СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы по биологии 7 класс»

7 класс биология

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Строение плесневого гриба мукора»

Цель: Изучить строение и органы размножения плесневого гриба мукор.

Оборудование: плесневый гриб мукор, микроскоп, покровные и предметные стекла, лупа

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.

  2. Рассмотрите микропрепарат «Мукор» под микроскопом. Что представляет собой мицелий плесне­вого гриба?

  3. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

  4. Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?

  5. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Цель. Изучить особенности строения шляпочных грибов, изучить особенности и различия съедобных и ядовитых грибов

Оборудование. Муляжи шляпочных грибов, таблица «Шля­почные грибы»



Инструктивная карточка

1. Рассмотрите муляжи и таблицы шляпочных грибов. Нарисуйте строение гриба и подпишите все его части.



2. Рассмотрите съедобные и ядовитые грибы, посмотрите на их внешние различия.

3. Заполните таблицу. Сравните съедобные и ядовитые грибы

Признаки для сравнения

Изучаемые объекты

Белый гриб

Мухомор









■ Два ученика поспорили между собой. Один считает, что гри­бы относятся к царству растений, а другой с ним не согласен. Кто из них прав? Ответ обоснуйте.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Изучение внешнего строения водорослей»

Цель. Изучить внешнее строение водорослей на примере нитчатой водоросли спирогиры; дока­зать, что она относится к низшим растениям — многоклеточ­ным зеленым водорослям.

Оборудование. Микроскоп, микропрепараты спирогиры.



Инструктивная карточка

1. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат спирогиры и изучите рисунок учебника. Напишите, сколько клеток у спирогиры, как они расположены, какой имеют цвет.

2. Зарисуйте отдельную клетку спирогиры, укажите ее части — ядро, оболочку, цитоплазму, вакуоль, хроматофоры.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Изучение внешнего строения мхов»

Цель. Изучить особенности внешнего строения мхов.

Оборудование. Микроскоп, лупа, мхи кукушкин лен и сфаг­нум, микропрепараты мхов

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите растения кукушкина льна и сфагнума с по­мощью лупы. Найдите побеги, ризоиды, спорангии.

2. Рассмотрите микропрепараты листьев мхов под микроско­пом. Найдите у сфагнума зеленые хлорофиллоносные клетки и бесцветные водоносные клетки.

3. Заполните таблицу. Сравните моховидные.

Признаки для сравнения




Изучаемые объекты

Кукушкин лен

Сфагнум

Наличие побегов



Наличие корней



Ветвление побегов



Наличие ризоидов



Место образования спор



Особенности строения клеток листьев





ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Изучение внешнего строения папоротника»

Цель. Изучить особенности внешнего строения папоротников

Оборудование. Гербарии папоротника щи­товника мужского (можно использовать комнатные растения отдела папоротниковидных), лупа.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите предложенные объекты. Найдите вегетативные органы и спорангии.

2. Заполните таблицу.



Признаки для описания

Отдел Папоротниковидные




Щитовник мужской

Наличие корней


Наличие побегов


Особенности строения листьев


Особенности строения стебля


Способ размножения


Место образования спор




■ Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти клад с помощью цветка папоротника?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

Цель. Изучить особенности строения голосеменных растений и их многообразие

Оборудование. Побеги и шишки сосны (ели), микроскоп, микропрепараты «Мужская шишка сосны», «Хвоя сосны», «Пыльца сосны»

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите листья сосны (ели) и их расположение на побе­ге. Опишите приспособления у листьев к уменьшению испаре­ния воды. Рассмотрите микропрепарат.

Листья у большинства хвойных:

а) ;

б) снаружи покрыты ;

в) устьица

2. Рассмотрите строение мужских шишек. Найдите ось и че­шуйки. Зарисуйте расположение семян на чешуйке. Какова роль крылышка? Рассмотрите микропрепараты

3. Рассмотрите строение женских шишек. Найдите ось и че­шуйки. Какова роль семязачатка?

4. Составьте таблицу «Многообразие голосеменных растений»

■ Объясните, почему голосеменные растения могут расти даже в сухих местах.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

по теме: «Изучение строения покрытосеменных растений»

Цель. Изучить особенности строения покрытосеменных растений, выявить характерные черты классов покрытосеменных растений.

Оборудование. Гербарии пшеницы и шиповника, модели их цветков.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите гербарии и модели цветков.

2. Заполните таблицу. Сравните представителей двух классов цветковых растений.

Признаки для сравнения

Класс

Класс

Шиповник

Пшеница

Тип корневой системы



Жилкование листьев



Число семядолей в зародыше



Число частей цветка



Строение околоцветника





ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

по теме: «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения»

Цель. Изучить наиболее распространенные растения своей местности, определить их систематическое положение

Оборудование. Тетрадь, карандаши, определители растений

Инструктивная карточка



  1. Изучите наиболее распространенные растения вашей местности, зарисуйте.

  2. Определите и запишите их систематическое положение.

3. Напишите, какую роль выбранные вами животные играют в жизни человека





ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

по теме: «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»

Цель. Изучить строение членистоногих на примере речного рака, доказать, что он являет­ся представителем типа Членистоногие, класса Ракообразные.

