СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок «Азбука речи» Для 1-4 классов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель заключается в реализации взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной внеурочной деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Кружок «Азбука речи» Для 1-4 классов»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт Серышево

имени Сергея Бондарева



Рассмотрена

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол №___

«__»________2019г.

_____А.В. Шульженко

Согласована

зам. директора по УВР

____В.И. Пасечник

«__»_____2019г.

Утверждена

Приказ№__от»__»__2019г.

Директор МАОУ СОШ №1 пгт

Серышево имени Сергея Бондарева

_______О.Н. Щербина





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружок «Азбука речи»

Для 1-4 классов

1 час в неделю

Базовый уровень

Срок реализации программы 2019-2020 учебный год







Учитель: Слабуха Юлия Викторовна











Серышево, 2019г




Пояснительная записка

Актуальность и основание

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.

Обучение грамоте на русском языке традиционно осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом К.Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б. Эльконин, продолжая традиции К.Д.Ушинского, усовершенствовал методику обучения грамоте, основной акцент в которой сделал на введении ребенка в звуковую деятельность языка. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребенком письменной речью является сформированность у него всех речевых процессов. Несформированность языковых процессов приводит к трудностям реализации принципа правописания, что проявляется в разнообразных специфических ошибках письма (заменах букв и искажениях звукослоговой структуры слова…).

Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития (инклюзивное образование) внимание учителей начальных классов, учителей – логопедов, педагогов - психологов и других специалистов значительно возрастает. Рамки урока и насыщенность программы не позволяют ответить на все вопросы детей и показать им богатство и мощь русского языка, раскрыть многие его «тайны».

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах [15].

Коррекционная работа не должна ограничиваться только логопедическими занятиями, но и во внеурочную деятельности необходимо включать логопедические приемы. Поэтому основными задачами в работе логопеда и всех участников коррекционно-воспитательного процесса можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов в формировании личности ребенка.

Одним из средств привития любви и внимания учащихся к школьным предметам является проведение внеурочных мероприятий по программе «Азбука речи».

В основе программы – привитие чуткости, любви к родному языку, ибо «язык – это жизнь» и «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский).


Новизна курса заключается в следующем:

  • наличиемежпредметных связей

  • использование ИКТ

  • создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности учащихся.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в школе и в семье.

Развитие, активизирование, совершенствование лексико – грамматических средств языка через умение слышать звук, различать его в слове через игры со словами, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками. (Увлекательное путешествие по словарям позволит заглянуть внутрь слова и узнать его тайну, показать силу и мощь русского языка. Прививает любовь к родному языку).

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.

Настоящая программа разработана в соответствии с ФЗ "Об образовании в РФ», Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

- нормативные документы

Федеральный уровень:

  1. ФЗ "Об образовании в РФ», Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

  2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы».

  4. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189.

  5. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (СанПиН 2.4.2.3286-15), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26.

  6. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями.

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

  9. Письмо Рособрнадзора от 21 октября 2014 г. № 05-359 об обеспечении реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование

  10. Основной образовательной программой начального общего образования с учетом требований ФГОС 2016-2020 учебные годы, утвержденной приказом директора МАОУ СОШ № 1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева от 31.08.2016 г. № 51/1.


Цель заключается в реализации взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной внеурочной деятельности.


Задачи

  1. Обучающие:

·  приобретение знаний, умений, навыков по правильному использованию слов русского языка;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению русского языка;

·  развитие творчества и обогащение словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  1. Воспитывающие:

·  воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;

·  воспитание культуры обращения с книгой, словарём;

·  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

  1. Развивающие:

·  развивать смекалку и сообразительность;

·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·  развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой, словарём.

  1. Коррекционные:

·  повышение интереса к школьному предмету, устному народному творчеству;

· развить и активизировать словарный запас учащихся начальных классов скороговорками, пословицами, поговорками, загадками;

· сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Формы

·  практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

·  самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, загадок.

В каждом занятии прослеживаются три части:

·  игровая;

·  теоретическая;

·  практическая.


Методы

·  технология разноуровневого обучения (закон ОВЗ);

·  развивающее обучение;

·  технология обучения в сотрудничестве;

·  коммуникативная технология.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

·  занимательность;

·  научность;

·  сознательность и активность;

·  наглядность;

·  доступность;

·  связь теории с практикой;

·  индивидуальный подход к учащимся.


Особенности программы внеурочной деятельности(коррекционная развивающая область) «Азбука речи»

Курс изучения программы рассчитан на 4 года (на учащихся 1х – 4х классов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут во 2- 4 классе.

Программа «Азбука речи» состоит из нескольких курсов.

  • Первый курс - «Путешествия по Стране Звуков и Букв» (для учащихся 1 класса).

  • Второй курс - «Путешествие по удивительному миру Слов» (для учащихся 2 класса).

  • Третий курс - «Путешествие к фантастическому полюсу Грамотность» (для учащихся 3-4 классов).

Курс «Путешествия по Стране Звуков и Букв» применяется на этапе звукобуквенного анализа при переходе к письменной речи для работы с учащимися 1 класса, имеющими нарушения фонематического восприятия; испытывающими трудности формирования навыков чтения и письма, связанные с низким уровнем развития фонематического анализа и воспроизведения, бедностью словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти.

Систематическая и углублённая работа над фонетической стороной речи необходима для формирования как графических, так и орфографических умений и навыков.

Курс «Путешествия по удивительному миру Слов» используется на этапе развития логически связной и богатой синонимами, антонимами, фразеологизмами, пословицами речи учащихся 2 класса, которые испытывают трудности формирования навыков чтения и письма, связанные с низким уровнем развития словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти. Скудный словарный запас лишает ученика успешной работы, поэтому определяем, какие стороны того или иного слова (значение, грамматические формы, произношение, написание) являются затруднительными для учащихся. Работа над развитием словаря будет преследовать различные цели (ознакомление с лексическим значением слова; образование некоторых грамматических форм слова; орфоэпическое произношение отдельных слов и соблюдение в словах нормативного ударения) и иметь разное содержание.

