СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа»

19



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.

Игровые технологии являются неотъемлемой частью современных педагогических технологий. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого. В Отечественной педагогике занимались данной темой такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.Н. Узнадзе, С.А. Шмаков, А. П. Усова и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

      В процессе дидактической игры:

- осваиваются правила поведения и роли в социальной группе класса (мини-модели общества), переносимые затем во взрослую жизнь;

- рассматриваются возможности самих групп, коллективов;

- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики обучающихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями. [2].

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов и родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия внеурочной деятельности для формирования коммуникативной компетенции у ребёнка.

В современных условиях школа должна обеспечить формирование и развитие интеллектуальной, творческой, инициативной личности ребёнка, способной жить в новых условиях, реализовать себя в жизни, быть успешной и способствовать развитию общества.

Такой процесс обусловлен и подтверждается ФГОС НОО и современными программами образования. Семилетний ребенок, который переступил порог школы, попадает в новую для себя среду. Именно здесь он должен найти себя, заявить о себе, найти свое место в коллективе. Новоиспеченный школьник из бывшего беззаботного ребёнка должен стать соавтором, соучастником учебно-воспитательного процесса. И на этом пути ему очень нужна помощь родителей и учителя. [12]. Начальное звено школы играет значительную роль в формировании коммуникативной компетенции у ребенка.

Овладение коммуникативной компетенцией – это условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу. Анализ теории и практики формирования коммуникативных навыков через дидактические игры во внеурочной деятельности у младших школьников свидетельствует о его существенных недостатках. На данный момент недостаточно разработан вопрос создания педагогических условий и путей формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умений) младших школьников. [1]. Во внеурочной деятельности в школе мало внимания уделяется развитию коммуникативных умений младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития, недостаточно полно используются дидактические игры, как средство развития коммуникативных умений.

Выявленные недостатки в теории и практике внеурочной деятельности, как средства развития коммуникативной компетенции младших школьников объясняются наличием объективно складывающихся противоречий между высоким уровнем значимости дидактических игр в обучении и недостаточным уровнем использования дидактических игр.

Таким образом, данная тема выбрана, так как коммуникативные навыки облегчают процесс социализации младших школьников на разных ступенях обучения.  Поэтому, формирование коммуникативной компетенции – это ключ к успешной деятельности младших школьников на внеурочных занятиях.

Объект исследования: формирование коммуникативной компетенции младших школьников.

Предмет исследования: дидактические игры во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников.

Цель исследования: теоретически обосновать эффективность дидактических игр во внеурочной деятельности как средства формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности дидактических игр, направленных на формирование коммуникативной компетенции младших школьников.

3.Раскрыть сущность влияния дидактических игр на развитие коммуникативной компетенции у младших школьников через внеурочную деятельность.

Метод исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.






1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность понятия «коммуникативной компетенции» в психолого-педагогической литературе

Коммуникативная компетентность - коммуникативные навыки, позволяющие ребёнку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин «компетенция» (в переводе с латинского «соответствие», «соразмерность») означает круг вопросов, в которых данное компетентное лицо обладает знаниями, опытом. Коммуникативная компетенция может быть достигнута лишь на основе общей культуры субъекта и окружающих его людей, любви к родному языку, высокой речевой культуры. В процессе коммуникации, перед учащимися возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. [1].

Коммуникативная компетенция школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми: наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне: ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

В общении со сверстниками, у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым. [5].

Необходимо подчеркнуть, что Л.С. Выготский, опровергая ложные правила о том, что "учитель – это все, а ученик – ничто", утверждал, что во все времена воспитывали не учителя (наставники), а та школьная социальная среда, которая устанавливается для каждого отдельного ребенка и каждого отдельного случая. Поэтому, учитель является организатором воспитывающей среды, управляет основными рычагами социальной ситуации развития. [7].

Исходя из оснований культурно–исторической теории (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.), а также деятельностного подхода к понятию смысла, разработана концепция смыслообразующего обучения, где воспитательный процесс представлен активной трехсторонней учебной деятельностью и состоит из:

• активности ученика, развивающегося в партнерстве со сверстниками;

• активности учителя, организатора учебной деятельности;

• активности социальной развивающей среды, заключенной между ними.

