СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру в 3 классе «Круговорот воды в природе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Круговорот воды в природе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели: сформировать представление о круговороте воды в природе. 

Задачи:

  1. Сформировать понятие о круговороте воды в природе.
  2. Показать взаимосвязь круговорота воды со свойством воды переходить из одного состояния в другое.
  3. Развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы и оценивать достижения.
  4. Воспитывать готовность к сотрудничеству через организацию коммуникативной деятельности в парах, в группах.

Просмотр содержимого документа
«урок по окр. миру»

МБОУ Камышевская СОШ













Открытый урок
по окружающему миру
3 класс

«Круговорот воды в природе»



Учитель: Лысенко Т. Ф.











Камышевка



2017 г.

Тема: Круговорот воды в природе.

Тип урока: УИПЗЗ (урок изучения и первичного закрепления новых знаний).

Цели: сформировать представление о круговороте воды в природе.

Задачи:

  1. Сформировать понятие о круговороте воды в природе.

  2. Показать взаимосвязь круговорота воды со свойством воды переходить из одного состояния в другое.

  3. Развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы и оценивать достижения.

  4. Воспитывать готовность к сотрудничеству через организацию коммуникативной деятельности в парах, в группах.

Планируемые результаты:

Личностные: положительное отношение к процессу познания; интерес к урокам; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся; самостоятельно адекватно оценивать собственную учебную деятельность; применять правила делового сотрудничества.

Метаредметные:

- коммуникативные УУД: осознавать речь; участвовать в диалоге, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; допускать возможность различных точек зрения.

- регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану, планировать свои действия; адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникновение трудностей, стремиться к их преодолению.

- познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; читать, слушать, извлекать нужную информацию; проводить анализ, сравнение.


Используемое оборудование:

  1. Условные знаки для изображения круговорота воды в природе: капелька воды, водяной пар, облако, снежинка, поток воздуха, ветер.

  2. Контуры облаков (для рефлексии).

  3. «Капельки» для каждого ученика (для рефлексии).

  4. Конверты для работы в группах.

  5. Спиртовка, штатив, пробирка с водой, блюдце со льдом (для опыта).

  6. Компьютер, мультимедиа-проектор.



Используемые учебники и учебные пособия: программа "Гармония", О.Т.Поглазова, "Окружающий мир" учебник и тетрадь.

Используемые ЦОР: мультимедийное приложение-презентация.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок, и в срок начинается урок.

Сегодня здесь закон простой – учись и думай головой.

А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай.

Не получилось - не беда, друзья помогут нам всегда! (Слайд 2)

Сообщение темы и цели урока.

Отгадайте загадку:

Меня льют,

Меня пьют,

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода)

-Что это за вещество? (Вода)

  1. Проверка домашнего задания.

- Очень много говорили о воде. Давайте повторим всё, что мы уже знаем о воде.


Карточка №1

Соедини стрелками, какие свойства относятся к воздуху, а какие к воде.

Без запаха

Без цвета

Расширяется при нагревании

Сжимается при охлаждении

Растворитель

Плохо проводит тепло

Прозрачность

Текучесть



Воздух



Вода

Карточка №2

  1. В каком случае основные свойства воды указаны верно.

    1. имеет синий цвет, без запаха, прозрачная;

    2. бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная.

  2. Что происходит с водой при нагревании

    1. при нагревании вода сжимается

    2. при нагревании вода расширяется

  3. Вода является растворителем

    1. Да

    2. нет

Карточка № 3

Подчеркни свойства воды:

  1. Без вкуса, без запаха, прозрачность, текучесть, бесцветность, испаряемость, горючесть, растворитель.

  2. Где можно наблюдать воду в различных состояниях?. Используя слова для справок, заполни таблицу.

Слова для справок: ручей, сосулька, пар, океан, айсберг, туман.

Состояния воды

твёрдое

жидкое

газообразное




Карточка № 4

Вставь слова:

Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью _________, _____________.


Пока несколько человек работают по карточкам, учитель проводит опрос по вопросам раздела «Проверь себя» (вопросы записаны на капельках воды, расположенных на доске)

  • Почему воду называют одним из главных богатств на Земле?

  • Какова роль воды в жизни организмов?

  • О каких свойствах воды вы знаете?

  • Как можно очистить грязную воду?

  • Расскажите о составе воды. (Слайд 3)

  • В каких трёх состояниях находится вода в природе (работа с лэпбуком)



Покружилась звёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто его не подберёт. (Град)

. Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку…

Очень трудная загадка! (Дождь)



Без крыльев - летит,

Без ног - бежит. (Облако)



Молоко над речкой плыло -

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Сразу видно далеко. (Туман)



И не снег, и не лед,

а серебром деревья уберет. (Иней)

Я – вода, да по воде же и плаваю. (Лёд)

Какой это мастер на окна нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз) изморозь

Был водой, теперь летаю.
С виду я туман напоминаю.
(пар)



  1. Определение темы, постановка учебной задачи урока.

