19
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.
Игровые технологии являются неотъемлемой частью современных педагогических технологий. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого. В Отечественной педагогике занимались данной темой такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.Н. Узнадзе, С.А. Шмаков, А. П. Усова и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.
В процессе дидактической игры:
- осваиваются правила поведения и роли в социальной группе класса (мини-модели общества), переносимые затем во взрослую жизнь;
- рассматриваются возможности самих групп, коллективов;
- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики обучающихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями. [2].
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов и родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия внеурочной деятельности для формирования коммуникативной компетенции у ребёнка.
В современных условиях школа должна обеспечить формирование и развитие интеллектуальной, творческой, инициативной личности ребёнка, способной жить в новых условиях, реализовать себя в жизни, быть успешной и способствовать развитию общества.
Такой процесс обусловлен и подтверждается ФГОС НОО и современными программами образования. Семилетний ребенок, который переступил порог школы, попадает в новую для себя среду. Именно здесь он должен найти себя, заявить о себе, найти свое место в коллективе. Новоиспеченный школьник из бывшего беззаботного ребёнка должен стать соавтором, соучастником учебно-воспитательного процесса. И на этом пути ему очень нужна помощь родителей и учителя. [12]. Начальное звено школы играет значительную роль в формировании коммуникативной компетенции у ребенка.
Овладение коммуникативной компетенцией – это условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу. Анализ теории и практики формирования коммуникативных навыков через дидактические игры во внеурочной деятельности у младших школьников свидетельствует о его существенных недостатках. На данный момент недостаточно разработан вопрос создания педагогических условий и путей формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умений) младших школьников. [1]. Во внеурочной деятельности в школе мало внимания уделяется развитию коммуникативных умений младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития, недостаточно полно используются дидактические игры, как средство развития коммуникативных умений.
Выявленные недостатки в теории и практике внеурочной деятельности, как средства развития коммуникативной компетенции младших школьников объясняются наличием объективно складывающихся противоречий между высоким уровнем значимости дидактических игр в обучении и недостаточным уровнем использования дидактических игр.
Таким образом, данная тема выбрана, так как коммуникативные навыки облегчают процесс социализации младших школьников на разных ступенях обучения. Поэтому, формирование коммуникативной компетенции – это ключ к успешной деятельности младших школьников на внеурочных занятиях.
Объект исследования: формирование коммуникативной компетенции младших школьников.
Предмет исследования: дидактические игры во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность дидактических игр во внеурочной деятельности как средства формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности дидактических игр, направленных на формирование коммуникативной компетенции младших школьников.
3.Раскрыть сущность влияния дидактических игр на развитие коммуникативной компетенции у младших школьников через внеурочную деятельность.
Метод исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность понятия «коммуникативной компетенции» в психолого-педагогической литературе
Коммуникативная компетентность - коммуникативные навыки, позволяющие ребёнку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин «компетенция» (в переводе с латинского «соответствие», «соразмерность») означает круг вопросов, в которых данное компетентное лицо обладает знаниями, опытом. Коммуникативная компетенция может быть достигнута лишь на основе общей культуры субъекта и окружающих его людей, любви к родному языку, высокой речевой культуры. В процессе коммуникации, перед учащимися возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. [1].
Коммуникативная компетенция школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми: наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне: ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
В общении со сверстниками, у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым. [5].
Необходимо подчеркнуть, что Л.С. Выготский, опровергая ложные правила о том, что "учитель – это все, а ученик – ничто", утверждал, что во все времена воспитывали не учителя (наставники), а та школьная социальная среда, которая устанавливается для каждого отдельного ребенка и каждого отдельного случая. Поэтому, учитель является организатором воспитывающей среды, управляет основными рычагами социальной ситуации развития. [7].
Исходя из оснований культурно–исторической теории (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.), а также деятельностного подхода к понятию смысла, разработана концепция смыслообразующего обучения, где воспитательный процесс представлен активной трехсторонней учебной деятельностью и состоит из:
• активности ученика, развивающегося в партнерстве со сверстниками;
• активности учителя, организатора учебной деятельности;
• активности социальной развивающей среды, заключенной между ними.
Научное содержание понятия коммуникативная компетенция определяется содержательным наполнением понятий: общение, коммуникация, толерантность.
Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение направлено на установление психического контакта между людьми. Целью является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности. Средством являются различные формы самовыражения личности. [8].
Содержание коммуникативной компетенции должно затрагивать ум и чувство ребёнка, поэтому, оно должно быть доходчивым, опираться на какой – то средний уровень осведомленности реципиента. Поток информации через различные каналы должно заинтересовывать и эмоционально затрагивать. Поэтому наличие нового содержания в нем – обязательный элемент.
Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:
1) Эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
2) Когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
3) Поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.). [4].
Сформированность коммуникативной личности определяется по группам критериев:
- культура общения, общительность;
- культура речи;
- коммуникативные умения;
- коммуникативное мышление;
- ценностные ориентации;
- досуговые интересы.
У младших школьников коммуникации формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями, ребенок всё более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат младшие школьники. Коммуникации у младших школьников формируются в основном в игре. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. Такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие младшие школьники, и явно предпочитает их общество. [9].
Поэтому, при воспитании у школьников коммуникативной компетенции необходимо учитывать их психолого-педагогические особенности, так как группа сверстников становится для ребёнка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем. [10].
1.2. Характеристика дидактических игр, направленных на формирование коммуникативной компетенции младших школьников
Одним из главных условий формирования коммуникативной компетенции младших школьников является использование в образовательном процессе начальной школы дидактической игры. В.А Сухомлинский подчеркивал, что игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Главными чертами, которые отличают от другого вида деятельности, в научной литературе называют:
-свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
– творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
-эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
– наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Дрязгунова В.А. выделяет ряд особенностей игры:
1. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.
2. Игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
3. Возможность, являющаяся для ребенка необходимостью замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка - лошадь, стул - автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. [11].
В научной литературе по определению И.А. Гришановой дано понятие дидактической игры. Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Согласно точки зрения В.В. Петрусинского, дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи, может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре внеурочной деятельности зависит от той цели, с которой ее использует преподаватель. Например, в начале занятия дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий. [12].
И.А. Гришанова наряду с понятием дидактическая игра, рассматривает понятие педагогическая игра. Педагогическая игра - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Необходимость использования дидактических игр как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников определяется в научной литературе рядом причин:
1) игровая деятельность как ведущая в младшем возрасте еще не потеряла своего значения (Л.С.Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
4) недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание внеурочной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
Как пишет И.А. Гришанова, во многих дидактических играх, использованных учителем начальных классов, заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им. Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры.
В.А Дрязгунова определяет функции дидактической игры:
1) коммуникативная: освоение диалектики общения;
2) по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
3) терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
4) диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
5) коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
6) межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
7) социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:
1. Функция социализации. Дидактическая игра - есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
2. Функция межнациональной коммуникации. Дидактическая игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
3. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Дидактическая игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой - выявить недостатки опыта.
4. Коммуникативная функция дидактической игры во внеурочной деятельности ярко иллюстрирует тот факт, что игра - деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
5. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
6. Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
7. Функция коррекции - есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко. [13].
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру, как форму обучения и игровую деятельность.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровые действия;
3) правила игры;
4) результат.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры П.И. Пидкасистый относит к следующим группам:
– игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
– игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
– игры, включающие элементы поиска и творчества.
Г.К. Селевко предлагает следующую классификацию дидактических игр:
1. Деление игр по виду деятельности: на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
– обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
– познавательные, воспитательные, развивающие;
– репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, проф. ориентационные.
3. Согласно Г.К. Селевко по характеру игровой методике, педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.
6. «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».
Как констатирует И.П. Подласый, ценность дидактических игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя проверяют. При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя. Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога. [14].
Итак, дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения.
Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи, может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры во внеурочной деятельности зависит от той цели, с которой ее использует преподаватель.
В рамках коммуникативной функции происходит освоение детьми диалектики общения. Структурными составляющими дидактической игры являются:
дидактическая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат.
