МБОУ «Снегиревская ОШ»
«Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ___________ / / «___» ___________ 20__г. | | «Утверждаю» Директор Терехова Л.П. |
Дополнительная общеобразовательная программа
по курсу «Истоки» («Слово и образ Отечества»)
5класс
2018-2019уч.год.
Составитель:
Голубцова Наталья Витальевна,
учитель православия
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Истоки» для 5 класса разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
программы «Истоки. Программа для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы (5-11 классы)» авт. А.В. Камкин, И. А. Кузьмин – «Истоковедение т.10» М.: ИД «Истоки», 2010;
учебного плана МБОУ «Сергачская СОШ № 3»;
Программа разработана с учетом:
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ;
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий;
Цели изучения курса «Истоки»
«Истоки» — интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.
Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.
В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.
В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.
Общая характеристика предмета
Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно-методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры. С 5-го класса открывается второй концентр «Истоков». Он начинается с осмысления устойчивых идеалов российской цивилизации (стремление к ладу, мерности, соборности, внутреннему преображению и др.), а затем идёт освоение традиций обустройства просторов Отечества, жизненных и годичных ритмов и циклов и т.д.
Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого-педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии на основе устойчивой и целенаправленной мотивации.
Благодаря «Истокам» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни. Именно в «Истоках» универсалии российской цивилизации становятся предметом отдельного и специального осмысления, что существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придаёт «Истокам» качество педагогической инновации. Всё это в полной мере соответствует провозглашённому в «национальной доктрине образования» курсу на повышение воспитательной миссии современной школы, а также стратегическим направлениям модернизации российского образования.
Ценностные ориентиры содержания
В основной школе открывается новый, второй концентр в познании социокультурных истоков: обучащиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества.
В 6 – м классе («Слово и образ Отечества») учащиеся уясняют «код» пространства (края и земли, рубежи и пределы, образы территорий, памятные и приметные места и т.п.) и ритмы времени (календарные системы, годичный и жизненный циклы, духовное и метафорическое прочтение времени) как важнейшие цивилизационные ценности, учатся видеть диалектику священного и мирского, религиозного и светского.
Научная основа курса
Курс «Истоки» в своей основе имеет ряд фундаментальных наук, до сих пор практически не представленных в школьном современном образовании. Это:
а) отечественная и зарубежная культурология, раскрывающая феноменологию культуры, рассматривающая ее как «текст» и разрабатывающая методы раскрытия его смыслов;
б) отечественная и зарубежная этнология, анализирующая и описывающая материальную культуру, жизненный уклад и духовно – нравственные ценности разных народов;
в) социальная и культурная антропология, исследующая разнообразие связей человека с внешней средой, установки его внутреннего мира и социокультурные роли.
«Истоки»также обращаются к достижениям современной социо- и микроистории, религиоведения, экологии и географии культуры.
Теоретические и методологические достижения наук, положенных в основу курса «Истоки», подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге сердцевину учебного содержания курса составили универсалии культуры – устойчивые идеалы, ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.
В учебном курсе «Истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий):
1) универсалии духовного мира;
2) универсалии нравственности;
3) универсалии деятельности;
4) универсалии социума;
5) универсалии природно-культурного пространства.
Методология курса
Методологической основой преподавания учебного курса «Истоки» является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И. А. Кузьмина, что позволяет:
- объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;
- обеспечить естественное гармоничное духовно – нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащегося;
- развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;
- использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;
- развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.
Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников образовательного процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить ребенка, подростка от негативных воздействий внешней среды.
Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как единую систему, как комплексную проблему, затрагивающую методологические, психологические, внутрипредметные и другие аспекты.
Ключевым элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения. Суть активных форм обучения состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все учащиеся, не зависимо от ведущего типа восприятия, оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала предполагает, что каждый вносит в него свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокий уровень.
Задача духовно – нравственного развития, освоения социокультурных категорий и ценностей не может быть решена путём транслирования содержания учащимися. Для того, чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимо создать условия для их прочувствованного восприятия.
В основе преподавания курса «Истоки» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения (ресурсный круг, работа в паре, в четвёрке, метод номинальной группы, активный экзамен, проект).
Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
управленческий – развитие управленческих способностей;
психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и приобретению социокультурного опыта.
