СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квадратные уравнения

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа, рассматривающая устные способы решения квадратных уравнений

Просмотр содержимого документа
«Квадратные уравнения»

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»









«НЕСТАНДАРТНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

ФОРУМ МОЛОДЕЖИ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»









Автор: Голощапов Виталий Олегович

9 класс МОУ «СОШ №1»

Руководитель: Голощапова Л.А.,

учитель математики МОУ «СОШ №1»















Г. ЧЕЛЯБИНСК

2010





СОДЕРЖАНИЕ


Цели и задачи работы…..………………………………………………….3

Квадратное уравнение и его корни………………………………………..3

Нестандартные способы решения квадратных уравнений………………4

  • Прием коэффициентов………………………………………………4

  • Прием переброски…………………………………………………...6

  • Решение некоторых видов квадратных уравнений………………..7

Использование приемов решения квадратных уравнений………………..8

Выводы……………………………………………………………………….8

Приложения………………………………………………………………….9

Список литературы………………………………………………………….10


























ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ


Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, иррациональных уравнений и неравенств.

В школьном курсе математики изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения.

Однако имеются и другие приёмы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения. Овладение данными приёмами поможет экономить время и эффективно решать уравнения; потребность в быстром решении обусловлена применением системы ЕГЭ.

Целью данной работы является выявление нестандартных способов решения квадратных уравнений. Для этого следует решить ряд задач:

  • обобщить и систематизировать материал по теме: «Решение квадратных уравнений»;

  • рассмотреть известные приёмы устного решения квадратных уравнений;

  • выявить закономерности в решении квадратных уравнений и сформулировать способы решения некоторых типов квадратных уравнений;

  • составить список заданий для применения нестандартных способов решения квадратных уравнений.

Для достижения поставленных задач нужно использовать такие методы, как изучение литературы и Интернет - источников, анализ, обобщение данных, выдвижение гипотезы и ее доказательство.



КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ


Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2+bx+c=0, где х – переменная, а, b, с – некоторые числа, причем а 0. Числа а, b, с – коэффициенты квадратного уравнения. Число а называют первым коэффициентом, число b – вторым коэффициентом и число с – свободным членом.

Квадратное уравнение, в котором первый коэффициент равен 1, называют приведенным квадратным уравнением. Если квадратное уравнение разделить на первый коэффициент , то получится приведенное квадратное уравнение:

x2+ x+ =0. Если =p, =q, то уравнение примет вид x2+px+q=0.

Для решения квадратных уравнений существуют формулы:

Для уравнения ax2+bx+c=0 -

Для уравнения x2+px+q=0 -

Если b=2k, то


Для решения приведенных квадратных уравнений можно использовать теорему Виета:

Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.


Дано:

х1 и х2 – корни уравнения x2+px+q=0

Доказать: х1 + х2=-р

х1 х2=q

Доказательство:

и

Тогда

х12= = = -р;

х1 х2=( )( ) = = q

Теорема доказана.

Пример. Решить с помощью теоремы Виета уравнение х2 – 9х + 20 = 0.

х12= 9 и х1 х2 = 20

Нетрудно догадаться, что х1=4, х2=5.


НЕСТАНДАРТНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ


I. ПРИЕМ «КОЭФФИЦИЕНТОВ»

Чтобы решить уравнения типа

10х2+2009х+1999=0 или 7х2 – 2010х +2003 = 0, нужно воспользоваться следующими свойствами коэффициентов квадратных уравнений:

  1. Если a + b + c=0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю),

то один из корней квадратного уравнения равен 1, а второй – дроби .

Дано: ax2+bx+c=0

a + b + c=0

Доказать: х1=1

х2=

Доказательство: разделим обе части уравнения ax2+bx+c=0 на а , получим приведённое квадратное уравнение x2+ x+ =0.

По теореме Виета х1 + х2=-

х1 х2=

По условию a + b +c =0, откуда b= - a – c.

Значит х1 + х2=- = = 1+ ,

х1 х2= 1

Получаем х1=1, х2= , что и требовалось доказать.


Пример. Решить уравнение а)

Так как 14 – 3 – 11 = 0, то

б) 7х2 – 2010х +2003 = 0

Так как 7 – 2010 + 2003 = 0, то


  1. Если a - b + c=0 (или b = а + с, т.е. второй коэффициент равен сумме первого коэффициента и свободного члена),

то один из корней квадратного уравнения равен (-1), а второй –

дроби ( - ).

Дано: ax2+bx+c=0

a – b + c=0

Доказать: х1= - 1

х2= -


Доказательство: разделим обе части уравнения ax2+bx+c=0 на а , получим приведённое квадратное уравнение x2+ x+ =0.

По теореме Виета х1 + х2=-

х1 х2=

По условию a – b +c =0, откуда b= a + c.

Значит х1 + х2= - = = - 1 – ,

х1 х2= - 1

Получаем х1= - 1, х2= - , что и требовалось доказать.


Пример. Решить уравнение: а)

Так как 1998 = 329 + 1669, то

б) 10х2+2009х+1999=0

Так как 2009 = 10 + 1999, то


II ПРИЕМ ПЕРЕБРОСКИ


Используется при решении уравнений, для которых a b + c 0.

Например, при решении уравнения 2х2 – 11х + 5 = 0, где 2 (-11) + 5 0

Перебросим число 2 к свободному члену, получим новое уравнение

х2 – 11х + 10 = 0, в котором 1 – 11 + 10 = 0. Следовательно, его корни = 10. Чтобы найти корни исходного уравнения, разделим полученные значения на 2, тогда = 5.

Ответ: 5.

Этот прием можно использовать также и при решении квадратного уравнения с помощью теоремы Виета.

Пример. Решить уравнение

Перебросим первый коэффициент

Корни 9 и (-2).

Делим числа 9 и (-2) на 6:

.

Ответ:


III РЕШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ


1) Уравнение вида aх2 + (а2 + 1) х + а = 0 имеет корни х1 = - а, х2 = -

Доказательство: разделим обе части уравнения ах2 + (а2 + 1) х + а = 0 на а , получим приведённое квадратное уравнение x2 + (а + )x + 1 = 0.

По теореме Виета х1 + х2 = - а –

х1 х2= 1

Так как 1 = - а ( ), то х1 = - а, х2 = -


Н апример: то

2) Уравнение вида ах2 – (а2 + 1) х + а = 0 имеет корни х1 = а, х2 =

Доказательство аналогично.


Например:



3) Уравнение вида aх2 + (а2 – 1) х – а = 0 имеет корни х1 = - а, х2 =



например:



4) Уравнение вида aх2 – (а2 – 1) х – а = 0 имеет корни х1 = а, х2 = -


Н апример:












ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ


Использование теоремы, обратной теореме Виета, для составления уравнений с заданными корнями изучается в школе. Используя такие приёмы решения квадратных уравнений как прием «коэффициентов» и прием переброски, можно придумывать уравнения с рациональными корнями.

Например, составим сумму 23 – 48 + 25 = 0.

Тогда уравнение 23х2 – 48х + 25 = 0 имеет корни 1 и .

2010 = 2009 + 1 2009х2 + 2010х + 1 = 0, корни (-1) и (- )

Использование приема переброски позволяет составить сразу несколько уравнений. Например, возьмём уравнение

По теореме Виета корни 2 и 3, их произведение равно 6, 6 делится на 1,2,3,6

6=1*6

6=6*1

6=2*3

6=3*2

Используя прием переброски, можно составить еще 3 уравнения:

1) корни

2) корни

3) корни




ВЫВОДЫ



  • данные приёмы решения заслуживают внимания, поскольку они не отражены в школьных учебниках математики;

  • данные приёмы решения позволяют значительно сокращать вычисления, особенно при вычислении корня из дискриминанта в квадратных уравнениях с большими коэффициентами, если а и с имеют разные знаки;

  • овладение данными приёмами поможет экономить время и эффективно решать уравнения;

  • потребность в быстром решении обусловлена применением системы ЕГЭ.

ПРИЛОЖЕНИЯ


1) Решить уравнение

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

и)

к)

л)

м)

н)



2) Составить уравнения методом переброски из уравнения х2 – 7х + 12 = 0 и найти их корни.


3) Составить уравнения методом переброски из уравнения х2 – 9х + 20 = 0 и найти их корни.


4) Составить уравнения методом переброски из уравнения х2 – 11х + 30 = 0 и найти их корни.


6) Составить уравнения методом переброски из уравнения х2 – 12х + 35 = 0 и найти их корни.


7) Решить уравнение

а) 5х2 + 26х + 5 = 0

б) 10х2 + 101х + 10 = 0

в) 5х2 – 26х + 5 = 0

г) 10х2 – 101х + 10 = 0

д) 5х2 + 24х – 5 = 0

е) 10х2 + 99х – 10 = 0

ж) 5х2 – 24х – 5 = 0

з) 10х2 – 99х – 10 = 0


8) Составить уравнение, зная его корни:

  1. 1 и 25

  2. 1 и

  3. -1 и

  4. -1 и -37

  5. 1 и

  6. -1 и









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К.И.Нешков, С. Б. Суворова. АЛГЕБРА, учебник для 8 класса

  2. В.Г. Степанов. Основы исследовательской деятельности школьника. - Псков, 2004. С.34-38

  3. Справочник по математике

  4. Л.А.Скакунова Урок-конференция по теме «Нестандартные приемы решения квадратных уравнений Математика в школе. №6, 2008г.

  5. http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=311026

  6. http://center.fio.ru/som/RESOURCES/FILIPPOVMA/2002/05/KV_UR/KV_UR.HTM

  7. http://www.iteach.ru/forum/uchproekt/m_3nqy.html?start=150

  8. http://e-science.ru/math/theory/old/?t=143

  9. http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310040

  10. http://som.fio.ru/Resources/Karpuhina/2003/12/Complited%20work/Concert/index1.htm

  11. http://pages.marsu.ru/iac/school/s4/page74.html

  12. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=214032

  13. http://lenaka.home.nov.ru/geron.htm

  14. http://www.college.ru/mathematics/courses/stereometry/content/scientist/eukleides.html

  15. http://portfolio.1september.ru/?p=work&id=553045

  16. http://vio.fio.ru/vio_15/resource/HTML/Moor/P35_1/d_0.htm


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!