Задания рассчитаны на обогащение, уточнение и активизацию словаря учащихся.

Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально-нравственного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.

Разнообразные виды заданий, нацеленные на последовательное развитие словаря, умение оперативно мыслить в пределах той или иной темы, предупредят и исправят наиболее часто встречающиеся типичные ошибки у детей.

Курс «Путешествие к фантастическому полюсу Грамотность» адресован учащимся 3-4 классов.

Наше путешествие подходит к концу. Его мы начали в стране Звуков и Букв, прошли через удивительный мир Слов и, наконец, оказались в Стране Грамматики на полюсе Грамотности. Жители мира Слов помогут выбрать нужное слово, правильно построить предложение, научиться использовать богатейшие выразительные средства нашего языка, чтобы речь стала красивой и стройной, логически ясной и правильной.


Планируемые результаты обучения

1-й класс

Личностные результаты:

·  осознавать роль языка и речи в жизни людей;

·  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

·  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

·  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

·  учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

·  находить ответы на вопросы учителя - логопеда;

·  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя - логопеда;

Коммуникативные УУД:

·  оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·  слушать и понимать речь других;

·  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



2 класс

Личностные результаты:

·  осознавать роль языка и речи в жизни людей;

·  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

·  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

·  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

·  учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

·  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

·  оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·  слушать и понимать речь других;

·  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.



3-4 класс

Личностные результаты:

·  осознавать роль языка и речи в жизни людей;

·  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

·  обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

·  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

·  учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

·  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·  преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

·  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·  слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

·  выразительно читать и пересказывать текст;

·  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.


Учебно-методическое обеспечение программы

  • плакаты с высказываниями о русском языке

  • ИКТ – технология (презентация PowerPoint) Компьютер, жидкокристаллическая панель, презентация PowerPoint)

  • Словари, карточки с заданиями

  • Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4 – Ярославль: Академия развития, 2006.

  • Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7 – Ярославль: Академия развития, 2006.

  • Козырева Л. М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006

  • Козырева Л. М. различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3 – Ярославль: Академия развития, 2006.


Учебные пособия, используемая и рекомендуемая литература

        1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

        2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.

        3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.

        4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996.

        5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991.

        6. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

        7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997.

        8. Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4 – Ярославль: Академия развития, 2006.

        9. Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7 – Ярославль: Академия развития, 2006.

        10. Козырева Л. М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.

        11. Козырева Л. М. различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3 – Ярославль: Академия развития, 2006.

        12. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Домашние тетради для закрепления произношения звуков» № 1 – 8. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011.

        13. Ладыженская Т.А. «Живое слово» - М., Просвещение, 1986.

        14. Львов М.Р. «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 1980.

        15. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991.

        16. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980.

        17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988.

        18. Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М., 2013 с.95-99.

Оценка качества освоения программы

Процедура итоговой аттестации проводится в форме конкурса.





Учебный план программы внеурочной деятельности

(коррекционная развивающая область)

«Азбука речи»


Учебный план

Курса «Путешествия по Стране Звуков и Букв»

Категория детей – учащиеся 1 класс

Срок обучения - 1 учебный год (1 класс – 33ч)

Форма обучения – очная, очно-заочная

Наименование учебных разделов

Всего часов

1

Мир Звуков

5

2

Мир Письменности

12

3

Путешествие с Буквами

15

4

Итоговое занятие. Конкурс.

1


Учебный план

курса " Путешествия по удивительному миру Слов» "

Категория детей – учащиеся 2 класс

Срок обучения - 1 учебный год (2 класс – 34ч)

Форма обучения – очная, очно-заочная

Наименование учебных разделов

Всего часов

1

К сокровищам Страны Слов

3

2

Слова родственники

14

3

Эти многоликие слова

17

4

Итоговое занятие. Конкурс.

1




Учебный план

курса «Путешествие к фантастическому полюсу Грамотность»

Категория детей 3-4 класс

Срок обучения (34 ч)

Форма обучения (очная, очно-заочная)

Наименование учебных разделов

Всего часов – 34

1

Город Красноречия

1

2

Знакомство

3

3

Пещера Вежливых слов

7

4

Загадки

4

5

Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения

7

6

Пословица – всем делам помощница

5

7

Итоговое занятие. Конкурс.

1
























Учебно – тематический план программы внеурочной деятельности (коррекционная развивающая область) «Азбука речи»


Учебно – тематический план курса " Путешествия по Стране Звуков и Букв»"


Наименование разделов и тем

Всего часов 33


раздел 1 Мир Звуков

5

Путешествие в мир звуков.

1

В гостях у Безмолвия

1

Кто как голос подаёт

2

В гости к старичку Звуковичку. Дружба звуков. Слушаем звуки. Кот – охотник.

1


раздел 2 Мир Письменности

12

Путешествие на машине времени.

2

Тайна звуков и букв.

1

В гости к буквам.

1

Переполох в Буквограде.

2

Встреча с Буквоедом

1

Задачки Буквоеда

1

Буквы на балу.

1

В гостях у волшебника Ударения.

1

Игра букв. Как мягкий знак изменил слово.

1

Как гласные буквы превращают твёрдые согласные в мягкие.

1


Раздел 3 Путешествие с Буквами

15

Буква Б и её дальняя родственница

1

Путешествие с буквами «Д» и «Т».

1

Ворчливая З и тихая С

1

Путешествие с буквами «Г» и «К».

1

Путешествие с буквами «В» и «Ф».