1.3. Методика использования дидактических игр во внеурочной деятельности, направленных на развитие коммуникативной компетенции младших школьников
Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельной и творческой активности учащихся во внеурочной работе на основе дифференцированного и индивидуального подхода, а также подготовки и проведения различных видов внеклассной деятельности: викторин, конкурсов, тематических утренников и вечеров, тематических недель. Индивидуальный подход к учащимся на уроках, практика внеклассной работы способствуют развитию и становлению личности в условиях единой школы, повышению уровня обучения. Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем и, обычно, согласованным с учениками и корректируемым в процессе обучения с учетом их индивидуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей. Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: поощрениями через стенную газету, награждение грамотами, книгами, сувенирами и т.д. Само участие ученика в факультативе, в кружковой работе, в каких-либо состязаниях и олимпиадах уже является дифференциацией обучения в школе. Тем не менее и к этой категории школьников целесообразно для максимального развития их индивидуальных способностей и интересов, удовлетворения потребностей широко применять дифференциацию обучения на факультативных и кружковых занятиях и индивидуальный подход в организации и руководстве их самообучения. В подготовительной работе учащихся к внеклассным мероприятиям целесообразно выделить два аспекта: организационный и дидактический. Организационная деятельность поможет возбудить у школьников интерес к внеурочным занятия, привлечь их к участию в массовых мероприятиях и отдельных состязаниях, к занятиям на факультативе.
Дидактическая же роль подготовительной работы состоит в том, чтобы помочь ученику в преодолении трудностей, возникающих при дополнительных занятиях во внеурочное время, помочь закрепиться в кружке или факультативе, поддержать интерес к дополнительным занятиям и желание заниматься самообучением, тем самым создавая базу каждому для дальнейших успехов. Во внеурочной деятельности могут с успехом использоваться разнообразные игровые формы.
Все мероприятия можно классифицировать по нескольким признакам:
- По отбору материала (тематические: «Своя игра», «Кулинарный этюд», «Веселый математический поезд»);
- По форме проведения (игра - вертушка, игра - турнир, игра - путешествие и викторина, ролевые игры, «Математическая карусель», игра - спектакль «Суд над Нулем», игра - экскурсия, сказки);
- По количеству учащихся (индивидуальные, командные).
Организуя игровое взаимодействие, соблюдаются следующие принципы:
- Принцип развивающей деятельности (игра проводится не ради игры, а с целью развития личности каждого ребенка и всего коллектива в целом);
-Принцип включенности каждого ребенка в игровое действие (не пассивное созерцание со стороны, а активное включение каждого); [15].
Главной в активной мыслительной деятельности учащихся является способность верно воспринимать информацию и передавать ее другим. От качества коммуникации, от способности ученика работать с разными видами текстов зависит его успеваемость обучения. Следовательно, формирование умений коммуникации должно стать первостепенной задачей каждого учителя - предметника. Данные умения особенно существенными становятся в условиях организации разных видов сотрудничества между учащимися, без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения. Учащийся готовится сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания, точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от учащихся умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.
Необходима организация совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, - прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т.е. усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности. Правомерно считать их важнейшими показателями нормативно - возрастной формы развития коммуникативного компонента интериоризации универсальных учебных действий в начальной школе.
Очень важны педагогические приемы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер). [16].
Работа в группе помогает ребенку осмыслить роль каждого участника диалога. Работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Дидактическая игра младших школьников предполагает свои правила:
– нельзя принуждать детей к совместной игровой деятельности или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);
– совместная игра не должна превышать 10 - 15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности, (не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.);
– отводится определенное время на игры: обучающие: 10 - 15 минут, тренировочные: 10 - 20 минут, контролирующие: 10 - 25 минут;
– использование приема - смены ролей в реализации игры;
– учить детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
– учитель должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой;
– учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов. [3].
Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована не только в форме факультативов, олимпиад, научных и познавательных кружков, но и в форме использования игровых технологий.
Значение игровой технологии во внеурочной деятельности при решении задач ФГОС состоит в том, что она может быть использована в качестве способа, приема, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский).
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер. [13].
Задачи игры для детей младшего школьного возраста:
1.Подготовка детей к жизни.
2.Способствование адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем.
3.Организация учебно-познавательной деятельности.
4.Создание и укрепление детского коллектива.
В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр:
I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. Учащиеся 1-2 классов любят игры с куклами и игрушками; в 3 классе дети уже реже увлекаются подобными играми.