Научное содержание понятия коммуникативная компетенция определяется содержательным наполнением понятий: общение, коммуникация, толерантность.

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение направлено на установление психического контакта между людьми. Целью является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности. Средством являются различные формы самовыражения личности. [8].

Содержание коммуникативной компетенции должно затрагивать ум и чувство ребёнка, поэтому, оно должно быть доходчивым, опираться на какой – то средний уровень осведомленности реципиента. Поток информации через различные каналы должно заинтересовывать и эмоционально затрагивать. Поэтому наличие нового содержания в нем – обязательный элемент.

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

1) Эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);

2) Когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

3) Поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.). [4].

Сформированность коммуникативной личности определяется по группам критериев:

- культура общения, общительность;

- культура речи;

- коммуникативные умения;

- коммуникативное мышление;

- ценностные ориентации;

- досуговые интересы.

У младших школьников коммуникации формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями, ребенок всё более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат младшие школьники. Коммуникации у младших школьников формируются в основном в игре. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. Такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие младшие школьники, и явно предпочитает их общество. [9].

Поэтому, при воспитании у школьников коммуникативной компетенции необходимо учитывать их психолого-педагогические особенности, так как группа сверстников становится для ребёнка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем. [10].
















1.2. Характеристика дидактических игр, направленных на формирование коммуникативной компетенции младших школьников

Одним из главных условий формирования коммуникативной компетенции младших школьников является использование в образовательном процессе начальной школы дидактической игры. В.А Сухомлинский подчеркивал, что игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Главными чертами, которые отличают от другого вида деятельности, в научной литературе называют:

-свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

– творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

-эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

– наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Дрязгунова В.А. выделяет ряд особенностей игры:

1. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.

2. Игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

3. Возможность, являющаяся для ребенка необходимостью замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка - лошадь, стул - автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. [11].

В научной литературе по определению И.А. Гришановой дано понятие дидактической игры. Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Согласно точки зрения В.В. Петрусинского, дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи, может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре внеурочной деятельности зависит от той цели, с которой ее использует преподаватель. Например, в начале занятия дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий. [12].

И.А. Гришанова наряду с понятием дидактическая игра, рассматривает понятие педагогическая игра. Педагогическая игра - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Необходимость использования дидактических игр как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников определяется в научной литературе рядом причин:

1) игровая деятельность как ведущая в младшем возрасте еще не потеряла своего значения (Л.С.Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

4) недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание внеурочной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Как пишет И.А. Гришанова, во многих дидактических играх, использованных учителем начальных классов, заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им. Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры.

В.А Дрязгунова определяет функции дидактической игры:

1) коммуникативная: освоение диалектики общения;

2) по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

3) терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

4) диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

5) коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

6) межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

7) социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

1. Функция социализации. Дидактическая игра - есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

2. Функция межнациональной коммуникации. Дидактическая игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

3. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Дидактическая игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой - выявить недостатки опыта.

4. Коммуникативная функция дидактической игры во внеурочной деятельности ярко иллюстрирует тот факт, что игра - деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

5. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

6. Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

7. Функция коррекции - есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко. [13].

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру, как форму обучения и игровую деятельность.

Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровые действия;

3) правила игры;

4) результат.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры П.И. Пидкасистый относит к следующим группам:

– игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

– игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.

– игры, включающие элементы поиска и творчества.

Г.К. Селевко предлагает следующую классификацию дидактических игр:

1. Деление игр по виду деятельности: на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

– обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

– познавательные, воспитательные, развивающие;

– репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, проф. ориентационные.

3. Согласно Г.К. Селевко по характеру игровой методике, педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

6. «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».

Как констатирует И.П. Подласый, ценность дидактических игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя проверяют. При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя. Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога. [14].

Итак, дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения.

Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи, может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры во внеурочной деятельности зависит от той цели, с которой ее использует преподаватель.

В рамках коммуникативной функции происходит освоение детьми диалектики общения. Структурными составляющими дидактической игры являются:

дидактическая задача;

игровые действия;

правила игры;

результат.