1

Игра – соревнование «Жуки и гуси» («Ж» и «Ш»)

1

Путешествие с буквами «С» и «Ш».

1

Игра – соревнование «Жуки и комары» («Ж» и «З»)

1

(С – Ц)


Путешествие с буквами «Ч» и «Ц».

1

Путешествие с буквами «Ч» и «Т ' ».

1

Путешествие с буквами «Ч» и «Щ».

1

Путешествие с буквами (Сь – Щ)

1

Путешествие с буквами (Ль – Й)

1

В гостях у Ромы и Лены

1

Итоговое занятие. Конкурс

1


Учебно-тематический план курса «Путешествие по удивительному миру Слов»



Наименование разделов и тем

Всего часов 34

1

К сокровищам Страны Слов

3

Говорю и понимаю без слов

1

Встреча звуков и букв (Звуки. Буквы. Слоги).

1

Как человек придумывал слова (Значение слов)

1

2

Слова родственники

14

Встреча с Пейто – богиней красноречия. Знакомство со словами родственниками

1

Травушка – муравушка моя! (Уменьшительно – ласкательные слова)

1

Поездка с ветерком (суффиксы профессий)

2


Суффиксы прилагательных

2


Конкурс – Эстафета. Есть ли родственники у слов?

1

Как приставка образует новые слова

1

Приставки пространственного значения

2


Приставки временного значения

1

Многозначные приставки

1

Конкурс – Эстафета. Приставки бывают разные.

1

Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата (однокоренные и родственные слова)

1

3

Эти многоликие слова

17

В гостях у словарика

2

Встреча с зарубежными друзьями.


1

Однозначные и многозначные слова

1

Прямое и переносное значение многозначных слов

2


Друзья в Стране Слов (Синонимы)

1

Об одном и том же – по разному

1

На загадку, дай отгадку

1

Конкурс – Эстафета. Выбери правильный ответ

(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь стр. 51, 52)

1

Слова бывают разные – то дельные, то праздные (Антонимы)

2

Нахождение антонимичных пар в предложениях и текстах

2


Слова, близкие и противоположные по значению (Дифференциация синонимов и антонимов.)

2


Итоговое занятие. Конкурс.

1


Учебно - тематический план курса «Путешествие к фантастическому полюсу Грамотность»



Наименование разделов и тем

Всего часов 34

1

Город Красноречия

1

1

Город Красноречия. Встреча с Пейто – богиней Красноречия

1

2

Тайна знакомства

3

2

Будем знакомы

1

3

Все начинается со слова «здравствуй».

1

4

Расставаясь, говорим мы «до свидания»

1

3

Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь.

3

5

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно

1

6 - 7

Скороговорки

2

4

Пещера Вежливых слов

7

8

Добрые дела, волшебные слова

1

9

К тайнам вежливых слов

1

10 –11

Вежливая просьба

2

12

Давайте говорить друг другу комплименты…

1

13

Конкурс – реклама вежливых слов.

1

14

Разговор с другом (взрослым или сверстником)

1

5

Загадки

4

16

Кроссвордёнок зовёт на помощь

1

17

Образные слова и выражения

1

18

Отгадываем загадки

1

19

Моя загадка

1

6

Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения

7

20

Фразеологизмы

1

21-22

Однозначные и многозначные слова

2

23

Крылатые выражения

1

24

Минутка – час бережёт

1

25

В гостях у сказок

1

7

Пословица – всем делам помощница

5

26

В гости к Пословице

1

27

Пословица недаром молвится

1

28

Без пословиц нам нельзя

1

29

Составление рассказа по пословицам

1

30

Игра – викторина «Лучший знаток пословицы»

1

8

Срочная телеграмма богине Красноречия

4

31

Записки

1

32

Телеграмма

1

33

Учимся писать письма

1

9

Итоговое занятие.

1

34

Путешествие к фантастическому полюсу

1


Содержание программы внеурочной деятельности

(коррекционная развивающая область) «Азбука речи»


Содержание курса «Путешествия по Стране Звуков и Букв»


Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Мир Звуков и Букв.

5

1.1

Путешествие в Мир Звуков.

(Экскурсия в лес, на улицу. Слушаем и угадываем звуки. Игра «Угадай звук».)

1

1.2

В гостях у Безмолвия.

(Сказка «Мир без слов». Разыгрывание немых сцен «Угадай задуманное». Жестовая игра «Знаешь сам – скажи другому».)

1

1.3

Кто как голос подаёт.

(Отгадывание загадок. Воспроизведение звукоподражаний по картинкам, изображающим животных. Прослушивание записей голосов животных. Соревнование «Узнай меня по голосу». Физминутка. “Зоопарк” (Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Учитель-логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.)

1

1.4

Кто как голос подаёт

Отгадывание загадок. “Ворона”. (Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.) Воспроизведение звукоподражаний по картинкам, изображающим птиц. Физминутка. Прослушивание записей пения птиц. Соревнование «Узнай меня по голосу». Звуки животных (аудиозапись).

1

1.5

В гости к старичку Звуковичку.

Чтение сказки В.В. Волиной «В стране звуков».

Игра «Дежурный звук». Давайте познакомимся со способом образования различных звуков. Физминутка. Задание «Угадай звук». Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами: !!! --- ; !!--!!--; ! !! !!; !-!-!-; --- и т. Д. Задаем детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов. “Дождик” (Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с учителем-логопедом проговаривают слова стихотворения).

Дружба звуков.

Послушай звуки и угадай слово. «С Ы Р» - сыр. Слушайте и считайте хлопки (в одном задании не более 5 хлопков в разных ритмах.) Прохлопай слова: МАК, ДУБ, КОТ, МАКИ, ДУБЫ, КОТЫ, КОТИКИ, ДУБИКИ. Попробуйте нарисовать схему слов самостоятельно : __ __ __, __ __ , __ __ __ __. Используя данные схемы, придумайте свои слова.