Описание места курса «Истоки» в учебном плане
На изучение курса в 6 классе отводится 1 час при 35 недельной работе. За год на изучение предмета отводится 35 часов
Результаты освоения учебного курса
личностные:
укрепления социокультурного стержня личности, обогащения духовного опыта и освоения инструментария Истоковедения;
осознания и ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности к наследию предков;
метапредметные:
в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности
предметные:
совершения важного шага в освоении социокультурного и духовного контекста пространства и времени феноменов российской цивилизации;
.
Содержание учебного курса
Содержание учебного курса «Истоки» для 5-9 классов общеобразовательной школы подготовлено профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.
«Слово и образ России».
Слово и образ Отечества (10часов)
Отечество (2 часа)
Отечество – земля отцов. Россия – общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.
Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.
Образы Отечества – единство разнообразия. Признаки единства – вера, язык, культура, образ жизни, общая история, столица, иепархия земель и городов, святые и памятные места. Образы земледельца и ремесленника, князя и воина, мудреца и монаха.
Святая Русь как обобщённый идеал земного устроения.
Святая Русь – хранительница Православной веры.
Цвета Родины - белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией.
Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях.
Столица, края и земли (6 часов)
Стольный град Москва. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва - «третий Рим». Москва – слово в камне.
Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Среднерусская равнина. Образы великого воина – заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.
Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Павел Обнорский.
Поморье. Русский Север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Лен и прялка. Кружево. Тихие протяжные песни Севера. Северное сияние. Полярная ночь.
Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол – памятник тысячелетию России.
Сибирь «златокипящая государева вотчина». Путь «встречь Солнцу». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Остроги. Сибирские морозы и сибирский характер.
Поволжье: многоликое и разноязыкое. Волга – матушка. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), людей, Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин).
Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.
Рубежи и пределы (2 часа)
Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.
Образы северных рубежей. Белое море. Город Архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.
Образы западных рубежей. Смоленский край – «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери.
Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству.
Образы восточных пределов. Камень – Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения «встречь Солнцу». Огнедышащая Камчатка. Русская Америка.
Легенды о запредельном - о «тридевятом царстве», «тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы Беловодья в памяти народной.
Слово и образ малой Родины (12 часов)
Город (6 часов)
Семья русских городов.
Не стоит город без праведника. Небесные покровители городов.
Назначение города - торгово – ремесленный, оборонный, промышленный, информационный и коммуникационный центр, творец и хранитель отечественной культуры., хранитель веры.
Городская среда.
Кремль: крепостные укрепления, Золотые и Святые врата, символика стен и башен, общественное значение Кремля.
Посад: концы и слободы, малые миры большого города.
Собор: собор людей, святых и святынь, Соборная горка и «Иордань».
Площади: Соборная, Торговая, Сенная, Парадная.
Храмы: приходские, домовые, всеградские, обетные и др.
Православная топонимия русского народа.
Улица: правила застройки, названия улиц, мир улицы, соседи. Переулки и дворы, дворовое братство.
Памятные места: набережная, мосты, сады, Поклонная гора и др.
Города легендарные – град Китеж.
Деревня (3 часа)
Образы деревни, села, починка, погоста, Торжка, слободы, хутора. Поселения приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные.
Деревенские угодья. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.
Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам.
Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.
Образы сельского храма и часовни.
Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста.
Мир – триединство волости – общины – прихода. Мир – «демократия малых пространств».
Памятные и приметные места (3 часа)
Гора. Горы в Библии и истории. Гора как место молитвы и духовного прозрения. Горы – памятники.
Дерево. Древо жизни. Древо познания добра и зла. Образы деревьев в Библии, фольклоре, искусстве. Священные рощи.
Камень. Камни – следовики. Памятные камни. Метафоры и аллегории, связанные с камнем.
Родник. Легенды о родниках. Святой источник.
Остров. Остров как знак иного мира. Острова мёртвых. Остров Буян. Острова спасения. Островные монастыри.
Озеро. Великие озёра. Святое озеро.
Излучина. Лука. Лукоморье.
Слово и образ времени (10 часов)
Жизненный круг времени (5 часа)
Век вечность. Век - жизнь. Жизненный круг.
Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крестные родители. Любовь и нежность близких. Колыбельные песни. Познание родного очага.
Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Покаяние и чаша.
Участие в делах семьи. Обязанности по дому. Дружба. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Походы по малой Родине.
Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение трудовыми навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка, родительское благословение и венчание. Свадьба.
