СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понимание особенностей внимания лиц с умственной отсталостью

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понимание особенностей внимания лиц с умственной отсталостью»

Особенности внимания лиц с умственной отсталостью Рословцева вилена 3 курс ДО+ЛД

Особенности внимания лиц с умственной отсталостью

Рословцева вилена

3 курс ДО+ЛД

Определение Умственная отсталость - это нарушение психического развития, которое характеризуется ограниченностью познавательных способностей и нарушением адаптивного поведения. Люди с умственной отсталостью имеют особенности в функционировании различных систем организма, включая внимание. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим 50% умственно отсталых младших школьников либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность.

Определение

Умственная отсталость - это нарушение психического развития, которое характеризуется ограниченностью познавательных способностей и нарушением адаптивного поведения. Люди с умственной отсталостью имеют особенности в функционировании различных систем организма, включая внимание.

Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим 50% умственно отсталых младших школьников либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность.

Особенности внимания лиц с умственной отсталостью: 1. Сниженная концентрация внимания: Люди с умственной отсталостью, особенно с тяжелой формой, обычно имеют проблемы с поддержанием внимания на задаче в течение продолжительного времени. Им может быть сложно сфокусироваться и оставаться на задаче, особенно если она требует повышенной концентрации. Это может существенно затруднить процесс обучения и выполнения задачи. 2. Сниженная устойчивость внимания: Люди с умственной отсталостью обычно имеют сниженную устойчивость внимания. Они могут легко отвлекаться внешними факторами или внутренними мыслями, что делает сложным выполнение задачи, требующей длительной концентрации.

Особенности внимания лиц

с умственной отсталостью:

1. Сниженная концентрация внимания:

Люди с умственной отсталостью, особенно с тяжелой формой, обычно имеют проблемы с поддержанием внимания на задаче в течение продолжительного времени. Им может быть сложно сфокусироваться и оставаться на задаче, особенно если она требует повышенной концентрации. Это может существенно затруднить процесс обучения и выполнения задачи.

2. Сниженная устойчивость внимания:

Люди с умственной отсталостью обычно имеют сниженную устойчивость внимания. Они могут легко отвлекаться внешними факторами или внутренними мыслями, что делает сложным выполнение задачи, требующей длительной концентрации.

Особенности внимания лиц с умственной отсталостью: 4.Ограниченные возможности фокусировки на деталях: Люди с умственной отсталостью могут иметь ограниченные возможности фокусировки на деталях. Они могут быть склонны к обобщениям и не замечать мелкие детали или различия. Это может затруднить выполнение задач, требующих внимания к деталям, например, чтение или решение математических задач. 3. Ограниченные возможности переключения внимания: Переключение внимания между различными задачами и объектами также может быть затруднительным для лиц с умственной отсталостью. Они могут испытывать сложности в понимании, что именно требуется от них, и в адаптации к новым ситуациям.

Особенности внимания лиц

с умственной отсталостью:

4.Ограниченные возможности фокусировки на деталях:

Люди с умственной отсталостью могут иметь ограниченные возможности фокусировки на деталях. Они могут быть склонны к обобщениям и не замечать мелкие детали или различия. Это может затруднить выполнение задач, требующих внимания к деталям, например, чтение или решение математических задач.

3. Ограниченные возможности переключения внимания:

Переключение внимания между различными задачами и объектами также может быть затруднительным для лиц с умственной отсталостью. Они могут испытывать сложности в понимании, что именно требуется от них, и в адаптации к новым ситуациям.

Особенности внимания лиц с умственной отсталостью: 5.Затруднения в подавлении нежелательных отвлечений: Люди с умственной отсталостью могут иметь проблемы с подавлением нежелательных отвлечений. Они могут быть чрезмерно реактивными к окружающей среде и легко отвлекаться на различные стимулы, что затрудняет выполнение задачи. Это может быть связано с нарушениями функционирования передней части мозга, отвечающей за регуляцию внимания.

Особенности внимания лиц

с умственной отсталостью:

5.Затруднения в подавлении нежелательных отвлечений:

Люди с умственной отсталостью могут иметь проблемы с подавлением нежелательных отвлечений. Они могут быть чрезмерно реактивными к окружающей среде и легко отвлекаться на различные стимулы, что затрудняет выполнение задачи. Это может быть связано с нарушениями функционирования передней части мозга, отвечающей за регуляцию внимания.

Основные свойства внимания УО детей выявляются в экспериментальных исследованиях (по данным Ж.И. Шиф, И.Л. Баскаковой). Устойчивость внимания УО детей исследовалась с помощью методики корректурных проб. Опыты проводились индивидуально с каждым ребенком и длились 15 минут. При характеристике устойчивости внимания используется ряд показателей, к числу которых относятся: показатель продуктивности работы, определяемый количеством знаков, просмотренных за определенный промежуток времени; показатель правильности, о котором судят по числу допущенных ошибок; обобщенный показатель качества устойчивости внимания, в котором учитывается темп нарастания количества ошибок и производительность деятельности (последний показатель предложен И.Л. Баскаковой). Рассматривая показатели продуктивности работы детей через каждые 5 минут, можно сделать вывод, что продуктивность работы в течение 15 минут у УО детей в среднем снижается.