Услышь звук.

Закройте глаза, послушайте стихотворение Джеймса Ривза «Шумный Ба – Бах». Послушайте отрывок стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

- Что вы ощущаете? (Ответы детей…В стихотворении говорится о чём-то тёмном, страшном, сильном, угрюмом, быстром».

А. Барто «Игра слов».

- Какое «гремящее» слово вы услышали? (гром – гр)

- Сами придумайте «гремящие» слова. (Треск, грохот, град).

Как из звуков собираются слова?

Дорисуй нужную картинку, чтобы из первых звуков названий картинок получилось слово.

Физминутка.

Игра “Угадай, кто (что) это был(о).”

Физминутка.

Послушай слова и скажи, чем различаются данные слова друг от друга по звуковому составу. (Сыр – сор; кот – кит; роса – оса; стол – сто; рот – крот).

Кот – охотник. (Мы знаем, что каждый звук в слове занимает своё место. Кот – охотник любит менять звуки местами или заменять на другие (кот – ток, сила – лиса, аист – лист, жил – шил).

Чтение стихотворения В. Берестов «Гласные тянутся в песенке звонкой…»

Послушай и повтори: АУ, АУА, ИО (звуки называем раздельно!) Послушай и напечатай в рабочей тетради только первый звук: БАТОН, ОСЛИК, КОТ. Прочитай слово (бок). Нарисуй квадратики под составленными словами и раскрась звуки нужным карандашом (красный, синий, зеленый – звуко – цветовая схема).

Задачки в слогах.

1

2

Мир Письменности

12

2.1

Путешествие на машине времени.

Чтение сказки В.В. Волиной «Как звуки научились превращаться в буквы».

Письмо в древности. Беседа о зарождении письменности.

Физминутка.

Игра «Угадай букву». Дети вынимают и угадывают букву из мешочка с завязанными глазами.

1

2.2

Путешествие на машине времени.

Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные» знаки.

Физминутка.

Рисуночное письмо.

Игра «Угадай символ».

1

2.3

Тайна звуков и букв.

Разгадывание загадок про буквы.

Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные звуки».

Верни буквы на вывески.

Физминутка.

Подбери слово по последнему звуку.

1

2.4

В гости к буквам.

Чтение отрывка из книги С. Маршака «Весёлое путешествие от «А» до «Я»».

Горка «Всё на «А» (работа с орфографическим словарём). Почему буквы не соответствуют произносимым звукам.

Работа с разрезной азбукой.

Физминутка.

“Незнайка запутался”. Учитель – логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Учитель – логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. Д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед).

1

2.5

Переполох в Буквограде.

Игра букв. Как превратить одну букву в другую? Что случится со словом если буква убежала, заменилась на другую или сломалась? Измени слово, убрав или вставив одну букву.

Работа с разрезной азбукой.

1

2.6

Реставрация букв.

Игра «Заколдованные буквы» (буквенное конструирование).

Работа с разрезной азбукой.

Фонетический чайнворд (Последняя буква каждого слова в замкнутой цепи чайнворда является первой буквой следующего слова). Буквы…буквы… дай им волю – нашалятся буквы вволю!

Физминутка.

Исправление ошибки (чтение стихотворения А. Максакова «Ошибки»).

1


2.7

Встреча с Буквоедом

Докажи Буквоеду, что никакой лабиринт тебе не страшен. Пройди от входа до выхода и освободи из западни Б, У, К, В, Ы.

Физминутка.

Прочитай пословицу.

1

2.8

Задачки Буквоеда

Угадайте слово. Пропала буква из слова.

Работа со словами (вставьте или уберите букву.)

Беседа о букве – смыслоразличитель.

Физминутка.

Работа с разрезной азбукой. Игра в слова. (Если взятьт большое слово, вынуть буквы, раз, и два, а потом собрать их снова – выйдут новые слова (В. Шумилин).

Подумай и вставь гласную или согласную букву так, чтобы получилось слово. (Л . К – у, а, ю, е, и; К О . А – р, з, л, с, ж)…

1

2.9

Буквы на балу.

Чтение грамматической сказки «Буквы на балу». Работа со сказкой. Зачем звуки превратились в буквы?

Игра «Угадай букву». Что придумали буквы? Игра «Туда – сюда» (слово читается одинаково и слева направо, и справа налево! Например, БОБ).

Буквы чародейки (Посередине листа один из играющих пишет букву. Каждый следующий участник дописывает с любой стороны по одной букве так, чтобы итогом игры стало слово. Например: (ПЛОШКА – (421356) Цифры в данном случае обозначают номер хода – последовательность дописывания букв с разных сторон).

Физминутка.

Из букв каждого слова составь за 5 минут как можно больше слов. Работа с разрезной азбукой.

1

2.10

В гостях у волшебника Ударения.

Чтение сказки В.В. Волиной «Волшебник Ударение».

Весёлые рифмы.

Поставь ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание (омографы).

Физминутка.

Работа с предложением. Найди слова, которые различаются одним звуком. Назови их. Одинаковы ли эти слова по смыслу?

1

2.11

Игра букв. Как мягкий знак изменил слово.

Закончи стихотворение, добавив последнее слово с мягким знаком. Игра «Буква убежала». Рисунок букв.

Физминутка.

Работа со словарём (Кто больше придумает слов, заканчивающихся на «ДЬ».

1

2.12

Как гласные буквы превращают твёрдые согласные в мягкие.

Игра «Мяч поймать смогу, если гласный звук услышу»

Работа с разрезной азбукой.

Игра “Телефон”.

Физминутка.

1

3

Путешествие с буквами

12

3.1

Буква Б и её дальняя родственница

Чтение сказки В.В. Волиной «Буква Б и её дальняя родственница».

