СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс внеурочной деятельности "Формирование математической грамотности" для 9 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности "Формирование математической грамотности" для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности "Формирование математической грамотности" для 9 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Формирование математической грамотности» составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287, Положением о рабочей программе МБОУ «Веселоярская СОШ».

Программа реализуется в рамках занятий по формированию функциональной грамотности плана внеурочной деятельности МБОУ «Веселоярская СОШ» на 2022-2023 учебный год.

Цель курса внеурочной деятельности:

углубление знаний учащихся о различных методах решения задач и базовых математических понятий, используемых при обосновании того или иного метода решения; формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков самостоятельной и групповой исследовательской деятельности.

Задачи:

  • формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний;

  • классификация способов решения нестандартных задач, углубление теоретических основ школьной математики;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;

  • воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности, развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации.

Социальной адаптации наших выпускников во многом способствует качественная базовая математическая подготовка. Без нее невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. После школьной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.

Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

В отдельных случаях преподавание математики может рассматриваться как связующая дисциплина общеобразовательных и профессиональных знаний. Особенно это верно при формировании с помощью математики профессионального мышления. Такое профессиональное мышление можно условно обозначить как социально-экономическое мышление в зависимости профессиональной направленности студентов. Само формирование мышления может происходить как непосредственно через прикладной характер курса математики.

Практико-ориентированная деятельность — это деятельность, направленная на осуществление связи школьного курса с практикой, что предполагает формирование у учащихся умений, необходимых для решения средствами математики практических задач.

Для реализации целей по формированию математической грамотности необходимо включать в учебный процесс задачи с практическим содержанием. Они активизируют мыслительную деятельность, развивают интерес к математике. Именно поэтому при изучении данного курса у девятиклассников повысится возможность намного полнее удовлетворить свои интересы и запросы в математическом образовании. Курс займёт значимое место в образовании старшеклассников, так как может научить их применять свои умения в нестандартных ситуациях. С другой стороны, курс позволит выпускнику основной школы приобрести необходимый и достаточный набор умений по решению задач и лучше подготовиться к обучению в старших классах, где математика является профилирующим предметом.

Для реализации целей и задач данной программы предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.

Формы подведения итогов реализации программы: успешная сдача экзамена за курс основной школы.

Возрастная группа обучающихся: 15-16 лет.

Сроки реализации программы: 1 год.

Учебным планом МБОУ «Веселоярская СОШ» на реализацию данной программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.







Содержание курса внеурочной деятельности

Задачи практического назначения (6ч)

Геометрические преобразования для жилищных строений.

Задачи математического содержания на товарно-денежные отношения (расчет количества стройматериала).

Задачи о покупках.

Методы решения задач при продаже товаров в процессе их подорожания и удешевления.

Проценты (4ч)

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

Математические задачи на различные жизненные ситуации (6 ч)

Модели жизненных ситуаций математического содержания.

Задачи практико-ориентированного содержания.

Задачи на движение (4ч)

Графическое решение задач на движение пешеходов и транспорта.

Табличное решение задач на движение пешеходов и транспорта.

Решение задач на движение по воде.

Моделирование при решении задач на движение.

Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений (8ч)

Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.

Графический способ решения задач с помощью дробно - рациональных уравнений.

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование (6ч)

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;

- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;

- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

- объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

Метапредметным результатом освоения программы является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

-Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;

- Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

- Развитие умений работать с учебным математическим текстом;

- Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;

- Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

- Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

- Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;

-Развитие умений интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте

национальной или глобальной ситуации.

Предметные результаты освоения программы.

Учащиеся получат возможность:

- овладеть математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;

- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);

- владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;

- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах.

Учащиеся получат возможность:

-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

-пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

-уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов,

-самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

- оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания.



Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и темы

Количество часов

1

Задачи практического назначения

6

2

Проценты

4

3

Математические задачи на различные жизненные ситуации

6

4

Задачи на движение

4

5

Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений

8

6

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование

6

7

ИТОГО

34

Календарно-тематическое планирование курса

Тема занятия

Количество часов

Основное содержание (основные понятия)

Основные виды деятельности

учащихся

Оборудование для занятий

Геометрические преобразования для жилищных строений.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Геометрические преобразования для жилищных строений.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Задачи математического содержания на товарно-денежные отношения (расчет количества стройматериала).

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Задачи математического содержания на товарно-денежные отношения (расчет количества стройматериала).

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Задачи о покупках.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Задачи о покупках.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Модели жизненных ситуаций математического содержания.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Модели жизненных ситуаций математического содержания.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Модели жизненных ситуаций математического содержания.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Задачи практико-ориентированного содержания.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Выполнять задания, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Задачи практико-ориентированного содержания.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера


Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Задачи практико-ориентированного содержания.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера


Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Графическое решение задач на движение пешеходов и транспорта.

1

Нестандартные методы решения

Применять имеющиеся знания при решении отдельных тем, ориентироваться в заданиях части В, работать с полным объемом теста.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Табличное решение задач на движение пешеходов и транспорта.

1

Нестандартные методы решения

Применять имеющиеся знания при решении отдельных тем, ориентироваться в заданиях части В, работать с полным объемом теста.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Решение задач на движение по воде.

1

Нестандартные методы решения

Применять имеющиеся знания при решении отдельных тем, ориентироваться в заданиях части В, работать с полным объемом теста.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Моделирование при решении задач на движение.

1

Нестандартные методы решения

Применять имеющиеся знания при решении отдельных тем, ориентироваться в заданиях части В, работать с полным объемом теста.

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.

1

Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным

Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.

1

Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным

Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.

1

Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным

Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.

1

Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным

Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.

1

Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным

Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.

1

Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным

Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.

1

Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным

Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.

1

Решение задач с помощью рациональных и дробно-рациональных уравнений, сводящихся к линейным

Освоить методы решения всех типов задач, разобраться в темах, где возникли трудности

Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Применять свойства геометрических для обоснования вычислений;

Применять формулы для вычисления геометрических величин;

Записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур.


Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Применять свойства геометрических для обоснования вычислений;

Применять формулы для вычисления геометрических величин;

Записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур.


Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Применять свойства геометрических для обоснования вычислений;

Применять формулы для вычисления геометрических величин;

Записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур.


Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Применять свойства геометрических для обоснования вычислений;

Применять формулы для вычисления геометрических величин;

Записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур.


Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Применять свойства геометрических для обоснования вычислений;

Применять формулы для вычисления геометрических величин;

Записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур.


Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

1

Математическая обработка результатов, решение практических задач.

Применять свойства геометрических для обоснования вычислений;

Применять формулы для вычисления геометрических величин;

Записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур.


Дидактический материал, тесты, ИКТ-презентации

Лист коррекции

Дата внесения изменений

Содержание изменений

Реквизиты документа (дата, № приказа)

№ занятия

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки


По плану

По факту






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!