БПОУ ОО «Болховский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок «Азбука речи»
Для 1-4 классов
1 час в неделю
Базовый уровень
Подготовила:
Студентка 2 курса группы «А»
Леонова Юлия
Преподаватель:
Трофимова Галина Николаевна
Болхов, 2022
Пояснительная записка
Актуальность
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.
Обучение грамоте на русском языке традиционно осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом К.Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б. Эльконин, продолжая традиции К.Д.Ушинского, усовершенствовал методику обучения грамоте, основной акцент в которой сделал на введении ребенка в звуковую деятельность языка. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребенком письменной речью является сформированность у него всех речевых процессов. Несформированность языковых процессов приводит к трудностям реализации принципа правописания, что проявляется в разнообразных специфических ошибках письма (заменах букв и искажениях звукослоговой структуры слова…).
Коррекционная работа не должна ограничиваться только логопедическими занятиями, но и во внеурочную деятельности необходимо включать логопедические приемы. Поэтому основными задачами в работе логопеда и всех участников коррекционно-воспитательного процесса можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов в формировании личности ребенка.
Одним из средств привития любви и внимания учащихся к школьным предметам является проведение внеурочных мероприятий по программе «Азбука речи».
В основе программы – привитие чуткости, любви к родному языку, ибо «язык – это жизнь» и «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский).
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в школе и в семье.
Развитие, активизирование, совершенствование лексико – грамматических средств языка через умение слышать звук, различать его в слове через игры со словами, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками. (Увлекательное путешествие по словарям позволит заглянуть внутрь слова и узнать его тайну, показать силу и мощь русского языка. Прививает любовь к родному языку).
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.
Цель заключается в реализации взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной внеурочной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
· приобретение знаний, умений, навыков по правильному использованию слов русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;
· воспитание культуры обращения с книгой, словарём;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой, словарём.
Коррекционные:
· повышение интереса к школьному предмету, устному народному творчеству;
· развить и активизировать словарный запас учащихся начальных классов скороговорками, пословицами, поговорками, загадками;
· сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Формы:
· практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, загадок.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
Планируемые результаты обучения
1-й класс
Личностные результаты:
· осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
· находить ответы на вопросы учителя - логопеда;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя - логопеда;
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2 класс
Личностные результаты:
· осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
3-4 класс
Личностные результаты:
· осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
· выразительно читать и пересказывать текст;
· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Учебно-тематическое планирование
Курс изучения программы рассчитан на 4 года (на учащихся 1х – 4х классов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут во 2- 4 классе.
Программа «Азбука речи» состоит из нескольких курсов:
Первый курс - «Путешествия по Стране Звуков и Букв» (для учащихся 1 класса).
Второй курс - «Путешествие по удивительному миру Слов» (для учащихся 2 класса).
Третий курс - «Путешествие к фантастическому полюсу Грамотность» (для учащихся 3-4 классов).
" Путешествия по Стране Звуков и Букв»"
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов 33 |
| Раздел 1. Мир Звуков. | 5 |
| Путешествие в мир звуков. | 1 |
2. | В гостях у Безмолвия. | 1 |
3. | Кто как голос подаёт. | 2 |
4. | В гости к старичку Звуковичку. Дружба звуков. Слушаем звуки. Кот – охотник. | 1 |
| Раздел 2. Мир Письменности. | 12 |
1. | Путешествие на машине времени. | 2 |
2. | Тайна звуков и букв. | 1 |
3. | В гости к буквам. | 1 |
4. | Переполох в Буквограде. | 2 |
5. | Встреча с Буквоедом. | 1 |
6. | Задачки Буквоеда. | 1 |
7. | Буквы на балу. | 1 |
8. | В гостях у волшебника Ударения. | 1 |
9. | Игра букв. Как мягкий знак изменил слово. | 1 |
10. | Как гласные буквы превращают твёрдые согласные в мягкие. | 1 |
| Раздел 3. Путешествие с Буквами. | 15 |
| Буква «Б» и её дальняя родственница. | 1 |
2. | Путешествие с буквами «Д» и «Т». | 1 |
3. | Ворчливая «З» и тихая «С». | 1 |
4. | Путешествие с буквами «Г» и «К». | 1 |
5. | Путешествие с буквами «В» и «Ф». | 1 |
6. | Игра – соревнование «Жуки и гуси» («Ж» и «Ш»). | 1 |
7. | Путешествие с буквами «С» и «Ш». | 1 |
8. | Игра – соревнование «Жуки и комары» («Ж» и «З»). | 1 |
9. | Путешествие с буквами «Ч» и «Ц». | 1 |
10. | Путешествие с буквами «Ч» и «Т». | 1 |
11. | Путешествие с буквами «Ч» и «Щ». | 1 |
