СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики в 5 классе "Проценты и семейная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Проценты и семейная математика.

Класс: 5

Цель: Систематизация знаний по теме «Проценты».

Задачи:

Предметные: применять полученные умения и навыки вычисления процентов при решении финансовых задач практической направленности, искать наиболее рациональные математические модели для решения экономических ситуаций; способствовать формированию умений решать задачи с помощью «процентов».

Личностные: уметь формулировать свои мысли; слушать и понимать речь других; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение, уметь анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников,

Тип занятия: урок обобщения и систематизации изученного материала.

Форма проведения: Урок- практикум.

Оборудование: Проектор, интерактивная доска, магнитная доска, оценочные листы (на каждого обучающегося)

Планируемые результаты:

Предметные: знание различных типов задач на проценты; умения использовать теоретические знания по теме при решение практических задач.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, причины неудач.

Метапредметные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Тема урока: Проценты и семейная математика.

Класс: 5

Цель: Систематизация знаний по теме «Проценты».

Задачи:

Предметные: применять полученные умения и навыки вычисления процентов при решении финансовых задач практической направленности, искать наиболее рациональные математические модели для решения экономических ситуаций; способствовать формированию умений решать задачи с помощью «процентов».

Личностные: уметь формулировать свои мысли; слушать и понимать речь других; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение, уметь анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников,

Тип занятия: урок обобщения и систематизации изученного материала.

Форма проведения: Урок- практикум.

Оборудование: Проектор, интерактивная доска, магнитная доска, оценочные листы (на каждого обучающегося)

Планируемые результаты:

Предметные: знание различных типов задач на проценты; умения использовать теоретические знания по теме при решение практических задач.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, причины неудач.

Метапредметные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 5 классе "Проценты и семейная математика"»

Тема урока: Проценты и семейная математика.

Класс: 5

Цель: Систематизация знаний по теме «Проценты».

Задачи:

Предметные: применять полученные умения и навыки вычисления процентов при решении финансовых задач практической направленности, искать наиболее рациональные математические модели для решения экономических ситуаций; способствовать формированию умений решать задачи с помощью «процентов».

Личностные: уметь формулировать свои мысли; слушать и понимать речь других; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение, уметь анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников,

Тип занятия: урок обобщения и систематизации изученного материала.

Форма проведения: Урок- практикум.

Оборудование: Проектор, интерактивная доска, магнитная доска, оценочные листы (на каждого обучающегося)

Планируемые результаты:

Предметные: знание различных типов задач на проценты; умения использовать теоретические знания по теме при решение практических задач.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, причины неудач.

Метапредметные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I. Организационный этап.

Цель: включение в деловой ритм.


1 минута

- Друзья мои!

Я очень рада войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я надеюсь, что и вы с хорошим настроением пришли на сегодняшний урок.

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Еще раз проверьте есть ли у вас на столе учебник, тетрадь, оценочный лист, ручка, карандаш, линейка. Не забудьте на каждом этапе урока оценить себя и своего одноклассника в группе. (Приложение 1).

Приветствуют учителя, улыбаются, настраиваются на работу.

Проверяют наличие принадлежностей.

Коммуникативные.

Слушать, адекватно реагировать на реплику.


Регулятивные.

Самостоятельно организовать рабочее место, настраивать себя на продуктивную работу.

Личностные.

Доброжелательное и уважительное отношение к другому человеку.

II. Этап актуализации знаний. Проверка домашнего задания.

Цель: подготовка мышления учащихся к применению имеющихся знаний.


5 минут

Ребята, давайте вспомним, что мы нового узнали на прошлых уроках?

-Что называется процентом числа (величины)?

- Как легко перевести проценты в десятичную дробь?


-Как обратить десятичную дробь в проценты?

(Слайд 2)


-Что мы находим в первую очередь при решении задач на проценты?

-Кто может выйти доске и составить краткую запись к задаче, если известна часть (обозначим буквой Ч), которая составляет 20%, а надо найди целое (обозначим буквой Ц)?

-Кто может выйти к доске и составить краткую запись, если известно целое (обозначим буквой Ц), а надо найти часть, которая составляет 20%


- Как можно найти сколько процентов составляет часть от целого?



Учащиеся отвечают на вопросы?


Процентом называют одну сотую часть.

Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число на 100.

Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо ее умножить на 100.


Ученики записывают на доске

Ч-20% 1%=Ч:20


?-100% Ч:20*100




Ц-100% 1%=Ц:100


?-20% Ц:100*20



Познавательные.

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

Структуировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках

Коммуникативные.

Воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные.

Выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их.

III. Постановка проблемной задачи. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: обеспечение мотивации.

2 минуты

Ребята, перед вами лежит вырезка статьи из газеты. Прочитайте, пожалуйста.

«Семья-опора и основа государства. В семье закладываются основы нравственного воспитания, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность».

Подумайте, нужны ли знания о процентах в жизни каждой семьи?

Хорошо, еще раз попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.



