Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Формирование математической грамотности» составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287, Положением о рабочей программе МБОУ «Веселоярская СОШ».
Социальной адаптации наших выпускников во многом способствует качественная базовая математическая подготовка. Без нее невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. После школьной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
В отдельных случаях преподавание математики может рассматриваться как связующая дисциплина общеобразовательных и профессиональных знаний. Особенно это верно при формировании с помощью математики профессионального мышления. Такое профессиональное мышление можно условно обозначить как социально-экономическое мышление в зависимости профессиональной направленности студентов. Само формирование мышления может происходить как непосредственно через прикладной характер курса математики.
Практико-ориентированная деятельность — это деятельность, направленная на осуществление связи школьного курса с практикой, что предполагает формирование у учащихся умений, необходимых для решения средствами математики практических задач.
Для реализации целей по формированию математической грамотности необходимо включать в учебный процесс задачи с практическим содержанием. Они активизируют мыслительную деятельность, развивают интерес к математике. Именно поэтому при изучении данного курса у девятиклассников повысится возможность намного полнее удовлетворить свои интересы и запросы в математическом образовании. Курс займёт значимое место в образовании старшеклассников, так как может научить их применять свои умения в нестандартных ситуациях. С другой стороны, курс позволит выпускнику основной школы приобрести необходимый и достаточный набор умений по решению задач и лучше подготовиться к обучению в старших классах, где математика является профилирующим предметом.
Для реализации целей и задач данной программы предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.
Формы подведения итогов реализации программы: успешная сдача экзамена за курс основной школы.
Возрастная группа обучающихся: 15-16 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Учебным планом МБОУ «Веселоярская СОШ» на реализацию данной программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Геометрические преобразования для жилищных строений.
Задачи математического содержания на товарно-денежные отношения (расчет количества стройматериала).
Задачи о покупках.
Методы решения задач при продаже товаров в процессе их подорожания и удешевления.
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
Модели жизненных ситуаций математического содержания.
Задачи практико-ориентированного содержания.
Графическое решение задач на движение пешеходов и транспорта.
Табличное решение задач на движение пешеходов и транспорта.
Решение задач на движение по воде.
Моделирование при решении задач на движение.
Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
Графический способ решения задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
- объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
-Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
- Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
-Развитие умений интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной или глобальной ситуации.
- овладеть математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах.
-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
-пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
-самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
- оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания.
№ | Тема занятия | Количество часов | Основное содержание (основные понятия) | Основные виды деятельности учащихся | Оборудование для занятий |
| Геометрические преобразования для жилищных строений. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Геометрические преобразования для жилищных строений. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Задачи математического содержания на товарно-денежные отношения (расчет количества стройматериала). | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Задачи математического содержания на товарно-денежные отношения (расчет количества стройматериала). | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Задачи о покупках. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Задачи о покупках. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Модели жизненных ситуаций математического содержания. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Модели жизненных ситуаций математического содержания. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Модели жизненных ситуаций математического содержания. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Задачи практико-ориентированного содержания. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Задачи практико-ориентированного содержания. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Задачи практико-ориентированного содержания. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Графическое решение задач на движение пешеходов и транспорта. | 1 | Нестандартные методы решения | Применять имеющиеся знания при решении отдельных тем, ориентироваться в заданиях части В, работать с полным объемом теста. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Табличное решение задач на движение пешеходов и транспорта. | 1 | Нестандартные методы решения | Применять имеющиеся знания при решении отдельных тем, ориентироваться в заданиях части В, работать с полным объемом теста. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Решение задач на движение по воде. | 1 | Нестандартные методы решения | Применять имеющиеся знания при решении отдельных тем, ориентироваться в заданиях части В, работать с полным объемом теста. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Моделирование при решении задач на движение. | 1 | Нестандартные методы решения | Применять имеющиеся знания при решении отдельных тем, ориентироваться в заданиях части В, работать с полным объемом теста. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений. | 1 | Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным | Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений. | 1 | Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным | Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений. | 1 | Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным | Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений. | 1 | Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным | Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений. | 1 | Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным | Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений. | 1 | Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным | Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений. | 1 | Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным | Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений. | 1 | Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным | Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Применять свойства геометрических для обоснования вычислений; Применять формулы для вычисления геометрических величин; Записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Применять свойства геометрических для обоснования вычислений; Применять формулы для вычисления геометрических величин; Записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Применять свойства геометрических для обоснования вычислений; Применять формулы для вычисления геометрических величин; Записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Применять свойства геометрических для обоснования вычислений; Применять формулы для вычисления геометрических величин; Записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Применять свойства геометрических для обоснования вычислений; Применять формулы для вычисления геометрических величин; Записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |
| Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 1 | Математическая обработка результатов, решение практических задач. | Применять свойства геометрических для обоснования вычислений; Применять формулы для вычисления геометрических величин; Записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур. | Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации |