должно чередоваться (70 и 30%). На последующих этапах обучения удельный вес чтения про себя будет увеличиваться. (В среднем звене его доля должна составлять 90- 95 %).[8]

Поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Оно направлено на извлечение конкретной информации.

Просмотровое (ознакомительное) чтение - является основой для получения общей информации о содержании текста.

Таким образом, можно сделать вывод, что чтение – это один из видов речевой деятельности. Чтение насеет в себе коммуникативную и личностно-ориентированную направленность, что очень важно для человека.









































  1. Особенности чтения на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Занятие — эффективная форма обучения родному языку в старшем дошкольном возрасте. Эффективность обучения зависит не столько от формы, сколько от содержания, применяемых методов и стиля общения педагога с детьми. Систематические занятия приучают детей к работе с языковой информацией, воспитывают интерес к решению проблемных речевых задач, формируют отношение к слову.

На занятиях по речевому развитию с дошкольниками широко используют дидактические игры и упражнения, строятся на коммуникативной и игровой мотивации, имеют элементы занимательности, включают пластические упражнения (физкультминутки). Но в них явно применяются обучающие приемы, особенно при освоении средств и способов построения связного высказывания.[6]

Общение воспитателя с детьми носит при этом демократический характер. Чтобы обеспечить преемственность в работе, на занятиях с дошкольниками по введению в художественную литературу используется технология продуктивного чтения-слушания. Она также предполагает работу с текстом в 3 этапа:

1. Работа с текстом до чтения (рассматривание обложки книги, иллюстраций, в том числе в тетради, сообщение названия произведения и имени автора, ответы на вопросы детей, прогнозирование – о ком и о чём будем читать), цель которой – вызвать у ребёнка желание прочитать (прослушать) книгу.

2. Работа с текстом во время чтения (предполагает остановки во время первичного чтения для комментария прочитанного, для того чтобы усилить эмоциональное восприятие текста, включить воображение, привлечь внимание к чему-то и пр.). Не следует путать подобные «читательские» остановки с педагогическими ситуациями (например, для развёрнутого толкования слова, оценочного вопроса и т.п.).

3. Работа с текстом после чтения.

Структура занятий по чтению продиктована особенностями читательской деятельности и включает в себя три обязательных этапа:

1 этап: Рассмотреть книгу с детьми. Обсудить с ними название текста, иллюстрации к нему. Спросите, какие вопросы у них возникли, на что они обратили внимание. Главное – чтобы у детей возникло желание прочитать книгу.

2 этап: Прочитать текст медленно, выразительно. Особенность методики чтения состоит в том, что взрослому предлагается читать текст с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы детям, иногда – предлагая им что-то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Их задача – помочь детям «войти» в текст. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция детей на чтение взрослого. В помощь взрослому читателю в тексты произведений внесены необходимые указания. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после ответов ребят его начало надо перечитать повторно.

3 этап: Обсудить прочитанное.

Делать это можно по-разному:

  1. Предложить детям в двух словах рассказать, о чём текст. Если трудно, помочь сформулировать мысль, задать наводящие вопросы. Ни в коем случае нельзя ругать малышей за неудачи, торопить их.

  2. Можно поиграть в «Правда – неправда». Дети отгадывают, где правда, а где ложь в данных утверждениях .

  3. Можно предложить выразить отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики.

4. Можно воспроизвести с ребятами прочитанное с помощью специальных заданий (по выбору):

а) разыграть рассказ в лицах (для этой цели неплохо бы использовать кукол). Детям будет проще, если взрослый говорит «за автора», а они – от лица героев. Представление можно показать другим ребятам, домашним и др. Близко к этому и задание по «оживлению» иллюстрации, инсценирование одного эпизода текста, разыгрывание пантомимы и т.п.

б) если ребятам трудно запомнить сюжет, им предлагается нарисовать «мультик». С помощью взрослого дети вспомнят и нарисуют, хотя бы схематично, основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробуют «озвучить» мультфильм.

в) как можно чаще предлагать детям задание на свободное рассказывание, пересказы с использованием иллюстраций и иных зрительных опор. Ребятам с хорошим чувством юмора, воображением можно предложить придумать какие-то необычные варианты развития сюжета.

г) при работе со стихотворным текстом полезно заняться декламацией, хоровым чтением.

д) можно выполнить задание в тетради. Как правило, оно включает в себя иллюстрирование, конструирование прочитанного и др.[10]

Воспитатель должен научиться не только выразительно читать намеченный рассказ, сказку, стихотворение, но и подготовить детей к восприятию произведения, предусмотреть возможные их вопросы, реакции на те или иные события, изображаемые в произведении, учесть впечатление от чтения данного конкретного рассказа, сказки, стихотворения.

Чтение художественного произведения не следует прерывать. Если же слушание текста требует длительного времени, надо предусмотреть перерыв по окончании чтения части, законченной в смысловом отношении.

При чтении воспитатель следит не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием детей. В случае ослабления внимания ребят надо незаметно для них перестроиться: задать вопрос, показать предмет, о котором читают, или его изображение.