Игра «Назови слово с другим звуком» (палка – балка).

Физминутка.

Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы П или Б находятся перед согласной.

«Моя буква» работа с разрезной азбукой.

1

3.2

Путешествие с буквами «Д» и «Т».

Игра «Назови слово с другим звуком» (том – дом).

Физминутка.

«Моя буква» работа с разрезной азбукой.

1

3.3

Ворчливая З и тихая С

Чтение сказки В.В. Волиной «Ворчливая З и тихая С».

Игра «Назови слово с другим звуком» (суп – зуб).

Физминутка.

Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы З или С находятся перед согласной

«Моя буква» работа с разрезной азбукой.

1

3.4

Путешествие с буквами «Г» и «К».

Чтение стихотворения С. Погореловского «Как Мишка деда рассердил»

Игра «Назови слово с другим звуком» (кол – гол).

Физминутка.

Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Г или К находятся перед согласной.

«Моя буква» работа с разрезной азбукой.

Шарады.

1

3.5

Путешествие с буквами «В» и «Ф».

Игра «Назови слово с другим звуком» (Феня – Веня).

Отгадай кроссворд (в-ф).

Физминутка.

Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы В или Ф находятся перед согласной

Работа с разрезной азбукой

1

3.6

Игра – соревнование «Жуки и гуси» («Ж» и «Ш»)

Игра «Назови слово с другим звуком» (уши – ужи).

Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на заданный звук).

Физминутка.

Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Ж или Ш находятся перед согласной

«Моя буква» работа с разрезной азбукой

1

3.7

Путешествие с буквами «С» и «Ш».

Игра «Назови слово с другим звуком» (усы – уши).

Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на заданный звук).

Физминутка.

Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы С или Ш находятся перед согласной

«Моя буква» работа с разрезной азбукой.

1

3.8

Игра – соревнование «Жуки и комары». «Ж» и «З».

Игра «Назови слово с другим звуком» (зевать – жевать).

Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на заданный звук).

Физминутка.

Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Ж или З находятся перед согласной

«Моя буква» работа с разрезной азбукой.

1

3.9

Путешествие с буквами «Ч» и «Ц».

Собери цветок. (На столе лежит 2 «серединки» цветка. В них написана буква «Ц» и буква «Ч». Рядом выкладываются «цветочные» лепестки, на которых написаны слова с припущенными буквами. Учащийся собирает цветок. Играют от 2 и более (можно по командам) учащихся .

Физминутка.

Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Ч или Ц находятся перед согласной

Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на заданный звук).

Работа с разрезной азбукой.

1

3.10

Путешествие с буквами «Ч» и «Ш».

Игра «Назови слово с другим звуком » (Даша – дача).

Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на заданный звук).

Физминутка.

Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Ч или находятся перед согласной

Работа с разрезной азбукой.

1

3.11

Путешествие с буквами «Ч» и «Т ' ».

Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на заданный звук).

Работа с разрезной азбукой

Физминутка

1

3.12

В гостях у Ромы и Лены («Р» и «Л»)

Игра «Назови слово с другим звуком» (лак – рак).

Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на заданный звук).

Работа с разрезной азбукой.

Игра «Рыбалка».

Физминутка.

1

4

Итоговое занятие. Конкурс

1


Содержание курса «Путешествие по удивительному миру Слов»


Наименование разделов и тем (содержание занятия)

Всего часов

1

К сокровищам Страны Слов

3

1.1

Говорю и понимаю без слов

Беседа; игра на раскрепощение детей; проигрывание проблемных ситуаций, игровое упражнение.

Игра "Подари движение", "Покажи настроение", "Настроение".

Рассматривание и обсуждение фотографий, иллюстраций.

Игровое упражнение "Мимическая гимнастика".

Игра "Придумай и покажи". Драматизация знакомых художественных произведений без слов с помощью мимики и жестов.

1

1.2

Встреча звуков и букв

Сказкка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игра «Весёлые буквы». Игра «Собери слово». Как из слогов слова получились. Составление слов из слоговых карточек. Фабрика слов.

(Соревнование «Придумай квакающее слово». Прочитай чайные слова. Слоговой аукцион «Кто больше?» Составьте как можно больше слов со слогом «БА» в начале, в середине, в конце слова (база, колбаса, рыба).

1

1.3

Как человек придумывал слова.

Определяем значение слова.

Сравнение «настоящих» (которые что-то называют, что-то обозначают) и «ненастоящих» («слово ничего не значит», ими люди в жизни не пользуются) слов. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Плим».

Отгадайте загадки по описанию

(Явился в жёлтой шубке:

- Прощайте две скорлупки!)

Конкурс «Какие бывают слова».

Чётко прочитай слова. Посещение «магазина». (Ты умеешь искать в магазине нужные предметы?)

Игра «Что не подходит?»

«Одно слово или несколько?» (найдите в стихах каламбуры, считают количество слов в них, чётко определяют начало и конец каждого слова (стихи Я. Козловского).

Работа над обобщающими значений слов (тематическая, предметная группировка и т. д.).

Наблюдения за родственными связями слов: купить, покупки, покупатель.

1

2

Слова родственники

14

2.1

Встреча с Пейто – богиней красноречия. Знакомство со словами родственниками

(Рассказ «Снежные слова». Игра сценка «Кто лишний»

Разгадывание загадок. Ищем признаки родственных слов.

Эстафета «Слова – братья».

Игра «Какие корни убежали из слов?»

(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь №7 стр 4 - 6)

1

2.2

2.3


Травушка – муравушка моя

Бельчонок, лисёнок и медвежонок поют песенки.

Отгадываем загадки.

По-доброму назовём каждого. А я скажу ласково.

Уменьшительно – ласкательные суффиксы (см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь №7 стр 25)

1

2.4

2.5

Поездка с ветерком

Суффиксы профессий (см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь № 7 стр 31)

2

2.6

2.7

Суффиксы прилагательных

(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь №7 стр 36)

2

2.8

Конкурс – Эстафета. Есть ли родственники у слов?