1.3. Методика использования дидактических игр во внеурочной деятельности, направленных на развитие коммуникативной компетенции младших школьников

Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельной и творческой активности учащихся во внеурочной работе на основе дифференцированного и индивидуального подхода, а также подготовки и проведения различных видов внеклассной деятельности: викторин, конкурсов, тематических утренников и вечеров, тематических недель. Индивидуальный подход к учащимся на уроках, практика внеклассной работы способствуют развитию и становлению личности в условиях единой школы, повышению уровня обучения. Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем и, обычно, согласованным с учениками и корректируемым в процессе обучения с учетом их индивидуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей. Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: поощрениями через стенную газету, награждение грамотами, книгами, сувенирами и т.д. Само участие ученика в факультативе, в кружковой работе, в каких-либо состязаниях и олимпиадах уже является дифференциацией обучения в школе. Тем не менее и к этой категории школьников целесообразно для максимального развития их индивидуальных способностей и интересов, удовлетворения потребностей широко применять дифференциацию обучения на факультативных и кружковых занятиях и индивидуальный подход в организации и руководстве их самообучения. В подготовительной работе учащихся к внеклассным мероприятиям целесообразно выделить два аспекта: организационный и дидактический. Организационная деятельность поможет возбудить у школьников интерес к внеурочным занятия, привлечь их к участию в массовых мероприятиях и отдельных состязаниях, к занятиям на факультативе.

Дидактическая же роль подготовительной работы состоит в том, чтобы помочь ученику в преодолении трудностей, возникающих при дополнительных занятиях во внеурочное время, помочь закрепиться в кружке или факультативе, поддержать интерес к дополнительным занятиям и желание заниматься самообучением, тем самым создавая базу каждому для дальнейших успехов. Во внеурочной деятельности могут с успехом использоваться разнообразные игровые формы.

Все мероприятия можно классифицировать по нескольким признакам:

- По отбору материала (тематические: «Своя игра», «Кулинарный этюд», «Веселый математический поезд»);

- По форме проведения (игра - вертушка, игра - турнир, игра - путешествие и викторина, ролевые игры, «Математическая карусель», игра - спектакль «Суд над Нулем», игра - экскурсия, сказки);

- По количеству учащихся (индивидуальные, командные).

Организуя игровое взаимодействие, соблюдаются следующие принципы:

- Принцип развивающей деятельности (игра проводится не ради игры, а с целью развития личности каждого ребенка и всего коллектива в целом);

-Принцип включенности каждого ребенка в игровое действие (не пассивное созерцание со стороны, а активное включение каждого); [15].

Главной в активной мыслительной деятельности учащихся является способность верно воспринимать информацию и передавать ее другим. От качества коммуникации, от способности ученика работать с разными видами текстов зависит его успеваемость обучения. Следовательно, формирование умений коммуникации должно стать первостепенной задачей каждого учителя - предметника. Данные умения особенно существенными становятся в условиях организации разных видов сотрудничества между учащимися, без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения. Учащийся готовится сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания, точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от учащихся умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.

Необходима организация совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, - прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т.е. усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности. Правомерно считать их важнейшими показателями нормативно - возрастной формы развития коммуникативного компонента интериоризации универсальных учебных действий в начальной школе.

Очень важны педагогические приемы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер). [16].

Работа в группе помогает ребенку осмыслить роль каждого участника диалога. Работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Дидактическая игра младших школьников предполагает свои правила:

– нельзя принуждать детей к совместной игровой деятельности или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);

– совместная игра не должна превышать 10 - 15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности, (не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.);

– отводится определенное время на игры: обучающие: 10 - 15 минут, тренировочные: 10 - 20 минут, контролирующие: 10 - 25 минут;

– использование приема - смены ролей в реализации игры;

– учить детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

– учитель должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой;

– учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов. [3].

Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована не только в форме факультативов, олимпиад, научных и познавательных кружков, но и в форме использования игровых технологий.

Значение игровой технологии во внеурочной деятельности при решении задач ФГОС состоит в том, что она может быть использована в качестве способа, приема, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский).

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер. [13].

Задачи игры для детей младшего школьного возраста:

1.Подготовка детей к жизни.

2.Способствование адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем.

3.Организация учебно-познавательной деятельности.

4.Создание и укрепление детского коллектива.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр:

I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. Учащиеся 1-2 классов любят игры с куклами и игрушками; в 3 классе дети уже реже увлекаются подобными играми.