Основные свойства внимания УО детей выявляются в экспериментальных исследованиях (по данным Ж.И. Шиф, И.Л. Баскаковой).

Устойчивость внимания УО детей исследовалась с помощью методики корректурных проб. Опыты проводились индивидуально с каждым ребенком и длились 15 минут. При характеристике устойчивости внимания используется ряд показателей, к числу которых относятся: показатель продуктивности работы, определяемый количеством знаков, просмотренных за определенный промежуток времени; показатель правильности, о котором судят по числу допущенных ошибок; обобщенный показатель качества устойчивости внимания, в котором учитывается темп нарастания количества ошибок и производительность деятельности (последний показатель предложен И.Л. Баскаковой).

Рассматривая показатели продуктивности работы детей через каждые 5 минут, можно сделать вывод, что продуктивность работы в течение 15 минут у УО детей в среднем снижается.

Распределение внимания малодоступно УО детям. Это видно из эксперимента, предложенного Г.М. Дульнев. Детям предложили одновременно с выполнением задания типа корректурных проб вслух считать сигналы метронома. Оказалось, что многие первоклассники не способны к распределению внимания. Они продолжали выполнять только первое задание. К числу таких детей относились 65% учащихся с не осложненной формой УО и 95% учеников, у которых УО осложнена нарушением нейродинамики. При этом УО, характеризующиеся заторможенностью нервных процессов, не только не считали звуковые сигналы, но и выполняли корректурные пробы медленнее, чем обычно, допуская при этом большее количество ошибок. Возбудимые УО не обращали внимания на метроном, но работали с корректурными пробами. Число ошибок непременно увеличивалось, однако дети их не замечали. В среднем показатель качества устойчивости внимания снизился у 80% детей.

Распределение внимания малодоступно УО детям. Это видно из эксперимента, предложенного Г.М. Дульнев. Детям предложили одновременно с выполнением задания типа корректурных проб вслух считать сигналы метронома. Оказалось, что многие первоклассники не способны к распределению внимания. Они продолжали выполнять только первое задание. К числу таких детей относились 65% учащихся с не осложненной формой УО и 95% учеников, у которых УО осложнена нарушением нейродинамики.

При этом УО, характеризующиеся заторможенностью нервных процессов, не только не считали звуковые сигналы, но и выполняли корректурные пробы медленнее, чем обычно, допуская при этом большее количество ошибок.

Возбудимые УО не обращали внимания на метроном, но работали с корректурными пробами. Число ошибок непременно увеличивалось, однако дети их не замечали. В среднем показатель качества устойчивости внимания снизился у 80% детей.

Среди УО детей наиболее высокий показатель объема внимания отмечается у детей с неосложненной формой УО. У детей с УО, осложненной нарушениями нейродинамики, объем внимания существенно уже. Особенно отчетливо это обнаруживается у детей с преобладанием процесса торможения, что связано с присущей им резко выраженной патологической инертностью нервных процессов, безразличным отношением к предлагаемому заданию. Объем вниманияУО детей уже, чем у нормально развивающихся детей. Объем внимания учеников первого класса вспомогательной школы ограничивается 1-2 объектами и несколько расширяется по мере обучения, достигая 2-3 объекта к третьему классу.

Среди УО детей наиболее высокий показатель объема внимания отмечается у детей с неосложненной формой УО. У детей с УО, осложненной нарушениями нейродинамики, объем внимания существенно уже. Особенно отчетливо это обнаруживается у детей с преобладанием процесса торможения, что связано с присущей им резко выраженной патологической инертностью нервных процессов, безразличным отношением к предлагаемому заданию.

Объем вниманияУО детей уже, чем у нормально развивающихся детей. Объем внимания учеников первого класса вспомогательной школы ограничивается 1-2 объектами и несколько расширяется по мере обучения, достигая 2-3 объекта к третьему классу.

Таким образом, особенности внимания лиц с умственной отсталостью могут в значительной степени влиять на их функционирование в образовательных, повседневных и профессиональных сферах. Понимание этих особенностей позволяет разработать индивидуальные стратегии и подходы к обучению и поддержке для достижения наилучших результатов в развитии индивида с умственной отсталостью.

Таким образом,

особенности внимания лиц с умственной отсталостью могут в значительной степени влиять на их функционирование в образовательных, повседневных и профессиональных сферах. Понимание этих особенностей позволяет разработать индивидуальные стратегии и подходы к обучению и поддержке для достижения наилучших результатов в развитии индивида с умственной отсталостью.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!