СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе на тему «Комплексный анализ текста»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа предназначена для текущего контроля обучающихся 10-х классов. Данный контроль проводится с целью установления уровня теоретических знаний учащихся по русскому языку, их практических умений и навыков, установления соответствия предметных универсальных учебных действий обучаемых требованиям ФГОС ООО за курс 10 класса по русскому языку. Для анализа предлагаются тексты о великом писателе А.П.Чехове.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по русскому языку в 10 классе на тему «Комплексный анализ текста»»

Контрольная работа по русскому языку

10 класс

Комплексный анализ текста

Вариант 1

Задания

1.Из данного текста выпишите предложения или словосочетания, которые отражают авторскую позицию и могут служить его названием.

Поражает большая начитанность Чехова, широта его читательских интересов уже в гимназические годы. Антон Павлович был одним из активнейших абонентов таганрогской библиотеки, жадно читал беллетристику, критическую литературу, журналы, впитывая в себя передовые идеи, моральные и эстетические принципы, выраженные в художественной и критической литературе. Сознание Чехова обогащалось высоким этическим содержанием, заключённым в произведениях великих русских писателей. Культурный рост Чехова происходил и за счёт освоения крупнейших эстетических ценностей русской и зарубежной литературы.

Чехов-гимназист настолько быстро созрел в литературно-эстетическом отношении, что смог руководить чтением младшего брата Михаила, проявляя в своих советах исключительную для своего возраста начитанность и хороший литературный вкус.

В апреле 1879 года Антон Павлович пишет брату в Москву: «Хорошо делаешь, если читаешь книги. Привыкай читать. Со временем ты эту привычку оценишь... Прочти ты следующие книги: «Дон-Кихот»… Хорошая вещь. Сочинение Сервантеса, которого ставят чуть ли не на одну доску с Шекспиром. Советую братьям прочесть, если они ещё не читали, «Дон-Кихот и Гамлет» Тургенева. Ты, брате, не поймёшь. Если желаешь прочесть нескучное путешествие, прочти «Фрегат Паллада» Гончарова».

В этом же письме Антон Павлович проявляет заботу и о правильном нравственном развитии своего брата, борясь с его самоуничижением и разъясняя ему понятия о честности, о достоинстве человека.

Письмо свидетельствует о том, как рано осознал Чехов ценность привычки читать и как рано он понял значение чувства человеческого достоинства, которое стало основным элементом гуманистической концепции Чехова-писателя.

Видную роль в культурном росте, в художественном развитии Чехова сыграл и таганрогский театр - один из лучших провинциальных театров России, где, по воспоминаниям А. Л. Вишневского, лучшая русская драма сменялась прекрасной итальянской оперой и имена самых крупных столичных артистов не сходили с афиш, расклеенных по городу. Посещая спектакли в Таганрогском театре, Чехов ознакомился с характерным для того времени репертуаром, пёстрым по качеству и жанровым особенностям. В театре ставились трагедии Шекспира, комедии и драмы Островского, мелодрамы, оперетты, водевили. По-видимому, о своём раннем и сильном театральном впечатлении вспоминал Чехов в «Рассказе неизвестного человека»: «Вспомнилась мне почему-то мелодрама «Парижские нищие», которую я раза два видел в детстве». Эту мелодраму Чехов увидел 13-летним гимназистом.

Чехов, гимназист старших классов, проявлял умение разбираться в содержании пьес и в качестве театральных постановок. Это позволило ему выступать среди товарищей в роли театрального «просветителя».

Таким образом Чехов ознакомился с отдельными образцами русской и зарубежной драматургии, стал понимать специфику театрального искусства. Спектакли в таганрогском театре пробудили у Чехова большой интерес к драматургии. Не случайно, что первые серьёзные литературные опыты Чехова были драматургическими.

Привычка читать, выработавшаяся и оценённая Чеховым ещё в Таганроге, стала постоянным спутником его интеллектуальной жизни и в последующие годы. Репертуар чтения расширялся. Чехов читал научные и философские книги, литературно-критические работы, книги по искусству, читал и перечитывал произведения классиков, внимательно следил за современной беллетристикой. Отражение этой многосторонней начитанности находим в письмах Чехова, в содержании и в творческой истории отдельных произведений.

Начитанность помогала Чехову и в творческой работе. В этом отношении особенно важную роль сыграли Белинский и Толстой.

(По Л.Громову)

2. Определите стилевую принадлежность текста, аргументировать свой выбор. Отметьте языковые средства выразительности.

3. Объясните выражения: «литературный вкус», «эстетические принципы», «человеческое достоинство», «гуманистическая концепция», «культурный рост».

4. Какие нравственные качества сформировались у А. П.Чехова под влиянием чтения художественной литературы? Продолжите ряд понятий: благородство, самокритичность, … . Подберите к ним синонимы.

5.Определите ведущий тип речи в выделенном фрагменте текста.

6.Выпишите предложение, связанное с предыдущим с помощью указательного местоимения. Подчеркните местоимение.

7. Напишите сочинение о роли чтения в становлении личности. Выразите своё отношение к проблеме и обоснуйте своё мнение.





Вариант 2



Задания

1.Из данного текста выпишите предложения или словосочетания, которые отражают авторскую позицию и могут служить его названием.

Текст в пособии:Т.И. Павлова, Т.В.Белоусова. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011. ( с.82-83)

2. Определите стилевую принадлежность текста, аргументировать свой выбор. Отметьте языковые средства выразительности.

3. Объясните выражения: «чувство человеческого достоинства», «писатель-гуманист», «социальная дифференциация», «тонкий художник», «принудительная вежливость».

4. Подберите синонимы и антонимы к слову «сострадание».

5.Определите ведущий тип речи в выделенном фрагменте текста. («Здесь почти нет диалогов…» и следующее предложение).

6.Выпишите предложение, связанное с предыдущим с помощью союза и указательного местоимения. Подчеркните местоимение.

7. Напишите сочинение о сострадании писателя-гуманиста А.П.Чехова. Выразите своё отношение к проблеме и обоснуйте своё мнение.



Источники

  1. Громов Л.П. В творческой лаборатории А.П.Чехова.

    Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/kritika/gromov-v-tvorcheskoj-laboratorii/knizhnye-vpechatleniya.htm



  1. Т.И. Павлова, Т.В.Белоусова. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011. (1 вар.- с.29-30, 2 вар. – с.82-83)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!