12. | Путешествие с буквами (С' – Щ). | 1 |
13. | Путешествие с буквами (Л’ – Й). | 1 |
14. | В гостях у Ромы и Лены. | 1 |
15. | Итоговое занятие. Конкурс. | 1 |
«Путешествие по удивительному миру Слов»
| |
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов 34 |
| Раздел 1. К сокровищам Страны Слов. | 3 |
| Говорю и понимаю без слов. | 1 |
2. | Встреча звуков и букв (Звуки. Буквы. Слоги.). | 1 |
3. | Как человек придумывал слова (Значение слов). | 1 |
| Раздел 2. Слова родственники. | 14 |
1. | Встреча с Пейто – богиней красноречия. Знакомство со словами-родственниками. | 1 |
2. | Травушка – муравушка моя! (Уменьшительно – ласкательные слова) | 1 |
3. | Поездка с ветерком (Суффиксы профессий). | 2 |
4. | Суффиксы прилагательных. | 2 |
5. | Конкурс – Эстафета. Есть ли родственники у слов? | 1 |
6. | Как приставка образует новые слова. | 1 |
7. | Приставки пространственного значения. | 2 |
8. | Приставки временного значения. | 1 |
9. | Многозначные приставки. | 1 |
10. | Конкурс – Эстафета. Приставки бывают разные. | 1 |
11. | Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата (однокоренные и родственные слова). | 1 |
| Раздел 3. Эти многоликие слова. | 17 |
| В гостях у словарика. | 2 |
2. | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 |
3. | Однозначные и многозначные слова. | 1 |
4. | Прямое и переносное значение многозначных слов. | 2 |
5. | Друзья в Стране Слов (Синонимы). | 1 |
6. | Об одном и том же – по-разному. | 1 |
7. | На загадку дай отгадку. | 1 |
8. | Конкурс – Эстафета. Выбери правильный ответ (см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь стр. 51, 52). | 1 |
9. | Слова бывают разные – то дельные, то праздные (Антонимы). | 2 |
10. | Нахождение антонимичных пар в предложениях и текстах. | 2 |
11. | Слова, близкие и противоположные по значению (Дифференциация синонимов и антонимов). | 2 |
12. | Итоговое занятие. Конкурс. | 1 |
«Путешествие к фантастическому полюсу Грамотность»
| |
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов 34 |
| Раздел 1. Город Красноречия. | 1 |
1. | Город Красноречия. Встреча с Пейто – богиней Красноречия. | 1 |
| Раздел 2. Тайна знакомства. | 3 |
1. | Будем знакомы. | 1 |
2. | Все начинается со слова «здравствуй». | 1 |
3. | Расставаясь, говорим мы «до свидания». | 1 |
| Раздел 3. Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь. | 3 |
1. | Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. | 1 |
2. | Скороговорки. | 2 |
| Раздел 4. Пещера Вежливых слов. | 7 |
1. | Добрые дела, волшебные слова. | 1 |
2. | К тайнам вежливых слов. | 1 |
3. | Вежливая просьба. | 2 |
4. | Давайте говорить друг другу комплименты… | 1 |
5. | Конкурс – реклама вежливых слов. | 1 |
6. | Разговор с другом (взрослым или сверстником). | 1 |
| Раздел 5. Загадки. | 4 |
1. | Кроссвордёнок зовёт на помощь. | 1 |
2. | Образные слова и выражения. | 1 |
3. | Отгадываем загадки. | 1 |
4. | Моя загадка. | 1 |
| Раздел 6. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. | 6 |
1. | Фразеологизмы. | 1 |
2. | Однозначные и многозначные слова. | 2 |
3. | Крылатые выражения. | 1 |
4. | Минутка – час бережёт. | 1 |
5. | В гостях у сказок. | 1 |
| Раздел 7. Пословица – всем делам помощница. | 5 |
1. | В гости к Пословице. | 1 |
2. | Пословица недаром молвится. | 1 |
3. | Без пословиц нам нельзя. | 1 |
4. | Составление рассказа по пословицам. | 1 |
5. | Игра – викторина «Лучший знаток пословицы». | 1 |
| Раздел 8. Срочная телеграмма богине Красноречия. | 5 |
1. | Записки. | 1 |
2. | Телеграмма. | 1 |
3. | Учимся писать письма. | 1 |
4. | Итоговое занятие. | 1 |
5. | Путешествие к фантастическому полюсу | 1 |
Методы проведения диагностики:
· технология разноуровневого обучения (закон ОВЗ);
· развивающее обучение;
· технология обучения в сотрудничестве;
· коммуникативная технология.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся.
Учебно-методическое обеспечение программы
плакаты с высказываниями о русском языке
ИКТ – технология (презентация PowerPoint) Компьютер, жидкокристаллическая панель, презентация PowerPoint)
Словари, карточки с заданиями
Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4 – Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7 – Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л. М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006
Козырева Л. М. различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3 – Ярославль: Академия развития, 2006.
Учебные пособия, используемая и рекомендуемая литература
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997.
Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4 – Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7 – Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л. М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л. М. различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3 – Ярославль: Академия развития, 2006.
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Домашние тетради для закрепления произношения звуков» № 1 – 8. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011.
Ладыженская Т.А. «Живое слово» - М., Просвещение, 1986.
Львов М.Р. «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 1980.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991.
Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988.
Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М., 2013 с.95-99.