СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круговорот воды в природе

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Круговорот воды в природе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

СПАС-ЗАУЛКОВСКАЯ ШКОЛА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»





















Конспект дидактической игры

«Круговорот воды в природе»









Учитель: Шмакова Юлия Николаевна

Телефон: 8-916-125-10-01












2017 г.

В нашей жизни очень важна мелкая моторика рук. Она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Для развития мелкой моторики рук и расширения кругозора обучающихся в младших классах я решила разработать настольную дидактическую игру «Круговорот воды в природе». На земном шаре вода непрерывно и постоянно циркулирует, и её общее количество не меняется. Дети знают об испарении воды, её конденсации в облаках и выпадении на землю в виде осадков. Но есть ещё более тонкие особенности  перемещения воды в этом круге. Игра показывает детям круговорот воды в природе с учётом всех нюансов вечного движения воды и даёт им возможность стать участниками этого движения.

Дидактическая игра разработана на основе явлений, связанных с кругооборотом воды в природе, к игровому полю необходимо пристегнуть деталь, а проблему с застегиванием пуговиц я наблюдаю у многих детей.

Пристегивание элемента игры к игровому полю происходит после того, как обучающийся верно выполнит задание, или назовет больше правильных ответов.

Целью игры «Круговорот воды в природе» является расширение понятия круговорота, как непрерывного и всеобъемлющего, важного для всего живого процесса на планете Земля.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе.

  • Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.

  • Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.

  • Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.

  • Формировать сознательное отношение к своему здоровью.

  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • Уметь рассказать о круговороте воды.

  • Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 

Личностные УУД

  • осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме;

  • ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

  • аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе»

  • работать с информацией;

  • собирать информацию, обрабатывать и делать выводы;

  • решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания.

Регулятивные УУД:

  • определять цель учебной деятельности самостоятельно;

  • работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

  • аргументировано находить и объяснять свои ошибки;

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы;

  • слушать, не перебивая;

  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование:

  • игровое поле с цветными пуговицами;

  • элементы игрового поля

  • задания о путешествии капельки воды

Вид игры (игры с правилами, сюжетные игры, дидактические игры, подвижные дидактические игры, игровые ситуации) дидактическая игра

Место и время проведения: игра может проходить, как на уроках окружающего мира, так и на занятиях по внеурочной деятельности. Обучающиеся могут работать в группах и парах. Прежде чем начать игру необходимо мотивировать детей к учебной деятельности.

Технологическая карта дидактической игры

п\п

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Формируемые УУД

1

Мотивационно- побудительный

Цель: создать условия для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность.

Игра-приветствие «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе

- Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Нас ждут интересные открытия. Вы готовы? А о чем пойдет  речь вы узнаете отгадав загадку?





Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.




Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Коммуникативные:

организовывать рабочее место

Познавательные: настраиваться на познавательную деятельность.


2

Выявление проблемы

Цель: воспроизведение знаний, необходимых для «открытия новых знаний».

- Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия . (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).

С горы сбегая без труда,

Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда — 

Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам

Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:

Зовут ее — ... (вода).

- Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному.













Отгадывают загадку

Регулятивные:

планировать деятельность в

группе; воспринимать

мнения и предложения

(о способе решения задачи)

сверстников.


3

Решение проблемы

Цель: формулирование темы и цели.


Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? 

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое  круговорот воды в природе?


Сформулируйте тему нашей игры 

Стихотворение читает подготовленный ученик


















Пресная вода - это вода без солей.



























Дети объясняют

(Затрудняются)

Предположения детей.

«Круговорот воды в природе»





Личностные:

проводят самооценивание,

определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Регулятивные:

Дети формулируют тему урока и цель урока.

Познавательные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения, того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно.

Коммуникативные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4

Физкультминутка


К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой

Дети выполняют упражнения.



Регулятивные:

Саморегуляция, как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

5

Восприятие и освоение правил игры

Учитель объясняет правила игры.

Надо прочитать сказку. Дополнить текст подходящими по смыслу словами после отгадывания загадки.

Затем к игровому полю необходимо пристегнуть элементы игры



Дети садятся.





Задают вопросы.






Личностные:

Развитие интереса к различным видам деятельности

Регулятивные:

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из текста задачи. Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

6

Практическая деятельность выполнения игровых действий

Цель:

Организует деятельность с применением новых знаний.

К игровому полю прикреплена табличка со сказкой.


Жила - была капелька. Жила она в речке. Однажды капелька лежала на поверхности реки и грелась (загадка про солнце)………. Но в этот день солнышко очень сильно припекало.



( Учитель задает вопрос.

- Что происходит с капелькой в этот момент?


- Правильно)


(Продолжение сказки)

Капелька даже и не заметила, что стала подниматься всё выше и выше вверх. Очнувшись от блаженства, капелька увидела, что её река находится далеко - далеко внизу. Откуда ни возьмись, поднялся сильный

( загадка про ветер) ………. Он подхватил капельку над землёй. В ужасе капелька смотрела вниз, как отдаляется от неё река. Мимо неё проносились (загадки про поля, луга и реки) ……., ….., и другие ……..


(Учитель задает вопрос)

- Что произошло с капелькой на небе?




- Правильно)



- Во что превратился пар, после того, как остыл?

- Правильно, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек.

(Продолжение сказки)

В небе над капелькой стали появляться

( загадка про тучи) ……...

Их становилось всё больше и больше. Когда все тучи соединились в одну, прогремел (загадка про гром и молнию) ….., и сверкнула яркая ……. И вдруг из этих туч полетели множество таких же капелек как она. Пошел …..

( загадка про дождь….). Капелька очень обрадовалась им и вместе с ними весело полетела вниз. Она упала на листик (загадка про цветок) ……, весело скатившись с него вниз,  упала на (загадка про землю) ……. Встретившись с другими капельками, они образовали маленький

( загадка про ручеек) …...

Этот ручеёк двигался к её родной (загадка про реку) ….., присоединяя к себе множество других ручейков.


- Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара.

Как называют такой путь воды?


- Правильно.

По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».









- Солнце






- Вода при нагревании превращается в пар и движется вверх.









- Ветер




- Поля, луга и реки




- На небе капелька остыла, потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.



- В воду.








- Тучи




- Гром и молния




- Дождь




- Цветок


- Земля



- Ручеек


- Река










- Круговорот воды в природе.

Личностные:

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроке Регулятивные: Выполняют задание самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку.


7

Рефлексия

Цель: самооценка учащимися собственной деятельности

Организует рефлексию

Украсить игровое поле цветами.

-Если вы чувствовали себя на уроке комфортно и справились со всеми заданиями, то раскрасьте цветок красными цветами; если при выполнении некоторых заданий вам требовалась помощь - жёлтыми; если пока ещё многие задания были для вас трудны - голубыми.

Прикрепите свои цветки к игровому полю.



Украшают своими знаниями игровое поле и объясняют, почему выбрали тот или иной цвет




Личностные:

Удовлетворённость достигнутым результатом.

Регулятивные: Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.










Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!