- Действительно, вода – одно из первых природных богатств. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет и до последнего дня. Мы уже многое узнали о воде и сегодня обобщим наши знания, подведём итоги. Но сначала хочу познакомить вас с гостьей на уроке.

- Капелька приглашает нас в путешествие.

-А все ли мы знаем о воде?

- Какие задачи поставим на уроке?

1) Узнаем что-то новое о воде.

2) Проведём новые опыты, исследования.

3) Узнаем, почему воду называют путешественницей.

- Да, ребята, впереди еще много открытий об этом удивительном веществе – вода.

  1. Совместное открытие новых знаний.

-Сегодня на уроке мы с вами будем наблюдать, размышлять и исследовать.

1. Проблемный вопрос.

-Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Издавна людей интересовали вопросы:

(Слайд 4)

1) Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?

2) Куда исчезают лужи?

3) Почему идёт дождь?

-Я думаю, что сегодня на уроке мы сможем ответить на эти вопросы.

Физкультминутка

Практическая работа. Круговорот воды в природе.

Демонстрация опыта.

-Давайте проведем опыт. Будем нагревать воду. Что с ней происходит? Как называется это превращение? (Испарение). Чем выше температура, тем быстрее идёт этот процесс.

испарение



- Теперь над пробиркой подержим блюдце со льдом. Понаблюдайте. Что происходит с водой? Откуда появились капли на дне тарелки? Как называется это превращение?

(Конденсация – охлаждение пара, переход воды из газообразного состояния в жидкое)

- Можно сказать, что вода совершила путешествие по кругу?

(Слайд 6, 7)

-В природе это называют «круговоротом воды».

-Какие слова спрятались в слове «круговорот»?

(Слайд 8)

Круговорот состоит из двух слов «круг» и «ворот»- вращение. Получается «вращение по кругу».


- Я готовилась к уроку и нашла толкование этого слова в словаре Ожегова С.И.

«Круговорот – это беспрерывное движение, неизменно повторяющее круг развития» (Словарь Ожегова С.И.)

  1. Закрепление пройденного материала.

    1. Самостоятельная работа.

- Прочитайте текст в учебнике с.108-109 и самостоятельно выполните задание в ТПО с.37-№38.

2) Проверка самостоятельной работы.

- Кто хочет поделиться с нами новыми знаниями?

* Выходит к доске 1 ученик и с помощью условных знаков изображает круговорот воды в природе.

3) Познавательная сказка «Путешествие Капельки». (слайды №10-17)

-Послушайте сказочную историю и сделайте вывод, как происходит круговорот в природе.

Жила-была Капелька в чистом-чистом озере. Вместе с ней жили ее братья и сестры. И было их очень много. Жили они весело и дружно. Однажды им захотелось посмотреть на белый свет и они отправились в путешествие.

-Как вы думаете, кто им в этом помог?

- Конечно, солнце. Оно согрело их своими лучами, капельки стали очень легкими, совсем невесомыми и устремились высоко в небо.

-Как называется этот процесс в природе? (Испарение)

-Как вы думаете, а что было дальше?

-Они поднимались все выше и выше. На пути им стали встречаться такие же капельки-путешественницы.

- Откуда высоко в небе взялись капли?

Д. -Вверху было очень холодно, капельки стали прижиматься друг к другу, и стало их уже целое облако. Из газообразного состояния капли вернулись в жидкое. Процесс превращения пара в жидкость называется «конденсацией».

- Так путешествовали наши капельки долго. К ним присоединялись новые капли. Облако становилось тяжелее и тяжелее. Вдруг загремел гром, ударила молния и наши путешественницы вместе с другими каплями полились дождем. Они оказались в незнакомом месте. Течение несло их дальше. Путешествие продолжалось.

А наши путешественники поспешили домой, в свое чистое, теплое озеро. Судьба выпавших капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озёра или сразу в море, в почву. Вот и наша Капелька прилетела на землю, встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть, и ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.

На экране появляются все капельки.

- Как называется процесс о котором говориться в сказке? (КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ).

- Вода в природе постоянно движется, совершая круговорот. Его движущей силой является Солнце, а главным источником воды –Мировой океан.

Выводы. Обобщение.