(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь №7 стр 42)

1

2.9

Как приставка образует новые слова

Вводное занятие.

1

2.10

2.11

Приставки пространственного значения

(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь №7 стр 44)

2

2.12


Приставки временного значения

(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь №7 стр 49)

1

2. 13

Многозначные приставки

(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь №7 стр 50)

1

2.14

Конкурс – Эстафета. Приставки бывают разные.

1

3

Эти многоликие слова

17



3.1

3.2


В гостях у словарика

Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство со словарями.

В гостях у Словарика. (Какие бывают словари? Кто автор?) Игра слов. Игра «Какие бывают слова?». Игра «Назови одним словом». Игра «Угадай слово». Разгадывание загадок.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

2

3.3


Встреча с зарубежными друзьями.

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

1

3.4

Однозначные и многозначные слова

(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь. стр 4)

1

3.5

3.6

Прямое и переносное значение многозначных слов

(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь. стр 7)

2

3.7


Друзья в Стране Слов (Синонимы)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. Работа со словарями.

(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь. стр 25)

1

3.8


Об одном и том же – по разному

(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь стр 29)

1

3.9


На загадку, дай отгадку (Простое слово «промежуток»: в театре несколько минуток, пока начнётся новый акт, мы называем всё …; на время что-то прекратив, мы объявляем …; в борьбе, в труде устали слишком – дают уставшим …; после урока непременно нужна ребятам ….

Найдите в стихотворении синонимы.

Чтение, беседа по содержанию рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб».

Замените в словосочетаниях из рассказа выделенные слова синонимами.

Выделите синоним из данной группы синонимов-признаков хлеба.

1

3.10

Конкурс – Эстафета. Выбери правильный ответ

(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь стр 51, 52)

1

3.11

3.12

3.13


Слова бывают разные – то дельные, то праздные

Знакомство со словами – антонимами. Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ о роли антонимов в русском языке. Случаи употребления антонимов в русском языке.

Игра «Наоборот».

Отгадай загадку. Найди в загадках антонимы. Придумай свою загадку.

Игра «Раз, два, три говори!» (ведущий произносит слово, играющие быстро называют антоним)

М. Как образуются слова. Тетрадь. стр 53)

3

3.14

3.15

Нахождение антонимичных пар в предложениях и текстах

Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова».

(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь. стр 57)

2

3.16

3.17

Слова, близкие и противоположные по значению (Дифференциация синонимов и антонимов.)

2

34

Итоговое занятие. Конкурс.

1


Содержание курса «Путешествие к фантастическому полюсу Грамотность»


Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Путешествие к фантастическому полюсу.

1

1.1

Город Красноречия. Встреча с Пейто – богиней Красноречия

- Звуки музыки переносят нас в гости к богине Красноречия. Родиной красноречия считается Древняя Греция. Беседа об истории речи. Слово, речь (логос) становится объектом изучения, а риторика – «царицей всех искусств», обучение которой стало высшей степенью античного образования. Выполнение занимательных игровых заданий от богини.

1

2

Тайна знакомства

3

2.1

Будем знакомы.

Беседа, игровые упражнения на развитие чувства близости «Ласковое имя», художественное слово, проигрывание игровых ситуаций «Знакомство».

Чтение художественных произведений: Г. Остер «Будем знакомы».

Игры: «Молчок», «Кто к нам пришел», «Вежливый котик». Игровые ситуации знакомства.

1

2.2

Все начинается со слова «здравствуй».

Беседа; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций приветствия; игровое упражнение, художественное слово.

Чтение художественных произведений:

А. Кондратьева «Добрый день», А. Барто «Шла вчера я по садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово».

Игры: «Кто первым поздоровается», «Скажем, здравствуй».

Игра-драматизация «Страна вежливости».

Использование этикетных формул во время приветствия.

Игра «Займи место».

Игры-драматизации стихотворений.

Использование этикетных формул приветствия в ролевых играх.

Придумать маленькую вежливую сказку «Здравствуй».

1

2.3

Расставаясь, говорим мы «до свидания».

Слушание отрывков из художественных произведений; моделирование и анализ ситуаций прощания; этюд на расслабление; игра-драматизация.

Чтение художественных произведений «Пора прощаться».

Игра «До свидания». Моделирование ситуаций прощания.

Использование этикетных формул при прощании.

Использование этикетных формул прощания в ролевых играх.

Игра «Факиры». Чтение художественных произведений.

1

3

Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь.

3

3.1

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно

Обучаем учащихся, общаясь со взрослыми, сверстниками говорить понятно, красиво, чисто, выразительно.

артикуляционная гимнастика; упражнения на регуляцию дыхания.

Чтение художественных произведений с последующей беседой:

(Этюд «Кому как можно подражать». Игра-драматизация «Черепаха и заяц». Сочинение сказок-перевертышей).

Игры («Конкурс хвастунов», «Испорченный телефон»).

1

3.2

3.3

Скороговорки

Учимся произносить скороговорки; формируем умение различать малые жанры фольклора;развиваем внимание, память, логическое мышление.

Какое слово  заблудилось? (Взрослый заменяет слово из скороговорки другим неподходящим по смыслу словом,  дети отгадывают, какое слово заблудилось и какое слово нужно поставить в скороговорку).

Обыграть скороговорку «Расскажите про покупки».

Сказать скороговорку весело, грустно, изумленно, восхищенно, устало и с другими интонациями. Можно поиграть в «Скажи, как я» — ребенок повторяет интонацию, паузы ведущего — взрослого в произнесении скороговорки.

