СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана программа для 1-4 классов. Называется кружок "Азбука речи".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

БПОУ ОО «Болховский педагогический колледж»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Кружок «Азбука речи»


Для 1-4 классов

1 час в неделю

Базовый уровень





Подготовила:

Студентка 2 курса группы «А»

Леонова Юлия

Преподаватель:

Трофимова Галина Николаевна



Болхов, 2022

Пояснительная записка

Актуальность

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.

Обучение грамоте на русском языке традиционно осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом К.Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б. Эльконин, продолжая традиции К.Д.Ушинского, усовершенствовал методику обучения грамоте, основной акцент в которой сделал на введении ребенка в звуковую деятельность языка. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребенком письменной речью является сформированность у него всех речевых процессов. Несформированность языковых процессов приводит к трудностям реализации принципа правописания, что проявляется в разнообразных специфических ошибках письма (заменах букв и искажениях звукослоговой структуры слова…).

Коррекционная работа не должна ограничиваться только логопедическими занятиями, но и во внеурочную деятельности необходимо включать логопедические приемы. Поэтому основными задачами в работе логопеда и всех участников коррекционно-воспитательного процесса можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов в формировании личности ребенка.

Одним из средств привития любви и внимания учащихся к школьным предметам является проведение внеурочных мероприятий по программе «Азбука речи».

В основе программы – привитие чуткости, любви к родному языку, ибо «язык – это жизнь» и «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский).

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в школе и в семье.

Развитие, активизирование, совершенствование лексико – грамматических средств языка через умение слышать звук, различать его в слове через игры со словами, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками. (Увлекательное путешествие по словарям позволит заглянуть внутрь слова и узнать его тайну, показать силу и мощь русского языка. Прививает любовь к родному языку).

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.

Цель заключается в реализации взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной внеурочной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

· приобретение знаний, умений, навыков по правильному использованию слов русского языка;

· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

· развитие мотивации к изучению русского языка;

· развитие творчества и обогащение словарного запаса;

· совершенствование общего языкового развития учащихся;

· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

· воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;

· воспитание культуры обращения с книгой, словарём;

· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

· развивать смекалку и сообразительность;

· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой, словарём.

Коррекционные:

· повышение интереса к школьному предмету, устному народному творчеству;

· развить и активизировать словарный запас учащихся начальных классов скороговорками, пословицами, поговорками, загадками;

· сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Формы:

· практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, загадок.

В каждом занятии прослеживаются три части:

· игровая;

· теоретическая;

· практическая.




Планируемые результаты обучения

1-й класс

Личностные результаты:

· осознавать роль языка и речи в жизни людей;

· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

· учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

· находить ответы на вопросы учителя - логопеда;

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя - логопеда;

Коммуникативные УУД:

· оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

· слушать и понимать речь других;

· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2 класс

Личностные результаты:

· осознавать роль языка и речи в жизни людей;

· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

· учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

· оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

· слушать и понимать речь других;

· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

3-4 класс

Личностные результаты:

· осознавать роль языка и речи в жизни людей;

· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

· учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

· слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

· выразительно читать и пересказывать текст;

· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.






















Учебно-тематическое планирование

Курс изучения программы рассчитан на 4 года (на учащихся 1х – 4х классов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут во 2- 4 классе.

Программа «Азбука речи» состоит из нескольких курсов:

  • Первый курс - «Путешествия по Стране Звуков и Букв» (для учащихся 1 класса).

  • Второй курс - «Путешествие по удивительному миру Слов» (для учащихся 2 класса).

  • Третий курс - «Путешествие к фантастическому полюсу Грамотность» (для учащихся 3-4 классов).


" Путешествия по Стране Звуков и Букв»"


Наименование разделов и тем

Всего часов 33


Раздел 1. Мир Звуков.

5

Путешествие в мир звуков.

1

2.

В гостях у Безмолвия.

1

3.

Кто как голос подаёт.

2

4.

В гости к старичку Звуковичку. Дружба звуков. Слушаем звуки. Кот – охотник.

1


Раздел 2. Мир Письменности.

12

1.

Путешествие на машине времени.

2

2.

Тайна звуков и букв.

1

3.

В гости к буквам.

1

4.

Переполох в Буквограде.

2

5.

Встреча с Буквоедом.

1

6.

Задачки Буквоеда.

1

7.

Буквы на балу.

1

8.

В гостях у волшебника Ударения.

1

9.

Игра букв. Как мягкий знак изменил слово.

1

10.

Как гласные буквы превращают твёрдые согласные в мягкие.

1


Раздел 3. Путешествие с Буквами.

15

Буква «Б» и её дальняя родственница.

1

2.

Путешествие с буквами «Д» и «Т».

1

3.

Ворчливая «З» и тихая «С».

1

4.

Путешествие с буквами «Г» и «К».

1

5.

Путешествие с буквами «В» и «Ф».

1

6.

Игра – соревнование «Жуки и гуси» («Ж» и «Ш»).

1

7.

Путешествие с буквами «С» и «Ш».

1

8.

Игра – соревнование «Жуки и комары» («Ж» и «З»).

1

9.

Путешествие с буквами «Ч» и «Ц».

1

10.

Путешествие с буквами «Ч» и «Т».

1

11.

Путешествие с буквами «Ч» и «Щ».

1

12.

Путешествие с буквами (С' – Щ).