II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Например: младшие школьники часто играют в школу: они учат кукол, обучают друг друга. Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. В таких играх дети могут сами выбирать тему игры, развить сюжет, распределить роли, подобрать нужные атрибуты. Роль воспитателя заключается в тактичном руководстве игрой.
III группа - дидактические игры. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.
IV группа - спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.
V группа - игры интеллектуальные: игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например: шашки, шахматы и т. д.
Игры могут классифицироваться:
- по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты, тренинги);
- по месту проведения (на воздухе, в помещении);
-по скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные);
- по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные);
- по количеству участников (индивидуальные, командные);
- по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»);
- по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные).
В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и учитель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Практика показывает, что роль игры в воспитании немаловажна. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. [15].
Учителя групп продленного дня работают со школьниками во вторую половину дня, свободную от учебных занятий, и берут на себя ответственность за многое.
Для создания благоприятной атмосферы в группе педагог придерживается некоторым правилам:
- Дети не должны быть предоставлены сами себе.
- Короткий промежуток свободного времени заполняется игрой или другим делом, которое ребенку по душе.
Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при планировании работы с детьми оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку. [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что благодаря внеурочной деятельности учитель может решать следующие задачи:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Для формирования у детей коммуникативной компетенции нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их «личностных» отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом. Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра – это средство создания «детского общества». Игра или игровая деятельность несет в себе, как минимум, две стороны, две самостоятельных «жизни» участников. Первая – это сама игра с её правилами, сюжетом, результатами. Вторая – взаимоотношения людей (участников) в ходе игры. Вот эта вторая жизнь и есть то содержание, которое должны усвоить дети в ходе нравственного воспитания.
Игра – это деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенка. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия.
Таким образом, дидактическая игра во внеурочной деятельности должна постоянно пополнять, углублять и расширять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребенка.
Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычный процесс обучения, т.к. в играх присутствует фантазия детей, развитие творческих способностей, самостоятельный поиск ответа, активность учащихся, новый взгляд учеников на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, и что очень важно, не под давлением, а по желанию самих учащихся.
В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина: «Идеальное управление – когда нет управления, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что этого хочет сам». «Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. – М., 2015. – 590 с.
2.Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 2016.- 268 с
3. Михайлов, С.А. Социальная психология безопасности: учеб. пособие для вузов/ С.А.Михайлов.- М.: Академия, 2017.- 250с.
4. А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. / М: Издатель Рассказов А.И., 2004 г.
5. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя.- Киев, 2014.
6.Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. – 2010.
7. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников./В.В.Давыдов - М.: Гардарики, 2018.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет) / Учебное пособие, 5-е издание; М., 2009. - 369с.
9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М., 20016.- 683 с.
10.Подласый И.П. Педагогика начальной школы / Учебное пособие; М.,ВЛАДОС, 2011. -271 с.
11. https://moluch.ru/archive/183/46928/
12.http://psmetodiki.ru/index.php/igry/pedagogicheskie-igry/157-didakticheskie-igry-po-adaptatsii-mladshikh-shkolnikov
13.https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/608/
14.https://infourok.ru/formirovanie-kommunikativnoy-kompetencii-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoe-vremya-802816.html
15. https://scienceforum.ru/2012/article/2012001218
16. https://scienceforum.ru/2012/article/2012001218
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КВН “Экология вокруг нас”
План мероприятия.
Представление команд:
А) название;
Б) девиз;
В) эмблема.
Предварительная оценка.
Конкурс – разминка: вопросы, загадки, пантомима.
Предварительная оценка.
Домашнее задание: костюм из бросового материала, представление костюма.
Предварительная оценка.
Конкурс капитанов.
Ответы на вопросы.
Подведение итогов в КВН.
Проведение мероприятия
Первый конкурс
Представление команд.
Ведущий приглашает команды на сцену. По жребию определяет первую выступающую команду. Этот конкурс оценивается по пятибалльной системе.
В конкурсе оценивается внешний вид участников, подготовка символики, подбор текста и слаженность в выступлении. Зрители и болельщики поддерживают свои команды плакатами и возгласами.
Жюри подводит предварительный итог.