II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Например: младшие школьники часто играют в школу: они учат кукол, обучают друг друга. Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. В таких играх дети могут сами выбирать тему игры, развить сюжет, распределить роли, подобрать нужные атрибуты. Роль воспитателя заключается в тактичном руководстве игрой.

III группа - дидактические игры. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.

IV группа - спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.

V группа - игры интеллектуальные: игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например: шашки, шахматы и т. д.

Игры могут классифицироваться:

- по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты, тренинги);

- по месту проведения (на воздухе, в помещении);

-по скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные);

- по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные);

- по количеству участников (индивидуальные, командные);

- по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»);

- по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные).

В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и учитель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Практика показывает, что роль игры в воспитании немаловажна. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. [15].

Учителя групп продленного дня работают со школьниками во вторую половину дня, свободную от учебных занятий, и берут на себя ответственность за многое.

Для создания благоприятной атмосферы в группе педагог придерживается некоторым правилам:

- Дети не должны быть предоставлены сами себе.

- Короткий промежуток свободного времени заполняется игрой или другим делом, которое ребенку по душе.

Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при планировании работы с детьми оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку. [16].















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что благодаря внеурочной деятельности учитель может решать следующие задачи:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Для формирования у детей коммуникативной компетенции нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их «личностных» отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом. Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра – это средство создания «детского общества». Игра или игровая деятельность несет в себе, как минимум, две стороны, две самостоятельных «жизни» участников. Первая – это сама игра с её правилами, сюжетом, результатами. Вторая – взаимоотношения людей (участников) в ходе игры. Вот эта вторая жизнь и есть то содержание, которое должны усвоить дети в ходе нравственного воспитания.

Игра – это деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенка. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия.

Таким образом, дидактическая игра во внеурочной деятельности должна постоянно пополнять, углублять и расширять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребенка.

Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычный процесс обучения, т.к. в играх присутствует фантазия детей, развитие творческих способностей, самостоятельный поиск ответа, активность учащихся, новый взгляд учеников на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, и что очень важно, не под давлением, а по желанию самих учащихся.

В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина: «Идеальное управление – когда нет управления, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что этого хочет сам». «Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах».




















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. – М., 2015. – 590 с.

2.Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 2016.- 268 с

3. Михайлов, С.А. Социальная психология безопасности: учеб. пособие для вузов/ С.А.Михайлов.- М.: Академия, 2017.- 250с.

4. А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. / М: Издатель Рассказов А.И., 2004 г.

5. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя.- Киев, 2014.

6.Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. – 2010.

7. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников./В.В.Давыдов - М.: Гардарики, 2018.

8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет) / Учебное пособие, 5-е издание; М., 2009. - 369с.

9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М., 20016.- 683 с.

10.Подласый И.П. Педагогика начальной школы / Учебное пособие; М.,ВЛАДОС, 2011. -271 с.

11. https://moluch.ru/archive/183/46928/

12.http://psmetodiki.ru/index.php/igry/pedagogicheskie-igry/157-didakticheskie-igry-po-adaptatsii-mladshikh-shkolnikov

13.https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/608/

14.https://infourok.ru/formirovanie-kommunikativnoy-kompetencii-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoe-vremya-802816.html

15. https://scienceforum.ru/2012/article/2012001218

16. https://scienceforum.ru/2012/article/2012001218


ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КВН “Экология вокруг нас”


План мероприятия.

Представление команд:

А) название;

Б) девиз;

В) эмблема.

Предварительная оценка.

Конкурс – разминка: вопросы, загадки, пантомима.

Предварительная оценка.

Домашнее задание: костюм из бросового материала, представление костюма.

Предварительная оценка.

Конкурс капитанов.

Ответы на вопросы.

Подведение итогов в КВН.

Проведение мероприятия

Первый конкурс

Представление команд.

Ведущий приглашает команды на сцену. По жребию определяет первую выступающую команду. Этот конкурс оценивается по пятибалльной системе.

В конкурсе оценивается внешний вид участников, подготовка символики, подбор текста и слаженность в выступлении. Зрители и болельщики поддерживают свои команды плакатами и возгласами.

Жюри подводит предварительный итог.