Сказать скороговорку вслух правильно сначала медленно (так бы ее произнесла черепаха Тортилла), потом в среднем темпе (так бы ее сказал бы Артемон), затем быстро - быстро (так говорит скороговорки Торопыжка).

Поймать мяч от ведущего и в ответ ему повторить скороговорку и перебросить мяч дальше либо ведущему, либо следующему ребенку. Проговаривание, сопровождаемое определёнными загадочными действиями (Хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…)

Расшифруйте скороговорку.

2

4

Пещера Вежливых слов

7

4.1

Добрые дела, волшебные слова

формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим взрослым, сверстникам, малышам, умение выбирать правильную формулу выражения своих чувств, мыслей.

Рассматривание иллюстраций; беседа; сочинение сказок-перевертышей; этюд; игровое упражнение («Улыбка», «Добрые мысли», «Воздушный шарик»).

Разъяснение вежливых обращений. Моделирование и анализ ситуаций. Обыгрывание волшебных слов в ролевых, творческих играх.

1

4..2

К тайнам вежливых слов

Сказка «Волшебные слова. Разгадывание загадок о волшебных словах. Составление кроссворда «Вежливость». Стихотворение «Вежливы ли». Когда сказать «ВЫ», а когда «ТЫ»? Прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Инсценировка сказки «Теремок»)

1

4. 3

4.4

Вежливая просьба

Беседа о доступных формах выражения просьбы, адресованной разным партнерам по общению: незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику.

художественное слово – продолжи «Что было бы, если…».

Чтение художественных произведений С. Маршака «Ежели вы вежливы», «Знал одного ребенка я», И. Пивоваровой «Был ослик очень вежливый, С. Погореловского «Что значит быть вежливым».

Игры-драматизации «Как Буратино стал вежливым».

«Вежливое слово».

Литературная викторина «Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…».

Сочинение этикетной сказки.

Драматизация сказки «Колобок».

Использование форм выражения просьб в дидактических, ролевых играх. Упражнение «Пожалуйста».

2

4.5

Давайте говорить друг другу комплименты…

Познакомить с применением комплимента, как способа поощрения, выражения доброжелательности;

Методы и приемы:

Игровое упражнение; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций; рассматривание фотографий

Беседа с детьми.

Игры: «Чудесные превращения», «Вежливые отгадки», «Комплимент», «Бояре», «Эхо», «Вежливый котик», «Волшебные очки». Игровые ситуации «Озвучь картинку» и др.

«Комплимент другу» Придумывание комплимента соседу.

1

4.6

Конкурс – реклама вежливых слов.

Вместе с родителями придумать и записать в альбом детского словотворчества формулы комплиментов на: Одобрение внешности; Одобрение личных качеств; Одобрение деловых качеств.

1

4.7

Разговор с другом (взрослым или сверстником)

Учимся слушать собеседника, быть внимательным к партнеру по общению. Игровые упражнения; слушание отрывка из художественного произведения В. Катаев «Цветик-семицветик», Осеевой «Три товарища» (можно поставить сценку).

Игровые упражнения:

«Опиши друга», «Подари подарок другу», «Сравнения», «Волшебный магазин».

Совместное рассказывание сказки «Продолжай рассказывать».

Игры-драматизации, кукольные спектакли по желанию учащихся (по подгруппам: одни дети показывают - артисты, другие - зрители). Инсценировка – сценка «Общение друзей»

1

5

Загадки.

4

5.1

Кроссвордёнок зовёт на помощь

Узнавание слова по его лексическому значению. Конкурс «Отгадай Кроссворд». Работа со словарём. Составление кроссворда.

1

5.2

Образные слова и выражения

Послушайте рассказ К. Г. Паустовского. Назовите слова, употребляемые в переносном, образном значении.

Придумайте свои примеры с образными словами (Например: «Вы воображаете себя скалой во время прибоя

Для работы с детьми выбраны русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси - лебеди», «Снегурочка», «У страха глаза велики».

Чтобы ребенок не только запомнил, но и осмыслил средства образности языка, используем имитации (Например, при обсуждении слова «резво» детям предлагалось не только сказать по-другому, т.е. подобрать синонимы, но и изобразить, как молодец резво подскочил. А как будет выглядеть действие наоборот (медленно встал)?).

1

5.3

Отгадываем загадки

Вспомни, что такое загадка? Развиваем логическое мышление через отгадывание загадок. Учимся не только находить правильный ответ, но и мотивировать отгадки в развёрнутой речи.

1

5.4

Моя загадка

Придумать загадку - это творческое задание для развития детей. Школьники анализируют, сравнивают, противопоставляют  свойства, особенности, признаки различных предметов, явлений, животных и т.д.

Придумайте загадки к загаданному предмету.

Помогут следующие вопросы, которые нужно задать:

что это за предмет?

зачем он нужен?

из какого материала сделан?
на что похож?

Эти признаки предмета и возможные над ним действия нужно заложить в текст загадки, чтобы у слушателя возник обратный ассоциативный ряд, ведущий к отгадке. Простыми словами, - текст загадки обязательно должен помочь догадаться (ну, оно и понятно). По возможности сочинить рифму.

1

6

Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения

7

6.1


Фразеологизмы

Закрепление и обобщение сведений, полученных школьниками при изучении темы «Фразеология», воспитание любви к русскому языку, формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

1

6.2

6.3

Однозначные и многозначные слова

Узнаём слова по их значению. Работа с толковым словарём. Выписываем многозначные и однозначные слова.

Учимся определять прямое и переносное значение многозначных слов. Составляем устно предложения со словосочетаниями.

Помоги иностранцу правильно

2

6.4

Закрепить знания о крылатых выражениях.

Почему так говорят? Объясните следующие крылатые выражения.

Моделирование и проигрывание ситуаций.

