• Практически знакомить с механизмом образования слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня;
• Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать;
• Воспитывать умения общаться.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности (1 мин) | | |
-А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? | | ЦЕЛЬ: Замотивировать детей на работу УУД: личностные |
Актуализация знаний На доске: (8 мин) | | |
- Прочитайте слова и разделите их на группы по столбикам, ответ обоснуйте: (запишите по столбикам) Грамм, звёздный, масса, праздник, кросс, сердце, сказка - Сравните. Все согласны с ребятами? Дополнения есть? - На какие группы разделили слова? -Где пишется удвоенная согласная? - Где пишется парная согласная - Где пишется непроизносимая согласная? | К доске выходят 2 человека: - ваша задача – распределить слова по группам - задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь (в корне) (в корне) (в корне) | ЦЕЛЬ: Актуализировать знания детей по теме «Правописание проверяемых согласных букв в корне слова УУД: регулятивные |
Пробное учебное действие | | |
-Допишите к слову СКАЗКА слова однокоренные слова с приставкой - Запишите эти слова в тетрадь - Объясните, почему во всех словах одна С, а в слове РАССКАЗ – две буквы СС? | (пересказ, присказка, рассказ) (1 человек у доски) | УУД: регулятивные |
Выявление места и причины затруднения (7 мин) | | |
- Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? -Давайте проверим, правы ли вы - Какая цель возникает перед вами? | После ответа детей открывается доска с названием темы урока (научиться правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня) | ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность УУД: познавательные |
5) Построение проекта выхода из затруднения (какие знания применяю) | | |
- Что предстоит выяснить? –Какие знания вам понадобятся, чтобы научиться правильно писать такие слова? - Предложите план, по которому будем действовать - Определим в слове РАССКАЗ его части. Чтобы найти корень, подбираем однокоренные слова - В слове РАССКАЗ приставка РАС-, потому что можно образовать однокоренные слова с другими приставками (рассказ, пересказ) - Сделайте вывод - Почему в слове РАССКАЗ пишется удвоенная согласная? | (в каких случаях на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная) (сказать, сказ, сказочка). Значит, - СКАЗ- корень Выделяется только приставка и подчёркивается первая буква корня и удвоенная согласная (одной буквой С заканчивается приставка РАС-, с другой начинается корень СКАЗ- ) | ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность УУД: познавательные регулятивные |
6) Физминутка (2 мин) | | |
Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, подпрыгивая при этом. Спросите, не повысив тона: Что больше, центнер или тонна? Необходимы соль и крупы, Чтоб кашу наварить для группы. Кто получит низкий балл, Не придёт на школьный бал. Радиоволна идёт сквозь стену. Мы её поймаем на антенну. Если пьёте в школе квас, Не забрызгайте весь класс. Если в доме много сора, Может в доме вспыхнуть ссора. Приятнее найти под ёлкой гриб, Чем получить ангину или грипп | | |
7) Первичное закрепление с комментированием (9 мин) | | |
Давайте слова на это правило рассмотрим в учебнике на с. 35 - Почему в этих словах пишется удвоенная согласная? | УПР. 67 Ученики выполняют задание устно (одной согласной оканчивается приставка, а с другой согласной начинается корень) | ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания УУД: регулятивные, познавательные |
8) Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин) | | |
На доске прикреплены карточки - Образуйте от данных приставок и слов новые слова - Почему в этих словах пишется удвоенная согласная? - На доске вы видите ещё одну группу слов. Предложите задание с этой группой | У доски по одному человеку по очереди, остальные - в тетрадях (дети образуют слова и объясняют свой выбор) (одной согласной оканчивается приставка, а с другой согласной начинается корень) (дети предлагают) У доски – 2 чел, остальные - в тетрадях Затем дети должны обосновать, почему разделили слова на такие группы | ЦЕЛЬ: Закрепить полученные знания УУД: познавательные |
9) Рефлексия (2 мин) | | |
- Какую цель вы поставили в начале урока? –Выполнили вы цель? Научились писать слова на это правило? -Если вы поняли тему урока, возьмите этот знак: - А если не поняли – такой знак | (научиться правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня) | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
9) Домашнее задание с.36, упр. №68 (1 мин) | | |