1

13.

Путешествие с буквами (Л’ – Й).

1

14.

В гостях у Ромы и Лены.

1

15.

Итоговое занятие. Конкурс.

1


«Путешествие по удивительному миру Слов»




Наименование разделов и тем

Всего часов 34


Раздел 1. К сокровищам Страны Слов.

3

Говорю и понимаю без слов.

1

2.

Встреча звуков и букв (Звуки. Буквы. Слоги.).

1

3.

Как человек придумывал слова (Значение слов).

1


Раздел 2. Слова родственники.

14

1.

Встреча с Пейто – богиней красноречия. Знакомство со словами-родственниками.

1

2.

Травушка – муравушка моя! (Уменьшительно – ласкательные слова)

1

3.

Поездка с ветерком (Суффиксы профессий).

2

4.

Суффиксы прилагательных.

2

5.

Конкурс – Эстафета. Есть ли родственники у слов?

1

6.

Как приставка образует новые слова.

1

7.

Приставки пространственного значения.

2

8.

Приставки временного значения.

1

9.

Многозначные приставки.

1

10.

Конкурс – Эстафета. Приставки бывают разные.

1

11.

Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата (однокоренные и родственные слова).

1


Раздел 3. Эти многоликие слова.

17

В гостях у словарика.

2

2.

Встреча с зарубежными друзьями.


1

3.

Однозначные и многозначные слова.

1

4.

Прямое и переносное значение многозначных слов.

2

5.

Друзья в Стране Слов (Синонимы).

1

6.

Об одном и том же – по-разному.

1

7.

На загадку дай отгадку.

1

8.

Конкурс – Эстафета. Выбери правильный ответ

(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь стр. 51, 52).

1

9.

Слова бывают разные – то дельные, то праздные (Антонимы).

2

10.

Нахождение антонимичных пар в предложениях и текстах.

2

11.

Слова, близкие и противоположные по значению (Дифференциация синонимов и антонимов).

2

12.

Итоговое занятие. Конкурс.

1


«Путешествие к фантастическому полюсу Грамотность»




Наименование разделов и тем

Всего часов 34


Раздел 1. Город Красноречия.

1

1.

Город Красноречия. Встреча с Пейто – богиней Красноречия.

1


Раздел 2. Тайна знакомства.

3

1.

Будем знакомы.

1

2.

Все начинается со слова «здравствуй».

1

3.

Расставаясь, говорим мы «до свидания».

1


Раздел 3. Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь.

3

1.

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

1

2.

Скороговорки.

2


Раздел 4. Пещера Вежливых слов.

7

1.

Добрые дела, волшебные слова.

1

2.

К тайнам вежливых слов.

1

3.

Вежливая просьба.

2

4.

Давайте говорить друг другу комплименты…

1

5.

Конкурс – реклама вежливых слов.

1

6.

Разговор с другом (взрослым или сверстником).

1


Раздел 5. Загадки.

4

1.

Кроссвордёнок зовёт на помощь.

1

2.

Образные слова и выражения.

1

3.

Отгадываем загадки.

1

4.

Моя загадка.

1


Раздел 6. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения.

6

1.

Фразеологизмы.

1

2.

Однозначные и многозначные слова.

2

3.

Крылатые выражения.

1

4.

Минутка – час бережёт.

1

5.

В гостях у сказок.

1


Раздел 7. Пословица – всем делам помощница.

5

1.

В гости к Пословице.

1

2.

Пословица недаром молвится.

1

3.

Без пословиц нам нельзя.

1

4.

Составление рассказа по пословицам.

1

5.

Игра – викторина «Лучший знаток пословицы».

1


Раздел 8. Срочная телеграмма богине Красноречия.

5

1.

Записки.

1

2.

Телеграмма.

1

3.

Учимся писать письма.

1

4.

Итоговое занятие.

1

5.

Путешествие к фантастическому полюсу

1


























Методы проведения диагностики:

· технология разноуровневого обучения (закон ОВЗ);

· развивающее обучение;

· технология обучения в сотрудничестве;

· коммуникативная технология.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

· занимательность;

· научность;

· сознательность и активность;

· наглядность;

· доступность;

· связь теории с практикой;

· индивидуальный подход к учащимся.

Учебно-методическое обеспечение программы

  • плакаты с высказываниями о русском языке

  • ИКТ – технология (презентация PowerPoint) Компьютер, жидкокристаллическая панель, презентация PowerPoint)

  • Словари, карточки с заданиями

  • Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4 – Ярославль: Академия развития, 2006.

  • Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7 – Ярославль: Академия развития, 2006.

  • Козырева Л. М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006

  • Козырева Л. М. различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3 – Ярославль: Академия развития, 2006.



Учебные пособия, используемая и рекомендуемая литература

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996.

  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991.

  6. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997.

  8. Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4 – Ярославль: Академия развития, 2006.

  9. Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7 – Ярославль: Академия развития, 2006.

  10. Козырева Л. М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.

  11. Козырева Л. М. различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3 – Ярославль: Академия развития, 2006.

  12. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Домашние тетради для закрепления произношения звуков» № 1 – 8. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011.

  13. Ладыженская Т.А. «Живое слово» - М., Просвещение, 1986.

  14. Львов М.Р. «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 1980.

  15. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991.

  16. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980.

  17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988.

  18. Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М., 2013 с.95-99.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!