Семилетия зрелости. Новая родня и новые заботы. Отцовство и материнство. Мастерство. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость. Забота о ближнем.
Пожилые и старые. Завет о почитании родителей. Хранители устоев и семейного очага. Сила духа в немощи совершается. Наказы стариков.
Годичный круг времени (5 часа)
Год и лето. Год январский – от Рождества Христова до Воздвижения Креста; центральный образ – Образ Христа – Спасителя. Год сентябрьский – от Рождества Богородицы до Успения; центральный образ – Образ Богородицы – Заступницы. Год мартовский от весны до весны, центральный образ – образ Земли – Матери. Трудовые ритмы года. Праздники. Народный месяцеслов.
Зима: «умирание» природы. Рождество как символ выхода из тьмы «застывшего» мира, Рождественская ёлка; Новый год, святки – детский характер праздников; Крещение и великое водосвятие – время духовного очищения и внутренней сосредоточенности.
Весна: пробуждение природы и Масленица; распускающаяся верба; Великий пост и великое обновление; Пасха и ликование весны духовной.
Лето: полнота возрождённой природы; молодая берёзка; Троица и полнота жизни духовной; три Спаса как знак преображения природы и человека.
Осень: угасание природы. Рождество Богородицы и Воздвижение Креста - знаки надежды на новое возрождение; Покров как символ защиты и покровительства.
Всему своё время. У Бога живы все – дни поминовения предков. Каждому времени своя пища: будничная и праздничная, постная и скоромная, ритуальная.
Малые круги: седмица и день (3 часа)
Символика седмичного круга: воскресенье и будни, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели. Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая.
День и час. День красный, чёрный, белый, пёстрый. Полдень и полночь. Час и мгновенье.
3. Календарно - тематическое планирование по курсу «Истоки» в 6 классе
Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Издательский дом «Истоки», 2010.
Количество часов в год — 35, в неделю — 1 час
№ | Тема урока | Название активного занятия | Дата по плану | Дата фактически |
| Слово и образ Отечества | | | |
1 | Отечество | «Слово о Родине». | | |
2 | Святая Русь | «Святая Русь». | | |
3 | Столица | «Москва – столица Православия». | | |
4 | Стольный град Москва | «Стольный град Москва». | | |
5 | Ядро земли Русской | «Три великих образа». | | |
6 | Северная Фиваида | «Чудесный мир иноческий». | | |
7 | Поморье. Земля Новгородская | «Поморье и Земля Новгородская». | | |
8 | Поволжье. Сибирь. Края и земли | «Края и земли». | | |
9 | Рубежи и пределы | «Рубежи нашего Отечества». | | |
10 | Образ Отечества | «Образ Отечества». | | |
Слово и образ малой Родины | |
11 | Город. Семейство городов русских | «Семейство городов русских». | | |
12 | С чего начинается город. Кремль. Посад. | «В Кремле». | | |
13 | Духовная жизнь города. Собор. Площадь | «Торговая площадь». | | |
14 | Храмы города | «Храмы города». | | |
15 | Образ города | «Образ города». | | |
16 | Улицы, дворы. Поклонная гора. Жизнь и быт горожан | «Жизнь горожан». | | |
17 | Деревня | «Сельские поселения». | | |
18 | Памятные и приметные места. Гора | «Гора – место важнейших событий в Священной истории». | | |
19 | Дерево. Камень. Родник | «Образ камня в Библии». | | |
20 | Остров. Озеро | «Остров и озеро». | | |
21 | Образ деревни | «Образ деревни». | | |
22 | Слово и образ малой родины | «Слово и образ малой родины». | | |
Слово и образ времени | |
23 | Младенчество и детство | «Главные события детства». | | |
24 | Отрочество и юность | «Отрочество и юность». | | |
25 | Зрелость. Пожилые и старые | «Пожилые и старые». | | |
26 | Жизненный круг | «Жизненный круг». | | |
27 | Год и лето. Годичный круг | «Годичный круг православный праздников». | | |
28 | Зима, весна, лето, осень | «Образ праздника». | | |
29 | Самый светлый праздник | «Самый светлый праздник». | | |
30 | Седмица и день | «Духовный смысл дней недели». | | |
31 | Слово и образ времени | «Особые дни годичного круга». | | |
32 33 | Наше Отечество | «Наше Отечество» «Наше Отечество». | | |
34-35 | Слово и образ России | «Слово и образ России». | | |
11