Конспект урока по математике в 5 классе по теме «Проценты»
Вид урока: открытие новых знаний.
Цель: расширить представление учащихся о возможности записи чисел в различных видах, ввести понятие процента.
Задачи:
-образовательная: формировать умения перевода десятичных дробей в проценты и наоборот
- развивающая: развивать логическое мышление, умение пользоваться опорными знаниями для их применения в новой ситуации;
-воспитательная: прививать интерес к предмету, знакомить с медиаресурсами на уроках математики, развивать сознательное восприятие учебного материала.
Виды деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная система, демонстрационный набор «Доли и дроби», переносная доска.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
2. Как разделить десятичную дробь на 100?
3. Выполните устно задания: (слайд 2)
а) 1,24 · 100 д) 1,83 : 100
б) 0,2 · 100 е) 10,8 :100
в) 0,13 ·100 ж) 94 : 100
г) 0,003 · 100 з) 5 : 100
- Как получить дробь?
- Что показывает знаменатель дроби?
- Что показывает числитель дроби?
- Назовите дробь, которая выражает закрашенную часть круга.
- Какую часть составляет , , , от целого?
3. Открытие новых знаний.
А сегодня поговорим о дроби .
Что она означает? А знаете ли вы , что она имеет особое название? И называют эту дробь процентом.
Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Тема нашего урока «Проценты».
Определение: Процентом называют одну сотую часть числа или величины.
Слово процент - заменяют знаком «%» (слайд 3)
Знаком ли вам этот знак? Где вы его видели? (Выслушать ответы учащихся)
А знаете ли вы что означает процент и как произошел знак %?
(слайд 4)
Историческая справка [ 2]
(Слово «процент» происходит от латинских слов pro centum, что означает «за сотню», «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целого в одних и тех же сотых долях. Проценты были особенно распространены в древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. От римлян проценты перешли к другим народам Европы. Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширяется, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.
Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто) , которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда, путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту, произошел современный символ для обозначения процента.
Существует и другая версия возникновения этого знака. В 1685 году в Париже была напечатана книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этого многие математики также стали для обозначения процентов употреблять знак %, и постепенно он получил всеобщее признание. (слайд 4)
4. Физминутка.
Устали? Давайте совершим превращения и создадим свой знак %.
Встаньте прямо.
Наклон влево, правая рука к плечу, а левая на пояс.
Встаньте прямо.
Наклон вправо, левая рука к плечу, а правая на пояс.
Повторить несколько раз.
Занять свои места.
5. Работа с учебником.
Открыть страницу 236 и прочитать определение процента. Рассказать по очереди соседу по парте. Записать в тетрадь .(слайд 3)
6.Перевод процентов в десятичную дробь.
«pro centum» означает «делю на 100».
Правило: чтобы перевести проценты в десятичную дробь нужно: число процентов разделить на 100.
Например, 1 % = 1 : 100 = 0,01
7 % = 7 : 100 = 0,07
Выполните задания в тетради. (слайд 6).Один ученик выполняет на переносной доске.
3% = 89%=
15% = 100%=
45%= 135%=
Класс проверяет (Верно – делают хлопок в ладоши, неверно – руки сложены на партах).
7.Обращение десятичной дроби в проценты.
Правило: чтобы обратить десятичную дробь в проценты , надо ее умножить на 100%.
Например, 0,17 = 0,17 · 100%=17%
0,09 = 0,09· 100%= 9%
2,12 = 2,12 · 100% = 212%
Выполните задания в тетради: (слайд7). Один ученик выполняет на переносной доске.
0,93 = 0,08 =
0,5 = 0,58 =
1,92 = 1,0 =
Класс проверяет. (верно – киваем головой, неверно – не киваем)
Найдите в учебнике вновь изученные правила. Прочитайте их соседу по парте.
Вернемся к набору «Доли и дроби »
- Сколько процентов составляет целый круг?
- сколько процентов составляет половина круга? Четверть круга? Три четверти круга?
Запомним равенства(слайд 8)
0,1 = = 10% 0,25 = = 25% 0,5 = = 50%
0,75 = = 75% 1 = 100%
8. Закрепление.
Выполнить № 1561, 1562. (слайд 9)
9.Итог урока. Рефлексия.
Что называют процентом?
Как произошли проценты?
Как произошел знак %?
Как перевести проценты в десятичную дробь?
Как обратить десятичную дробь в проценты?
10.Домашнее задание (слайд 10)
Пункт 40. Выучить определение процента и правила.
№ 1598, 1599.
-Думаю, что сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного. Спасибо за урок.
Источники литературы:
Математика. 5 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений/ [ Н.Я.Виленкин и др.] . - 23-е изд., испр. – М.,:Мнемозина, 2008. – 280 с.
История математики в школе.Г.И.Глейзер (с.65-67)
4