Читаю про себя вырезку из газеты.









Учащиеся обсуждают ответ на поставленный вопрос и высказывают свои предположения. Многие затрудняются ответить.

Познавательные.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их. Формулировать проблему.

Коммуникативные.

Формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи.

Высказывать свои предположения.


IV. Определение темы, постановка цели, определение задач.

Цель: организация детьми открытия способа действий.

3 минуты

Ребята, исходя из поставленного вопроса, попробуем сформулировать тему урока. (Учитель помогает с формулировкой). Запишем тему урока. (Слайд 3)

Сформулируем цель урока.

(После выведения цель вывешивается на доску)

Что мы уже сделали для реализации нашей цели?

Правильно, вспомнили все, что мы знаем о процентах.

Какие еще шаги мы предпримем для реализации нашей цели?

(На доске глаголы «вспомнить», «повторить», «закрепить». В ходе формулирования задач, учитель вывешивает их на доске).


Учащиеся предлагают свои варианты.

Записывают тему урока.

«Проценты и семейная математика».

Цель: Показ важности и необходимости применения математики в семье.

Учащиеся с помощью учителя формулируют задачи урока:

1.Вспомнить, что мы знаем о процентах.

2. Повторить основные типы решения задач на проценты.

3.Закрепить знания при решении практических задач.

4.Ответить на поставленный вопрос: «Нужны ли знания о процентах в каждой семье?»

Познавательные.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.

Регулятивные.

Составление плана деятельности.

Постановка учебной цели в процессе освоения учебной информации.

Коммуникативные.

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время фронтальной беседы.

Личностные.

Самоопределение.


V. Этап первичного закрепления знаний.

Цель: закрепление усвоенных знаний, организация самостоятельного выполнения заданий учащимися.


14 минут

Фронтальная устная работа. (Слайд 4)

  1. Выразите проценты в виде дроби:

1%, 5%, 70%, 100%, 120%, 150%, 200%, 1020%.

  1. Выразите дроби в виде процентов:

, , , , , .

  1. Назовите 1%: от 1 м; 1 ц; 1 кг. (Слайд 5)

  2. Назовите 5%, 15%, 27% от каждой из величин: 1 м; 1 ц; 1 кг.

  3. Как вы думаете, что больше 1% от 200 или 5% от 100? (Слайд 6)

  4. Сколько минут составляет 10 % от 2 часов?

  5. Сколько часов составляет 25% от 3 суток?

  6. Сколько секунд составляет 5% от 5 минут?


(на доске сделана заранее надпись)

Запомни!

; ;

; ; ;

.


















Математический диктант (работа в парах) (Слайд 7)

  1. Запишите проценты в виде дроби:

10%; 20%; 75%; 150%.

  1. Запишите дроби в виде процентов:

; ; ; .

  1. Вычислите:

50% от 400; 10% от 20; 25% от 16; 75% от 8.

  1. Найдите число: если 1% равен 3; 10% равно 40; 50% равно 250.

  2. Сколько процентов число 50 составляет от числа 200?

  3. Сколько процентов число 200 составляет от числа 50?

А теперь поменяйтесь тетрадями и оцените себя и соседа по парте.

Критерии на слайде: за каждый верно решенный пример 1 б. «3»-8-10 б., «4»- 11-15 б., «5»-16-17 б. (Слайд 8).

Ответы на слайде: 1. . 2. 5%; 20%; 25%; 50%; 3. 200; 2; 4; 6. 4. 300; 400; 500. 5. 25%. 6. 400%.






Учащиеся устно отвечают на вопросы.



































Учащиеся выполняют диктант в тетрадях, после выполнения- идет взаимопроверка и оценка выполненной работы

Познавательные.

Выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные

Сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

Отличать верно выполненные задания от неверного.

Действовать по алгоритму, правилу.

Оценивание результатов выполненной работы.

Коммуникативные.

Договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение.

Личностные

Рефлексия собственной деятельности.

Доброжелательное и уважительное отношение к другому человеку.

VI. Этап обобщения, закрепления и систематизации знаний.

Цель: установление правильности осознанности усвоения учебного материала и выявления качества овладения способами действий.


10 минут

Физкультминутка: (Слайд 9).

Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок,

Посмотрели все вперёд.

Раз – согнуться – разогнуться,

Два ─ согнуться – потянутся,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Пять и шесть тихо сесть.

А теперь, ребята, вы поработаете в группах, и будете решать новые для вас задачи, используя знания по теме: «Проценты». Задачи представлены трех уровней сложности. Я предлагаю вам распределиться по группам. Если вы испытываете затруднения, я готова вам помочь.

1 группа.

Определите, какая сумма лежала на вкладе «Семейный» в банке, если доход в размере 6%, начисленный на нее, составил 720 руб.?

2 группа.

Папа купил телевизор в кредит, уплатил первый взнос 1500 руб., остальные 75% стоимости телевизора он должен выплатить в следующие 6 месяцев равными частями. Сколько стоит телевизор? Какую сумму папа будет выплачивать каждый месяц?

