Особенности внимания лиц с умственной отсталостью
Рословцева вилена
3 курс ДО+ЛД
Определение
Умственная отсталость - это нарушение психического развития, которое характеризуется ограниченностью познавательных способностей и нарушением адаптивного поведения. Люди с умственной отсталостью имеют особенности в функционировании различных систем организма, включая внимание.
Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим 50% умственно отсталых младших школьников либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность.
Особенности внимания лиц
с умственной отсталостью:
1. Сниженная концентрация внимания:
Люди с умственной отсталостью, особенно с тяжелой формой, обычно имеют проблемы с поддержанием внимания на задаче в течение продолжительного времени. Им может быть сложно сфокусироваться и оставаться на задаче, особенно если она требует повышенной концентрации. Это может существенно затруднить процесс обучения и выполнения задачи.
2. Сниженная устойчивость внимания:
Люди с умственной отсталостью обычно имеют сниженную устойчивость внимания. Они могут легко отвлекаться внешними факторами или внутренними мыслями, что делает сложным выполнение задачи, требующей длительной концентрации.
Особенности внимания лиц
с умственной отсталостью:
4.Ограниченные возможности фокусировки на деталях:
Люди с умственной отсталостью могут иметь ограниченные возможности фокусировки на деталях. Они могут быть склонны к обобщениям и не замечать мелкие детали или различия. Это может затруднить выполнение задач, требующих внимания к деталям, например, чтение или решение математических задач.
3. Ограниченные возможности переключения внимания:
Переключение внимания между различными задачами и объектами также может быть затруднительным для лиц с умственной отсталостью. Они могут испытывать сложности в понимании, что именно требуется от них, и в адаптации к новым ситуациям.
Особенности внимания лиц
с умственной отсталостью:
5.Затруднения в подавлении нежелательных отвлечений:
Люди с умственной отсталостью могут иметь проблемы с подавлением нежелательных отвлечений. Они могут быть чрезмерно реактивными к окружающей среде и легко отвлекаться на различные стимулы, что затрудняет выполнение задачи. Это может быть связано с нарушениями функционирования передней части мозга, отвечающей за регуляцию внимания.
Основные свойства внимания УО детей выявляются в экспериментальных исследованиях (по данным Ж.И. Шиф, И.Л. Баскаковой).
Устойчивость внимания УО детей исследовалась с помощью методики корректурных проб. Опыты проводились индивидуально с каждым ребенком и длились 15 минут. При характеристике устойчивости внимания используется ряд показателей, к числу которых относятся: показатель продуктивности работы, определяемый количеством знаков, просмотренных за определенный промежуток времени; показатель правильности, о котором судят по числу допущенных ошибок; обобщенный показатель качества устойчивости внимания, в котором учитывается темп нарастания количества ошибок и производительность деятельности (последний показатель предложен И.Л. Баскаковой).
Рассматривая показатели продуктивности работы детей через каждые 5 минут, можно сделать вывод, что продуктивность работы в течение 15 минут у УО детей в среднем снижается.
Распределение внимания малодоступно УО детям. Это видно из эксперимента, предложенного Г.М. Дульнев. Детям предложили одновременно с выполнением задания типа корректурных проб вслух считать сигналы метронома. Оказалось, что многие первоклассники не способны к распределению внимания. Они продолжали выполнять только первое задание. К числу таких детей относились 65% учащихся с не осложненной формой УО и 95% учеников, у которых УО осложнена нарушением нейродинамики.
При этом УО, характеризующиеся заторможенностью нервных процессов, не только не считали звуковые сигналы, но и выполняли корректурные пробы медленнее, чем обычно, допуская при этом большее количество ошибок.
Возбудимые УО не обращали внимания на метроном, но работали с корректурными пробами. Число ошибок непременно увеличивалось, однако дети их не замечали. В среднем показатель качества устойчивости внимания снизился у 80% детей.
Среди УО детей наиболее высокий показатель объема внимания отмечается у детей с неосложненной формой УО. У детей с УО, осложненной нарушениями нейродинамики, объем внимания существенно уже. Особенно отчетливо это обнаруживается у детей с преобладанием процесса торможения, что связано с присущей им резко выраженной патологической инертностью нервных процессов, безразличным отношением к предлагаемому заданию.
Объем вниманияУО детей уже, чем у нормально развивающихся детей. Объем внимания учеников первого класса вспомогательной школы ограничивается 1-2 объектами и несколько расширяется по мере обучения, достигая 2-3 объекта к третьему классу.
Таким образом,
особенности внимания лиц с умственной отсталостью могут в значительной степени влиять на их функционирование в образовательных, повседневных и профессиональных сферах. Понимание этих особенностей позволяет разработать индивидуальные стратегии и подходы к обучению и поддержке для достижения наилучших результатов в развитии индивида с умственной отсталостью.