Послушайте стихотворение, дополните фразеологизмы необходимыми словами

1

6.5

Минутка – час бережёт

За одну минуту командам надо соединить фразеологизмы с их значением. (В приложении карточки с заданием).

Конкурс «Без слов понятно» Изобразить при помощи жестов и мимики фразеологизм.

1

6.6

6.7

В гостях у сказок

В сказках очень часто героям приходится отгадывать загадки, для того, чтобы пасти жизнь и пройти испытание. Вспомните такие сказки!

Закончи предложения из сказок (Сказочные фразеологизмы).

Учимся использовать фразеологизмы в диалоге.

1

7

Пословица – всем делам помощница

5

7.1

В гости к Пословице.

Прививаем учащимся интерес к литературе, развиваем навыки критически мыслить, рассуждаем, совершенствуем устную речь, делаем ее яркой, меткой, выразительной при помощи пословиц и поговорок, углубляем знания о народе, его обычаях, Родине

1

7.2

Пословица недаром молвится

Игра «Закончи выражение» (подбор слов – антонимов, синонимов). Учимся понимать смысл и значение пословиц, поговорок. Угадывает пословицы по рисункам. Работа с деформированными пословицами.

1

7.3

Без пословиц нам нельзя

Чтение и беседа художественных произведений «Коли делать нечего» (Л.Н. Толстой), Одно дело делаешь, другого не порть» (Б. В. Шергин).

Учимся различать прямого и переносного смысла пословиц.

1

7.4

Составление рассказа по пословицам.

Учащиеся придумывают интересные истории, оценивают рассказы своих товарищей. Закрепляем понимание прямого и переносного значения пословиц.

1

7.5

Игра – викторина «Лучший знаток пословицы»

1. Собери и объясни пословицу. 2. Отгадай пословицу, поговорку. 3. Кто быстрей соберёт и прочитает пословицу. 4. Найдите и запишите пословицы связанные с временами года (в карточке 10 пословиц). Подведение итогов и вручение призов.

1

8

Срочная телеграмма богине Красноречия

4

8.1

Записки

  1. Предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Каникулы в Простоквашино»

Так что же такое записка? В чем ее отличие от письма? (рассуждения детей)

Какие части содержит записка? Сколько их? (Обращение, сообщение, подпись)

  1. Оказывается, в записке можно не только сообщать что-то, но и просить о чем-то, предлагать что-нибудь, приглашать в гости.

ВИДЫ ЗАПИСОК: Записка – сообщение. Записка – просьба. Записка – предложение. Записка – приглашение.

  1. Работа с толковым словарём.

  2. Учимся писать записки используя крылатые выражения (Например: Пальчики оближешь (Очень вкусно, приятно); Ни в сказке сказать, ни пером описать. (Нельзя выразить словами о ком-либо или о чём-либо сказочно красивом, чудесном, необычайном)).

О чем расскажете родителям? Предлагаю вам написать дома записку-приглашение в гости; просьбу о чём-то; предложение чего-либо.

1

8.2

Телеграмма

Что такое телеграмма? Учимся писать телеграммы. Игра «Пишу телеграмму» (называем любое слово, в котором отсутствуют буквы Й, Ы, Ь, Ъ. составляем быстро текст телеграммы, каждое слово которой начинается одной из букв названного слова и обязательно в том же порядке).

1

8.3

8.4

Учимся писать письма

Учимся писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию.

Развиваем коммуникативные навыки (умение четко отвечать на поставленные вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, аргументировать свое мнение).

Развиваем навыки самоконтроля, умения работать в паре.

Воспитываем бережное отношение к слову (наблюдение за языковым оформлением писем в зависимости от адресата.)

  1. Знакомимся с письмом, с требованиями к оформлению письма.

  2. Послушайте легенду. Перенесёмся в далёкое прошлое.

В давние времена подарки дарили с тайным умыслом. Однажды персидскому царю принесли подарки от вождей другой страны. Вот они: птица, мышь, лягушка и стрелы. Задумался царь, что обозначают эти предметы?

- Почему задумался царь? Какой смысл вложили бы вы?

- А вот, что подумал царь?

- Неужели они решили сдаться нам? Мышь обитает в земле, лягушка в воде, а птица в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, и вместе со стрелами свою храбрость и силу!

А мудрец, услышав это толкование, опечалился.

- Как вы думаете, почему опечалился мудрец?

А мудрец, услышав это толкование, опечалился и сказал, что, скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озёра, то погибнете под ударами наших стрел.

- Почему мудрец и царь по-разному поняли смысл подарков.

В древности люди обменивались информацией, посылая разные предметы. Это получалось не особенно понятно. И постепенно люди стали использовать то, что лежит сейчас в сундучке. ( С помощью этого люди передают информацию на расстоянии)

- Что находится в сундучке? (письмо)

- Почему возникла необходимость в письмах?

(В письмах заключалась наиболее понятная адресату информация.)

В современном обществе существует множество способов передачи информации: телефонный разговор, видеосвязь, смс – сообщения.

- Так может быть, письма изжили себя?

- Напомните мне, пожалуйста, что мы называем письмом? Построим пирамиду знаний о письме. Какие требования к оформлению письма вам уже знакомы.

Или) Отгадайте загадку

(Бумажная Птица лежит на столе

Адрес пишу я на белом крыле.

Бумажная Птица

К адресату помчится... (письмо)

  1. Послушайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Почта»

  2. Запишите слова под диктовку:

 фамилия, адрес, спасибо, до свидания, здравствуйте, сегодня, вчера.

  1. Работа со словарями.

  2. Как путешествуют письма? Какой существует древний способ отправлять письма? Для чего ученые используют бутылки и специальные пластмассовые карточки? О чем рассказывает бутылочная почта?

  3. Напишите письмо бабушке (другу, учителю).

2

9

Итоговое занятие. Конкурс - путешествие к фантастическому полюсу Грамотность

1
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!