3 группа.

Зарплата мамы в этом месяце увеличилась на 10% и составила 9900 руб. Какова была зарплата мамы в прошлом месяце?

4 группа.

Дружная семья- мама, папа, брат и я- отправилась в магазин за покупками.

Было у нас 5000 руб. 50% всей суммы потратили на обувь детям, а 40% остатка израсходовали на продукты. Сколько денег осталось?



5 группа.

За хорошую учебу своего сына мама с папой решили купить ему новый компьютер. Первоначальная стоимость компьютера составляла 20 000 руб. Семье повезло дважды: воскресная скидка 5 % и новогоднее предложение- скидка 10%. Определите цену товара после двух понижений: сначала на 5%, а потом на 10%.


А теперь не забудьте оценить себя и одноклассника.


Учащиеся встают и вместе с учителем выполняют физкультминутку.











Учащиеся делятся на группы и, обсуждая, решают задачи, оформляя решение в тетради. Учитель выступает в роли помощника.

Затем представитель от каждой группы выходит к доске и решает задачу, объясняя всему классу.

1 группа.

(Решение.720-6%, 1%=720:6=120. 120*100=1200)

2 группа.

(Решение. 1) -стоит телевизор;

2) = 750 руб.- папа будет выплачивать каждый месяц.)


3 группа.

(Решение. руб.)



4 группа.

(Решение. 1) руб.-стоит обувь, 2) 5000-2500=2500 руб.- осталось после покупки обуви;

3) руб.- стоят продукты;

4)2500-1000=1500 руб.,-осталось).



5 группа.

(Решение. 1) руб. – составляют 5%;

2) 20000-1000=19 000 руб.- цена после первой скидки;




3) руб.- составляют 10%

4) 19000-1900=17 100 руб.- цена товара после двух понижений).


Познавательные.

Анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Регулятивные.

Отличать верно выполненные задания от неверного.

Организовывать выполнение заданий учителя.

Принятия решения об использовании помощи.

Коммуникативные.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Управление поведением партнера.

Слушать и понимать мнения и взгляды других.

Использовать речевые средства для дискуссии.

Личностные

Ответственное отношение к учебным поручениям и учебной работе.

Доброжелательное и уважительное отношение к другому человеку.

VII. Этап подведения итогов обучения.

Цель: фиксирование усвоения способов и действий.

2 минуты

Ребята, понравилось вам решать новые задачи? Попробуем теперь ответить на поставленный вопрос: «Нужны ли знания о процентах в жизни каждой семьи?». Приведите, примеры.

Скажите, мы достигли цели нашего урока? Все задачи выполнили, пока достигали цели?


Теперь ребята однозначно утверждают, что нужны.

Регулятивные.

Делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные.

Использовать речевые средства для дискуссии.

Личностные.

Самоопределение

VII. Этап определения домашнего задания и инструктажа.

Цель: инструктаж учащихся по домашнему заданию.

1 минута

Домашнее задание: 1. Решить задачу. Семья отправилась на легковой машине в путешествие по маршруту Шангалы-Москва- Сочи. В первый день они проехали 35% всего пути, во второй 40% всего пути, а третий день они проехали остаток пути- 650 км. Сколько километров составляет маршрут в одну сторону?

2. Составить и решить задачу на проценты для вашей семьи. (Слайд 10). Учитель выдает карточки с заданием тетрадь

Учащиеся вставляют карточку с задачей в тетрадь.


IX. Рефлексия.

Цель: обеспечение понимания цели и содержания полученного результата.

2 минуты

Ребята на экране вам предложено начало фразы (Приложение 3.). А сейчас каждый из вас выберет нужную и скажет свое предложение. Посмотрите, полностью ли заполнен оценочный лист, сдайте его, пожалуйста, мне. (Слайд 11).

Спасибо всем за работу на уроке! Вы все очень хорошо потрудились! (Слайд 12).

Ребята по кругу высказывают предложения.

Познавательные:

Самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные.

Позитивная и адекватная самооценка, осознание себя, как успешного ученика.

Формировать адекватную самооценку, мотивацию учебной деятельности




















Приложение 1.

Лист самооценки ученика 5 класса.




Фамилия имя____________________________



Деятельность на уроке

Моя оценка

Оценка в группе

Оценка учителя

Проверка домашнего задания

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

Математический диктант

 

 

 

Самостоятельная работа в группах

 

 

 

Итоговая оценка:

 

 

 













Приложение 2.

«Правила работы в группе».

  1. Слушай, что говорят другие.

  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  3. Говори спокойно, ясно, только по делу.

  4. Анализируй свою деятельность, вовремя исправляй недостатки.

  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Приложение 3.

сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…, я выполнял задания…, я смог…, я попробую…, меня удивило…, урок дал мне для жизни…, я понял, что…

теперь я могу…, я почувствовал, что…, я приобрел…, я научился…, у меня получилось …,мне захотелось…








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!