Второй конкурс
Разминка
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ведущий: разминка заключается в письменных ответах на вопросы, которые высвечены на экране. Всего четыре вопроса. Ответы дети пишут на бумаге и сдают жюри. Каждый правильный ответ приносит команде один балл.
Вопросы:
Из каких растений делают ткани?
Из чего плетут лапти?
Для чего мы собираем макулатуру?
Из чего делают веники?
После того, как ответы сданы в жюри, ведущий обращает внимание всех детей на экран, на котором появляются таблицы с красочными ответами на вопросы.
Жюри подводит предварительный итог.
Третий конкурс
Музыкальный
Ведущий: команды должны вспомнить и исполнить на сцене куплет или припев песни о растениях.
Ответы оцениваются по пятибалльной системе.
Во время работы команды на экране идёт демонстрация видеосюжетов, на которых показаны панно, выполненные из цветных бутылочных пробок “Старик и Золотая рыбка”, “Царевна-лягушка”, декоративное панно.
Команды выступают на сцене. Жюри подводит итоги за три конкурса.
Вопросы к залу:
Ведущий задаёт вопросы залу, они также дублируются на экране. Правильный ответ приносит балл команде.
Что вы можете сделать лично для того, чтобы в лесу не было пожаров?
Почему весной вода в реках грязнее?
Болельщики отвечают, принося команде дополнительные очки. Жюри подводит предварительные итоги.
Четвёртый конкурс
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
“Фантазия в творчестве”.
Костюм из бросового материала.
На сцену приглашаются капитаны, которые по жребию определят очерёдность выступления команд.
Оценка этого конкурса по пятибалльной системе.
Участники команд представляют свой вариант костюма с защитой. Оценивается творческий подход к работе, разнообразие используемых материалов и соответствие текстового оформления.
Жюри подводит итог по пройденным конкурсам.
Пятый конкурс
Конкурс капитанов
“Прочитай, отгадай, покажи”. Загадки о фауне.
Оценка этого конкурса – один балл за один правильный ответ. Ведущий приглашает на сцену капитанов, которые выбирают по жребию по три задания-вопроса.
Задание: капитан команды должен прочитать загадку про себя и молча показать пантомиму, поясняющую ответ.
Зрители смотрят на пантомиму и подтверждают или опровергают правильность ответа. Балл получает тот капитан, у которого зрители правильно озвучат пантомиму. Если зрители затрудняются в ответе, на помощь приходит экран, на котором высвечивается вопрос.
(Дело в том, что дети могут правильно отгадать загадку, но в пантомиме выразить свои мысли не сумеют. При текстовой подсказке зрительный зал приходит на помощь своему капитану)
Примерный перечень загадок:
У родителей и деток вся одежда из монеток.
Домовитая хозяйка полетает над лужком,
Похлопочет над цветком – Он поделится медком.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Глазки изумрудные, шубка пуховая,
Песенки любезные, коготки железные.
Что за камень у дороги? Есть у камня хвост и ноги,
Не похож он на птенца, а родился из яйца.
Над водой-водицей – царевна круглолица,
Поёт царевна, да так напевно,
Что все на суше затыкают уши.
Не пахарь, не столяр, не плотник,
А первый на селе работник.
Жюри подводит итог и оглашает результаты.
Шестой конкурс
“Судьба природа – наша судьба”
Ведущий: на экране вы видите три изречения о природе. Но в этих текстах пропущены некоторые слова, и смысл потерян. Вам предоставляется возможность найти нужные слова в сноске и вставить в соответствующий текст.
Каждый правильный ответ приносит команде один балл. Команда отвечает на вопросы на листах и сдаёт их жюри.
Задание доступное для детей пятых и шестых классов, поэтому справляются они с ним быстро. Жюри ведёт подсчёт баллов и объявляет результаты. Председатель жюри под аплодисменты называет победителя КВН и вручает награду.
Второй команде вручается грамота за активное участие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игра «Клетка»
На доске чертится таблица 5 на 5 клеток. В 3 строке вписывается слово из 5 букв. Необходимо придумывать слова, добавляя по 1 букве в любую клетку. Слова могут читаться в любом направлении кроме вертикального. За каждую букву в придуманном слове дается 1 балл. Игра продолжается до тех пор, пока не будут заполнены все клетки. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество баллов.