Второй конкурс

Разминка

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ведущий: разминка заключается в письменных ответах на вопросы, которые высвечены на экране. Всего четыре вопроса. Ответы дети пишут на бумаге и сдают жюри. Каждый правильный ответ приносит команде один балл.

Вопросы:

Из каких растений делают ткани?

Из чего плетут лапти?

Для чего мы собираем макулатуру?

Из чего делают веники?

После того, как ответы сданы в жюри, ведущий обращает внимание всех детей на экран, на котором появляются таблицы с красочными ответами на вопросы.

Жюри подводит предварительный итог.

Третий конкурс

Музыкальный

Ведущий: команды должны вспомнить и исполнить на сцене куплет или припев песни о растениях.

Ответы оцениваются по пятибалльной системе.

Во время работы команды на экране идёт демонстрация видеосюжетов, на которых показаны панно, выполненные из цветных бутылочных пробок “Старик и Золотая рыбка”, “Царевна-лягушка”, декоративное панно.

Команды выступают на сцене. Жюри подводит итоги за три конкурса.

Вопросы к залу:

Ведущий задаёт вопросы залу, они также дублируются на экране. Правильный ответ приносит балл команде.

Что вы можете сделать лично для того, чтобы в лесу не было пожаров?

Почему весной вода в реках грязнее?

Болельщики отвечают, принося команде дополнительные очки. Жюри подводит предварительные итоги.

Четвёртый конкурс

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

“Фантазия в творчестве”.

Костюм из бросового материала.

На сцену приглашаются капитаны, которые по жребию определят очерёдность выступления команд.

Оценка этого конкурса по пятибалльной системе.

Участники команд представляют свой вариант костюма с защитой. Оценивается творческий подход к работе, разнообразие используемых материалов и соответствие текстового оформления.

Жюри подводит итог по пройденным конкурсам.

Пятый конкурс

Конкурс капитанов

“Прочитай, отгадай, покажи”. Загадки о фауне.

Оценка этого конкурса – один балл за один правильный ответ. Ведущий приглашает на сцену капитанов, которые выбирают по жребию по три задания-вопроса.

Задание: капитан команды должен прочитать загадку про себя и молча показать пантомиму, поясняющую ответ.

Зрители смотрят на пантомиму и подтверждают или опровергают правильность ответа. Балл получает тот капитан, у которого зрители правильно озвучат пантомиму. Если зрители затрудняются в ответе, на помощь приходит экран, на котором высвечивается вопрос.

(Дело в том, что дети могут правильно отгадать загадку, но в пантомиме выразить свои мысли не сумеют. При текстовой подсказке зрительный зал приходит на помощь своему капитану)

Примерный перечень загадок:

У родителей и деток вся одежда из монеток.

Домовитая хозяйка полетает над лужком,

Похлопочет над цветком – Он поделится медком.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Глазки изумрудные, шубка пуховая,

Песенки любезные, коготки железные.

Что за камень у дороги? Есть у камня хвост и ноги,

Не похож он на птенца, а родился из яйца.

Над водой-водицей – царевна круглолица,

Поёт царевна, да так напевно,

Что все на суше затыкают уши.

Не пахарь, не столяр, не плотник,

А первый на селе работник.

Жюри подводит итог и оглашает результаты.

Шестой конкурс

“Судьба природа – наша судьба”

Ведущий: на экране вы видите три изречения о природе. Но в этих текстах пропущены некоторые слова, и смысл потерян. Вам предоставляется возможность найти нужные слова в сноске и вставить в соответствующий текст.

Каждый правильный ответ приносит команде один балл. Команда отвечает на вопросы на листах и сдаёт их жюри.

Задание доступное для детей пятых и шестых классов, поэтому справляются они с ним быстро. Жюри ведёт подсчёт баллов и объявляет результаты. Председатель жюри под аплодисменты называет победителя КВН и вручает награду.

Второй команде вручается грамота за активное участие.






ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игра «Клетка»

На доске чертится таблица 5 на 5 клеток. В 3 строке вписывается слово из 5 букв. Необходимо придумывать слова, добавляя по 1 букве в любую клетку. Слова могут читаться в любом направлении кроме вертикального. За каждую букву в придуманном слове дается 1 балл. Игра продолжается до тех пор, пока не будут заполнены все клетки. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество баллов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!