(Слайд18)

- Что сначала случилось с Капелькой и ее подружками? (Превратились в пар)

В каком состоянии находятся частицы воды высоко в небе? Что там с ними происходит? (Произошла конденсация)

Как частицы воды опять оказываются на земле? (Выпадают в виде осадков)

Капелька с подружками совершила круговое путешествие. Как называется их путешествие в природе?

(Слайд 20,21)

  1. Закрепление пройденного материала.

  1. Самостоятельная работа.

- Прочитайте текст в учебнике с.108-109 и самостоятельно выполните задание в ТПО с.37-№38.

2) Проверка самостоятельной работы.

- Кто хочет поделиться с нами новыми знаниями?

* Выходит к доске 1 ученик и с помощью условных знаков изображает круговорот воды в природе.

3) Мини-тест «Выбери верное высказывание» (Слайд 23-25)


РЕЗЕРВ

1) Проблемный вопрос.

- Подумайте, на каких этапах круговорота вода может загрязняться? (Когда вода ещё находится на земле - в реках, водоёмах).

Это интересно! (работа с лэпбуком)

– Капелька для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннесса.

• Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.

• Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

• Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 километр 940 метров.

– Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы ее послушаем на следующем уроке.



  1. Обобщение. Итог урока.

- С каким процессом познакомились на уроке? ( С круговоротом воды в природе)

- Продолжите фразы.

Слайд 28

  • Я узнал …

  • Я запомнил …

  • Я понял …

  1. Рефлексия.

- На доске расположены облака:

облако удачи облако тревоги облако открытий облако радости

- К какому облаку присоединится ваша капелька? (Дети выходят и прикрепляют свою капельку к выбранному облаку)

  1. Домашнее задание: У с.108-109, Т с.38-№40.

Просмотр содержимого презентации
«99248»

Свойства воды бесцветная прозрачная При нагревании расширяется не имеет вкуса Вода не имеет запаха При охлаждении сжимается

Свойства воды

бесцветная

прозрачная

При нагревании

расширяется

не имеет вкуса

Вода

не имеет запаха

При охлаждении сжимается

Такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар, мы наблюдаем при кипении воды в кастрюле, чайнике... Видите, кипит вода, идет пар, поднесем к пару стекло.  На стекле появляются капельки воды, которые падают вниз. Откуда появились капельки воды? Почему они образовались?

Такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар, мы наблюдаем при кипении воды в кастрюле, чайнике...

Видите, кипит вода, идет пар, поднесем к пару стекло.

На стекле появляются капельки воды, которые падают вниз.

Откуда появились капельки воды?

Почему они образовались?

Жила была капелька на цветке, а может быть , и в море, а может, в океане, а может быть и в луже, ведь надо где то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

Жила была капелька на цветке, а может быть , и в море, а может, в океане, а может быть и в луже, ведь надо где то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

А это мои друзья. Мы отправляемся в путешествие..

А это мои друзья. Мы отправляемся в путешествие..

Какая красота!

Какая красота!

Ну, вот мы и дома!

Ну, вот мы и дома!

Круговорот воды в природе

Круговорот воды в природе

Что происходит с водой под действием солнечных лучей? испарение Что происходит с водяным паром высоко над земной поверхностью? конденсация Что происходит с облаками, когда скапливается множество водяных капель или льдинок ? выпадение осадков 17

Что происходит с водой под действием солнечных лучей?

испарение

Что происходит с водяным паром высоко над земной поверхностью?

конденсация

Что происходит с облаками, когда скапливается множество водяных капель или льдинок ?

выпадение осадков

17

17

17

17

17

17

17

Дождь – это вода в… состоянии твердом жидком газообразном

Дождь – это вода в… состоянии

твердом

жидком

газообразном

помощь Под действием солнечных лучей происходит: Испарение Выпадение осадков Охлаждение

помощь

Под действием солнечных лучей происходит:

Испарение

Выпадение осадков

Охлаждение

Переход воды в природе из одного состояния в другое называется:  Нагревание Круговорот Выпадение осадков

Переход воды в природе из одного состояния в другое

называется:

Нагревание

Круговорот

Выпадение осадков

В воздухе всегда находится вода в … состоянии Газообразном Жидком Твёрдом

В воздухе всегда находится вода в … состоянии

Газообразном

Жидком

Твёрдом

Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм. Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года. Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 километр 940 метров.
  • Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.
  • Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.
  • Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 километр 940 метров.
Человек, запомни навсегда! Символ жизни на Земле – вода! Экономь её и береги- Мы ведь на планете не одни!  В.А.Андреев 17

Человек, запомни навсегда!

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги-

Мы ведь на планете не одни!

В.А.Андреев

    17

      17

      У с.108-109, лист №40. 17

      У с.108-109, лист №40.

      17


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

      Вебинар для учителей

      Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!