Воспитатель во время чтения должен стоять или сидеть перед детьми, чтобы дети могли не только слышать, но и наблюдать за его мимикой, жестами.[5]

Таким образом, особенность чтения на занятиях с детьми дошкольного возраста заключается в том, что используется технология продуктивного чтения-слушания.



Вика, в заключении надо кратко выписать основные мысли из каждого пункта!

Заключение

Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам.

Существует четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение, говорение и письмо. Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе чтении текстов разного жанра.

На занятиях с дошкольниками по введению в художественную литературу используется технология продуктивного чтения-слушания. Оно играет главную роль для речевого развития. Структура занятий по чтению продиктована особенностями читательской деятельности и включает в себя три обязательных этапа: воспитатель должен рассмотреть книгу с детьми; прочитать им текст медленно и выразительно; обсудить с ними прочитанное (с использованием различных практических заданий).

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в дошкольном образовании по художественной литературе позволяет решить такие задачи, как воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи; воспитание желания и умения слушать художественные произведения; следить за развитием действия.

Таким образом, цель реферата - определение особенности чтения на занятиях с детьми дошкольного возраста достигнута.

Задачи решены:

  1. Раскрыта сущность речевой деятельности.

  2. Охарактеризовано чтение как вид речевой деятельности.

  3. Описаны особенности чтения на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Продолжение исследования планируется в курсовой работе на тему «Чтение, как вид речевой деятельности дошкольника»
Вика, подумай, что будет теме курсовой работы далее!



ВИКА, неужели ТРУДНО БЫЛО ПРАВИЛЬНО СКОПИРОВАТЬ из ОБРАЗЦА ДАННЫЕ ФГОС ДО и ПОГРАММЫ!!! Если сама не можешь найти правильные выходные данные!? Вот как должно быть!

Я тебе писала, что надо 10 источников!!! У тебя всего 6! ПОЧЕМУ? Надо дополнить список! И обязательно в каждом пункте СДЕЛАТЬ в КВАДРАТНЫХ СКОБКАХ ССЫЛКИ на источники - из каких книг взят материал! У тебя нет ни одной ссылки в пунктах! Посмотри, как я сделала ссылки на ФГОС и Программу во ВВЕДНИИ! Сделай так по всему тексту в соответствии с содержанием каждого пункта!

Список использованных источников



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 г. № 1155. –, 2014. – 36 с. – Текст: непосредственный.

  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию/- Текст: электронный // consultant. ru [сайт]. - протокол от 20.05.2015 N 2/15.-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282154/. (дата обращения: 13.04.2021). -Текст: электронный.

  3. Бунеева Е.В. Еще раз о работе с текстом на уроках чтения /Е.В.Бунеева// Начальная школа.- 1999. - № 10. - С. 18 - 27.- Текст: непосредственный// http://pryski.ucoz.com/read/tekhnologija_produktivnogo_chtenija_ejo_sushhnost_.pdf. (дата обращения: 13.04.2021).

  4. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи /Н.И.Жинкин//Вопросы языкознания. — 2001. — № 6. — С. 26—38.- Текст: непосредственный// https://www.studmed.ru/zhinkin-ni-o-kodovyh-perehodah-vo-vnutrenney-rechi_f0b63e4936a.html. (дата обращения: 13.04.2021).

  5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3 - 7лет - М. 1999 – С. 7.- Текст: электронный// http://pedlib.ru/Books/1/0043/1_0043-1.shtml. (дата обращения: 13.04.2021)

  6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1999.- Текст: непосредственный// https://www.booksite.ru/fulltext/leont/text.pdf. (дата обращения: 13.04.2021).

  7. Адлер М. «Как читать книги»- МИФ, 2011- Текст: непосредственный// https://pseudology.org/chtivo/Adler_KakChitatKnigi2.pdf. (дата обращения: 13.04.2021)

  8. Бьюзен Т. «Учебник быстрого чтения»- 2006- Текст: электронный// https://obuchalka.org/2014102580286/uchebnik-bistrogo-chteniya-buzen-t-2006.html. (дата обращения: 13.04.2021)

  9. Глухов В.П. «Основы психолингвистики» -АСТ, 2005.- Текст: электронный// http://pedlib.ru/Books/4/0356/4_0356-1.shtml. (дата обращения: 13.04.2021)

  10. Поварин С.И. «Как читать книги» -1994.- Текст: непосредственный// https://sheba.spb.ru/shkola/povarnin-kniga-1971.htm. (дата обращения: 13.04.2021)

  11. Клычникова З.И. Психологические особенности обучению чтения.-Москва, Просвещение , 1983.- Текст: непосредственный// https://www.booksite.ru/fulltext/klichnik/index.htm. (дата обращение:13.04.2021)

  12. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Книга для учителя/Т.А.Ладыженская. – М., «Педагогика»,1990.- Текст: электронный// https://obuchalka.org/2017012792834/rech-rech-rech-ladijenskoi-t-a-1990.html. (дата обращения: 13.04.2021)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!