Оборудование. Коллекция «Внешнее строение речного рака», влажные препараты, лупа.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите коллекцию, влажный препарат и рисунок учеб­ника Обратите внимание на строение конечнос­тей речного рака.

  2. Найдите все части тела и конечности речного рака. Сосчи­тайте и запишите количество органов:

3. Заполните таблицу. Распределите указанные ниже признаки, характерные для типа и класса

Признаки:

а) отделы тела — головогрудь и брюшко;

б) хитиновый покров;

в) членистые конечности;

г) 2 пары усиков;

д) 1 пара глаз,

е) 5 пар ног, расположенных на грудной части головогруди.

Речной рак

Признаки типа

Признаки класса













ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

по теме: «Особенности внешнего строения рыб в связи с об­разом жизни»

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: Рыбки из аквариума или окунь.

Инструктивная карточка

Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С по­мощью лупы рассмотрите отдельную чешую.

Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.

4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.

5.На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.

6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за ра­ботой плавников при передвижении рыбы.

7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запи­шите в тетрадь.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

по теме: «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

Цель. Изучить особенности внешнего строения и способы передвижения лягушки.

Оборудование: влажный препарат лягушки, таблица «Внешнее строение земноводных», ручная лупа.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите лягушку на влажном препарате, определите форму ее тела. Объ­ясните, какое значение она имеет в жизни лягушки.

  2. Рассмотрите все отделы тела лягушки. Какие отделы тела лягушки появились у нее с выходом на сушу?

  3. Рассмотрите окраску тела лягушки на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие.

  4. Каково значение в жизни лягушки имеет влажная кожа?

  5. Подпишите на рисунке «Внешнее строение лягушки» все отделы тела.

  1. Опишите скелет лягушки. Заполните таблицу.

Отделы скелета

Скелет лягушки

Скелет головы










Скелет туловища: позвоночник

ребра










Пояса конечностей: плечевой

тазовый









Скелет конечностей: верхних

нижних










ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12

по теме: «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

Цель: выявить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом.

Оборудование: чучело птицы, набор перьев (контурные, пуховые, пух), пинцет, лупа.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите чучело птицы. Найдите основные отделы тела. Назови­те их.

  2. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на ее форму, разме­ры. Найдите клюв, рассмотрите его строение. Найдите глаза и обратите внимание на их расположение. Найдите слуховое углубление.

  3. Рассмотрите туловище птицы. Определите его форму. Определите местоположение крыльев и ног.

  4. Обратите внимание на внешнее строение конечностей. Чем покры­ты цевка и пальцы ног? Вспомните, у каких животных такой покров.

  5. Рассмотрите хвост птицы. Запишите названия перьев, расположен­ных на крыле и хвосте, подсчитайте их число.

  6. Исследуйте набор перьев. Найдите контурное перо, изучите его строение, назовите основные части. С помощью лупы рассмотрите опаха­ло. Зарисуйте строение контурного пера и подпишите название его основ­ных частей.

  7. Рассмотрите пуховое перо. Найдите очин и опахала. Зарисуйте это перо и подпишите названия его основных частей.

  8. На основании внешнего строения птицы отметьте приспособления птиц к полету.

Оформите результаты наблюдений в тетради



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13

по теме: «Изучение строения млекопитающих»

Цель: изучить особенности внутреннего строения млекопитающего.

Оборудование: таблица «Внутреннее строение млекопитающего »

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотрите расположение внутренних органов в теле млекопитающего.

  2. Найдите и рассмотрите легкие. Определите место их расположения. Установите, к какой системе органов они относятся. Как дышат млекопитающие?

  3. Найдите желудок, кишечник, печень.

  4. Найдите сердце. Установите его место распо­ложения в полости тела. Какие органы относятся к кровеносной системе? Почему такая кровеносная система называется замкнутой?

  5. Определите, самку или самца вы рассматриваете. Установите распо­ложение семенников (яичников) в полости тела.

  6. Определите расположение почек в полости тела. Укажите, к какой системе органов относятся рассмотренные вами органы. Как происходит удаление вредных продуктов обмена веществ из организма млекопитающего?

  7. Составьте в тетради следующую таблицу:

Названия органов

Названия систем органов, к ко­торым принадлежат рассматри­ваемые органы



1. Назовите основные части скелета млекопитающего.

2. Какую функцию они выпол­няют?

3. Из каких органов состоит опорно-двигательная, дыхательная, кровенос­ная, центральная нервная системы млекопитающего?

4. Перечислите характерные черты внутреннего строения млекопитающего.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14

по теме: «Распознавание наиболее распространенных животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека»

Цель. Изучить наиболее распространенных животных своей местности, определить их систематическое положение и значение в жизни человека.

Оборудование. Тетрадь, карандаши, определители животных

Инструктивная карточка

  1. Изучите наиболее распространенных животных вашей местности, зарисуйте.

  2. Определите и запишите их систематическое положение.

  3. Напишите, какую роль выбранные вами животные играют в жизни человека




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!