СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Алалия или аутизм?"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Алалия или аутизм?"»

Консультация для учителей-логопедов "Алалия или аутизм?"

Аутизм сейчас очень распространенный диагноз, его получают многие дети с особенностями развития. Специалисты выставляют РАС чаще, чем он встречается на самом деле.

Зачастую при первичной диагностике, аутизм не могут отличить от сенсорной или сенсомоторной алалии (отсутствие или недоразвитие экспрессивной речи, когда нет связи между смыслом и звуковой оболочкой слов. При такой форме алалии ребенок, даже несмотря на хороший физический слух и способности к воспроизводству речи, не понимает, что ему говорят окружающие.). Клинические проявления алалии достаточно разнообразны, как и при расстройстве аутистического спектра и такие маркеры как непонимание обращенной речи и как следствие отсутствие взаимодействия, эхолалии, неадекватные реакции на диагностические задания или вопросы дают возможность психиатрам (а как правило особенные дети идут с родителями именно к нему) ставить диагноз РДА и атипичный аутизм или алалия с аутистическими чертами.


Рассмотрим подробнее, чем они отличаются .

При аутизме: первично нарушена коммуникация. Ребёнок не знает, как он должен реагировать на обращение к нему, даже если он понимает речь. Не реагирует, потому что не способен выстроить коммуникативное сотрудничество. У ребенка может превалировать так называемый речевой мутизм, когда ребенок уперто молчит, не реагирует на обращенную речь, даже если ее понимает.

При сенсорной алалии ребёнок не понимает то, что вы ему говорите, поэтому и не реагирует. На его месте можете почувствовать себя и вы, когда с вами вдруг начнут разговаривать на иностранном языке, в котором вы не понимаете ни единого слова. Будете ли вы вслушиваться в такую речь, поддерживать разговор, и вообще - будет ли вам интересно взаимодействовать с таким собеседником посредством речи? С ребёнком с сенсорной алалией происходит то же самое. В отличие от аутизма, у такого ребёнка первоначально не нарушено общение, поэтому он может взаимодействовать с вами с помощью мимики, эмоций и жестов.

В целом, у детей с алалией, в отличии от детей с РАС очень развито невербальное общение. Да, они не могут донести свои мысли и желания до собеседника с помощью слов, но всеми силами будут стараться показывать это руками, всем телом, прыгать, гримасничать, добавлять какие-то звуки разной интонации. А если алалия только моторная - то ещё и отвечать на ваши уточняющие вопросы общеупотребительными жестами "да" и "нет" с помощью мотания головой.

У детей с РАС коммуникация нарушена полностью вся - это и общение посредством слов (вербальная) и общение посредством мимики, жестов, эмоций (невербальная коммуникация). Поэтому ребёнок с аутизмом, в отличие от ребёнка с различными видами алалии, не будет вступать в длительный контакт с помощью невербальных средств общения, не будет стараться донести до вас то, что он хочет, поскольку он просто не умеет этого делать, и не догадывается, что свои желания можно как-то целенаправленно выражать, чтобы изменить что-то в окружающей его среде..

Эхолалии: Как при аутизме, так и при сенсорной алалии ребёнок может повторять услышанные слова (эхолалия).

НО при сенсорной алалии, повторение слов - имеет своей целью общение, желание что-то сообщить.

При аутизме эхолалии, в большинстве случаев не имеют своей целью общение с окружающими. Сама по себе эхолалия не является основной характеристикой аутизма. Явление эхолалии соответствует нормальному речевому развитию в определенный период онтогенеза (который заканчивается приблизительно к 22 месяцам ребенка). При аутизме этот период пролонгирован во времени, а еще и может сохраняться на протяжении всей жизни. Но вот природа эхолалии при аутизме не вполне ясна. Ребёнок с РАС может повторять услышанные слова используя их как вокальную самостимуляцию.

Гиперчуствительность к сенсорным явлениям: Ещё одно отличие аутизма от сенсорной алалии состоит в том, что при сенсорной алалии ребёнок не реагирует на обращенную к нему речь (потому что не понимает её), но в тоже время очень чутко реагирует на все окружающие его неречевые шумы, ребенок слышит мелодичный шум, не понимая, что именно ему говорят, но интересуясь происходящим и реагируя на него.

У ребёнка с РАС может быть чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, сверхчувствительность к звукам, к свету; слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности, расстройства мышечного тонуса - всё перечисленное и другие сенсорные нарушения испытывают дети с РАС. У некоторых детей возникают проблемы с приемом пищи, избирательные вкусовые пристрастия, трудности с туалетом.

Как правило, дети с алалией таких проблем не испытывают.

Распознавание собственного имени: Уже с маленького возраста некоторые сенсорные алалики в случаев реагируют на произношение своего имени, а некоторые так же не отзываются на имя как и дети с РАС.

Аутисты же, долгое время не реагируют на называние своего имени. Это связанно с их погруженностью в себя, отсутствием интереса к окружающему миру.

Интонации речи: В случае сенсорного расстройства, они считываются без понимания содержания. При коррекционной работе специалисты часто используют эту особенность для развития понимания речи.

При РАС, интонации в голосе собеседника не распознаются. В качестве информации воспринимается только смысловое буквальное наполнение фраз.

Общение с людьми: В основном, алалики не избегают его, стараются быть рядом с другими, проявляют общее с группой внимание, не избегают попыток общения с коллективом, родными. Их раннее развитие и реакции на близких людей в младенчестве не отличаются от нормотипичных детей.

Аутические малыши закрыты, стараются держаться в стороне от других, избегают любых контактов, кроме необходимых. И уже с трехмесячного возраста можно заметить нарушения эмоционального контакта с людьми (отсутствие улыбки на приближение лица матери, не тянут ручки из кроватки, когда их хотят взять, виснут на руках как мешочки, не стараясь обнять человека и т.д.)

Эмоциональное восприятие: У алаликов нарушения лёгкие, дети распознают чужие эмоции и передают свои, они способны к сопереживанию.

Аутисты не способны к эмпатии, не распознают чужие эмоции и не могут выразить свои. При тяжелых видах расстройства, их не испытывают.

Умственные способности: При речевом дефекте имеет место вторичное отставание в развитии, которое с помощью терапии устраняется, при условии, что речь удастся запустить.

На фоне расстройств аутического спектра , развитие интеллекта может протекать по-разному. Дети способны и отставать, и обгонять сверстников, развиваются согласно возрастной нормы или с отклонениями в обе стороны. В некоторых случаях отставание не преодолимо.

Взгляд в глаза: Малыши с отклонением в восприятии речи легко идут на зрительный контакт, уделяют внимание губам, пытаясь считать произносимые звуки.

Аутичные пациенты избегают прямого взгляда на собеседника, смотрят вскользь или вообще отводят взгляд, им не важны эмоции собеседника.

Несмотря на кажущуюся очевидность различий, они не видны на первый взгляд. И требуют наблюдения в течение недель, месяцев, в различных ситуациях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!